...из книги «3500 кинорецензий»

Дневник Бриджет Джонс

Bridget Jones's Diary, 2001
Информация о фильме »
* Внимание! Рецензия может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
06.12.2008
Сергей Кудрявцев 7/10
Романтическо-мелодраматическая комедия

Эта киноистория является совершенно выдуманной, однако имеет как будто документальную природу, поскольку экранизированный роман «Дневник Бриджит Джонс» Хелен Филдинг возник благодаря её газетным колонкам на самые разные темы. Филдинг писала с точки зрения тридцатилетней незамужней англичанки, которая страдает от лишнего веса, злоупотребления алкоголем, отчаянных поисков достойного жениха, а главное — от неуверенности в себе.

Лента дебютантки в режиссуре Шэрон Магуайр (что-то она ничего с тех пор не сняла!) тоже заслуживает определённый интерес, пусть и не хватает звёзд с небес, а в каком-то смысле вторична — например, в сопоставлении с картиной «Четыре свадьбы и похороны» и вошедшими в моду осовремененными экранизациями произведений Джейн Остин типа «Эммы». Косвенно затрагивая социальные сферы не только из-за своего феминистского пафоса, «Дневник Бриджит Джонс» обнажает существование вообще-то вечной дилеммы, которая встаёт перед человеком, желающим вырваться за пределы обычной жизни, заранее предопределённого прозябания где-то на задворках большого и прекрасного мира.

Вроде бы благополучная Бриджит работает в лондонском издательстве (правда, на незначительной должности) и одержимо мечтает о лучшей доле — как бы ей поскорее выбраться в средний класс общества, выгодно выйти замуж, допустим, за собственного 35-летнего босса, хотя он, между прочим, рвётся ещё выше, надеясь подцепить американку из влиятельного нью-йоркского издательства. В конце концов, героиня, которая считает себя «девушкой в критическом возрасте», обретёт искомого жениха в лице молодого и успешного адвоката, пусть ему и придётся пожертвовать ради любви выгодным предложением о работе в США. Но и это, надо думать, со временем наладится и образуется.

К данному сюжету надо бы отнестись не с точки зрения соответствия реальности (хотя этот вымышленный фильм вызвал эффект узнавания у многих читательниц и зрительниц — даже далеко от Лондона) и не под углом жанрового преломления. Конечно, Бриджит Джонс может торжествовать, завязав к тридцати двум годам с безалаберным способом бытования. Но тут следует говорить и о цене достижения мечты. Бриджит полагает, что ничего не имеет, но добивается всего, чего хотела, однако почему-то кажется, что к финалу она утрачивает свою необычную индивидуальность и отныне будет средней британской буржуазкой подле преуспевающего мужа.

Кстати, её мать, взбесившись на склоне лет, пустилась в глупую авантюру с лоснящимся телеведущим, но в итоге-то вернулась к терпеливому и любящему супругу, пусть он и не был богат и знаменит. Так что погоня за необычностью существования вполне может обернуться разочарованием в призрачном идеале. Потому не стоит особо радоваться вместе с выигравшей героиней «Дневника Бриджит Джонс». Ещё неизвестно, кто на самом деле что приобрёл, а что утратил. Дальнейшая жизнь рассудит.

Но вот от продолжения этой истории авторам уж точно нельзя было отвертеться, поскольку картина имела большой успех в кинопрокате, став суперхитом в Великобритании, но также в США и остальном мире была воспринята с редкостным энтузиазмом, почти в 11 раз превзойдя свой бюджет.

2001

на страницу фильма