всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

Габбех 9/10
Gabbeh, 1996

Мелодраматическая притча

Достаточно увидеть хотя бы лишь эту иранскую ленту, снятую в 39-летнем возрасте одним из ведущих иранских режиссёров Мохсеном Махмальбафом, чтобы оценить поразительную незамутнённость и свежесть восприятия окружающей реальности в современном кинематографе Ирана. А также можно удивиться редкостной в наши дни, поистине искренней неозабоченности автора ничем другим, кроме того, что действительно интересует его самого и, значит, должно быть непременно интересно ещё кому-то. Картина Махмальбафа, которая у нас получила название «Персидские ковры», в принципе, напоминает красочный по рисунку и искусно сделанный персидский ковёр небольшого размера из провинции Габбе. Хотя одновременно подобное имя носит и молодая героиня, которая словно сошла с изображения на ковре или же материализовалась в нынешнем мире благодаря рассказу старухи, чистящей на реке это самое полотно вместе со своим пожилым супругом. Давняя легенда о любви юной девушки к чужаку, который не принадлежал к её клану, послужила сюжетом для народных умельцев, изготовивших ковёр. Но, пожалуй, она как-то перекликается и с историей жизни двух состарившихся персонажей — а может, они просто хотели бы в идеале соответствовать столь красивому и возвышенному любовному сказанию.
Гавана 5/10
Havana, 1990

Политическая ретро-мелодрама

После пятилетнего перерыва (странно, что Сидни Поллак не пожелал сразу же закрепить успех своего оскароносного фильма «Из Африки» и занимался только продюсерской деятельностью) известный американский режиссёр вновь обратился к жанру мелодрамы, в данном случае — политической, развивающейся на фоне предреволюционных событий на Кубе в декабре 1958 года. Любовный роман авантюриста-американца, карточного игрока Джека Уайла (он прибыл на Карибский остров с целью опустошения солидных кошельков посетителей роскошных казино и ночных клубов), с красивой брюнеткой Бобби, женой леворадикального политического деятеля Артуро Дурана, преследуемого режимом Батисты, не может не очаровать своим благородством и возвышенностью чувств. Тем более что в главных ролях заняты Роберт Редфорд («любимчик» Поллака на протяжении четверти века и кумир многих зрителей) и шведка Лена Улин (впрочем, она здесь не так завлекательна и вожделенна, как в прославивших её лентах «Невыносимая лёгкость бытия» и «Враги — История любви»).
Гадкие лебеди 5.5/10
2006

Фантастическая притча

Константин Лопушанский давно не снимал и, честно говоря, после его крайне неудачной «Русской симфонии» (1994) даже и не верилось, что режиссёр, который начинал путь в кино заметными лентами «Соло» и «Письма мёртвого человека», сможет вписаться в новую ситуацию со своими явно арт-хаусными и, более того, не отвечающими современной моде (вот Александр Сокуров всё-таки чует мировую конъюнктуру в искусстве) проектами. А для возвращения Лопушанский избрал экранизацию давней (написана ещё в 1967 году) повести «Гадкие лебеди» братьев Стругацких. И его картину легко упрекнуть (неизбежно сравнивая со «Сталкером») и в «тарковщине», и в подражании постановщика самому себе, поскольку даже сюжетно она перекликается с фильмом «Письма мёртвого человека», особенно из-за мотива спасения детей от глобальной катастрофы благодаря их заключению в подземный бункер.
Газета 5/10
The Paper, 1994

Производственная драма

Эта американская картина — типичная производственная драма об одном дне из жизни нью-йоркской газеты с громким названием The Sun. Авторы стремятся запечатлеть коллективный портрет сотрудников газеты, которые успевают сдать очередной номер в срок между решением личных и общественных проблем, прежде переругавшись, а потом — помирившись друг с другом: ведь на следующий день им придётся делать всё сначала. И фильм Рона Хауарда может служить хрестоматийном пример политической корректности: редактор отдела Хенри Хэккет в спорах и даже в настоящей драке с ответственным секретарём Алисией Кларк отстаивает не только иной заголовок для газетного материала о молодых парнях-афроамериканцах, но и их непричастность к криминальному делу. Кстати, первоначальное название статьи «Попались!» всё-таки удачнее окончательного патетического титула «Они не виноваты».
Газовый свет 9.5/10
Gaslight, 1944

Мелодраматический триллер

Пьеса Пэтрика Хэмилтона, шедшая, кстати, и на бродвейской сцене, экранизировалась дважды. В 1940 году английский режиссёр Торолд Дикинсон снял более скромную по бюджету картину, которая, по мнению многих западных критиков, выгодно отличалась своей «наэлектризованной атмосферой», состоянием гнетущего страха и своеобразного помешательства героини, искусно терроризируемой мужем. А спустя 4 года появилась знаменитая лента фирмы МГМ — роскошная по воссозданию поствикторианской эпохи (за что и был дан «Оскар» художникам и декораторам; всего же эта картина номинировалась по семи категориям), звёздная по подбору актёров.
Газонокосильщик 5.5/10
The Lawnmower Man, 1992

Фантастический фильм

Джоуб Смит, газонокосильщик, вроде бы недоразвитый парень с умом и поведением ребёнка, становится объектом опытов учёного Лоренса Анджело, который, стимулируя мозговую деятельность подопытного, помогает ему проникнуть в виртуальную реальность, компьютерный мир, выглядящий подлиннее, чем настоящий. Придурок превращается в суперчеловека, более того — в Кибер-Бога, но из-за вмешательства военной секретной корпорации в нём пробуждается агрессивное начало, способное привести уже Кибер-Дьявола к злой власти надо всем миром.
Галантные дамы 7/10
Dames galantes, 1990

Историческая мелодрама

Провинциальный аристократ Брантом, раненный в бою, решает отныне посвятить себя единственно достойному внимания и истинно прекрасному феномену в жизни — женщинам, ради которых действительно стоит жить. Он становится знаменитым кавалером при дворе короля Генриха III, покорителем женских сердец, соблазнителем доверчивых душ, подлинно галантным мужчиной, который ценит и чтит побеждаемых дам, с любовью вспоминая всех уже перед смертью и описывая свои удивительные похождения в мемуарах «Жизнь галантных дам».
Гамбургская болезнь 6.5/10
Die Hamburger Krankheit, 1979

Сюрреалистическая сатира

Фильм 42-летнего немецкого режиссёра Петера Флайшманна о полицейском обществе, которое жестоко преследует людей, заражённых никому не ведомой эпидемией (можно считать, что предугадана «эпоха СПИДа»), скорее всего, следует традициям французской и испанской культуры с их карнавальным отношением к смерти, вовсе лишённой типичного для немцев романтически-мистически-философского ореола. Пристрастия Флайшманна, настроенного весьма язвительно и мрачно, лежат, безусловно, за пределами германского менталитета. Это доказывает и присутствие в качестве одного из сценаристов «Гамбургской болезни» Роланда Топора, крупного французского сюрреалиста польско-еврейского происхождения, а среди актёров — экстравагантного, карликоподобного испанца Фернандо Аррабаля, авангардиста, который смешал в своём творчестве сюрреализм, абсурд и театр жестокости, словно перенёс в искусство законы корриды. Поэтому не было случайным и последующее обращение Петера Флайшманна к прозе Аркадия и Бориса Стругацких в ленте «Трудно быть богом». Его невписываемость в кино Германии проявилась и в том, что почти за тридцать лет Флайшманн снял только семь игровых картин.
Гамлет 7.5/10
Hamlet, 1990

Историческая трагедия

Ранее трижды обращавшийся к творчеству великого английского драматурга (если, помимо экранизаций «Ромео и Джульетты» и «Укрощения строптивой», ещё считать кинооперу «Отелло»), итальянский режиссёр Франко Дзеффирелли вновь подтвердил высокую художественную репутацию мастера современных, но вовсе не модернизированных трактовок Шекспира. В выборе исполнителя на заглавную роль был, конечно, трезвый и беспроигрышный расчёт, что юные поклонники Мела Гибсона всё же пойдут взглянуть на своего любимца в облике Гамлета, даже если им «дела нет до Гекубы». Но, вероятно, опытный специалист по воплощению классики в кино, театре и опере, который, кстати, открыл для кинематографа несколько молодых актёров, прозорливо почувствовал, что нынешнему зрительскому сознанию будет близок типично гибсоновский герой. Чуть-чуть не от мира сего (будь то юноша с задержкой в развитии из мелодрамы «Тим», заглавный персонаж из «Безумного Макса» или не менее неистовый Мартин из «Смертельного оружия»), играющий со смертью, находящийся «бездны на краю», пред развёрстой могилой.
Гарем 5.5/10
Harem, 1985

Экзотическая психологическая драма

Селим, арабский шейх, влюбившись в Дайэн, молодую женщину из Нью-Йорка, приказывает похитить её и доставить в свой гарем, который находится в отдалённом дворце посреди пустыни.
Гарем Степана Гуслякова 6/10
1989

Мелодрама

Когда безнадёжно больную Клавдию её муж Степан доставил в районную больницу, никто уже, включая опытного врача Смагулова, не надеялся, что она выживет, а тем более — вернётся в родную деревню, к двум малым детям, пока что оставленным на попечение юной соседской девчушки Маринки. И не было особой вины ни у Степана, почувствовавшего себя раньше срока вдовцом, ни у влюблённой в него с детства Маринки, что у них возникла как бы новая семья, в которой чудом возвращённая к жизни Клавдия вынуждена словно обретать своё иное качество. У Маринки рождается ребёнок от Степана, а другие дети, привыкнув, именно её теперь называют матерью. Но «никто не затаил зла друг на друга» — значит, можно найти согласие даже в такой нетрадиционной ситуации вовсе не «шведской семьи» (действие происходит в одной из деревень Урала, хотя это могло бы, в принципе, случиться в любом из сёл России).
Гарлемские ночи 6.5/10
Harlem Nights, 1989

Гангстерская ретро-комедия

В 28-летнем возрасте знаменитый чернокожий комик Эдди Мёрфи решил «поменяться местами» и впервые встать по другую сторону кинокамеры. Он выступил в качестве автора сценария, режиссёра и исполнительного продюсера, правда, сохранив за собой ещё и главную роль авантюриста Брауна с ярким прозвищем Живчик, который попытался вместе со своим отчимом-компаньоном Сахарным Реем выстоять в смертельной схватке с предводителем мафии Багси Кэлхуном. Поскольку действие происходит в 1938 году, то неплохо воспроизведена в стилизованной манере атмосфера и среда «бурных тридцатых», когда гангстеры и мошенники, сделав крупный бизнес на бутлеггерской и иной преступной деятельности, открыли всевозможные клубы, казино, кабаре, увеселительные заведения.
Гарольд и Кумар уходят в отрыв 3.5/10
Harold & Kumar Go to White Castle, 2004

Молодёжная комедия

Два совсем молодых сценариста (Джону Хёрвицу в начале съёмок было 25 лет, а Хейдену Шлоссбергу — 24 года) придумали явно незамысловатую историю про двух приятелей: Хэролда Ли, корейца по происхождению, и Кумара Пателя, чьи родители — индийцы. Хэролд даже работает в престижном инвестиционном банке, а вот Кумар никак не желает поддаться уговорам отца и стать врачом, хотя (как потом выяснится) имеет несомненный талант в области медицины. Но оба продолжают вести себя как «отвязные» подростки, куря марихуану и совершая беспечные поступки, особенно в том случае, когда друзьям взбрело в голову на ночь глядя отправиться за гамбургерами в закусочную «Белый замок», чью завлекательную рекламу они увидели по телевизору.
Гарри и Хендерсоны 6/10
Harry and the Hendersons, 1987

Комедия с элементами фантастики

Типичная американская семья Хендерсон из Сиэтла, возвращаясь на машине из краткого отпуска во время уик-энда, неожиданно сбивает на дороге… снежного человека. Думая, что он мёртв, они забирают это чудо природы с собой в город, где новоявленный Хэрри (такое имя дали найдённому существу) оживает и приносит массу хлопот и неприятностей. Так что этот фильм вполне мог бы называться «Неприятности с Хэрри» (если вспомнить чёрную комедию Альфреда Хичкока).
Гарри Поттер и Тайная комната 6.5/10
Harry Potter and the Chamber of Secrets, 2002

Фантазия-сказка

Главное, в чём пришлось убедиться на просмотре второй серии про приключения маленького волшебника Гарри Поттера — подобное кино рассчитано в немалой степени ещё и на взрослых, способных считывать иронические парафразы, которые возникают на протяжении всего действия. Прав был американский режиссёр Крис Коламбас, когда говорил, что «Гарри Поттер и тайная комната» окажется и мрачнее, и забавнее. Со стороны это сочетание представлялось несколько странным — словно нам предлагали увидеть комедию ужасов. Но данная лента действительно содержит чуть более страшные аттракционы с эльфами, ожившими деревьями, корнями мандрагоры, гигантскими змеями и т. п., одновременно почти пародируя ряд моментов из известных кинопроизведений — от «Звёздных войн» и «Чужого» до бесчисленных фильмов о пауках и вампирах.
Гарри Поттер и узник Азкабана 6.5/10
Harry Potter and the Prisoner of Azkaban, 2004

Фантазия-сказка

Если кто-то из взрослых поклонников кино удивлялся, что для постановки третьей серии фантазии-сказки о мальчике-волшебнике Гарри Поттере был приглашён мексиканец Альфонсо Куарон, то после непосредственного знакомства с фильмом «Гарри Поттер и узник Азкабана» сомнений уже не останется. Конечно, это произошло не по причине популярности его молодёжной эротической драмы «И твою маму тоже», а из-за ранее снятых в США картин «Маленькая принцесса» и «Большие надежды».
Гарри Поттер и философский камень 7/10
Harry Potter and the Sorcerer's Stone, 2001

Фантазия-сказка

Даже несмотря на то, что у нас в прокате «Гарри Поттер и философский камень» и «Властелин колец: Братство кольца» оказались искусственно разведёнными по времени выпуска на полтора месяца, а экранизации Дж. Р. Р. Толкиена было даже дано право первой привлечь зрителей на свою сторону, несколько запоздалый выход киноверсии сочинения Джоан Роулинг всё равно позволил убедиться, что «поттеромания» куда симпатичнее, нежели фанатизм толкиенистов. Конечно, и по поводу колдовства и чёрной магии в «книжном сериале» о юном волшебнике Гарри Поттере были уже сказаны гневные слова блюстителями детской нравственности и религиозной чистоты.
Гарри – друг, который желает Вам добра 8/10
Harry, un ami qui vous veut du bien, 2000

Психологический триллер с элементами чёрной комедии

38-летний режиссёр Доминик Молль, истинный космополит, который родился и детство провёл в Германии, а учился в Нью-Йорке и Париже, своим вторым фильмом вызвал большой интерес на кинофестивале в Канне в 2000 году. Его лента провоцирует массу самых неожиданных ассоциаций, даёт простор для интерпретаций, но, между прочим, не стала очередным интеллектуально-эстетским образчиком, поскольку смогла привлечь, на удивление, большую аудиторию во Франции, войдя среди местных картин в десятку самых популярных за год.
Гвендолин 4/10
Gwendoline, 1984

Эротико-приключенческая фантазия

Автор знаменитой «Эмманюэль» так и не смог повторить свой наивысший успех в жанре эротического кино, хотя потом обращался к скандальным («История О», «Мадам Клод») и романтически-эстетским («Любовник леди Чаттерлей») историям. А «Гвендолин» можно даже назвать «эротическим комиксом», так как фильм снят по авантюрному рисованному роману «Опасные приключения Гвендолин». И рассказывает он о похождениях юной Гвендолин, воспитанницы монастыря, которая отправилась на поиски своего отца в далёкий Китай, но попала в сказочную страну Ик-Як.
Где скрывается правда 4.5/10
Where the Truth Lies, 2005

Криминально-эротическая ретро-драма

Несмотря на уверения некоторых критиков, что канадский режиссёр Атом Эгоян снял на сей раз «мейнстримовскую» ленту, она вообще-то провалилась в прокате, собрав в США менее миллиона долларов. Хотя если судить по бюджету ($25 млн.), Эгоян делал эту картину с прежде неведомым размахом, воспроизводя сразу две ретро-среды: конец 50-х и начало 70-х годов. Только не очень понятно, почему он отказался хоть каким-либо образом перебросить действие в современность, чтобы из нынешней реальности всё-таки прокомментировать давнюю историю.
Генеральская дочь 7/10
The General's Daughter, 1999

Криминальная драма

Сочетание армейской драмы с судебно-криминальной тематикой принесло в своё время большой успех картине «Несколько хороших парней» Роба Райнера. Правда, в ленте Саймона Уэста патриотический во что бы то ни стало пафос всё-таки не затмевает обличительный мотив наличия в армейской среде нездоровых проявлений насилия над человеческой личностью. Хотя финальные титры свидетельствуют о том, что заслуженный генерал, который предал собственную дочь и стал, по сути, виновником её смерти, отказался после отставки от своей политической карьеры, а число женщин в армии неуклонно продолжает расти. Так что следует радоваться, что нет особых поводов для беспокойства, и всегда найдётся пусть всего лишь один «хороший парень» в лице военного следователя Пола Бреннера. Он вместе со своей напарницей Сэрой Санхилл способен не только докопаться до неприятной истины, но и посмеет, невзирая на чины, напрямую высказать всё, что думает об аморальности поведения офицеров, включая генерала, который готов пожертвовать судьбой дочери ради престижа армии и продвижения по службе.
Генри Фул 8.5/10
Henry Fool, 1997

Экзистенциальная трагикомедия

В своём шестом фильме, неожиданно длинном (или «эпическом», по определению самого Хэла Хартли) для этого независимого американского режиссёра, он всего лишь в рамках одного произведения словно проделал повторный путь от «Невероятной правды» до «Любителя». Вновь относительный покой обитателей «простых кварталов Америки» нарушил якобы злостный преступник, который вышел из тюрьмы, впрочем, выдав себя за писателя-философа, сочиняющего труд всей жизни — некую Исповедь. А вместо юной монашенки, желающей стать нимфоманкой и писать порнороманы, появился кажущийся слабоумным, сексуально неопытный молодой мусорщик, который под воздействием «новоявленного учителя жизни» вдруг сотворил весьма откровенную и смущающую всех (кроме лиц женского пола) поэму, в конце концов, изданную и принёсшую ему Нобелевскую премию!
Генри: Портрет серийного убийцы 9/10
Henry: Portrait of a Serial Killer, 1986

Экзистенциальный триллер

Фильмы о маньяках-убийцах всегда были популярны и многочисленны — и порой может создаться впечатление, что кинематографисты и зрители, словно заворожённые жертвы, сами с неким сладостным страхом неотвратимо тянутся к пугающим, но таким влекущим образам непостижимых серийных преступников. Ведь те кажутся вроде бы тихими и незаметными, выглядят вполне обычными людьми и вовсе не выделяются из толпы, однако обладают какой-то почти дьявольской силой воздействия на потенциальные объекты своего насилия. Они — безусловное порождение всемирного Зла, но иногда в самых лучших лентах вдруг проскальзывает необъяснимое экзистенциальное отчаяние, проявляется своего рода Каинова печать рода человеческого, что заставляет увидеть в этих отродьях Сатаны черты падших ангелов.
Генрих IV 7.5/10
Enrico IV, 1984

Драма-притча с элементами трагикомедии

Стареющий итальянский аристократ, упав с лошади, представляет себя живущим в XI веке королём Генрихом IV. Или же он только притворяется, разыгрывая сумасшествие? Родственники, прибывшие в опустевший дворец, пытаются разобраться в случившемся и спровоцировать шок, который может помочь безумцу вернуться в прежнее нормальное состояние.
Генрих V: Битва при Азенкуре 7.5/10
Henry V, 1989

Историческая драма-экранизация

Спустя ровно сорок пять лет после «Генриха V» (1944) англичане вновь экранизировали эту пьесу Уильяма Шекспира. Фильм Кеннета Брэны, вообще-то ирландца по происхождению, 28-летнего актёра Королевского Шекспировского театра, который сыграл заглавную роль и тоже дебютировал в режиссуре, как когда-то Лоренс Оливье, во многом перекликается с той лентой времён войны — вплоть до почти буквальных совпадений. Тем не менее, Брэна, постепенно захватывая внимание энергией и страстностью исполнения роли Генриха V, преодолевает в ряде сцен театральность и условность повествования, добивается эмоционального воздействия на зрителей, заставляя поверить в его способности кинопостановщика.