всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

Евангелие от Матфея 9.5/10
Il vangelo secondo Matteo, 1964

Историческая драма

Ещё за год до создания этого фильма выдающийся итальянский режиссёр Пьер Паоло Пазолини предстал перед судом за оскорбление религиозных чувств в дерзкой народной комической притче «Овечий сыр» из киноальманаха «РоГоПаГ» — о крестьянине, который во время съёмок ленты на библейский сюжет умер на кресте, объевшись овечьего сыра. А вот на кинофестивале в Венеции в 1964 году его картина «Евангелие от Матфея» получила не только специальную премию жюри (кстати, в его составе были киноисторики марксистского толка — француз Жорж Садуль и поляк Ежи Теплиц), но и (что более важно) большой приз экуменического жюри. Сам же фильм оказался посвящённым памяти римского папы-реформатора Иоанна XXIII.
Европа 9/10
Europa, 1991

Экзистенциальная драма

Это третья часть так называемой «трилогии Е» датского режиссёра Ларса фон Трира, которая, в свою очередь, заканчивает первый (иносказательно-изощрённый, усложнённый по художественным образам) период творчества одного из ключевых авторов европейского да и мирового кино последних двадцати лет. Мучительные переживания о судьбе послевоенной Европы, между прочим, начавшиеся для Трира ещё в раннем среднеметражном фильме «Картины освобождения» (1982), приобретают в «Европе» форму навязчивого гипнотического сна, в который вводит зрителей невидимый манипулятор-повествователь, дающий, словно опытный психиатр, ритмически выдержанный отсчёт за кадром.
Европейские каникулы 3.5/10
European Vacation, 1985

Эксцентрическая комедия

Это пятая по счёту комическая лента в стиле «Нэшнл Лэмпун», но вторая в серии картин об отпусках, которые проводит семейство средних американцев по фамилии Гризуолд. «Европейский отпуск» оказался чуть менее доходным, чем «Отпуск» и последующая история «Рождественский отпуск». У нас фильм известен как раз с сокращённым названием «Европейские каникулы», хотя для американцев существенно упоминание о его принадлежности к эксцентрическому, зачастую идиотски-безвкусному стилю «Нэшнл Лэмпун», то есть «Национального пересмешника», который призван высмеивать типично американские черты, увлечения и способы времяпрепровождения.
Евротур 6.5/10
EuroTrip, 2004

Молодёжная комедия

Эта лента претендовала на то, чтобы быть названной на церемонии вручения премий «Выбор подростков» самой нежелательной из тех, чей просмотр точно не одобрили бы родители, но уступила более популярной молодёжной комедии «Американская свадьба», третьей серии «Американского пирога». Однако по сравнению с данным образчиком вульгарного и поистине животного юмора картина «Евротур» дебютанта в режиссуре Джефа Шэффера отличается не только уровнем шуток, которые вовсе не сводятся к типичным подростковым скабрёзностям, хотя и балансируют порой на грани явного эпатажа. Смеховая культура Шэффера и его соавторов по сценарию Алека Берга и Дэвида Мэндела заключается в следовании, скорее, сатирическим и абсурдно-юмористическим традициям. Это подтверждается предшествующим участием всех троих в вольной экранизации короткого детского стихотворения «Кот в шляпе» Д-ра Сойсса, которое в одноимённом фильме было превращено в невероятный каскад словесных и ситуационных каламбуров, более рассчитанных на взрослых зрителей.
Егерь 5/10
2004

Народный триллер

«Россия — родина слонов». В применении к данной картине фраза должна бы звучать так: «Россия — родина кабанов». Именно на них желает поохотиться заезжий иностранец — богатый немец, который сам случайно оказывается объектом «национальной охоты в зимний период». Только у нас мог бы появиться подобный фильм, как «Егерь», представляющий собой нечто невообразимое с жанровой точки зрения, над которым кто-то будет по злости стебаться, хотя, напротив, следовало бы исключительно по-российски умилиться. И нелишне отметить, что дебютант-постановщик Александр Цацуев — выпускник Высших режиссёрских курсов из мастерской Александра Митты, который всегда отстаивал в теории американскую модель создания кино, но на практике-то её нередко опровергал, в том числе — в своём «Таёжном романе», не случайно воспринятом нашими зрителями в качестве «народного зрелища».
Егор Булычов и другие 7.5/10
1971

Драма-экранизация

Довольно удивительным был выбор 27-летнего вгиковского выпускника Сергея Соловьёва, который решил в своём полнометражном дебюте экранизировать известную пьесу Максима Горького. Казалось бы, какое дело молодому человеку, всё-таки воспитанному на кинематографе «шестидесятников», до драматургии пролетарского писателя, которая много инсценировалась, но для кинематографа представлялась не очень-то пригодной. Между прочим, любопытно, что одновременно с Соловьёвым тоже к творчеству Горького, превратив пьесу «Яков Богомолов» в фильм «Преждевременный человек», обратился один из старейших режиссёров советского кино Абрам Роом. И обе их картины были почему-то попридержаны и выпущены на экран только два года спустя. Видимо, была в них некая «преждевременность», которая несколько смущала киноначальство, хотя и трудно было к чему-то особо придраться.
Единственный сын 8.5/10
Hitori musuko, 1936

Социально-бытовая мелодрама

Переход от мальчишеского, дурашливого поведения на экране к осознанию того, что жизнь не так уж весела и сама не прочь порой зло и беспощадно пошутить над персонажами, происходит у японского режиссёра Ясудзиро Одзу не только благодаря смене тем и жанров, но даже в рамках одного фильма («Токийский хор», «Куда делись мечты юности?»). Позднее этот принцип будет иначе использован постановщиком в лентах середины 30-х годов, когда мотив крушения юношеских иллюзий, однако стоического противодействия неизбежным переменам (в том числе — собственному взрослению и вхождению в реальную жизнь, которая так не похожа на то, о чём мечталось), проигрывается в двух временных пластах: на примере судеб родителей и детей.
Еженощные грезы 7.5/10
Yogoto no yume, 1933

Драма

Одна из ранних лент японского режиссёра Микио Нарусэ, осуществлённая им в 27-летнем возрасте, рассказывает о гейше Омицу, которая стремится без слабовольного мужа Мидзухары, зачастую просто не способного обеспечить собственную семью, в одиночку вырастить своего сына Фумио. И картина «Еженощные грёзы», удостоившаяся чести занять (по опросу журнала «Кинема дзюнпо») третье место по итогам 1933 года, явно перекликается с созданным примерно тогда же фильмом «Этой ночи жена» Ясудзиро Одзу. Однако в работе Нарусэ могут показаться новаторскими (пусть порой и навязчиво использованными) в довольно традиционном для фирмы «Сётику» жанре семейно-бытового кино разнообразные приёмы многократных экспозиций, монтажных сопоставлений и наездов камеры. Это, по всей видимости, было почерпнуто молодым постановщиком в немом советском и немецком кинематографе 20-х годов.
Езда 8/10
Jízda, 1994

Дорожная лирическая баллада

Два приятеля, Радек и Гонзик, купив подержанную машину и переделав её в кабриолет, отправились в путь по родной стране, просто наслаждаясь самой возможностью рассекать окружающее пространство на автомобиле с открытым верхом и знакомиться в дороге с разными людьми. Они также встретились в своём беспечном странствии с понравившейся им девушкой по имени Анна.
Екатерина, обнаженная царица 2/10
Katharina und ihre wilden Hengste, Teil 1 - Katharina, die nackte Zarin, 1983

Эротический исторический фильм

Эта порнографическая (если судить по полной версии, поскольку есть несколько «мягких» вариантов) лента о русской царице Екатерине II, немке по происхождению, весьма вольно трактует исторические факты. Но и в художественном отношении тоже приблизительна, примитивна, сделана на скорую руку, с явным расчётом на другие, вовсе не эстетические потребности зрителей. Если же оценивать данную картину по степени возбудимости и сексуальной привлекательности демонстрируемого на экране разгула страстей при правлении Екатерины Великой, то более-менее удачными можно признать лишь обряд своеобразного посвящения гвардейцев в любовники царицы да ещё финальную оргию во дворце после казни мятежного Пугачёва и в честь празднования очередной годовщины императорства августейшей особы. А вот садомазохистские сцены в деревне с участием пугачёвских разбойников и в Петербурге, устроенные цесаревичем Павлом, вызывают раздражение — прежде всего, потому, что плохо поставлены и исполнены, а долженствующий быть эпатажным момент соития Екатерины II с молодым жеребцом кажется невразумительным (может, есть ещё более полная версия?!).
Елена в ящике 3.5/10
Boxing Helena, 1992

Эстетская мелодрама

24-летняя дочь признанного мастера интеллектуального киноавангарда Дэвида Линча лишний раз доказала справедливость поговорки: «Природа отдыхает на детях гениев». Манера дебютантки невероятно претенциозна, фальшива, лишена истинной художественности и безэмоциональна (так что Дженнифер Чеймберс Линч закономерно получила позорную премию «Золотая малина» за режиссуру). Скандальный сюжет, многократно описанный в прессе в связи с отказом сначала Мадонны, а потом и Ким Бейсингер от съёмок (что даже привело к судебным искам продюсеров по поводу компенсации за причинённые убытки), оказался искусственным, до неприличия выдуманным и не трогающим душу рассказом о якобы идеальной любви молодого хирурга к красивой девушке, которая была взята им, как сказали бы раньше, в полон.
Есения 5/10
Yesenia, 1971

Ретро-мелодрама

Не так уж давно наши телеканалы вдруг вспомнили о существовании самого кассового фильма советского кинопроката за всю его историю. Это мексиканская мелодрама «Есения», которую в 1975 году посмотрело в кинотеатрах рекордное количество зрителей в СССР: по 91,4 млн. на серию (цифра 105 млн., указанная в американской кинобазе imdb, разумеется, ошибочна). Тогда были превзойдены результаты двух самых популярных отечественных комедий — «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» Леонида Гайдая, которые вполне закономерно тоже не сходят сейчас с телеэкранов. Наконец, своеобразная справедливость восторжествовала и в отношении «Есении», прежде подвергавшейся презрительному осмеянию в нашей прессе якобы за потрафление невзыскательным вкусам аудитории, которая желала вдоволь прослезиться над придуманными страстями.
Если бы эти стены могли говорить 6.5/10
If These Walls Could Talk, 1996

Драма

С точки зрения ярых противников абортов, вынужденное прерывание беременности — это совершение убийства против ещё не родившихся детей, хотя по медицинским исследованиям человеческие зародыши до трёх месяцев ничего не могут чувствовать. В данном американском телефильме, состоящем из трёх новелл — «1952» (Деми Мур в роли медсестры Клер Доннелли, которая осталась без мужа и забеременела от его брата), «1974» (Сисси Спейсек играет Барбару Барроуз, мать четверых детей, и ей предстоит решить: оставлять ли пятого ребёнка?) и «1996» (Шер в качестве доктора Бет Томпсон из клиники, где продолжают делать аборты, несмотря на шумные протесты демонстрантов), представлены три варианта женского выбора. Причём подпольное прерывание беременности, осуществлённое каким-то «мясником» в первой истории, вовсе не случайно приравнивается к убийству ни в чём неповинной женщины, а в третьей новелле жертвой одного из одержимых противников аборта становится тоже женщина, но врач, которая сама помогает квалифицированно и абсолютно официально сделать необходимую операцию.
Если можешь, прости... 6.5/10
1984

Мелодраматическая комедия

Сергей Никоненко переиграл немало шукшинских и мережковских «чудиков» — от Васьки в новелле «Братка» в фильме «Странные люди» (вот вам и свидетельство самого Шукшина, вынужденно выраженное им в названии) до собственной ленты «Ёлки-палки». Одни более комичны, другие не лишены нотки лирического трагикомизма, как, например, в картинах «Трын-трава» и «Если можешь, прости…». В каком-то смысле герой последней из них, 41-летний тракторист Яков — словно комбайнёр Степан из «Трын-травы», только восемь лет спустя, кого любимая жена всё-таки бросила, укатила с другим, родила сына, а потом почему-то вернулась и даже собирается остаться с ним жить, хотя сам Яков в это ещё не готов поверить. При сравнении этих двух фильмов и их главных персонажей (тем более — в исполнении одного и того же актёра) сразу бросается в глаза не только существенная мелодраматизация, что заметно уже по трансформации заголовка от наплевательски-залихватского до надрывно-романсового.
Если наступит завтра 4/10
If Tomorrow Comes, 1986

Авантюрно-криминальная мелодрама

Очередной опус, основанный на произведении плодовитого американского писателя Сидни Шелдона, который сочинял с неимоверной скоростью, как правило, авантюрно-криминальные мелодрамы. Любители красивой жизни и слезливых переживаний за судьбы обманутых негодяями благородных женщин, которые, несмотря ни на что, находят новый, не совсем законный, а проще говоря — воровской путь в высшее общество, будут, конечно, рады познакомиться с историей скромной девушки Трейси Уитни, вынужденной по воле обстоятельств и, конечно, автора стать авантюристкой международного класса. Она ловко крадёт драгоценности у «богатых мира сего», испытывая любовь-соперничество к другому мошеннику, Джефу Стивенсу. Остроту ощущений также придаёт негласный поединок Трейси с Дэниелом Купером, закомплексованным инспектором страхового агентства, который упорно следует за подозреваемой им (и вовсе не зря) женщиной. Те, кому эта телемакулатура действительно нравится, вполне могут поволноваться или же, напротив, посмеяться над изменчивой судьбой героини. О вкусах не спорят — и вряд ли стоит кого-то осуждать за подобные предпочтения.
Если ты где-нибудь есть... 7.5/10
Wherever You Are..., 1988

Метафорическая ретро-драма

1938 год. Хулиан Кастор, являясь консулом Уругвая и одновременно представляя интересы немецких промышленных компаний в Польше, приезжает в Варшаву вместе с молодой женой Ниной. В то время, когда он занят делами службы, Нина фотографирует, катается на лошадях. Однажды она падает на конной прогулке, получив травму головы. У Нины появляются первые признаки душевной болезни, обострённые нервным потрясением, а также страхом перед надвигающейся катастрофой — второй мировой войной. Хулиан пытается вылечить жену, но все усилия врачей безуспешны. После неожиданного прояснения рассудка Нина вновь впадает в кризисное состояние, что заставляет мужа оставить её в психиатрической клинике на попечение доктора Марчина и уехать в Австрию. И только в 1945 году, уже вернувшись в Монтевидео и женившись вторично, Хулиан сможет опять приехать в Европу, чтобы узнать о трагической судьбе Нины, расстрелянной гитлеровцами вместе с другими пациентами дома сумасшедших.
Еще кружок 6/10
Once Around, 1991

Романтическо-драматическая комедия

Молодая женщина Рената Белла считает, что ни её жизнь, ни карьера не годятся ни к чёрту. Но когда Рената начинает посещать курсы агентов по продаже недвижимости, то встречает там преуспевающего бизнесмена Сэма Шарпа, который хоть и старше, однако представляется ей идеальным мужчиной, способным подарить настоящую любовь. Тем не менее, развитие их романтических отношений наталкивается на неожиданное препятствие со стороны отца Ренаты, италоамериканца Джо Беллы, который придерживается достаточно патриархальных взглядов на любовь и семью, особенно между людьми разной национальности.
Ещё 6/10
More, 1969

Молодёжная драма

Французский режиссёр Барбет Шрёдер снял этот свой дебютный фильм в возрасте неполных 28 лет и стал как раз одним из первых, кто весьма натурально (если не сказать — натуралистически) показал на экране в конце 60-х годов медленное схождение в наркотический ад двух влюблённых, молодых хиппи. Ведь для юноши-немца Штефана и девушки-американки Эстелл постепенное увеличение принимаемой дозы героина, как и сексуальная ненасытность, которую они удовлетворяют на лоне природы, превратились в своеобразную навязчивую идею.