...из книги «3500 кинорецензий»

Аполлон 13

Apollo 13, 1995
Информация о фильме »
* Внимание! Рецензия может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
20.10.2008
Сергей Кудрявцев 7.5/10
Космическая драма

В 1983 году вышел первый фильм, посвящённый космической программе США — «Ребята что надо!» Филипа Кауфмана, который вызвал энтузиазм критиков, был номинирован на «Оскар» среди лучших кинопроизведений года, однако получил премии Киноакадемии только в технических категориях и за музыку, а в прокате не пользовался успехом. «Аполлон 13», конечно, тоже не обошёлся без «Оскаров» за звук и монтаж, но, прежде всего, получил внушительные кассовые сборы в прокате — и до сих пор входит в число ста пятидесяти самых популярных за всю историю американского кино.

42-летний режиссёр Рон Хауард прежде был известен тем, что в большом кинематографе (если не считать ранних опытов в малобюджетном кино, в том числе — под присмотром Роджера Кормена, которого благодарный ученик снял в «Аполлоне 13» в эпизодической роли конгрессмена) практически не знал провалов во всех жанрах — от фантастических комедий («Всплеск», «Кокон») до своего рода «производственных драм» («Газета»). А «Аполлон 13» как драма со спецэффектами может быть сопоставлена с другой лентой Хауарда — «Обратная тяга» (чаще её переводили иначе — «Огненный вихрь») о доблестных пожарных. Но постановщик не стремится к возвеличиванию подвигов храбрых американских астронавтов — не только из-за того, что миссия «Аполлона 13» в апреле 1970 года оказалась неудачной, накладки и сбои в программе преследовали с самого начала, а в несчастливый день 13 апреля на корабле с порядковым номером 13 случилась серьёзная авария, в результате чего экипаж только чудом остался жив, а ещё предстояло снять его с орбиты.

Картина «Аполлон 13» в каком-то смысле — тоже обычная производственная история (правда, с солидным бюджетом $62 млн.): люди заняты своей нелёгкой работой, в их поведении на Земле и в космосе немало бытовых, даже снижающих излишний пафос деталей, и астронавты вынуждены ликвидировать прорыв вместе с центром управления полётами в Хьюстоне лишь потому, что иначе не выжить и можно подвергнуть сомнению всю космическую программу. Тем более что в космосе в то время ещё не погибал ни один из американских астронавтов (но в первых кадрах мы не случайно видим тех, кто заживо сгорел во время испытаний на Земле).

Однако три самых патетических момента (наблюдение в иллюминатор за уже недоступной Луной, удачная коррекция орбиты корабля с ориентацией на голубой шар Земли и, наконец, аплодисменты и проявление эмоций в центре управления после почти пятиминутного ожидания, что посадочный модуль с живыми астронавтами благополучно преодолел высокие слои земной атмосферы) точно расставлены в более чем двухчасовом повествовании. Кстати, оно смотрится увлекательно — даже если мы знаем заранее, что всё должно кончиться хорошо. Но справедливости ради надо сказать, что ещё интереснее документальная лента Эла Райнерта (кстати, одного из сценаристов «Аполлона 13»), которая называется «… и для всего человечества» (1989) и смонтирована из уникальных кадров, снятых членами экипажей всех экспедиций на Луну.

1996/2006

на страницу фильма