всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

Эгон Шиле – Скандал 7/10
Egon Schiele - Exzesse, 1980

Ретро-арт-драма с элементами эротики

Художник Эгон Шиле, живущий вместе со своей бывшей натурщицей Валли, однажды становится жертвой недоразумения, когда по ложному наговору влюблённой в него юной девушки арестовывается и обвиняется в совращении несовершеннолетней. Предосудительной в глазах окружающих также кажется страсть живописца к изображению обнажённой женской натуры. Эгону удаётся выйти из тюрьмы, но с тех пор неблагодарная судьба будет как бы преследовать его, заставляя пережить бедствия солдата на первой мировой войне, увлечение аристократкой Эдит и разрыв с Валли, утрату веры в самого себя и в осуществимость мечты о совершенной красоте в искусстве. Всё это не проходит для Шиле бесследно, терзает душу, словно провоцирует болезнь и медленно, но неотвратимо сокращает отпущенные дни, пока он однажды не умрёт от «испанки».
Эд из телевизора 7/10
Edtv, 1999

Драматическая комедия

У нас фильм «Эд ТВ» шёл в ограниченном прокате под названием «Эд из телевизора». Звучит вроде бы более комично или даже фантастично — словно некий Эд вылезает поздними вечерами из этого самого «ящика» и совершает нападения на ни в чём неповинных людей. Вспомните какой-нибудь «Электрошок» (правильнее — «Шокер»), где действовал опасный маньяк, скрывающийся в… телеэфире. Однако сомнения относительно необходимости показа у нас картины «Эда из телевизора», на самом-то деле, объяснялись тем, что в США она, по сути, провалилась. И в качестве основных «виновников» этого посчитали ранее вышедшие ленты «Шоу Трумена» и «Плезантвиль», которые тоже затрагивали тему взаимопроникновения отдельной человеческой жизни и мира общедоступного, повсеместно распространившегося телевидения.
Эдвард II 8/10
Edward II, 1991

Эстетская историческая драма

Косвенное участие Японии в создании экранизации пьесы Кристофера Марлоу (у нас распространено неверное написание фамилии — Марло), соперника Уильяма Шекспира по славе в Англии конца XVI века, не так уж и анекдотично. Соотечественники автора «Макбета» и «Короля Лира» не могли не признать величие режиссёра Акиры Куросавы, который предложил свои версии этих произведений, перенеся их действие — соответственно в фильмах «Трон в крови» и «Смута» — в средневековую Японию. А британский постановщик Дерек Джармен абсолютно раскованно и как бы не придавая особого значения столь мелким деталям, рассказал историю английского монарха Эдварда II (он не скрывал собственных гомосексуальных пристрастий) словно вневременную язвительно-горькую притчу о страсти и власти, о желаемой смерти, которая может принести искупление королю, чей любовник был жестоко устранён другими приближёнными, желавшими воцариться на троне.
Эди 8/10
Edi, 2002

Социальная драма-притча

Пребыванию в настоящем Чистилище, если не по соседству с самим Адом, следовало бы уподобить существование двух бомжей Эди и Юречека в этой польской ленте, которую снял, всё-таки поздновато дебютировав в большом кино (хотя он прежде поставил пять телеспектаклей), 38-летний режиссёр Пётр Тшаскальский, один из учеников классика мирового кинематографа Анджея Вайды. Но поначалу в довольно беспросветной и беспощадной хронике обитателей подлинного дна общества можно даже заподозрить присутствие давно надоевшей «чернухи», увы, хорошо знакомой нам ещё по отечественной продукции перестроечных лет.
Эдип 7/10
Edip, 2004

Трагедия-притча

Знаменитая трагедия «Эдип» Софокла переносилась на экран не менее двух десятков раз, начиная с ленты 1908 года, поставленной французом Андре Кальметтом, и кончая пародийной анимационной восьмиминутной картиной 2004 года, снятой американцем Джейсоном Вишноу, который доверил все роли… овощам, и Эдипа, например, у него изображает картофелина.
Эйр Америка 6.5/10
Air America, 1990

Приключенческая драма с элементами комедии

В 1969 году пилот Билли Ковингтон нанялся на работу в авиакомпанию «Эйр Америка», перевозящую грузы в Лаосе. Но его напарник Джин Райэк дал понять, что эта авиакомпания замешана в транспортировке оружия и опиума, поэтому, так или иначе, причастна к «грязной войне» во Вьетнаме. Ждавший лёгкой работы и больших денег, беззаботный парень Билли Ковингтон постепенно сам убедился, что действительно влип в опасное и постыдное дело, хотя природное чувство правды не позволило ему остаться равнодушным ко всему происходящему в небе и на земле Лаоса.
Эйс Вентура 2: Когда зовет природа 6.5/10
Ace Ventura: When Nature Calls, 1995

Эксцентрическая приключенческая комедия

При метеоритном появлении Джима Кэрри на небосклоне кинозвёзд в Голливуде не без облегчения вздохнули, что наконец-то на смену уставшему смешить чернокожему «королю шуток» Эдди Мёрфи пришёл комик вовсе не афроамериканских корней. Но словно по заказу настоящего смехача, в творческой биографии Кэрри обнаружился анекдотический факт. Он впервые стал известным, попав в конце 80-х годов благодаря чернокожим братьям Уэйанс (и Дэмон, и Кинан Айвори подвизались ранее в кино по соседству с Мёрфи) в телепрограмму In Living Color — именно афроамериканский вариант «Прямого эфира в субботу вечером». Причём название In Living Color — довольно многозначный каламбур: кроме отсылки к «Прямому эфиру», имелся в виду ещё и «натуральный цвет кожи» почти всех исполнителей.
Эйс Вентура: Розыск домашних животных 5.5/10
Ace Ventura: Pet Detective, 1993

Эксцентрическая комедия с элементами детектива

Эта комедия стала в США хитом 1994 года, собрав $72,2 млн. и в шесть раз превзойдя собственный незначительный (по американским меркам) бюджет. Она, в частности, опередила по кассовым результатам «День сурка», созданный комиками, которые тоже пришли в кино из популярной телепередачи «Прямой эфир в субботу вечером». И все другие работы этого комедийного направления остались далеко позади, в том числе — вполне забавные кинокомиксы «Деревенские миллиардеры в Беверли-Хилз» и «Конусоголовые», а также вторая серия сознательно идиотской молодёжной комедии «Мир Уэйна».
Эйфория 1.5/10
2006

Претенциозная мелодрама

Говорят, что первоначальный вариант фильма «Эйфория» вообще длился около двух часов. Потом из него смонтировали всего лишь 74 минуты, однако и этот хронометраж просто невозможно вынести. Вероятно, двадцатиминутная вгиковская короткометражка, сделанная из подобного материала, смотрелась бы даже лучше — как эффектная ученическая работа, в которой впервые дорвавшийся до съёмок студент желает удивить мир неожиданными кинематографическими находками. И не всегда при этом понимает, что на самом-то деле изобретает велосипед, а все его выкрутасы отдают не только манерностью и претенциозностью, но и жутчайшей попсовостью и дурновкусием.
Экзотика 5.5/10
Exotica, 1994

Сексуально-психологическая драма

Пожалуй, это излишне расхваленная картина Атома Эгояна, которого называют «канадским Вендерсом» (кстати, именно Вим Вендерс поддержал его в самом начале кинокарьеры), получившая целый ряд наград, включая восемь (а была номинирована в двенадцати категориях) национальных кинопризов «Гений» и ещё премию ФИПРЕССИ на Каннском фестивале. «Экзотика» из числа других работ Эгояна сильнее подтверждает, что он всё-таки склонен к заёмной литературщине, претенциозности (вот и рекламный слоган цветисто гласит: «В мире искушения наваждение — это самое смертельное желание»), искусственной и маловразумительной манере изложения.
Экипаж 7.5/10
1979

Кинороман с элементами фильма-катастрофы

Герои этой ленты — экипаж советского самолёта, перевозящего грузы и пассажиров где-то в Африке — попадают как бы на край света, тем более — в ситуацию словно конца света, когда земля уходит из-под ног, поблизости извергается огненная лава, а самолёт — будто Ноев ковчег, единственное спасительное пристанище. И чаще всего принято оценивать «Экипаж» как первый (и вполне достойный уважения) пример советского фильма-катастрофы. Он закономерно вызвал ажиотаж публики даже в столь рекордный олимпийский год — 1980-й, когда сразу пять картин не только превысили пятидесятимиллионный рубеж, но три из них («Пираты XX века» — тоже ведь действие там разворачивалось «вдали от Родины»; «Москва слезам не верит» и «Экипаж») стали самыми популярными за всю историю советского кино.
Экскалибур 8/10
Excalibur, 1981

Эстетский историко-приключенческий фильм

В величественной и восхищающей своей визуальной культурой (премия за художественный вклад на кинофестивале в Канне, а оператор Алекс Томсон номинировался на «Оскар») саге о средних веках, о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола совпали многие пристрастия британского режиссёра Джона Бурмена. Он всегда тяготел к яркому, изобразительно богатому и впечатляющему собственной необычностью стилю кинематографической фантазии. И этого постановщика также интересовало происхождение разных мифов, которые продолжают питать наше современное воображение с детских лет — в виде сказок. А в более скрытой форме они оказывают подчас незамечаемое воздействие на жизнь людей уже нынешней эпохи, стоящих на новой ступени технического прогресса.
Эксперимент 7/10
Das Experiment, 2000

Социальная психодрама

Этот фильм пользовался большой популярностью в Германии (его посмотрели на родине полтора миллиона зрителей, что является высоким показателем) и был награждён несколькими кинематографическими премиями, а потом попал на фестиваль в Монреале, где заслужил приз за режиссуру. А на самом первом показе в Москве ещё в июле 2001 года в рамках Дней баварского кино актёр Мориц Бляйбтрой («Достучаться до небес», «Беги, Лола, беги», «Лунный папа») и режиссёр Оливер Хиршбигель не без изумления стали очевидцами по-настоящему восторженного приёма наших зрителей после окончания ленты.
Экстази 7/10
Go, 1999

Молодёжная драма с элементами криминальной комедии

В мировом кинематографе появилось уже немало фильмов, которые случайно или вполне преднамеренно внушают мысль, что вовсе нет ничего плохого в увлечении подростков и вообще молодёжи, например, таблетками амфитамина или «экстази», ставшими почти непременными атрибутами своеобразной «клубной субкультуры». Глотая под заводную музыку дополнительные препараты для поднятия жизненного тонуса и возбуждения беспечного настроения, отдаваясь вволю энергичным ритмам танца, вдобавок подогревая себя пивом или алкогольным коктейлем, юная публика отрывается по полной программе в развлекательных заведениях, где «жизнь только начинается в три часа ночи».
Экстремалы 4/10
Extreme Ops, 2002

Приключенческий боевик

Американская киногруппа, которая снимает эффектный рекламный ролик, желая удивить заказчика-японца, отправляется в Альпы, на границу с бывшей Югославией, чтобы запечатлеть без использования компьютерных эффектов несколько рискованных кадров с горнолыжниками, несущимися перед снежной лавиной. Но в горах они сталкиваются со скрывающимися там сербскими террористами, которые принимают рекламщиков за цэрэушников и открывают смертельную охоту на них.
Экстро 2.5/10
Xtro, 1982

Фантастический фильм ужасов

Завязка этой ленты кажется многообещающей: похищенный инопланетянами Сэм Филлипс спустя три года возвращается в свой родной дом, но уже в качестве внеземного, явно переродившегося существа. И все его кровавые деяния, мерзкие, не укладывающиеся в человеческом сознании поступки, даже по отношению к членам собственной семьи, можно приписать как раз разрушительному процессу превращения человека в «экстро», космического чужака с агрессивной сущностью.
Элегия Нанива 9/10
Naniwa erejî, 1936

Мелодрама

Почему-то считается, что именно с этого фильма начинается «настоящий Кэндзи Мидзогути», хотя он прежде успел снять 59 (!) лент, преимущественно в немой период кинематографа. Пожалуй, представление об «Элегии Нанива» как о первом шедевре японского мастера связано с тем, что Мидзогути наконец-то нашёл нужную и точную манеру кинематографического повествования, представляя вроде бы «обыкновенные истории» из жизни гейш, однако преображённые на экране особым поэтическим светом. В них содержится внимательный и даже дотошный анализ довольно замкнутого мира искусных увеселительниц и мастериц поддержать беседу с любым посетителем «дома свиданий», что постепенно, с течением десятилетий, стало вырождаться и превращаться в заурядную проституцию (о чём свидетельствует самая последняя работа постановщика — «Улица стыда», снятая ровно двадцать лет спустя).
Электра, любовь моя 9.5/10
Szerelmem, Elektra, 1974

Символическая притча

Творчество венгерского режиссёра Миклоша Янчо вызывало наибольший интерес у мировых кинематографистов в средний период его продолжительной и плодотворной карьеры — со второй половины 60-х до конца 70-х годов, когда этот весьма оригинальный мастер кино неоднократно участвовал в конкурсе Каннского фестиваля и был там отмечен премиями. Хотя фильм «Электра, моя любовь» остался в 1975 году без награды (но знаменательно, что тогда победила алжирская лента «Хроника огненных лет», в которой можно углядеть несомненную перекличку с ещё одним «революционным киноспектаклем», устроенным Янчо на экране), его следует считать если не самым совершенным, то уж точно одним из ключевых произведений венгерского постановщика.
Электрический всадник 6.5/10
The Electric Horseman, 1979

Драма с элементами сатирической трагикомедии

Сонни Стил, который прежде был звездой родео, злоупотребляет алкоголем и подрабатывает в малопочётном качестве зазывалы на скачках. Однажды он бунтует против махинаций крупных дельцов, желая спасти накачиваемую стероидами скаковую лошадь, тем самым рискуя лишиться даже этой работы. Женщина-телерепортёр Элис Мартин по прозвищу Хэлли проявляет интерес к делу Сонни, а также и к нему самому.
Электрошок 6.5/10
Shocker, 1989

Триллер с элементами фантастики

Джонатан Паркер, молодой игрок в американский футбол, после лёгкого сотрясения в результате падения во время матча, начинает видеть вещие сны об убийце-маньяке Хорасе (Горацио!) Пинкере, вырезающем целые семьи в их городе. Джонатан — приёмный сын полицейского Доналда Паркера, чья семья становится очередной жертвой кровавой резни. Основываясь на прозрении Джонатана, полиция приступает к поискам маньяка, который способен многих удивить и модифицироваться до неузнаваемости.
Элизабеттаун 6.5/10
Elizabethtown, 2005

Мелодраматическая комедия

По всего лишь шестому по счёту (снимает он не так уж часто) фильму 48-летнего американского сценариста и режиссёра Кэмерона Кроу может сложиться чёткое впечатление, что он решил воспеть свой родной городок в штате Кентукки на Среднем Западе США. В то время как на самом деле является выходцем из Палм-Спрингс, что находится в более прославленной солнечной Калифорнии, которую не раз и даже с особым упорством иронично упоминают обитатели Элизабеттауна, где вынужденно оказался прежде преуспевавший парень по имени Дрю Бейлор. Но он был уволен с работы в престижной орегонской компании по производству спортивной обуви и по этой же причине брошен своей возлюбленной Эллен, даже собирался от отчаяния покончить жизнь самоубийством — и вдруг узнал о смерти отца, отправившегося в гости к многочисленным родственникам в Элизабеттауне. Дрю по пути в это «семейное гнездо» вряд ли предполагал, что знакомство в практически пустом самолёте с привлекательной стюардессой Клер окажется для него добрым знаком в жизни. И она станет необходимым ориентиром на запутанных дорогах, как та подробная карта с забавными комментариями, что была составлена стюардессой ради одинокого пассажира, которого Клер не захотела потерять в суете человеческого существования.
Эльдорадо 6.5/10
El Dorado, 1988

Историческая драма

Это рассказ об экспедиции испанских конкистадоров, которые отправились в 1560 году на поиски в амазонских джунглях богатой страны Эльдорадо, настоящего «золотого рая» на Земле. Но развернувшаяся среди конкистадоров жестокая борьба за власть привела их в итоге к духовному опустошению и краху. А в центре картины — трагическая судьба Лопе де Агирре, которому уже была посвящена замечательная лента «Агирре, гнев Божий» (1971) немца Вернера Херцога.
Эльдорадо 6.5/10
Eldorado, 1995

Молодёжная драма нравов

Талантливый молодёжный фильм (восемь номинаций на национальную кинопремию «Гений», в том числе — за режиссуру) уже немолодого канадского сценариста и постановщика Шарля Бинаме по-своему воплотил модную в 90-е годы в Северной Америке эстетику «поколения Х». И это спонтанное, импровизационное в придумывании непринуждённых диалогов прямо на съёмочной площадке и при непосредственном участии актёров, очень естественное кино, быть может, чуть страдает от того, что Бинаме всё-таки не чувствует киноритм столь же интуитивно, как, допустим, юный американец Кевин Смит в практически параллельно снятой ленте «Продавцы» (больше известна как «Клерки»).
Эмануэль 77 2.5/10
La marge, 1976

Эротическая мелодрама

Вероятно, следовало бы перевести название фильма «Проститутка» иначе — например, «Обочина». Хотя тут обыгрывается двойной смысл: проститутка Диана, с которой познакомился и провёл замечательную ночь добропорядочный женатый бизнесмен Сигизмонд, является для него маргинальной женщиной, живущей на обочине общества, где-то в стороне. Но это нисколько не смущает героя, так как он, испытывая внезапное чувство к «профессионалке любви», решает остаться с ней и дальше. Однако Диана вовсе не рада такой перспективе, что в итоге приводит Сигизмонда к драматическим последствиям.
Эмма 7.5/10
Emma, 1996

Историческая ироническая мелодрама

Перед режиссёром-дебютантом, 37-летним американцем Дагласом МакГратом, стояла сложная задача — не только соперничать с искусным текстом романа «Эмма» англичанки Джейн Остин, которая в своём произведении с блеском играла в увлекательную игру иронического манипулирования с персонажами и нравами начала XIX века. А ещё МакГрат, прежде заслужив высокие оценки за виртуозный сценарий современного по содержанию фильма «Пули над Бродвеем» Вуди Аллена, должен был хотя бы не уступить в заочном споре с параллельно создававшейся экранизацией «Разума и чувств», доказать зрителям и критикам, что его версия иного романа Остин тоже не лишена самоценности.