всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

Шальная любовь 4.5/10
L'amour braque, 1985

Эстетская мелодрама

Режиссёр Анджей Жулавский, который прежде восхищал экзистенциальными драмами «Главное — любить» и «Одержимая бесом», где страсти были поистине всепожирающими, потерял сначала в «Публичной женщине» (по смыслу точнее — «Женщина перед публикой»), а затем и в «Шальной любви» чувство меры. Эти фильмы, отягощённые ссылками и прямыми заимствованиями соответственно из «Бесов» и «Идиота» Фёдора Достоевского, производят впечатление депрессивного бреда, а нервная стилистика прежних работ Жулавского приобрела излишнюю манерность и искусственность.
Шампунь 8/10
Shampoo, 1975

Сатирическая комедия

Прежде чем придти к философской, умной и едкой сатире «Будучи там», американский режиссёр Хэл Эшби уже имел опыт работы над абсурдно-эксцентрической комедией «Хэролд и Мод» и сумасбродным фарсом «Шампунь», вообще-то не лишённым сатирического заряда. Последний из названных фильмов рассказывает о молодом привлекательном парне, престижном парикмахере Джордже из Беверли-Хиллз, который вдобавок обслуживает, словно жеребец, своих взбалмошных клиенток, порой попадая в непредвиденные ситуации. И подобная сюжетная линия могла бы быть (да и нередко становилась) основой для идиотских комедий о праздной жизни и диких забавах роскошной публики из самых знаменитых уголков США — Беверли-Хиллз и Голливуда, с беспутной славой которых готов соперничать лишь Лас-Вегас.
Шантаж 8.5/10
Blackmail, 1929

Криминальная драма

Этот фильм является не только первым звуковым в творческой карьере Альфреда Хичкока, но и во всей британской кинематографии, будучи сначала снят в немом варианте, причём роль главного инспектора полиции там сыграл другой актёр, нежели в переделанной версии со звуком. Кроме того, можно считать, что именно с «Шантажа» начался «настоящий Хичкок», хотя он к тому моменту проработал в кино уже восемь лет и успел самостоятельно поставить к 1929 году десять картин. В принципе, типичные хичкоковские мотивы находили ещё в «Жильце» (1926), однако только в «Шантаже», снятом пока что в жанре криминальной драмы, постепенно формируется представление о триллере вообще и о «саспенсе» в частности — как о напряжённом тревожном ожидании чего-то опасного и даже смертельного.
Шанхайская триада 8/10
Yao a yao, yao dao wai po qiao, 1995

Эстетская ретро-драма с элементами мелодрамы и гангстерского фильма

Яркий восточный колорит, так очаровывавший западную фестивальную публику в других работах Чжан Имоу (многие были отмечены премиями, а две из них — главными: на киносмотрах в Берлине и Венеции), вроде бы остался и в этой картине, особенно во второй половине действия, которое происходит в деревне на отдалённом острове. Однако на первом плане всё равно неизбежно оказалась гангстерская линия фильма, пусть события, относящиеся к тридцатым годам XX века, увидены глазами 14-летнего мальчишки Тан Суйшэна: он попал, благодаря протекции дяди, в услужение к капризной красивой певичке Сяо Цзимбао, которая, в свою очередь, является практически наложницей немолодого главаря шанхайской мафии. Так что сразу напрашивается сравнение с одной из лучших лент Чжан Имоу — «Подними красный фонарь», поскольку и в ней главную роль четвёртой жены в доме богатого господина сыграла та же Гун Ли, которая была своеобразной музой режиссёра на протяжении восьми лет — с 1987-го по 1995-й.
Шанхайские рыцари 5.5/10
Shanghai Knights, 2003

Авантюрная историческая комедия

Джеки Чану показалось мало повторения забавной сцены с крутящимися дверьми из чаплиновской комедии — и в ленту «Шанхайские рыцари» был введён вообще-то диккенсовский по характеру малолетний пройдоха-воришка, которому зачем-то присвоили имя… Чарли Чаплина. Всё бы ничего, да только действие картины происходит в Лондоне в 1887 году, во время празднования пятидесятилетия царствования королевы Виктории, а Чаплин, как всем известно, родился только в 1889-м. И ненадолго появляющийся в фильме Джек-Потрошитель творил свои кровавые дела в 1888 году. Кроме того, финал, когда китаец Чонь Ван и его американский соратник по приключениям Рой О’Бэннон уезжают в карете, где сзади примостился маленький Чарли, намереваясь отныне заняться кинематографом в Калифорнии, тоже является «полной туфтой», поскольку до изобретений Томаса Эдисона, братьев Люмьер и братьев Складановских оставалось ещё несколько лет.
Шанхайский полдень 6.5/10
Shanghai Noon, 2000

Комедийный вестерн

Действие происходит во времена покорения Дикого Запада. Отчаянный китаец Чонь Ван, вынужденный объединить свои усилия с американским грабителем поездов Роем О’Бэнноном, пытается разыскать похищенную предателями и их преступными сообщниками китайскую принцессу Пэй Пэй.
Шанхайский сюрприз 5/10
Shanghai Surprise, 1986

Приключенческая ретро-комедия

Молодая миссионерша Глория Тэтлок должна в Китае в 1937 году разыскать пропавшие во время вторжения японцев запасы опиума, необходимого для медицинских целей. Она нанимает для поисков авантюриста Глендона Уэйси. Оба и не подозревают, что являются лишь пешками в игре по-крупному за обладание «цветами Фарадея».
Шафт 5.5/10
Shaft, 2000

Боевик

Римейк первого популярного афро-американского боевика, созданного в 1971 году, поставлен почти 30 лет спустя Джоном Синглтоном, являющимся, как это ни забавно, почти ровесником прежнего «Шафта». Заглавную роль сыграл Сэмьюэл Л. Джексон, но также был привлечён и первый исполнитель роли Джона Шафта, актёр Ричард Раундтри, ныне став на экране дядей главного героя, который пытается засадить за решётку сына магната в сфере недвижимости, причастного к убийству на межрасовой почве. В нашем прокате картина «Шафт» получила название «Детектив Шафт» — видимо, в надежде на то, что упоминание про детектива всё-таки привлечёт кого-то из зрителей, совершенно не знающих, кто такой «этот самый Шафт, Джон Шафт». Однако, подобно ряду последних лент «про Бонда, Джеймса Бонда», где самыми запоминающимися элементами, кроме пальбы и погонь, оказываются только песня на титрах да старая музыкальная тема «бондианы», так и в новой версии «Шафта» больше всего радуют давний лейтмотив, принадлежащий композитору Айзеку Хейсу, и от силы лишь пара любопытных моментов. По раздражённому свидетельству Джексона в прессе, режиссёр, соавтор сценария и сопродюсер Синглтон работал на съёмочной площадке явно спустя рукава, результат чего мы и видим на экране. А ведь так талантливо почти за десять лет до того начинал самый молодой в истории (ему было тогда всего 24 года!) и пока единственный афро-американский постановщик, претендовавший на «Оскар» за режиссуру «Ребят с улицы».
Шахматисты 8/10
Shatranj Ke Khilari, 1977

Историческая трагикомедия

В этой лукавой ленте (к сожалению, распространённый перевод названия «Шахматисты», под которым она была и в советском прокате, всё же лишён элемента иронической игры) теперь обнаруживаются не столько острые политические намёки на настоящее Индии и её колониальное прошлое, но в первую очередь — вполне постмодернистские режиссёрские «штучки». Первая картина в биографии выдающегося бенгальского кинематографиста Сатьяджита Рея, которая снята на хинди, а также с участием английских актёров (включая Ричарда Аттенборо, тогда пожалованного королевой в Сэры, который сыграл генерала Аутрэма), в чём-то напоминает творчество Луиса Бунюэля позднего периода. Ведь двое главных героев, Мирза и Мир, одержимые страстью к игре в шахматы и равнодушные ко всему на свете (от измены жён до военных кампаний британских войск во времена правления Наваба Вазида Али Шаха, одного из последних независимых королей в Индии), так похожи на заядлых, но совсем по-детски ведущих себя немолодых гедонистов из «Скромного обаяния буржуазии», «Призрака свободы» и «Этого смутного объекта желания». Именно игра даёт им редкое чувство свободы и независимости, на что не может никто покуситься.
Шашлык 2.5/10
The Cookout, 2004

Комедия

Шашлыком тут вообще-то и не пахнет! Во-первых, по той причине, что в Америке увлекаются барбекю — устройством пикника с традиционным блюдом из мяса, зажаренного на решётке над углями. А во-вторых, судя по фильму, герои готовят мясо совсем иначе. И Cookout — это просто «готовка» или же «жарка-варка». Афроамериканская семейка Андерсон в течение многих лет проводит по субботам подобные сборища, где все родственники, на которых, возможно, и глаза бы давно не глядели, тем не менее, встречаются регулярно за обеденным столом, сооружённым у дома на лужайке, и в очередной раз перемывают друг другу косточки. Они уверены, что почти ничего не изменилось в этом «священном семейном ритуале», если выросший сын по имени Тодд может стать баскетбольной суперзвездой вроде Майкла Джордана и уже получил приглашение в известную команду из Нью-Джерси. Ему светят громадные гонорары, но прежде всего — рекламные контракты на десятки миллионов долларов, так что Тодд Андерсон, ещё не выйдя на баскетбольную площадку, начинает безумные траты, в том числе купив роскошный дом в престижном районе, где никогда не видели чернокожих из бедных кварталов (судья Кроули, женатый на белой американке, и эксцентричная женщина-охранница как бы не в счёт!). Явившиеся на традиционную семейную вечеринку разношёрстные родственнички Тодда повергают в шок его самого и обитателей этого «рая для богатых».
Шербурские зонтики 8/10
Les parapluies de Cherbourg, 1964

Мелодраматический мюзикл

17-летняя Женевьев, живущая вместе с матерью-вдовой, которой принадлежит магазинчик зонтиков в Шербуре, влюбляется в чуть более старшего по возрасту автомеханика Ги и хочет выйти замуж за него. Но парню предстоит провести два года в армии, а успевшая забеременеть Женевьев вынуждена уступить уговорам матери и дать согласие на брак с обеспеченным дельцом Роланом Кассаром, который давно любит её и даже готов усыновить родившегося ребёнка. А между тем Ги возвращается с воинской службы…
Шершень 5.5/10
Strsljen, 1997

Криминально-политическая мелодрама

Это вполне американский по замыслу и исполнению, второй по счёту фильм сербского режиссёра Горчина Стояновича, снятый им в 31-летнем возрасте — ещё до начала войны НАТО и Югославии из-за Косово. И в данной ленте вообще не подвергается сомнению, что возможна настоящая любовь между молодым косовским албанцем Мильямом и девушкой-сербкой Адрияной из Белграда. А основной упор делается на криминальной и террористической деятельности главного героя по кличке Шершень, чей родной брат, напротив, сотрудничает с сербской полицией, тем самым подписывая себе смертный приговор, который должен привести в исполнение, конечно же, Шершень. Хотя сам он и не лишён своеобразного бандитского благородства, всё равно в этой картине отстаивается довольно спорная точка зрения, что косовские албанцы могут бороться за свободу исключительно ради беспрепятственного осуществления неких «тёмных делишек», связанных с международным наркобизнесом.
Шестнадцать свечей 7/10
Sixteen Candles, 1984

Подростковая романтическая комедия

В нынешнюю эпоху возникновения своего рода ностальгии по «безумным восьмидесятым» (что объясняется, в общем-то, просто — ведь немало представителей современного поколения американских режиссёров провели собственную юность именно в те годы) дебютная картина в качестве постановщика 34-летнего сценариста Джона Хьюза кажется не такой уж вульгарной и пошлой, а временами — даже милой и симпатичной. Совсем юная и обладающая редкостным шармом Молли Рингуолд (это её первая главная роль в кино, доставшаяся в остром соперничестве с Элли Шиди, хотя Молли снималась ещё с одиннадцати лет) действительно переигрывает всех в экранной истории взросления своей ровесницы.
Шестое июля 8/10
1968

Историко-революционный фильм

Высокая популярность этой картины о Ленине (33,2 млн. зрителей) может удивить, если не принимать в расчёт (кроме безусловной новизны и остроты постановки вопроса о поведении вождя и его ближайших соратников в тревожные дни июля 1918 года, когда был объявлен контрреволюционным мятеж эсеров, которые были вынуждены порвать с большевиками и выйти из состава правительства) время её выхода в советский прокат. Ровно через 50 лет после означенных событий фильм «Шестое июля» успел получить на кинофестивале в Карлови-Вари приз специального жюри авторов. А на экраны кинотеатров он вышел в СССР уже в ноябре 1968-го, спустя два с небольшим месяца после подавления тоже якобы контрреволюционных попыток деятелей «пражской весны» хоть частично реформировать неизменные в течение десятилетий тупые коммунистические догматы. Эсеры были в своё время заклеймены как подлые пособники войны с Германией из-за нежелания подписать постыдный мирный договор. А чешских сторонников «социализма с человеческим лицом» сразу же объявили ренегатами, будто бы в сговоре с буржуазным Западом покушающимися на единство стран социалистического лагеря, особенно участников военного Варшавского договора, благодаря которому как раз и смогли войти в Прагу советские танки.
Шестое чувство 8/10
The Sixth Sense, 1999

Драма с элементами мистики

Конечно, следует придерживаться правила, что ни в коем случае не надо раскрывать интригу, сюжетный секрет, на котором держится всё действие фильма, не обязательно детективного, где так важно выяснение криминальной истины: кто убил? Есть, допустим, замечательная драма «Возмутительная игра», в которой зрители вместе с героем должны непременно «купиться на обманку» и большую часть действия принимать, скажем так, ещё одного персонажа совсем не за того человека. Поэтому авторы просто умоляли рецензентов заранее не обнаруживать этого подвоха, чтобы не лишать публику возможности испытать некое подобие шока.
Шесть девять 7.5/10
Ruang talok 69, 1999

Криминальная чёрная трагикомедия

В азиатском кино, которое ныне стало особенно модным — как на международных фестивалях, так и в прокате самых разных стран, включая даже США, есть словно переходные картины, застрявшие где-то на пути между элитарным и массовым, к коим следовало бы отнести и эту ленту из Таиланда. Она известна в мире под названием «69», а на самом-то деле, следовало бы писать цифры в названии как «6 9», поскольку главная интрига заключена в том, что квартиру под номером 6 некие бандиты, обладавшие большой суммой денег, приняли за девятую из-за перевернувшегося дверного номерка. И данный фильм 37-летнего Пен-Ека Ратанаруанга, который в молодости учился и работал иллюстратором в Нью-Йорке, где как раз увлёкся кинематографом, в том числе — произведениями Вуди Аллена и Джима Джармуша, вполне могут смотреть любители криминальных боевиков и чёрных комедий, однако в должной мере способны оценить весьма «подкованные» зрители, хорошо ориентирующиеся в истории мирового кино.
Шиzа 6.5/10
2004

Молодёжная социальная драма

Известный российский продюсер Сергей Сельянов, в последнее время предпочитающий оказывать поддержку молодым постановщикам, также помог и режиссёрскому дебюту «Шиzа» (пишется именно так — с буквой z, что выглядит несколько пижонски!) 35-летней казашки Гульшад Омаровой, которая с недавних пор вообще-то обосновалась в Роттердаме. Гука (как её уменьшительно называют) Омарова ещё в отрочестве снималась в ранних фильмах Сергея Бодрова-старшего — «Сладкий сок внутри травы» и «Непрофессионалы», а потом вместе с ним написала сценарий «Сестёр», поставленный в 2001 году Сергеем Бодровым-младшим.
Шик 4.5/10
2003

Молодёжная авантюрно-криминальная трагикомедия

Режиссёру Бахтиёру Худойназарову во время съёмок «Шика» не было ещё и сорока, а его уже потянуло на ностальгию. И хотя действие ленты происходит якобы в наше время, где-то на Черноморском побережье, она почему-то воспринимается с первых же кадров как своеобразное ретро. Но надежды на то, что это будет кино в стиле 60-х годов — лёгкое, светлое, воздушное и свежее, как после дождя (необязательно в духе лирической комедии «Я шагаю по Москве», а вполне возможно, что и не без драматического завершения, как в картине «До свидания, мальчики!») — увы, улетучиваются довольно скоро.
Широко шагая 4.5/10
Walking Tall, 2004

Боевик

Пожалуй, разумно поступила российская прокатная компания «Парадиз», первоначально выпустив этот фильм в регионах, а уж потом — в Москве. Поскольку проблемы «американской глубинки» (лента снималась в штате Вашингтон, на северо-западе США, у границы с Канадой, примерно в тех же местах, что и телесериал «Твин Пикс»), где берётся навести порядок бывший спецназовец, действительно могли показаться ближе обитателям «медвежьих уголков» в Сибири или на Урале. Благо, что и природа довольно похожа — покрытые лесом сопки, быстрые речушки с перекатами…
Школа рока 6.5/10
The School of Rock, 2003

Музыкальная школьная комедия

У американцев, в принципе, нет недостатка в молодёжных комедиях о подростках-переростках, которые могут увлекаться музыкой самых разных направлений — от панка и «хэви-метал» до хип-хопа, нередко играя в любительских группах и желая со временем добиться шумной славы на этом поприще. Но фильм «Школа рока» необычен тем, что сплавляет воедино такие намеренно «идиотские» рок-опусы, как «Мир Уэйна» и «Билл и Тед: Мнимое путешествие» (там подучившиеся игре на гитарах школьные лоботрясы побеждают в «битве ансамблей» и начинают победоносное шествие по планете в одном рок-бэнде… со Смертью), и типичные комедии для семейного просмотра (нечто типа «Службы заботливых папаш» / «Дежурного папы»).
Школьницы 84 4/10
Schulmädchen '84, 1984

Подростковая эротическая комедия

Цикл лёгких эротических картин о проказах и забавах учеников обоего пола снимался в ФРГ задолго до современных образчиков подобного жанра (например, «Девочки, девочки» — в нашем прокате «Девочки сверху») — ещё с 1970 года, причём каждой серии присваивался порядковый номер, а вот четырнадцатая по счёту почему-то была датирована по году производства: небось, ради того, чтобы подчеркнуть сиюминутность происходящего. Лента «Школьницы 84» делится на несколько микроновелл о тех или иных случаях из жизни подростков, естественно, из сферы любви и секса. Эти анекдоты и интермедии порой могут приобретать трогательно-сентиментальный характер, когда речь заходит о первых безответных чувствах, или, напротив, пошловато-вульгарный тон в историях «сексуальных побед». Тем не менее, авторы (пятеро сценаристов и режиссёр — все мужчины) остаются в рамках приличия, прекрасно понимая, что их главная аудитория — именно школьники и школьницы, то есть зрители не старше восемнадцати лет, которым ещё не рекомендуется смотреть слишком откровенные или же перверсивные сцены. А для развлечения вполне приемлем стиль «дискофильма», в котором сюжеты сменяют друг друга, словно песни на школьной дискотеке.
Школьный вальс 7.5/10
1977

Молодёжная мелодрама

Есть такой замечательный и многим кинопрофессионалам даже неведомый показатель успеха, как количество зрителей на одну копию фильма. Режиссёры нередко любят распространять легенды о том, что их ленты не стали популярными только из-за малого тиража, назначенного недовольными чиновниками. Но лишь показатель на копию на самом деле свидетельствует, был ли искусственно занижен тираж, что как раз и могло существенно повлиять на общие сборы картины в прокате. Так вот — по этому коэффициенту (61,1 тысяча зрителей посмотрели каждую копию) «Школьный вальс» занимает четвёртое место за всю историю советской киностатистики, пропустив вперёд фильмы «Пираты XX века», «Мачеха» и «Песни моря», причём имея по сравнению с ними самый малый тираж и, тем не менее, умудрившись почти достичь двадцатимиллионного рубежа посещаемости. То есть при благоприятствующем отношении начальства он был бы способен стать для второй половины 70-х годов таким же чемпионом-возмутителем покоя, как и «Маленькая Вера», тоже снятая на студии имени Горького, только через 10 лет.
Шкура 5/10
La pelle, 1981

Драма военных времён

В этом фильме итальянская постановщица Лилиана Кавани вернулась к одной из своих излюбленных тем: война, крах фашистской диктатуры, борьба людей за выживание любой ценой. Картина «Шкура» основана на романе писателя Курцио Малапарте (его настоящие имя и фамилия — Курт Зукерт), который сам принимал участие в событиях 1943 года в Неаполе, осуществляя связь с представителями американских войск. Кавани решила воплотить на экране мрачный, циничный и потерявший всякие нравственные ориентиры мир времён войны, увиденный глазами Малапарте, которого согласился сыграть Марчелло Мастроянни (и следом же он снялся в её другой ленте «За дверью»).
Шлюха 7/10
Whore, 1991

Эстетская социальная драма

Лента с таким скандальным названием, разжигающим пыл воображения, особенно у мужской части аудитории, конечно, многих (или почти всех) разочарует, поскольку не суждено сбыться ни ожиданиям любителей острых пикантных зрелищ, ни надеждам поклонников визуальных причуд Кена Рассела. Картину «Шлюха», которую сам режиссёр называл своим ответом на популярную романтическую комедию «Красотка», можно уподобить социологическому исследованию на тему проституции в современном обществе.
Шоу Трумана 8.5/10
The Truman Show, 1998

Фантазийная трагикомедия

Героя этой американской картины зовут Трумен Бёрбэнк. У наших зрителей могут возникнуть ассоциации, пожалуй, только с Гарри Труменом, президентом США, вошедшим в историю из-за того, что именно он отдал приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Однако для американцев, которые, кстати, с небывалым энтузиазмом откликнулись на ленту Питера Уира с участием популярного актёра Джима Кэрри, есть две подсказки, позволяющие сразу почувствовать скрытую иронию повествования. Truman — звучит почти так же, как True Man, то есть «настоящий человек», а фамилия Бёрбэнк вообще является кинематографической, поскольку именно в Бёрбэнке находятся несколько голливудских киностудий. Таким образом, в имени и фамилии главного персонажа уже заложен парадокс, который становится определяющим и для всего фильма «Шоу Трумена» — настоящее соседствует с киношным, подлинность сочетается с выдуманностью.