всё о любом фильме:
...из книги «3500 кинорецензий»

Капитан Крюк

Hook, 1991
Информация о фильме »
* Внимание! Рецензия может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
28.12.2008
Сергей Кудрявцев 7.5/10
Приключенческая фантазия

Стивен Спилберг, коммерческий баловень судьбы, изо всех сил стараясь удержаться в числе лидеров зрелищного кинематографа, в то же время и порой вопреки раздражению многих зрителей и критиков, пытается вырваться из плена приключенческо-развлекательного кино. Это стало заметно ещё в середине 80-х годов, когда «американский киновундеркинд» сделал подряд такие фильмы, как «Цвет лиловый», «Империя солнца», «Всегда», наконец, «Капитан Крюк» (кстати, именно с него начался плодотворный союз с продюсером Джералдом Р. Моленом, приведший, с одной стороны, к созданию «Парка юрского периода», а с другой — «Списка Шиндлера»).

Спилберг, разменяв пятый десяток, всё чаще начал задумываться о вечном и непреложном, тяготясь имиджем инфантильного мечтателя и беспечного искателя приключений. Однако и не хотел обрывать свою тесную связь с желаниями и грёзами детства, чувствуя насущную потребность в контакте знакомой окружающей действительности с миром тайн, неведомых явлений, небывалых воздействий. Ему была просто скучна суетливая, заполненная делами, опустошающая душу, автоматизированная жизнь современных преуспевающих бизнесменов (кем он сам как раз и является по другую сторону кинокамеры). И, подобно адвокату Питеру Беннингу из «Капитана Крюка», тоже стремился проникнуть в невероятную страну и обнаружить в себе способности сказочного персонажа Питера Пэна, умеющего летать и легко побеждать в поединках с пиратами во главе с капитаном Крюком.

Эта картина Стивена Спилберга, использующая мотивы популярной сказки «Питер Пэн» Джеймса М. Бэрри, английского писателя начала XX века, может увлечь многих — и $300 млн. сборов в мировом прокате подтвердили пока что не улетучившуюся репутацию творца визуальных феерий, занимательных киноавантюр с применением удивительных спецэффектов, подчас остроумных находок, которые оживляют само по себе увлекательное действие. Но, кажется, у мастера зрелищ уже не было прежней лёгкости и полной свободы, раскрепощённости творчества, поскольку заметно некое усилие, искусственное взбадривание, своеобразное допинговое подпитывание собственной киномагии, склонности к волшебному или фантастическому преображению реальности.

Спилберг в пору наступившей зрелости иногда мучительно сдирал с себя наросты внешнего благополучия и внутреннего равнодушия, даже сознательно прибегая к явному мелодраматизму, сентиментальности и трогательности переживаний. И несколько прямолинейно противопоставлял настоящее и выдуманное, рьяно убеждая в том, что надо постоянно помнить о детских мечтах и не забывать о жизни после смерти, где зачтутся все добрые и благодетельные поступки. Современный сказочник, преодолевая собственную усталость, разочарованность или же лень воображения, войдя в навязываемую ему роль духовного отца, учителя и пророка суперзрелищного кинематографа, попросту став мудрее в житейском и профессиональном плане, не может уже избежать чуть менторской интонации в своих путешествиях из Вечности в Небывалию, что ощущается в лентах «Всегда» (1989) и «Капитан Крюк» (1991).

Последняя из названных картин рождена под несомненным впечатлением от диснеевского мультфильма «Питер Пэн» (1952) и иных объектов детских пристрастий в искусстве юного Стивена Спилберга (при желании можно более детально доказать прямую перекличку между сценами и даже кадрами старых анимационных и фантастических лент 50-х годов, с одной стороны, и режиссёрскими решениями эпизодов в работах киномаэстро в 70—90-е годы, с другой стороны). В целом проигрывая подлинно сказочной, неистощимой на выдумку и одновременно забавной анимации школы Уолта Диснея, его косвенный наследник по кудесничеству, несмотря на отсутствие идеальной формы и вопреки некоторой растерянности, пребыванию в состоянии как бы странника на распутье, добивается буквально в паре кадров (конечно, не без помощи своего верного соратника, композитора Джона Уильямса) эмоционального потрясения — от чувства, что невероятное находится рядом, среди нас, а точнее — внутри наших душ. Почему бы после этого не поверить, что в каждом действительно таится фантазёр и сорвиголова Питер Пэн?!

1991

на страницу фильма