всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

В августе 44-го 7/10
2001

Военно-приключенческий фильм

По поводу романа «В августе сорок четвёртого…» (или «Момент истины») Владимира Богомолова давно существует устойчивое мнение, что его невозможно экранизировать. Прежде всего, трудно передать в кино сложную полифоническую структуру, где не только взаимодействуют документальная, протокольная стихия распоряжений, донесений, шифровок и беллетризированная, жанрово заострённая, напряжённая по интриге повествовательная структура военного детектива, но и соперничают, спорят друг с другом два метода постижения реальности минувшего времени.
В бреду 6/10
Delirious, 1991

Комедия

В самом начале 90-х годов появились сразу три американские комедии — «Настройте радиоприёмники завтра…», «Мыльная пена» и «В бреду», которые высмеивали пристрастие публики к бесконечным радио- и телесериалам. А за прошедшее время многие из отечественных зрителей пристрастились не только к знойным и душещипательным латиноамериканским теленовеллам, но и к более хитроумным и энергичным по действию сериалам из англоязычных стран — США, Канады, Австралии и даже ЮАР, так что гораздо лучше представляют себе «объект иронии».
В год тринадцати лун 7/10
In einem Jahr mit 13 Monden, 1978

Экзистенциальная драма

Можно по-разному относиться к этому фильму Райнера Вернера Фассбиндера, но трудно не согласиться с тем, что истинный художник часто оказывается пророком своей судьбы, предчувствуя скорый исход жизни. К тому же картина «В год тринадцати лун» считается одной из самых личных в творчестве немецкого режиссёра. Она была создана им в возрасте тридцати трёх лет, за четыре года до смерти. Роковой для многих творцов 37-летний рубеж оказался таковым и для Фассбиндера. Месяц июнь стал точкой отсчёта в отчуждении, тотальном одиночестве, ощущении безвыходности и бессмысленности жизни для Эрвина/Эльвиры, транссексуального героя ленты «В год тринадцати лун», в результате найденного мёртвым в своей квартире. Знаменательно, что июнь был последним месяцем и в судьбе постановщика, который работал и жил на износ, торопился как можно больше сделать и пережить в отведённый ему срок. И всего лишь за год до преждевременной кончины он заявлял в интервью, что надеется «жить долго, чтобы снять ещё дюжину фильмов, которые представляли бы Германию во всей её глобальности, такой, как она видится».
В движении 6.5/10
2002

Драма современных нравов

Один из парадоксов российского кинематографа заключается в том, что он долгие годы словно напрочь игнорирует подростков и молодёжь — и даже нынешние дебютанты так и норовят снять что-нибудь из жизни, как минимум, тридцатилетних, причём обязательно про элитную тусовку. Вот и в талантливой и не лишённой горечи картине «В движении» 33-летнего режиссёра Филиппа Янковского тоже наличествует весь джентльменский набор «новых русских», что уже вошло в анекдоты и, кажется, не может восприниматься без издёвки.
В джазе только девушки 8.5/10
Some Like It Hot, 1959

Авантюрно-эксцентрическая музыкальная ретро-комедия

Эта американская лента, имевшая под названием «В джазе только девушки» и с рядом цензурных купюр очень большой успех в советском кинопрокате в 1966 году (43,9 млн. зрителей всего при 208 копиях!), вообще-то известна во всём мире с иным заглавием — «Некоторым нравится погорячее». И, между прочим, самой знаменитой и часто цитируемой фразой, которая даже использовалась в названиях других фильмов, является финальное высказывание одного из героев картины — «Никто не совершенен», что парадоксально заключает прежде поведанный сюжет с явными мотивами трансвестизма. Ведь некоторым действительно хочется чего-то «погорячее» или же более нетрадиционного, в том числе — и в сфере сексуальных предпочтений.
В зоне особого внимания 7/10
1977

Героико-приключенческий боевик

Фильм Андрея Малюкова, как бы ещё рядового советской режиссуры (ведь это дебют 30-летнего постановщика в полнометражном кино, причём для пробы запущен в производство в качестве короткометражки), очень пришёлся по душе не только начальству (был дан четвёртый по количеству тираж в 1978 году), но и зрителям: пятое место среди отечественных лент, сразу после вестерна «Вооружён и очень опасен», экранизации рассказов Брет-Гарта. Такое соседство лишний раз свидетельствует о столь же условной и откровенно придуманной игре в приключенческий жанр, которую не без азарта и занимательности устроили создатели современного боевика о буднях и ратной учёбе солдат и офицеров Советской Армии.
В компании волков 6.5/10
The Company of Wolves, 1984

Мистическая фантазия

Эта лента 34-летнего ирландца Нила Джордана немало удивила западную публику. По первому слою, она может показаться обычной сказкой, очередной вариацией на тему «Красной Шапочки». Однако фантастические истории, которые рассказывает бабушка своей юной внучке, имеют психологическую или, по трактовке некоторых критиков, даже фрейдистскую подоплёку. Грань между реальностью и вымыслом стирается — и внучка видит как бы материализацию собственных страхов, кошмаров и навязчивых комплексов. В американском издании «Видео Муви Гайд» вообще было сказано, что картина Джордана предназначена «только для думающих зрителей». Но, честно говоря, не всегда можно счесть избранную этим режиссёром манеру достаточно убедительной.
В котором мы служим 7.5/10
In Which We Serve, 1942

Военная драма

Этот британский фильм, снимавшийся с немалым по тем временам бюджетом в размере 240 тыс. фунтов стерлингов как раз в разгар второй мировой войны (с февраля по июнь 1942 года, причём иногда в перерыве между бомбёжками), можно счесть по жанру художественно-документальным. Тем более что и начало картины напоминает серию хроникальных кинорепортажей: как был построен и спущен на воду «Торрин», эсминец королевского флота, а потом принимал участие в сражениях на Средиземном море. Но в дальнейшем повествование (номинации на «Оскар» за фильм и сценарий) усложняется по прихоти автора, признанного английского драматурга Ноэла Коуарда, который выступает здесь в нескольких качествах, вдобавок пригласив сорежиссёром уже успевшего зарекомендовать себя 34-летнего монтажёра Дэвида Лина, будущего классика кино.
В ловушке времени 3.5/10
Timeline, 2003

Фантастический историко-приключенческий фильм

На редкость точным оказалось соображение, высказанное одним из пользователей imdb.com: «Как бы я хотел вернуться назад во времени, чтобы получить два своих драгоценных часа!». Фильм признанного режиссёра Ричарда Доннера (он также был сопродюсером со своей женой Лорен Шулер), снятый по бестселлеру Майкла Крайтона, с треском провалился в американском прокате, не компенсировав и четверти потраченной суммы в размере $80 млн. И если в отношении «13-го воина», сравнительно недавней экранизации другого крайтоновского романа «Пожиратели мертвецов», предубеждение зрителей было, пожалуй, чрезмерным, то отказ воспринимать всерьёз ленту «Граница времени» (в нашем прокате — «В ловушке времени») даже делает им честь.
В лунную ночь 4/10
In una notte di chiaro di luna, 1989

Мелодрама

Американский журналист Джон Нот, узнав о самоубийстве в 1985 году семейной пары из Рима, боявшейся СПИДа, начинает готовить
В ночи 7.5/10
Into the Night, 1985

Пародийный триллер

Эд Окин, молодой служащий крупной фирмы, случайно вернувшись в рабочее время домой, узнаёт о неверности своей жены — и с тех пор теряет покой и сон. Однажды ночью он попадает в подземный гараж у аэропорта, где сталкивается с преследуемой иранскими тайными агентами красивой девушкой Дайаной, которая, по просьбе приятеля, перевезла из Европы алмазы, не зная, что они принадлежат бывшей шахине. С этого момента Эду действительно будет не до сна!
В ночной тиши 7/10
Still of the Night, 1982

Психологический триллер

Один из пациентов известного психиатра Сэма Райса неожиданно был убит. Подруга убитого, таинственная блондинка, видевшая его последней, наносит визит к Райсу и внушает как обоснованные подозрения, так и сомнения — тем более что сам врач (впрочем, и многие потенциальные зрители) испытывает симпатию к этой женщине по имени Брук.
В осаде 5.5/10
Under Siege, 1992

Боевик

Режиссёр Эндрю Дэвис стал ещё в 1988 году «крёстным отцом» Стивена Сегала, дав возможность специалисту по восточным единоборствам (в основном — айкидо) дебютировать в качестве актёра — в роли крутого полицейского Нико в боевике «Над законом». А спустя четыре года они вновь встретились на съёмочной площадке. Сегал успел побить все прежние рекорды «кинодрачунов», преодолев благодаря фильму «Вопреки смерти» (или «Нико-2») кассовый рубеж в $60 млн. Карьера Дэвиса была менее удачной — в 1989—91 годы он трижды отстранялся от постановок, которые поручались другим режиссёрам. Вероятно, на кандидатуре Эндрю Дэвиса в первом для Стивена Сегала боевике со спецэффектами (он обошёлся лишь в $35 млн. продюсеру Арнону Милчану, начинавшему, между прочим, свою карьеру с лент «Однажды в Америке» и «Бразилия») настоял именно исполнитель. В результате они превзошли даже самые смелые прогнозы, захватив солидную сумму в прокате США и всего мира.
В осаде 2: Темная территория 3.5/10
Under Siege 2: Dark Territory, 1995

Боевик

«Вечно второй» режиссёр Джеф Мёрфи, отказавшийся от своей новозеландской оригинальности («Уту», «Тихая планета») ради голливудской бесцветности («Молодые стрелки 2», «Беглец», «В тупике», «Последний изгой»), согласился на съёмки продолжения самого кассового боевика с участием Стивена Сегала, надеясь на большую прибыль. Разумеется, «В осаде 2» стал по прокатным результатам рекордсменом в личной кинокарьере Джефа Мёрфи, но не поправил пошатнувшиеся дела любителя айкидо и сражений «один супротив всех» и сразу за всю планету целиком. Кстати, предыдущая провальная работа Сегала — «В смертельной зоне» — была посвящена спасению эскимосского Севера от нашествия беспринципных и алчных янки, продавцов нефти.
В память ушедшего дня 7.5/10
1990

Документальная притча

Литовский режиссёр Шарунас Бартас, который снимал любительские фильмы ещё с девятнадцатилетнего возраста, потом учился в середине 80-х годов во ВГИКе в режиссёрской мастерской известного документалиста Виктора Лисаковича. Однако из-за разногласий с ним, в том числе — как раз по поводу данной ленты, был, к счастью, принят под крыло другим преподавателем, Ираклием Квирикадзе, затем оказавшим содействие Бартасу в получении права на постановку полнометражной картины «Три дня». Что касается фильма «В память минувшего дня», то он мог вызвать непонимание и даже неприятие в связи с неопределённым способом представления на экране окружающей действительности. Вроде бы съёмки — документальные, а вот организация материала и его обобщение — вполне художественные по манере, так что можно подумать, что это вообще игровая работа философско-поэтического плана, которую следовало бы назвать своеобразным реквиемом по уходящей в небытие эпохе.
В пасти безумия 3/10
In the Mouth of Madness, 1994

Мистический триллер

В 1995 году на фестивале во французском городе Жерармере (он пришёл на смену киносмотру в Авориазе, где целых два десятилетия проводились конкурсные состязания фантастики и фильмов ужасов) картина Джона Карпентера, одного из тех, кого можно назвать классиком жанра, не случайно соседствовала с работой другого аса — Уэса Крейвена, который включил своё имя даже в заголовок: «Новый кошмар Уэса Крейвена». Критики твердили о свежей струе в творчестве этих мастеров, якобы воспользовавшихся постмодернистским принципом построения лент на стыке вымысла и действительности, пародии и подлинного страха. Однако в этом смысле предпочтительнее выглядели произведения более молодых режиссёров, которые были показаны тогда в Жерармере — «Божественные создания» Питера Джексона и «О смерти и любви» Микеле Соави.
В поисках Иисуса 7/10
Cercasi Gesù, 1982

Трагикомедия

Руководители католического ордена решают создать в рекламных целях новое изображение лика Иисуса Христа. А моделью для него стал добрый и простодушный безработный Джованни, который согласился безропотно выполнить заказ служителей церкви.
В поисках мистера Гудбара 6.5/10
Looking for Mr. Goodbar, 1977

Драматический триллер

Название этой ленты обычно переводят «В поисках мистера Гудбара», хотя никакого мистера Гудбара там нет и в помине. А имеется в виду, что героиня ищет своего идеального мужчину, который соответствовал бы её мечтам о «добром ближнем», но её подстерегают на этом пути нешуточные опасности. Тереза Данн, школьная учительница с Манхэттена, освобождаясь от своих моральных и сексуальных комплексов, сформированных в пуританской среде ирландских католиков, начинает бездумно проводить время в барах, знакомиться со случайными мужчинами, жить в собственное удовольствие. Пока однажды она не становится жертвой рискованных игр с психически неуравновешенным парнем Тони Ло Порто, который оказался склонным к насилию в сексе.
В поисках Немо 7.5/10
Finding Nemo, 2003

Анимационная приключенческая комедийная мелодрама

Хотя по сумме кассовых сборов фильм «В поисках Немо» ненамного обошёл прежнего лидера среди современных анимационных произведений, коим почти 10 лет являлся «Лев — царь зверей» / «Король-лев», однако по посещаемости ему существенно уступил. Тем не менее, это не умаляет совместного достижения фирмы «Пикар» (она первой стала специализироваться в области компьютерной анимации) и компании Уолта Диснея. Картина «В поисках Немо» — лишнее подтверждение нового курса по дальнейшему развитию отнюдь не рукотворной мультипликации, которая, кстати говоря, теперь проваливается в прокате раз за разом. Но гораздо важнее, что усложнение полностью смоделированных на компьютерах объёмных рисунков сопровождается более очеловеченным, если можно так сказать, представлением самых разнообразных персонажей на экране. И рассказываемая история приобретает очевидные жанровые приметы, вовсе не ограничиваясь рамками привычной сказки.
В постели с врагом 6.5/10
Sleeping with the Enemy, 1991

Мелодраматический триллер

Этот фильм отражает возникшую моду на сенсационные интимные сюжеты. Название могло бы стать великолепным определением нового направления в американском кино на рубеже 80—90-х годов, которое иначе следует охарактеризовать как «мелодраматический триллер». Потрясающий успех картины Джозефа Рубина в прокате (только в США её бюджет был превзойдён в 5,5 раза) подтвердил неслучайность ажиотажа вокруг «Рокового влечения» (1987) Эдриана Лайна, пожалуй, первого из произведений сформировавшегося жанрового образования. В нём явно воплотились пристрастия публики к лицезрению на экране рискованных любовных влечений, опасных интимных отношений, губительных желаний, которые зреют внутри внешне благополучных браков и добропорядочных семей.
В прошлом году в Мариенбаде 10/10
L'année dernière à Marienbad, 1961

Экзистенциальная притча

Этот фильм в момент своего появления вызвал бурю споров, массу противоречивых оценок — от восторгов до полного неприятия, став на какое-то время чуть ли не нарицательным при определении заумно-интеллектуального (как писали на Западе) или буржуазно-элитарного (так считали у нас) кинематографа. Например, ошибочный вариант перевода «Прошлым летом в Мариенбаде» даже спровоцировал отечественного драматурга Александра Вампилова на демонстративно спорящую перекличку заголовка его пьесы «Прошлым летом в Чулимске».
В самое сердце 6.5/10
Colpire al cuore, 1982

Психологическая драма

Эмилио — серьёзный молодой студент, который усердно учится, интересуется классической музыкой, а политика (в частности, проблема терроризма) занимает его лишь как предмет для детального и основательного изучения. Однажды Эмилио узнаёт о том, что его отец Дарио, левый по взглядам профессор университета, находится в любовной связи со своей студенткой Джулией, кстати, террористкой. Испытывая жалость к матери и ненависть к отцу, юноша идёт на прямой конфликт с ним.
В смертельной опасности 2/10
On Deadly Ground, 1994

Боевик

Первый персонаж Стивена Сегала, полицейский Нико из боевика «Над законом», настолько полюбился российским видеопрокатчикам и зрителям, что каждому последующему фильму с участием прославленного мастера айкидо присваивалось почётное звание «Нико-2, 4, 6…». Став «шестикратным Нико», Сегал в ленте «В смертельной зоне» уже решил дебютировать как режиссёр. Его экологический боевик с непременными сценами мордобоев, перестрелок и взрывов производит вовсе незапланированный комический эффект, особенно в финале, когда очередной Нико (точнее — Форрест Тэфт) произносит четырёхминутную лекцию в защиту природы и коренных жителей американского Севера. Сегаловская мания величия заставляет актёра представлять на экране без какой-либо иронии уже не обычного защитника закона, а чуть ли не спасителя всей земной цивилизации. И хотя эта картина была соискателем премии Общества политического фильма в категории «права человека», более справедливой оказалась награда «Золотая малина» за худшую режиссуру года.
В спальне 6.5/10
In the Bedroom, 2001

Драма

Эта добротная по уровню и всё-таки не столь уж оригинальная картина снята по рассказу умершего за год до начала съёмок американского писателя Андре Дюбюса (между прочим, отца автора романа «Дом из песка и тумана», чуть удачнее экранизированного Вадимом Перельманом в 2003 году). И её спасает от некоторой скуки и излишней декларативности хорошая актёрская игра, в первую очередь — Тома Уилкинсона и Сисси Спейсек. Они выступают в качестве уже немолодой семейной пары Мэтта и Рут Фоулер из Новой Англии, чей сын-студент Фрэнк начинает встречаться с Натали Страут, разведённой женщиной, которая старше его по возрасту и является матерью двоих маленьких детей, что потом приводит хоть и к случайным, но серьёзным последствиям.
В упор 7.5/10
Point Blank, 1967

Гангстерский фильм

Гангстер Уокер, подставленный своим напарником Ризом, считается погибшим, но спустя два года начинает мстить всей мафии, требуя украденные у него девяносто три тысячи долларов (известный американский критик Роджер Ибёрт даже подсчитал, что герой повторяет это на протяжении фильма целых 14 раз!).