всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

10 8/10
10, 1979

Романтическая комедия

Сорокалетний преуспевающий композитор Джордж Уэббер всё-таки разочарован в личной жизни и тщетно ищет «девушку своей мечты». Но однажды он встречает на пляже в Калифорнии потрясающую блондинку, которая выглядит на все 10 баллов. Её единственным «изъяном» является только то, что девушка выходит замуж как раз в этот день. Однако ничто не может остановить безумно влюблённого мужчину, которому кажется, будто он, наконец-то, обрёл свой идеал. И Уэббер вовсе не задумывается над тем, что эта девушка, на самом-то деле, может даже не соответствовать придуманному образу. То есть 10 — это просто 1 или вообще «ноль без палочки».
11 сентября 7/10
11'09''01 - September 11, 2002

Социально-политический киноальманах

Выход в России этого коллективного фильма, состоящего из 11 новелл, был специально приурочен ко второй годовщине событий 11 сентября в Нью-Йорке, когда два самолёта врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра — и единственная из оставшихся мировых сверхдержав лишилась иллюзий насчёт своей полной неуязвимости. Однако значимее другое совпадение — лента «11 сентября» (точнее было бы название «11 09 01», поскольку каждая из коротких историй, рассказанных разными режиссёрами мира, длится ровно 11 минут 9 секунд и ещё один кадрик) появилась на наших экранах в тот момент, когда администрация Джорджа Буша-младшего была вынуждена признать, что американцы прочно увязли в Ираке и должны обратиться за помощью к другим странам. И вообще рейтинг президента США упал до самой низкой отметки за время его пребывания на своём посту, а в калифорнийском городе Сан-Хосе люди уже выступили с инициативой импичмента Буша — так что налицо приметы «Иракгейта» (с тех пор, как Ричард Никсон ушёл в 1973 году после уотергейтского скандала, всем последующим политическим провалам американской администрации стали присваивать позорное окончание «гейт»).
11:14 6/10
11:14, 2003

Трагикомический триллер

Хотелось бы не согласиться с одним из пользователей imdb.com, который высказался по поводу этого дебютного фильма всего лишь 26-летнего сценариста и режиссёра Грега Маркса, что можно вообще не смотреть до конца вновь и вновь повторяющуюся историю тех событий, которые случились примерно в 11,14 вечера в провинциальном американском городишке Миддлтоне. Кстати, уже в его названии есть явный намёк на усреднённость, обычность, заурядность той жизни, что ведут местные обыватели — как взрослые, так и подростки.
13-й воин 6/10
The 13th Warrior, 1999

Историко-приключенческий фильм с элементами мистики

Эта лента полтора года не выпускалась на экраны США — так что поневоле получилось, что следующая картина Джона МакТирнена «Афера Томаса Крауна» вышла в прокат даже на три недели раньше. И в последний уик-энд августа 1999 года они обе присутствовали в десятке лидеров. Но всё равно осталось неясным, что же заставило известного американского писателя, режиссёра и продюсера Майкла Крайтона столько времени препятствовать выпуску фильма «13-й воин», основанного на его, видимо, более философско-мистическом романе «Пожиратели мертвецов» (1976) о сражении средневековых воинов с неким племенем полулюдей-полуживотных. В представленной на суд зрителей версии, кажется, нет ничего из обещанных и вроде бы осуществлённых самим Крайтоном переделок ради насыщения действия особыми спецэффектами. Хотя звучит музыка другого композитора: не Грэма Ревелла, а Джерри Голдсмита, опытного мастера, который нередко способен вытянуть на необходимый художественный уровень не такой уж выигрышный отснятый материал.
13-й район 6/10
Banlieue 13, 2004

Фантастико-приключенческий боевик

Наверняка найдутся те, кто посчитает данную оценку завышенной, поскольку очередная работа Люка Бессона в качестве продюсера и соавтора сценария может показаться вообще наспех придуманной, лишённой каких-либо сюжетных, а тем более — психологических разработок. Однако в «13-м районе», как и в первой серии «Ямакаси», к созданию которой тоже причастен Бессон, есть в бесхитростности и даже примитивности сценарной интриги некое собственное обаяние. Ведь главным становится именно кинетическая природа действия — раскрепощённого и производящего довольно свежее впечатление, особенно на фоне надутых и вымученных американских боевиков, которые к тому же оснащены чересчур тяжеловесными спецэффектами.
1492: Завоевание рая 7/10
1492: Conquest of Paradise, 1992

Историческая драма

В сравнении с одновременно снятым и с опережением выпущенным, откровенно открыточным и довольно плоским биографическим фильмом «Христофор Колумб: Открытие» Джона Глена, который скроен по устаревшим лекалам голливудского кино 50-х годов и заслуживает в лучшем случае 4,5 по десятибалльной системе, картина английского режиссёра Ридли Скотта с замечательным французским актёром Жераром Депардьё в роли Колумба могла бы рассчитывать даже на оценку 8. Правда, общее впечатление от этой своеобразной «космической одиссеи про астронавта конца XV века», который, несмотря ни на что, смог осуществить свою мечту об открытии Нового Света, чуть снижается в несколько провисающей центральной части (ещё до того момента, как мореплаватели, ищущие путь в Индию, достигли, наконец, берегов Америки) повествования. И пятеро монтажёров, включая оскаровскую лауреатку Франсуаз Бонно, так и не преодолели инерцию отснятого материала.
1941 7/10
1941, 1979

Военная комедия абсурда

Невероятно, но факт! Бурлескная, безумная, а для кого-то просто идиотская комедия Стивена Спилберга (пока единственная в его кинобиографии), которая рассказывает о высадке японцев 13 декабря 1941 года с подводной лодки у берегов Калифорнии, возле Лос-Анджелеса, отталкивается от действительно имевшего место случая. Конечно, авторы сценария Роберт Земекис и Боб Гейл вместе с режиссёром немало нафантазировали, присочинили, а говоря попросту — соврали ради смеха, чтобы продемонстрировать умопомрачительную панику застигнутых врасплох американцев, как это было и шестью днями раньше, на военной базе в Пёрл-Харборе.
1952: Иван и Александра 8/10
1952: Ivan i Aleksandra, 1988

Социальная ретро-драма

Среди кинопроизведений о периоде культа личности, о проявлениях сталинизма, об извращении идей социализма в странах Восточной Европы фильм болгарского режиссёра Ивана Ничева выделяется особым взглядом на события — с точки зрения детей. Если принять во внимание, что для Ничева, родившегося в 1940 году, рассказанная история во многом автобиографична, то повествование об уже далёком 1952 годе воспринимается как его личная исповедь о ранних утратах и разочарованиях детства.
1984 7.5/10
Nineteen Eighty-Four, 1984

Антиутопия

Для полного совпадения (фильм снят в 1984 году по знаменитой антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла, которая была создана в 1948 году) не хватило буквально малого: режиссёр Майкл Рэдфорд всё-таки родился на два года раньше написанного произведения — в 1946-м. Он достаточно верен букве и духу первоисточника (в отличие от Майкла Андерсона, постановщика первой киноверсии 1955 года, по поводу которой мнения резко разделились). И довольно впечатляюще воссоздал на экране среду тоталитарного государства под руководством Большого Брата, рождённого фантазией писателя, правда, не без влияния самой Истории и ранних прозрений о грядущих диктатурах в романе «Мы» Евгения Замятина и ленте «Метрополис» Фрица Ланга (знаменательно, что эпоха сталинизма и гитлеризма предугадана именно русским и немцем). Рэдфорду также пригодились собственные впечатления от работы в документалистике для того, чтобы сделать реальным и достоверным фантастический мир, который и у Оруэлла был воплощён в стиле философской притчи, строгой по манере.
1990: Воины Бронкса 2/10
1990: I guerrieri del Bronx, 1982

Фантастический боевик

Этот фильм 1982 года смотрелся уже не без некоторой иронии после наступления мрачно предрекавшегося 1990 года. На улицах нью-йоркского Бронкса отнюдь не терроризовали население вышедшие из-под контроля мотоциклетные молодёжные банды, и сам Бронкс до сих пор, к счастью, не объявлен зоной повышенного риска, куда лучше не соваться никому, даже полиции. Правда, в картине отважный лейтенант полиции Хаммер всё же решается на поединок с отпетыми негодяями, называющими себя Воинами. Эту банду возглавляет подонок со знаменательной кличкой Мусор, что как раз и позволило американским критикам определить своё отношение к итальянской ленте, снятой на английском языке, одним лишь словом: «Мусор».
200 сигарет 7.5/10
200 Cigarettes, 1999

Молодёжная ретро-комедия

Типично молодёжная лента дебютанта в режиссуре, 42-летнего Рисы Брамона Гарсии, затем вернувшегося к своей постоянной деятельности кастинг-директора, отнесена по времени действия к ныне модным 80-м годам и отличается привлекательной сценарной безалаберностью, как бы случайностью многочисленных сюжетных линий, которые вроде бы и не связаны между собой. Целый ряд персонажей, даже незнакомых друг с другом, всё-таки встречаются вместе на одной из вечеринок в Нью-Йорке после пережитых ими по отдельности забавных или трогательных приключений в канун Нового 1981 года, но это представлено уже в эпилоге фильма в серии любительских фотографий.
2001 год: Космическая одиссея 10/10
2001: A Space Odyssey, 1968

Философско-фантастический фильм

Величественная «космическая одиссея» (жанр точно определён уже в самом названии) тогда всего лишь 39-летнего режиссёра Стенли Кубрика приобретает с течением времени ещё большее значение. Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм — не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино. Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых проблем человеческой цивилизации — от далёкого прошлого до XXI века, которое казалось ещё таким фантастическим за 33 года до его наступления. Философские, метафизические, подчас мистические поиски Истины, некоего Сверхразума, Высшей Силы, заключённой в загадочном чёрном монолите, воплощены постановщиком в форме «большого кинематографического спектакля», грандиозного зрелища (при том, что съёмки обошлись всего в $12 млн., а это по нынешним ценам — только $60 млн.), незабываемого «космического путешествия» во времени и пространстве.
2046 7.5/10
2046, 2004

Мелодрама с элементами фантастики

Пока высыхают слёзы, проходят дни шальной жизни, когда падшие ангелы по-прежнему счастливы вместе в чунцинском экспресс-кафе, ощущая любовное настроение, а прах времени ещё не коснулся их…
21 грамм 7.5/10
21 Grams, 2003

Драма

На съёмках этой ленты, созданной мексиканцем Алехандро Гонсалесом Иньярриту («Сука-любовь») уже в США, но вновь по сценарию своего соотечественника Гильермо Арриаги, авторы старались придерживаться хронологического порядка в воспроизведении событий на экране, а вот смонтирована готовая картина так, что представляет определённую головоломку для зрителей. Поскольку действие развивается явно необычно — казалось бы, в хаотической последовательности, когда так называемые флэшбэки и флэшфорвардсы отсылают нас то в прошлое, то в будущее трёх героев, чьи судьбы пересеклись в какой-то момент, и их жизнь оказалась тесно переплетённой.
24 часа 5.5/10
Trapped, 2002

Триллер

Этому американскому триллеру следует снизить оценку на полбалла исключительно из-за финальной части, когда супруги Дженнингс, чью малолетнюю дочь Эбби похитили трое неуравновешенных преступников, переходят к столь активным действиям, что устраивают настоящее побоище на дорогах. Десятки автомобилей врезаются друг в друга, переворачиваются и взрываются, а в начавшейся перестрелке наверняка могут пострадать случайно оказавшиеся там люди. И вообще смущает пафос самостоятельного (вместо нерасторопных блюстителей законности), индивидуального сведения счётов с бандитами, которые украли ребёнка и стали шантажировать родителей. Справедливость должна, конечно, торжествовать, но всё-таки не любой ценой.
24 часа из жизни женщины 5/10
24 heures de la vie d'une femme, 2002

Психологическая мелодрама

Определённый просчёт этой ленты заключается отнюдь не в том, что к экранизированной новелле Стефана Цвейга добавлена современная история про пожилого посла в отставке, который вспоминает о временах своего отрочества, а ныне встречается в казино в Ницце с юной девушкой, за сутки меняющей его жизнь. Можно было бы особо не придираться и к некоторой временной несогласованности, поскольку герою Мишеля Серро, согласно возрасту самого актёра, должно быть не более 74 лет, то есть шестнадцатилетним он являлся уже в годы второй мировой войны, а ведь основное действие фильма происходит где-то в середине 30-х.
27 украденных поцелуев 5.5/10
27 Missing Kisses, 2000

Эротико-мелодраматическая ретро-комедия

В небольшом грузинском городке (действие происходит где-то в середине 80-х годов) наивный 14-летний подросток Микки платонически влюблён в соседку-ровесницу Сибиллу, которая неожиданно расцвела тем самым летом и уже готова ощутить себя настоящей женщиной. Но она сталкивается в своей жизни с первыми разочарованиями и страданиями, совершенно напрасно пытаясь обратить внимание взрослого мужчины — 41-летнего любителя астрономии Александра, отца Микки, который переживает собственные любовные приключения. Своеобразное «лето любви» оказывается практически для каждого из героев быстро проходящим временем радостных обретений и горестных потерь, чью цену вовсе нельзя измерить количеством полученных и украденных поцелуев.
3 женщины 9.5/10
3 Women, 1977

Философская драма-притча

Американский режиссёр Роберт Олтмен принадлежит к числу тех творцов, у кого трудно выбрать в качестве лучшего лишь один из фильмов и даже назвать несколько из них — всё равно непросто. Художник выражает себя во всём творчестве, а не в каких-то отдельных произведениях. Но есть ленты, которые становятся ключевыми для понимания времени, более того — в концентрированной форме выражают чуть ли не все мифы и ценности данного образа жизни. И хотя картина «Три женщины» отнюдь не вызвала интереса у зрителей, не оказала влияния на общественные настроения, была обойдена наградами на всевозможных церемониях (пожалуй, и приз, доставшийся Шелли Дювалл на фестивале в Канне, оказался довольно несправедливым по отношению к двум другим актрисам — Сисси Спейсек и Джэнис Рул), однако принята интеллектуальной элитой как одна из самых американских, сущностных, феноменальных, благодаря которой можно лучше понять Америку, прежде всего — её женщин.
3000 миль до Грейслэнда 3.5/10
3000 Miles to Graceland, 2001

Криминально-авантюрная комедия

Второй полнометражный фильм Демиана Ликтенстайна, автора многих видеоклипов и рекламных роликов, рассчитан, прежде всего, на любителей «кино большого понта», где ловкое создание видимости и откровенное пускание пыли в глаза куда важнее какого-либо смысла и элементарной логики происходящего. Между прочим, и по сюжету картины пятеро хитроумных грабителей, обрядившись в качестве участников конкурса двойников «короля рок-н-ролла» Элвиса Пресли, решили воспользоваться данной ситуацией и под лозунгом «Преступление — это король» нагло провернуть весьма крупное дельце в одном из многочисленных казино в Лас-Вегасе.
37,2º утром 8.5/10
37°2 le matin, 1986

Психологическая драма с элементами эротики

В отличие от ленты «Луна в сточной канаве», французскому режиссёру Жан-Жаку Бенексу удалось в следующем своём фильме преодолеть противоречие между эстетизмом и воспроизведением реалий жизни, визуальным магнетизмом кинематографического стиля и необходимостью всё-таки связно и толково рассказать историю.
38-я параллель 6.5/10
Taegukgi hwinalrimyeo, 2004

Военно-эпический кинороман

Эта южнокорейская лента обошлась при производстве в весьма солидную по местным меркам сумму в размере $12,8 млн., однако имела оглушительный успех не только на родине (её посмотрел каждый пятый!), но и в ряде других азиатских стран, собрав $69,8 млн. И даже в кинопрокате США она получила $1,1 млн., что является немалым показателем для демонстрировавшейся с субтитрами картины. Кстати, в американских кинотеатрах фильму дали подзаголовок «Воинское братство», хотя точнее по сюжету было бы название «Братья на войне». Ведь можно говорить не только о родных братьях Ли Чин Тхэ и Ли Чин Соке, которые вместе оказались на фронте во время ожесточённых сражений в Корее в 1950—1953 годы. Тогда шла, по сути, гражданская и братоубийственная война между Севером и Югом, в которую, разумеется, вмешались другие страны — от США до КНР, и даже силы ООН пытались разрешить вооружённый конфликт двух разделённых по идеологическому принципу составных частей одного народа.
4 4.5/10
2004

Экзистенциальная притча

Как ни покажется странным и вообще парадоксальным, но фильм «4» амбициозного 29-летнего московского дебютанта Ильи Хржановского, который не без определённых трудностей (знаменательно, что спустя четыре года) реализовал совместный с писателем Владимиром Сорокиным трагифарсовый замысел по поводу «клонированной России», стал лично мне более понятным после знакомства с трагически-эпической лентой «Эдип» туркмена Овлякули Ходжакули. Всё дело в том, что в какой-то момент вдруг ловишь себя на поразительном впечатлении, как пересказанный на новый лад классический древнегреческий сюжет даёт крайне необходимую подсказку для более адекватного постижения совершенно неадекватной, как бы «пост-постмодернистской» картины, которая, несомненно, талантлива, но, в конечном счёте, аморальна и подла.
4 приключения Ренетт и Мирабель 8/10
4 aventures de Reinette et Mirabelle, 1986

Ироническая молодёжная арт-драма

Поклонникам французского режиссёра Эрика Ромера, который хоть и творит зачастую в раскрепощённом стиле, но всё-таки старается придерживаться рамок всевозможных «моральных историй», «пословиц и поговорок» или «сказок времён года», данная лента, снятая вне какого-либо цикла и вообще производящая впечатление своего рода «любительского кинодневника», может показаться случайной и необязательной. И вроде бы она появилась на свет непредумышленно и словно наобум — в промежутке между двумя известными фильмами «Зелёный луч» и «Друг моей подруги», входящими как раз в ромеровское экранное собрание пословиц и поговорок. Постановщик здесь довёл своеобразную неотрепетированность, спонтанность и естественность происходящего почти до предела — так что четыре новеллы из жизни молодых девушек выглядят зарисовками с натуры, импрессионистскими набросками. И в незамысловатых житейских историях он раскрыл спрятанную от равнодушного взора высшую мудрость и поэзию всего сущего.
40 дней и 40 ночей 4/10
40 Days and 40 Nights, 2002

Молодёжная комедия

Создатели этой американской романтической комедии рекламировали её чуть ли не как первую сексуальную картину без секса, подразумевая под последним исключительно физические контакты, непременно заканчивающиеся эякуляцией. И если главный герой, парень по имени Мэтт Салливан, даёт, как пионер, торжественное обещание в течение сорока дней и сорока ночей не только не заниматься любовью с многочисленными девушками, но и не увлекаться в одиночестве онанизмом, это значит, что он по-своему соблюдает пост и хранит в чистоте собственные помыслы. Даже заглядываясь на соблазнительных красоток в офисе компьютерной компании, завязывая платонический роман с Эрикой, симпатичной посетительницей прачечной самообслуживания, проделывая с ней весьма оригинальный петтинг при помощи цветка (ни в коем случае — рук!), Мэтт, оказывается, счастливо пребывает в стороне от секса.
451º по Фаренгейту 8.5/10
Fahrenheit 451, 1966

Фантастическая антиутопия

Этот фильм, созданный в Великобритании в 1966 году французским режиссёром Франсуа Трюффо, мне довелось пересмотреть как раз перед наступлением 2000 года, отмеченного всей планетой в качестве «миллениума», хотя это был, на самом-то деле, последний год XX века и второго тысячелетия. Но всё равно было приятно пересечь своеобразную границу эпох вместе с героями, по-старинному преданными печатному слову. Иногда полезно возвращаться к когда-то виденным лентам — не только для того, чтобы спустя десятилетия скорректировать своё мнение о том или ином кинопроизведении, которое, как и время, меняется: что-то утрачивает, а что-то, наоборот, приобретает. И благодаря давней картине вдруг постигаешь, как стремительно всё изменилось вокруг нас — и то, что казалось далёким будущим, внезапно превратилось в ностальгическое прошлое.