всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

И все-таки я верю... 8.5/10
1974

Документальный кинороман

Выдающийся отечественный режиссёр Михаил Ромм в последние годы своей жизни работал над документальным фильмом «Мир сегодня», который уже после смерти мастера был закончен его более молодыми коллегами — Элемом Климовым и Марленом Хуциевым, а также оператором Германом Лавровым, прежде сотрудничавшим с Роммом на лентах «Девять дней одного года» и «Обыкновенный фашизм». Кстати, сам автор «Мира сегодня» рассматривал эту картину как логическое продолжение «Обыкновенного фашизма», поскольку хотел выразить на экране свою надежду на то, что современный мир больше никогда не вернётся к ужасам истребления целых народов во время второй мировой войны.
И как Икар 8/10
I... comme Icare, 1979

Политический детектив

Прокурор Вольне, который занимается делом об убийстве президента, продвигается дальше остальных, разгадывая план заговорщиков под кодовым названием «операция Икар». Однако он не знает, что с каждым шагом приближается к западне, искусно расставленной теми, кто заинтересован в сохранении тайны.
И корабль плывет 8.5/10
E la nave va, 1983

Эстетская музыкальная драма с элементами иронии

В июле 1914 года из Неаполя отплывает корабль «Глория Н.» со странными для постороннего взгляда пассажирами на борту, которые сопровождают прах оперной дивы Эдме Тетуа, будучи страстными поклонниками её самой и  оперного искусства в целом. По пути на остров, где родилась певица, пароход подбирает потерпевших кораблекрушение сербов-беженцев. Однако со встреченного в море австро-венгерского броненосца требуют их выдачи. Между двумя кораблями завязывается сражение, в результате чего смогли уцелеть только репортёр Орландо, бравший во время плавания интервью у всех пассажиров, и один из гигантских носорогов, которых перевозили неизвестно для какой цели в трюме парохода. Кстати, их сторожа сыграл известный итальянский режиссёр Франческо Мазелли, а признанный немецкий хореограф Пина Бауш выступила в качестве принцессы Леремии, но кроме британца Фредди Джонса в роли Орландо, остальные исполнители незнакомы, как это часто бывает в фильмах Федерико Феллини, любителя типажей и неординарных человеческих лиц.
И наступит завтра 7/10
Om jag vänder mig om, 2003

Семейно-психологическая драма

Вообще-то международное название этого шведского фильма — «Рассвет», а во время съёмок он именовался «Долгой ночью», поскольку действие происходит в течение одной ночи, когда разные семьи (как бывшие, так и настоящие) выясняют отношения в своём тесном кругу, а также с посторонними людьми, которые, так или иначе, оказались свидетелями психологических баталий, скрытых за пределами окон и дверей. Кстати, один из персонажей, обычный работяга Андерс, который соглашается на любую халтуру, чтобы содержать жену и повзрослевшую дочку, откликается на объявление о поиске каменщика, обязанного… заложить изнутри кирпичами все выходы во внешний мир из дома, где проживает пожилая пара супругов Кнута и Моны. Ведь они уже отчаялись вернуть назад собственную дочь, которая предпочла выйти замуж за какого-то приезжего африканца.
И Ниночка снимает свои штанишки 3/10
Auch Ninotschka zieht ihr Höschen aus, 1973

Эротическая комедия

Насколько же прозорливыми оказались ещё в начале 70-х годов тогдашние западногерманские кинематографисты, представив в виде эротического фарса историю вхождения в рыночные отношения молодого и инициативного колхозного предпринимателя Петра Чехова, а также трёх деревенских девушек — Наташи, Веры и Ольги. Они по ошибке, но не без удовольствия, а тем более — с коммерческой пользой для себя стали выполнять сексуальные прихоти заграничных состоятельных господ и прочих спонсоров.
И спотыкается бегущий 7/10
The Runner Stumbles, 1979

Психологическая драма

Последняя лента в кинобиографии 66-летнего американского режиссёра Стенли Крамера, основанная на пьесе Милана Ститта, которая шла на Бродвее. Она продолжает традицию разговорных драм этого постановщика о человеческой нетерпимости, преследовании людей по религиозным, расовым и иным принципам или из-за несоблюдения принятых в обществе моральных догм. Конечно, самые лучшие произведения Крамера — «Нюрнбергский процесс» и «Корабль дураков». А картина «И спотыкается бегущий» — вполне добротная, честная, по всей видимости, не очень приятная для всё-таки консервативной и пуританской (тем более — в религиозной сфере) Америки.
И стал свет 8.5/10
Et la lumière fut, 1989

Экзистенциальная трагикомическая притча

Грузин Отар Иоселиани как будто задался целью на спор доказать, что не только во Франции, но и в Африке он остаётся моментально узнаваемым Иоселиани — и никем другим! Если же серьёзно, то лента с таким библейским, ветхозаветным названием (на самом деле, оно обманчиво, поскольку впору говорить, наоборот, о конце света или же о том, что западная цивилизация неминуемо и губительно наступает даже на затерянную где-то в Африке деревушку) во многом перекликается тоже с якобы деревенской картиной «Пастораль», сделанной режиссёром ещё в Грузии.
И целого мира мало 4/10
The World Is Not Enough, 1999

Шпионско-приключенческий боевик

Предыдущая серия «бондианы» — «Завтра не умрёт никогда» (1997) — вроде бы давала некоторую надежду на то, что в популярном киноцикле, возрождённом при участии Пирса Броснана, пятого исполнителя роли агента 007, появится хоть какое-то подобие иронии, а нагромождение трюков не превратит очередную ленту о Джеймсе Бонде ещё в один постановочный и дорогостоящий боевик. Но подобно «Золотому глазу», вновь косвенно касаясь российской или же бывшей советской реальности, фильм «И целого мира мало» (он обошёлся в весьма солидную сумму $135 млн.) оказался тупым, а порой просто идиотским набором штампов, присущих любой заурядной киноподелке о том, как на территории прежнего СССР авантюристы разных мастей запросто похищают ядерные боеголовки, с помощью которых надеются подчинить себе весь мир.
Иваново детство 9.5/10
1962

Экзистенциально-поэтическая драма военных времён

При анализе первого полнометражного фильма молодого Андрея Тарковского (премьера состоялась всего через два дня после того, как он отметил 30-летие) как-то упускается из виду, что выпускник ВГИКа, успевший снять на «Мосфильме» лирико-поэтическую короткометражку «Каток и скрипка», был по рекомендации своего учителя, прославленного режиссёра Михаила Ромма, брошен, что называется, в прорыв и оказался словно в «экзистенциальной ситуации», когда следовало спасать производственную единицу на студии. Прежний постановщик Эдуард Абалов совершенно не справился с материалом, поэтому был отстранён от дальнейшей работы. Что же, прежде всего, сделал новичок Тарковский, как только взялся за режиссуру? Вместе с Андреем Кончаловским, с которым потом напишет сценарий «Страсти по Андрею», послуживший основой для следующего шедевра «Андрей Рублёв», он напрочь изменил традиционную версию адаптации рассказа «Иван» Владимира Богомолова — и писатель, как ни парадоксально, не смог ничего противопоставить напору молодого таланта, хотя позже добивался прекращения съёмок и полной консервации проектов (как в случае с «Моментом истины» Витаутаса Жалакявичюса).
Ивин А. 8/10
1990

Драма

В первую очередь, следует сказать, что у этой картины — на редкость точное название. Рассказ Анатолия Кима носил отвлечённо-философский заголовок «Остановка в августе». Можно вспомнить, что этот же сюжетный мотив (молодой солдат внутренних войск отказывается стрелять в сбежавшего «зэка» и сам должен быть сурово наказан) возникал как одно из ответвлений в его романе-притче «Отец Лес». Актёр Игорь Черницкий, удачно дебютировавший в режиссуре, дал, видимо, не без художественного умысла такое протокольно-поверочное название, в котором на первом месте оказывается фамилия персонажа, а имя этой человеческой индивидуальности вообще сведено до одного инициала. Например, знаменитый французский фильм «Лакомб Люсьен» Луи Маля, который вызвал в своё время резкую критику слева и справа, хотя бы оставлял исторически и политически неприкаянному герою скромное право иметь собственное имя, пусть и поставленное на второе место в полицейских отчётах.
Игра 6/10
The Game, 1997

Психологический триллер

Пользуясь излюбленным американским способом характеристики фильмов, можно сказать, что «Игра» — это «Роковое влечение», которое встречается с «Разоблачением», или же это «Основной инстинкт», смешанный с «Уолл-стрит», наконец, «Война в семействе Роуз», развёртывающаяся на территории «Падения». Тем более что в этих популярных лентах Майкл Даглас с редкостным постоянством воплощал на экране почти все мании современного яппи, к концу века уже приблизившегося к пятидесятилетнему рубежу (сам актёр был чуть постарше и предпочитал убавлять возраст своих героев на три-четыре года). И навязчивые идеи персонажей Дагласа действительно разнообразны — от сексуальной одержимости до мании преследования, от страха потерять работу и из-за этого моментально выпасть из размеренного, раз и навсегда заведённого существования послушного винтика Большой Системы, до искушения непосредственного заигрывания с тайной смерти в типичной пограничной ситуации на стыке бытия-небытия.
Игра смерти 5/10
Game of Death, 1978

Боевик с восточными единоборствами

Название последнего, незаконченного фильма с участием Брюса Ли, «короля кунфу», оказалось пророческим, да и сам сюжет о гонконгской кинозвезде Билли Ло, который прославился в лентах о восточных единоборствах и попал в поле зрения местной мафии, мог спровоцировать слухи о том, что знаменитый актёр умер не своей смертью. Спустя пять лет после его внезапной кончины Роберт Клауз, постановщик лучшей картины с Брюсом Ли — «В бой вступает Дракон», согласился всё-таки завершить прежнюю историю, воспользовавшись имеющимся в наличии тридцатиминутным киноматериалом со славным мастером боевых искусств Востока, а также прибегнув к услугам внешне похожих дублёров. Мгновенное присутствие «легенды во плоти» сразу же возвеличивает, в общем-то, средний фильм. А финальный поединок (к счастью, он был отснят заранее, ещё в 1973 году) оправдывает всю эту затею по воскрешению неосуществлённого проекта. Убеждаешься наглядно, что реальный человек умирает, а вот миф о нём остаётся непоколебимым в игре со смертью.
Игрок 3.5/10
Il cartaio, 2003

Триллер

Трудно поверить, что такое банальное и шаблонное кино снял признанный итальянский мастер эстетских триллеров и фильмов ужасов. Конечно, Дарио Ардженто и ранее не отличался особой логикой и повествовательной искусностью в построении своих лент. Однако даже в поздний период творчества, снимая малоудачные картины вроде собственной киноверсии прославленной готической истории «Призрак оперы», он всё равно отличался необычностью изобразительных решений. А вот «Картёжник» (такой вариант перевода точнее, нежели просто «Игрок», поскольку маньяк, сделавший жизнь захваченных им молодых девушек своей ставкой в видеопокере, имеет прозвище Картёжник) на удивление невыразителен и зауряден с кинематографической точки зрения. Хотя Ардженто специально пригласил французского оператора Бенуа Деби, который привлёк внимание явно нетрадиционным методом съёмок в «Необратимости».
Игрушечные солдатики 6.5/10
Toy Soldiers, 1991

Приключенческая молодёжная драма

Латиноамериканские мафиози, желая шантажировать крупного дельца-американца Альберта Тротту, захватывают колледж закрытого типа, где обучается его сын Билли. Но ученики находят скрытую возможность для оказания сопротивления непрошеным гостям и помогают полиции в ликвидации осадного положения в своём колледже. В этой неожиданной «игре в войну», естественно, задаёт тон гордый и самолюбивый Билли Тротта, доказывающий, что отнюдь не является «папиным сыночком», который не способен постоять за себя и товарищей, вовсе неповинных перед жестокими притеснителями.
Игрушки 4.5/10
Toys, 1992

Комедия

Умирает Кеннет Зиво, магнат бизнеса игрушек, почему-то оставляя могущественную империю в наследство собственному брату Лиленду, безумному генералу, а не своему родному сыну Лесли, весёлому и ребячливому сотруднику фирмы Зиво.
Игры мотыльков 6.5/10
2004

Молодёжная драма

Сам Владимир Железников, автор повести «Чучело-2, или Игра мотыльков», признавал, что связь с известным фильмом «Чучело» Ролана Быкова, снятым по его же одноимённому литературному произведению, всё-таки косвенная, в большей степени — тематическая. Но вторая по счёту картина молодого режиссёра Андрея Прошкина (его «Спартак и Калашников» о более юных подростках был отмечен «Золотым орлом» за дебют) в итоге выходит на непосредственную перекличку с получившей широкий резонанс лентой двадцатилетней давности.
Игры разума 7.5/10
A Beautiful Mind, 2001

Драма

Герой фильма «Блестящий ум» (в нашем прокате вышел под не очень-то удачным названием «Игры разума») — реальное лицо, математик Джон Нэш, ставший на склоне лет Нобелевским лауреатом за свои ранние работы. И этот «светлый ум» всю жизнь страдает (ведь он жив до сих пор) помутнением рассудка, а именно — шизофренией, которая приводила в период обострения болезни к опасной мании преследования, в более лёгкой форме — к видениям, принимаемым за действительность. Так что если бы Джона Нэша не было, подобного уникума надо было бы выдумать. Потому что этот высокоинтеллектуальный вариант Форреста Гампа из одноимённой прославленной ленты Роберта Земекиса — как раз тот образ, в котором остро нуждалось американское сознание для объяснения многих собственных маний, начиная с пресловутой «охоты на ведьм» в период маккартизма и кончая нынешней сверхподозрительностью по отношению ко всем «лицам арабской национальности».
Идальго: Погоня в пустыне 6/10
Hidalgo, 2004

Историко-приключенческий фильм

Хотя в этой дорогостоящей ($100 млн.) ленте есть увлекательные и зрелищные сцены, действие которых происходит и на просторах Дикого Запада, и в песках Саудовской Аравии, а основную часть повествования составляет означенная в подзаголовке российского прокатного названия погоня в пустыне на скаковых лошадях, фильм Джо Джонстона претендует и на то, чтобы быть историко-приключенческим романом. Поскольку главный герой, американский ковбой Фрэнк Хопкинс (первоначально он работал в службе по экстренной доставке почтовой корреспонденции, а также участвовал в местных скачках и в ковбойских шоу знаменитого Буффало Билла), является наполовину индейцем по происхождению, то история его жизни может быть описана как «Гарцующий на лошадях» — по аналогии с «Танцующим с волками» Кевина Костнера. Но действительно существовавший Хопкинс не писал автобиографию, как это указано в субтитрах нашей версии (ради смеха упомянем возмутительную ошибку, когда прославленный Док Холлидей превратился в «доктора Холлидея»!), а сочинял «Грошовые рассказы», основанные в какой-то степени на фактах его жизни. И в Саудовской Аравии погони в пустыне не проводились вплоть до 1931 года, да и то устраивались на верблюдах, а не на арабских скакунах.
Идеальная пара 8/10
A Perfect Couple, 1979

Эстетская музыкальная романтическая комедия

Этот фильм снят на исходе 70-х годов, которые оказались для режиссёра Роберта Олтмена наиболее успешными. Начиная с ленты M.A.S.H., вышедшей на экран в самом начале 1970 года, он находился в эпицентре американского кинематографа, являлся ключевой фигурой десятилетия. Разрушая каноны ряда традиционных жанров, Олтмен — после вестерна, «чёрного фильма», гангстерской ленты, музыкальной картины в стиле кантри и разного рода комедий — обратился к rock love story. И довольно иронически переосмыслил содержание вошедших в моду после «Лихорадки в субботу вечером» молодёжных музыкальных картин.
Идентификация Борна 5.5/10
The Bourne Identity, 2002

Шпионский боевик

Признанный американский создатель триллеров Роберт Ладлам умер ещё до выхода новой экранизации романа «Идентификация Борна» — так что не успел увидеть результаты труда голливудских кинематографистов. Может, и к лучшему, поскольку этот «шпионский фильм XXI века» проигрывает даже в сравнении с телевизионной версией 1988 года, которая тоже не была заметным произведением. Но в той картине Роджера Янга, известной нам на видеокассетах в качестве «Тайны личности Борна», имелась некая загадка, которую хотелось разгадывать, а главное — английский актёр Ричард Чемберлен, помимо внешней красоты и аристократичности манер, обладал некой притягательной силой, что иначе называют харизмой. Его Джейсон Борн (фамилия, между прочим, означает «предел» в поэтическом смысле слова) в немалой степени являлся сородичем Джеймса Бонда не только по своей профессии международного шпиона, по воле случая впавшего в состояние амнезии. Этот герой, несмотря на то, что с изумлением открывал для себя «тёмное прошлое», связанное с заказными убийствами, в том числе и политического толка, оставался несомненным джентльменом не с одним лишь корпоративным кодексом чести, но и со своеобразными понятиями о такте и вкусе даже в такой «грязной работе».
Идентификация женщины 8/10
Identificazione di una donna, 1982

Экзистенциальная драма

Испытывающий личный и профессиональный кризис сорокалетний кинорежиссёр Никколо Фарра ищет некую идеальную женщину, которая смогла бы воплотить на экране в любовной и таинственной истории его собственную мечту.
Идиоты 8.5/10
Idioterne, 1998

Трагикомедия

Насколько туп фильм «Торжество», настолько умна лента Ларса фон Трира, главного инициатора нового кинематографического движения под названием «Догма», которому на волне моды начали следовать кто угодно, не очень-то понимая, а главное — не будучи способными соответствовать высоким и благородным целям резких и решительных перемен в самом принципе киномышления. И подобно тому, как картина «Идиоты» оказалась горькой эпитафией по утопическому стремлению отдельных индивидов обнаружить в себе «внутренних идиотов» и таким образом освободиться от сдерживающих личных комплексов и мешающих условностей общества, так и отчаянная идея Ларса фон Трира изменить кинематографический ландшафт была извращена другими (в том числе — приближёнными соратниками) и превращена в свою полную противоположность.
Идти на уступки 5/10
Surrender, 1987

Романтическая комедия

Много раз женившийся писатель Шон Стайн всегда был обманут своими возлюбленными, которые забирали с собой немалую часть его состояния. А новая случайная знакомая, художница Дейзи Морган, напротив, вовсе не желает выходить замуж из-за денег, поэтому Шону приходится скрывать, кто он есть на самом деле. Однако обман вскоре обнаруживается, а Дейзи собирается предпочесть другого мужчину — молодого адвоката Мартина. И тогда Стайн приходит к выводу, что ради любви надо идти на любые уступки.
Идущий в огне 2.5/10
Firewalker, 1986

Приключенческая фантазия

Молодая женщина Патриция Гудвин обращается к двум авантюристам, Максу Донигану и Лео Портеру, с заманчивым предложением о поиске сокровища ацтеков в Золотом храме по имеющейся у неё старинной карте. Они отправляются в путь, заручившись поддержкой старого индейского шамана, который, следуя на расстоянии, отгоняет от них злых духов. Троим искателям спрятанного золота предстоят немалые приключения.
Из 13 в 30 5.5/10
13 Going on 30, 2004

Фантазийная романтическая комедия

Эту американскую ленту можно было бы назвать так: «Чего хочет девочка», если вспомнить, что один из предыдущих и наиболее успешных в коммерческом отношении фильмов по сценариям Джоша Голдсмита и Кэти Юспы именовался «Чего хочет женщина». И на сей раз отправной точкой для развития сюжета тоже является фантазийный мотив: в день своего 13-летия расстроенная школьными друзьями Дженна Ринк посмела высказать наивное желание стать побыстрее взрослой — например, тридцатилетней женщиной, красивой и преуспевающей. А уже на следующее утро проснулась в постели не в 1987-м, а в 2004 году, когда она, действительно сделав отличную карьеру, занимает пост редактора в модном журнале «Пойз» (что означает «Осанка» или «Самообладание») и водит дружбу с такими знаменитостями, как Мадонна. Однако перенесясь в собственное будущее, 13-летняя Дженна обнаруживает, что в другой версии судьбы ей пришлось от многого отказаться, в том числе — от дружбы с соседским парнем Мэттом, который хоть и стал, как хотел, фотографом, но звёзд с неба всё-таки не хватает, поскольку честен и не идёт на компромиссы с совестью. И тогда 30-летняя Дженна решает заново повернуть время вспять…