всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

Да здравствует жизнь! 5/10
Viva la vie!, 1984

Фантастическая мелодрама

Бизнесмен Мишель Перрен и актриса Сара Гоше исчезают при таинственных обстоятельствах и объявляются спустя три дня, ничего не помня о том, что с ними произошло. Во время следующего исчезновения герои убеждаются в предположении, что выбраны инопланетянами для передачи послания человечеству об угрозе ядерной войны, которую необходимо предотвратить. Но были ли на самом деле эти встречи с внеземными существами?! Не придумал ли бизнесмен всю историю в собственном воображении только ради того, чтобы её рассказать будущей любовнице после развода с женой?!
Да помогут нам небеса! 6.5/10
Heaven Help Us, 1985

Подростковая драматическая ретро-комедия

Подростковая комедия — один из излюблённых жанров в американском кино. Среди множества подобных картин о забавах, проказах и первых неудачах вступающих в жизнь юных американцев режиссёрский дебют в большом кино Майкла Диннера (ранее он снял ретро-телефильм «Мисс Одинокие сердца») выделяется благодаря среде, в которой происходит действие: католический колледж в Бруклине в 1965 году. По поводу юмористичности событий мнения критиков разделились: одни посчитали поведанный рассказ довольно смешным, другие — вовсе не комедийным. Драматические моменты этой ленты действительно напоминают более жёсткие произведения о подростках в учебных заведениях закрытого типа, в частности, «Лорды дисциплины». Но ни дерзкие выходки учеников, ни строгие нравы богоугодного приюта не заинтересовали зрителей, которые практически проигнорировали скромное, но не бесталанное произведение молодого постановщика.
Давай сделаем это по-быстрому 6.5/10
The Quickie, 2001

Криминальная мелодрама

Этот фильм российского режиссёра Сергея Бодрова снят в Америке, но считается по производству, в первую очередь, немецким. Его первый показ в Москве состоялся в рамках XXIII международного кинофестиваля, где Владимир Машков, сыгравший главную роль, был довольно неожиданно награждён как лучший исполнитель. Возможно, восприятию картины это даже мешает, поскольку и к ней самой первоначально относишься не без предубеждения. Опять кино про «новых русских», которые оказываются крутыми мафиози, развлекающимися в своё удовольствие на купленной за несколько десятков миллионов долларов калифорнийской вилле в Малибу. Да и попытка отечественных кинодеятелей, пусть и работающих активно в последние годы за границей (сценарист и режиссёр Сергей Бодров, оператор Сергей Козлов, тот же Машков), всё-таки вписаться в американский кинематограф поневоле выглядит таким же дешёвым и пошловатым стремлением, как и усилия пацанов, у которых пальца веером, хоть как-то закрепиться в «забугорном» мире, соря налево и направо деньгами.
Давай! Давай! 6/10
Jalla! Jalla!, 2000

Молодёжная комедия

История двух друзей-мусорщиков, один из которых — швед Монс, считающий, что страдает импотенцией, а второй — ливанец Роро, который пытается избежать уговоров своих родственников жениться на девушке-арабке, хотя у него есть возлюбленная-шведка. Нетрудно догадаться, что оба решат свои проблемы.
Давайте потанцуем 6/10
Shall We Dance, 2004

Мелодраматическая комедия

После того, как в 1997 году весьма неплохо для иноязычной ленты с субтитрами прошла в прокате США японская мелодраматическая комедия «Давайте потанцуем?» Масаюки Суо, которая также получила ряд престижных премий, можно было почти не сомневаться, что американские кинематографисты пожелают сделать римейк на свой лад. Тем более что в Голливуде действительно обожают такого рода картины, в которых сентиментальность сочетается с развлекательностью, а история про довольно обыденную жизнь приобретает характер неожиданно устроенного праздника. Не случайно, что и слоган американской версии «Давайте потанцуем» (уже с утвердительным пафосом в названии!) может быть переведён двояко: «Сделай шаг прочь от ординарности» или же «Отвлекись от заурядного», что звучит почти как «Развлекись необычным».
Давайте потанцуем? 6.5/10
Shall we dansu?, 1995

Мелодраматическая комедия

Эта лента 39-летнего японского сценариста и режиссёра Масаюки Суо вышла в конце января 1996 года, а через полтора месяца он женился на молодой танцовщице Тамиё Кусакари. Она сыграла в фильме «Давайте потанцуем?» (название взято из песни Ричарда Роджерса в американском мюзикле 50-х годов «Король и я») как раз ту самую «девушку мечты», которая однажды вечером предстала, словно прекрасное видение, в окне танцзала в доме у железнодорожного полотна. Мимо проносились вечно спешащие электрички с пассажирами, которые ехали на работу в город или уже возвращались оттуда, а среди них был скромный служащий Сёхэй Сугияма.
Дави на газ! 6/10
Gamle mænd i nye biler, 2002

Криминально-авантюрная комедия

Поскольку предыдущая режиссёрская работа бывшего каскадёра Лассе Спанга Ольсена — невероятно смешная и отнюдь не глупая лента «В Китае едят собак» — пользовалась в 1999 году большим успехом (в маленькой Дании её посмотрели более двухсот тысяч зрителей), то закономерно следовало ожидать нового возвращения к эскападам своеобразной «банды Ольсена», точнее, его криминальных экранных героев во главе с неукротимым грабителем Харальдом. Но все они дружно полегли в беспощадной перестрелке и удалились в мир иной в мистически-хохмаческом финале фильма «В Китае едят собак» — так что поневоле пришлось сочинять приквел, то есть предысторию того, что же происходило с «крутыми датскими парнями» на их бандитском пути.
Дагобер 2.5/10
Le bon roi Dagobert, 1984

Исторический фарс

67-летний итальянский режиссёр Дино Ризи, который завоевал славу, прежде всего, своими комедиями и трагикомедиями о современности, в «Дагобере» впервые обратился к далёкой истории — средним векам. Ведь в начале 80-х годов в кино Италии как раз начала складываться мода на комические истории, слишком вольно трактующие «дела давно минувших дней»: в форме абсурдных притч («Нам остаётся только плакать») или грубоватого народного фарса («Бертольдо, Бертольдино и Какашка»).
Даже не думай 2: Тень независимости 3/10
2004

Авантюрно-криминальная молодёжная комедия

Самым смешным в продолжении фильма «Даже не думай!» оказался его подзаголовок «Тень независимости», заранее внушавший надежду, что вторая серия будет не хуже первой, а может, даже и лучше, если принять во внимание, что дебютанты (сценаристка и режиссёр, являющиеся в реальной жизни молодой семейной парой) должны были поднабраться опыта и почувствовать себя гораздо увереннее. Первые сцены новой картины (кошмарный сон Марата, в котором он спасается от преследующей его невесты Маши как бы в облике крутой Лары Крофт, и последующее бегство троих друзей вон из Москвы, подальше от мстительного Чернова, разозлённого, что его дочь вообще осталась без мужа) вроде бы настраивали чуть ли не на пародийный кинокомикс. Но пребывание приятелей в выдуманной стране в районе экватора, бывшей латвийской (!) колонии, где им отчаянно не везёт раз за разом, словно вопреки тому невероятному фарту, который сопутствовал прежде, становится довольно однообразным и без особой фантазии придуманным, поэтому вызывает лишь кисловатую улыбку.
Даже не думай! 5.5/10
2003

Авантюрно-криминальная молодёжная комедия

Может быть, даже напрасно эта лента 31-летнего режиссёра-дебютанта Руслана Бальтцера рекламировалась как российский аналог криминальных комедий Гая Ритчи (вдобавок в фильме не раз поминается Квентин Тарантино). Неизбежное сравнение будет, конечно, не пользу «нашего ответа Чемберлену». Судя по всему, и складывалась картина нелегко и не сразу, прежде чем не была найдена во многом спасительная (пусть и не доведённая до совершенства!) идея представления всего авантюрного действия не только как обычной пародии на западные боевики, где герои бодро призывают друг друга «даже не думать». Включение комиксовой анимации, остановка кадра с последующими ироническими комментариями одного из основных персонажей, несостоявшегося молодого актёра по прозвищу Белый; мелкая нарезка изображения, как в видеоклипах… Всё это, разумеется, способствует более остранённому восприятию явно неправдоподобной истории трёх парней, которые запросто «кинули» играющих в карты крутых мафиозных боссов, а потом пошло-поехало! Как говорится, дальше — некуда!
Далекие голоса, застывшие жизни 8/10
Distant Voices, Still Lives, 1988

Ретро-драма

Ливерпулец Теренс Дэвис действительно заслуживает звания семейного хроникёра, поскольку в течение десятилетий тщательно и любовно (но порой не без иронии и горечи) описывал собственное послевоенное детство. Самой успешной и признанной (помимо вышеперечисленных наград, ещё пять номинаций на «Феликс», в том числе — за фильм и режиссуру) оказалась лента «Далёкие голоса, застывшие жизни», знаменательно снятая им в возрасте сорока двух лет, когда немало авторов в мире создают свои преимущественно исповедальные произведения.
Далекий край 7/10
The Far Country, 1954

Вестерн

Этому американскому фильму исполнилось уже более полувека. Однако вестерны, действие которых происходит в позапрошлом столетии на Диком Западе, всё-таки устаревают в меньшей степени, нежели целый ряд картин о современности. События ленты режиссёра Энтони Мэнна, принадлежащего к числу признанных мастеров вестерна («Далёкий край» — шестая из его одиннадцати работ в данном жанре), разворачиваются хоть и не совсем в традиционном месте — а именно на Аляске, в пору «золотой лихорадки» на Клондайке в 1896 году — но, тем не менее, типичны для фильмов подобного направления в американском приключенческом кино.
Дама и Борода 8/10
Shukujo to hige, 1931

Романтический водевиль

В раннем творчестве великого японского режиссёра Ясудзиро Одзу, несомненно, чувствуется влияние европейских галантных комедий и легкомысленных (но отнюдь не глупых) фарсов, что очевиднее сказалось в ещё немом фильме «Дама и Борода», снятом в самом начале 30-х годов. Он рассказывает о разных проделках мастера кэндо Киики Окадзимэ по прозвищу Борода, который даже не осознаёт собственного комизма, горделиво изображая надменного самурая в условиях меняющейся под воздействием Запада японской действительности. Конечно же, тут не обходится без мотива cherchez la femme — Киики влюбляется в молоденькую машинистку, работающую в современном офисе, и готов вообще расстаться со своей бородой, лишь бы понравиться девушке, которая, впрочем, не столь уж радикальна в предпочтениях моды и вполне удобно чувствует себя в классическом кимоно.
Дама с собачкой 9/10
1960

Рассказ-экранизация

Эта лента — давно уже признанная классика, в том числе и за рубежом (жюри в Канне единогласно вручило приз с формулировкой «за высокое человеческое достоинство и исключительное качество»), и среди выдающихся западных мастеров кино, которые оценили «Даму с собачкой», был, например, Ингмар Бергман, сам не раз ставивший Чехова в театре. Даже ревностные «чеховеды» почти не придирались к интерпретации Иосифа Хейфица, дружно говоря о тонкой, интеллигентной и деликатной атмосфере фильма, созданной режиссёром, главными исполнителями и, безусловно, двумя замечательными операторами — Андреем Москвиным и Дмитрием Месхиевым, учителем и учеником. Но сейчас интереснее обратить внимание на два аспекта, значимых для понимания того, почему же эта экранизация удалась, встретив, можно сказать, единодушный приём у самых разных зрителей, пусть и не пользовалась особо шумным успехом в прокате.
Дамы и господа, спокойной ночи! 6.5/10
Signore e signori, buonanotte, 1976

Сатирическая комедия

Итальянские режиссёры всегда обожали фильмы с новеллистической конструкцией. А эта картина является своего рода сатирическим кинообозрением общественных и частных нравов, причём новеллы следуют вообще без указания имён создателей, как бы анонимные сюжеты имитируют и пародируют лишённые авторского начала телевизионные передачи, которые сменяют в бешеном ритме одна другую, оставляя полную сумятицу в сознании зрителей. Кстати, в ленте также высмеивается охвативший общество процесс «телевиденизации», когда реальность начинает восприниматься обывателем согласно навязанным с экрана телевизора представлениям и мнениям. Телевидение отмеряет суточный график существования человека и поддерживает иллюзию, что пока оно включено — продолжается жизнь. Телевизор — как современная нянька, на ночь желающая всем и каждому в отдельности спокойной ночи.
Дамы приглашают кавалеров 6.5/10
1980

Лирическая комедия

Где-то в разгар застойной эпохи вдруг пошли почти косяком фильмы, в  которых отчаявшиеся и уставшие жить без любви и нежности отечественные девушки или женщины в самую зрелую пору жизни (скажем, от 30 до 40 лет) начали предпринимать самостоятельные, ранее им мало свойственные, а точнее — не очень-то одобрявшиеся ложной общественной моралью, свои сугубо индивидуальные усилия по устройству несложившихся жизней. Набор жанров тоже был разнообразным, будто специально для выбора всевозможных женихов и невест: от уверенных, основательных, расчётливых партий до легкомысленных интрижек на отдыхе где-то в южных краях, то есть от проблемных женских драм — до непритязательных курортных комедий.
Дантон 8/10
Danton, 1982

Историческая драма

Фильм выдающегося польского режиссёра Анджея Вайды, снятый по пьесе «Дело Дантона» Станиславы Пшибышевской, которую он ещё в 1975 году поставил в театре, вызвал неоднозначную реакцию. Французы были несколько задеты тем, что Вайда попытался иначе взглянуть на события французской революции 1789 года, переоценить роль некоторых исторических личностей. Это относится, прежде всего, к Дантону, который трактуется в качестве бунтаря против нарождающейся диктатуры власти, тирании якобинцев во главе с Робеспьером. Но примирение и даже высокая оценка ленты (премия «Сезар» за режиссуру) возникли на почве её соотнесения со сложной политической ситуацией в тогдашней Польше.
Дархэмские быки 5/10
Bull Durham, 1988

Спортивная романтическая комедия

Эта лента посвящена двум любимым (по мнению справочника «Мувиз он Ти-Ви энд видеокассет») темам американцев — бейсболу и сексу. Не случайно, что бейсбол назван как раз на первом месте. Иностранцам (за исключением, может быть, японцев, которые тоже умудрились «подсесть» на эту игру) трудно разобраться хотя бы в правилах и понять причины столь фанатичного увлечения бейсболом в США. Поэтому высоко оценённая тамошними критиками картина «Дарэмский бык» («лучшая со времён «Щелчка», фильма 1977 года, комедия о спорте», как замечает уже «Видео Муви Гайд»), которая в американском прокате превзошла свой бюджет более чем всемеро, всё-таки теряет для нас львиную долю своего обаяния.
Дачники 8/10
1966

Драма-экранизация

В своей, вероятно, самой «чеховской» пьесе «Дачники» Максим Горький вынес всё-таки очень точный приговор нам, россиянам — мещанам, обывателям, простым гражданам, желающим всегда и во всём оставаться именно «дачниками». То есть людьми, которые выехали куда-то поближе к природе на короткий срок, чтобы праздно провести время в бесцельных прогулках, пустопорожних разговорах и флирте от нечего делать. И вообще многие из нас предпочитают всю жизнь жить «по-дачному»: на халяву, беззаботно, наобум, на авось.
Два билета на дневной сеанс 6.5/10
1966

Детектив

Алёшин, молодой сотрудник ОБХСС, подаёт рапорт об увольнении, но получает от начальника последнее, вроде бы незначительное задание. Выясняя странный факт наличия у двух участников валютных операций билетов на одно и то же место в кинотеатре, Алёшин выходит на более крупное дело, а главное — осознаёт значимость своей профессии.
Два бойца 8/10
1943

Военно-героическая повесть

Чем не предмет для обдумывания на досуге: почему эта лента Леонида Лукова всё ещё любима, а главное — производит естественное впечатление (несмотря на явную приблизительность ряда сцен, снимавшихся далеко от передовой — на Ташкентской киностудии), в то время как его же «Рядовой Александр Матросов», снятый после войны, давно кажется чересчур фальшивым. Конечно, после запрета в 1946 году второй серии «Большой жизни» этот постановщик был вынужден реабилитироваться перед властями — так что генералиссимус Сталин просто обязан был появиться в картине про возвеличенный в идеологических целях отчаянный поступок обычного солдата. А вот «Два бойца» — разумеется, более человечная, искренняя, честная работа, которая создана по велению души и сердца, поэтому вызывает в ответ благодарные чувства зрителей в течение нескольких десятилетий.
Два брата 4.5/10
Deux frères, 2004

Историко-приключенческий фильм о животных для семейного просмотра

Спустя 16 лет после прославленного «Медведя» французский режиссёр Жан-Жак Анно опять вернулся в мир дикой природы, отправившись в Юго-Восточную Азию 20-х годов ХХ века, хотя восточная тематика минувших времён присутствовала, между прочим, в фильме «Семь лет в Тибете», снятом им в 1997 году. Вполне естественно, что Анно избрал в качестве экранных героев именно тигров, поскольку эти звери из семейства кошачьих действительно являются царями азиатских джунглей. Однако подход соавтора сценария (в пятый раз он сотрудничал с Аленом Годаром) и постановщика к показу животных в кино ныне оказался не только более сказочно-легендарным по манере и существенно мелодраматическим даже по сравнению с трогательным «Медведем», но и беззастенчиво антропоморфным, что явствует уже из названия картины.
Два Джейка 5/10
The Two Jakes, 1990

Психологический ретро-триллер

Актёр Джек Николсон и сценарист Роберт Таун давно подумывали о продолжении одного из своих самых удачных фильмов — «Китайский квартал» (1974) Романа Полянского. Николсон даже решился на третью в собственной кинобиографии режиссёрскую работу, причём после двенадцатилетнего перерыва. Но он всё-таки не стал называть свою картину «Китайский квартал II», справедливо рассудив, что новое поколение зрителей может и не помнить известную ленту, ярко стилизованную под «чёрное кино» 40-х годов. Однако с помощью признанного оператора Вилмоша Жигмонда тоже неплохо воспроизвёл атмосферу и среду послевоенной Америки, увиденной через призму жанра психологического триллера и «чёрного фильма», точно расставил иронические акценты в трактовке расхожей истории неожиданного противостояния бывших друзей.
Два дня в долине 6/10
2 Days in the Valley, 1996

Криминальная комедия

«Тарантиномания» охватила Голливуд словно в миг распространившаяся болезнь. Можно относиться к этому с плохо скрываемым раздражением или всё же принимать как скоротечную моду, отыскивая в очередной вариации на тарантиновские темы что-то достойное даже самого придирчивого внимания. Вообще-то лента Джона Хёрцфелда одновременно напоминает и «Короткий монтаж» Роберта Олтмена, поскольку в ней развёртываются, как минимум, пять историй из калифорнийской жизни, которые потом не без остроумия, проявленного со стороны автора, пересекаются друг с другом.
Два Федора 8/10
1958

Социальная мелодрама

Герой «Весны на Заречной улице» понравился зрителям во второй половине 50-х годов не только своим человеческим обаянием, задором, остроумием (это было и в других экранных героях тех лет, каждого из которых можно было назвать «своим парнем»), но и неожиданным упорством, гордостью, умением доказать, что такой человек, как Саша Савченко, способен подняться выше той привычной жизни, которая ожидала его. А это уже немало. Но всё-таки и немного, чтобы стать главным героем кино 50-х годов, оказаться выше своей экранной судьбы. Ведь кинематограф того периода был в большей степени ориентирован на героев прошлого — Губанова из «Коммуниста», Марютку из «Сорок первого», Веронику и Бориса («Летят журавли»), Алёшу («Баллада о солдате»), Соколова («Судьба человека»).