всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

Царство небесное 6.5/10
Kingdom of Heaven, 2005

Историко-эпический фильм

Вот и Ридли Скотт, который своим «Гладиатором» в 2000 году практически вернул моду в Голливуде на масштабные и дорогостоящие историко-эпические блокбастеры, вновь решил «перейти Рубикон» — правда, уже не на материале Древнего Рима, но всё равно обратившись к значительно отдалённым по времени событиям средних веков, когда совершались крестовые походы христиан в Иерусалим. Но весьма важно, что в промежутке между «Гладиатором» и «Царство небесным» этот режиссёр успел, помимо прочего, снять одну из лучших картин в собственном творчестве — впечатляющий военно-политический боевик «Падение Чёрного ястреба», основанный на подлинных фактах армейской операции американских спецназовцев в Сомали, где не стихали ожесточённые междоусобные распри.
Царь горы 7/10
King of the Hill, 1993

Эстетская ретро-драма

Американский постановщик Стивен Содерберг, который ныне стал, в общем-то, коммерческим режиссёром, на рубеже 80—90-х годов иначе удивлял зрителей и критиков. Завоевав «Золотую пальмовую ветвь» в Канне в 1989 году благодаря интеллектуально-провокационной мелодраме «секс, ложь и видео», Содерберг затем предпочёл снять изысканную экспрессионистскую драму «Кафка», вольную фантазию по мотивам произведений и обстоятельств жизни Франца Кафки. Вот и в следующей ленте «Царь горы», которая была основана на воспоминаниях Аарона Эдварда Хочнера о своём детстве в Сент-Луисе в 1933 году, порой тоже можно почувствовать кафкианские мотивы.
Царь Давид 6/10
King David, 1985

Историко-религиозная драма

Австралийский режиссёр Брюс Бирсфорд в своей второй по счёту американской работе обратился к Ветхому Завету, рассказав историю юности, а затем царствования Давида над народом Израиля после смещения с трона царя Саула, что было проделано почти с той же хитростью и изворотливостью, с какой он прежде победил могучего Голиафа. Бирсфорд отказывается от соперничества с «классиком библейского кино» Сесилом Блаунтом Де Миллем, не желая превращать повествование в грандиозный спектакль, величественное голливудское зрелище, а намереваясь выявить в Священном Писании близкое современному зрителю человеческое содержание. Но не случайно, что этот фильм, привлекательный и романтически-возвышенный в первой части, теряет обаяние и силу художественного воздействия, как только молодой Давид оказывается на вершине власти, превращаясь из благородного бунтаря в жестокого правителя, устраняющего всех, кто был против него.
Царь Эдип 9/10
Edipo re, 1967

Философская историческая драма

Фильм «Царь Эдип» занимает одну из ключевых позиций в творчестве выдающегося итальянского режиссёра Пьера Паоло Пазолини, знаменуя его переход к более условному, мифологическому, культурологическому кинематографу. Наряду с предпринятым «путешествием» вглубь веков и иных культур, к первоистокам цивилизации, Пазолини погружается и в собственную память, тайники души, подвалы подсознания. Легенда об Эдипе, который, совсем не зная того, убил своего отца и женился на собственной матери, сопоставляется даже не с воспоминаниями, а с некими представлениями-прозрениями автора о периоде младенчества, когда помимо воли, подспудно закладывалась вся его судьба, будущая жизнь, мотивы поведения, склонности и пристрастия.
Цвет денег 7.5/10
The Color of Money, 1986

Авантюрно-комедийная драма

Американский справочник «Мувиз он Ти-Ви энд видеокассет» назвал эту ленту «нокаутирующим продолжением фильма «Катала» (в другом переводе — «Мошенник»), который был снят Робертом Россеном ещё в 1961 году с тем же Полом Ньюменом в главной роли. Его герой, Эдди Фелсон, ловкий игрок в бильярд, как бы встречается с самим собой, но только спустя 25 лет. Винсент, протеже Фелсона, молодой парень, мечтающий о карьере «короля бильярда», напоминает постаревшему авантюристу о том, как он сам пробивался наверх, возжаждав успеха.
Цвет ночи 4.5/10
Color of Night, 1994

Эротический триллер

Амбициозно-скандальный проект эротически-психопатологического триллера «Цвет ночи» должен был стать своего рода ответным ударом — продюсер Эндрю Вайна словно хотел утереть нос своему бывшему партнёру Марио Кассару, инициатору «Основного инстинкта». Но во время работы и, особенно, при выпуске на экран он столкнулся с немалыми, почти фатальными сложностями. Вайна зачем-то пригласил на постановку фильма несговорчивого режиссёра Ричарда Раша, который ничего не снимал в течение пятнадцати лет — с момента создания самой известной ленты «Трюкач» (между прочим, о безумии кино), а в разгар съёмок «Цвета ночи» заработал себе инфаркт.
Цвет рая 8.5/10
Rang-e khoda, 1999

Философско-религиозная драма

Оценивая фильмы с Востока, в том числе и иранские, не очень-то привычные ещё из-за своего обязательного следования догматам мусульманского учения, пусть и в современной редуцированной форме, нам, как представителям цивилизации Запада, приходится, если честно признаться, искать своеобразные подпорки для вроде бы верного восприятия неведомого искусства при помощи сравнения с чем-то близким и более понятным. Вот и философско-религиозную картину «Цвет Бога» 39-летнего иранского режиссёра Маджида Маджиди, в которой отсутствуют явные приметы западного кино, многие способны почувствовать лишь на уровне экзотики, странных проявлений природы и всего сущего. Хотя соблазнительно и этой ленте тоже подыскать некий аналог — допустим, столь же непостижимый шедевр «Пикник у Висячей скалы» австралийца Питера Уира.
Цветок моей тайны 7.5/10
La flor de mi secreto, 1995

Мелодрама

На одном из наших телеканалов явно перестарались, усилив в варианте перевода оригинального названия («Моей тайны цветок сокровенный») мелодраматический, почти как в «мыльной опере», сентиментальный мотив, безусловно, содержащийся где-то в глубине фильмов испанца Педро Альмодовара. В своё время лента «Цветок моей тайны», которая была номинирована на семь национальных кинопремий «Гойя», но ни одну из них так и не получила, вызвала недоумение у тех, кто любит более пряного и острого Альмодовара. Поскольку эта картина оказалась воспринятой в качестве обычной мелодрамы про страдания женщины, которая была практически брошена своим мужем-военным, но ещё продолжала надеяться обрести личное счастье. И всё же нельзя не поддержать усилия «блистательного Педро» поменять исчерпанную стилистику прежних иронических мелодрам и сделать — всерьёз и навзрыд — фильм о трогательной судьбе сочинительницы популярных женских романов (ведь Лео Масиас долгие годы и успешно выступает под псевдонимом Аманды Грис, а вот в реальной жизни отнюдь не может похвастать, что довольна собой).
Цветок тысяча и одной ночи 9/10
Il fiore delle mille e una notte, 1974

Философская историческая фантазия

Этот фильм выдающегося итальянского режиссёра Пьера Паоло Пазолини имеет замечательный эпиграф, взятый из арабских сказок: «Истина заключена не в одном сне, она — во многих снах». Цветок тысячи и одной ночи — это как раз метафорический образ истины, которая ускользает, не поддаётся разгадке, прячется в переплетениях сюжета и судеб, в этих нанизываемых друг на друга историях, в закольцованном в круг бесконечном орнаменте сказок. Hyp эд-Дин до тех пор не сможет найти свою возлюбленную Зумурруд, пока не пройдёт по всем лабиринтам перекликающихся с его жизнью рассказов.
Цветы лиловые полей 8.5/10
The Color Purple, 1985

Ретро-мелодрама

Немецкий справочник «Шпильфильм унд видео» назвал «Цвет лиловый» первым «взрослым» фильмом киновундеркинда Стивена Спилберга. Если не учитывать всё-таки «серьёзно-фантастическую» картину «Близкие контакты третьего вида», то действительно «Цвет лиловый» — дебют этого американского режиссёра в жанре драмы, точнее — музыкальной драмы, а она издавна определялась словом «мелодрама».
Целитель Адамс 5.5/10
Patch Adams, 1998

Драматическая комедия

Данный фильм имел большой коммерческий успех в США, сумев привлечь 27 млн. зрителей и войдя в десятку лучших в сезоне. В этом вроде бы нет ничего удивительного, если знать, что к созданию картины причастны: сценарист Стив Одекерк (сотрудничал с Джимом Кэрри ещё на ТВ, а потом на двух сериях «Эйса Вентуры», был автором тоже популярной комедии «Чокнутый профессор» с Эдди Мёрфи), режиссёр Том Шэдиак (поставил три кассовых ленты — первую серию «Эйса Вентуры», «Чокнутый профессор», «Лжец, лжец», опять с Кэрри) и комедийный актёр Робин Уильямс.
Целлулоидный шкаф 7.5/10
The Celluloid Closet, 1995

Документальный фильм о кино

В английском языке идиоматическое выражение «скелет в шкафу» является эвфемизмом для всего тайного, а порой запретного в человеческой жизни. Своего рода экранизация книги Вито Руссо «Целлулоидный шкаф» о гомоэротизме в кино вызвала интерес в США не только у зрителей соответствующей ориентации. В солидной «Киноэнциклопедии» Эфраима Катца книга Вито Руссо «Целлулоидный шкаф» о гомоэротических мотивах в кинематографе названа «исследованием-вехой». Вообще-то заголовок намеренно многозначен: closet — это и чулан, и некое укромное местечко, и клозет (кстати, есть немало лент, в которых поэтизируется это туалетное заведение, где гомосексуалисты имеют возможность для встреч). Целлулоидная потайная комната — это вместилище находившихся долгое время под запретом и даже преследовавшихся по закону сексуальных отношений между представителями одного пола: мужчинами-геями и женщинами-лесбиянками. Поскольку это осуждалось в обществе, оно не могло быть прямо и непосредственно представлено на экране.
Целуя девушек 5/10
Kiss the Girls, 1997

Триллер

Эта лента представляет собой нечто среднее между двумя популярными триллерами о маньяках — «Молчание ягнят» и «Семь» (кстати, в последнем из них роль умного чернокожего полицейского, разгадывающего хитрую головоломку преступника, тоже играл Морган Фримен). На этот раз он изображает агента-психиатра Алекса Кросса из Вашингтона, который приезжает в Калифорнию, в общем-то, по частным делам, разыскивая пропавшую племянницу. Но сразу же высказывает предположение, что она, как и другие девушки из колледжей и университетов, все являющиеся талантливыми и неординарными личностями, могли исчезнуть по одной и той же причине: некий маньяк решил самоутвердиться, подавляя их волю и превращая в покорных рабынь.
Цементный сад 6.5/10
The Cement Garden, 1992

Эстетская драма

Недовыраженность чувств, более того — холодная бесстрастность присуща этому фильму 47-летнего английского режиссёра Эндрю Бёркина, несмотря на то, что он рассказывает о невероятных страстях. Бёркин неоднократно повторяет кадр со снятым на общем плане домом, который сиротливо стоит на пустыре, где как раз и живут герои картины. Он действительно наблюдает за всем словно со стороны, даже не позволяя зрителям оказаться в состоянии шока от того, что представлено на экране. Кажущийся бессердечным отец семейства погибает в безжизненном саду возле дома, поскользнувшись на цементном растворе, в то время как его сын Джек предаётся перед зеркалом нарцистическим и мастурбирующим упражнениям. А потом будто уходит жизнь и от матери, тело которой дети решают поместить в какое-то железное подобие гроба и залить всё тем же цементным раствором. Но ещё до этого момента пикантные игры Джека со старшей сестрой Джули превращаются в сексуальную манию — и в финале они проводят безумную ночь вместе, пока на рассвете их сплетённые тела не освещаются фарами полицейских машин.
Цена страха 6/10
The Sum of All Fears, 2002

Политический триллер-боевик

Этот американский фильм (в наш кинопрокат он вышел под не очень точным названием «Цена страха») начал сниматься 12 февраля 2001 года, то есть за семь месяцев до трагических событий в Нью-Йорке. А создан по бестселлеру Тома Клэнси, вообще написанному десятилетием ранее. Внеся в действие кое-какие современные коррективы, в том числе — срочно изменив так называемую «арабскую линию», чтобы готовая картина лишний раз не нервировала заокеанских зрителей «реальной угрозой с Ближнего Востока», создатели «Суммы всех страхов» всё равно не могли скрыть подсознательных страхов, присущих американскому обществу.
Ценности семейки Аддамс 7/10
Addams Family Values, 1993

Чёрная мистическая комедия

На волне широкой популярности фильма «Семейка Эддамс» режиссёр Бэрри Зонненфелд не мог не снять всего лишь через два года продолжение чёрно-юмористической истории напрасно пользующейся дурной славой семейки колдунов-шутников, чьи почти смертельные проказы, на самом-то деле, благополучно разрешаются в пользу добра. А члены этого «дьявольского семейства» по-своему симпатичны и даже очаровательны. Видимо, и вторую картину о клане Эддамс авторы снимали не без удовольствия, вдоволь потешаясь над причудами основных героев, которые во что бы то ни стало должны были помешать очередному увлечению дядюшки Фестера — зловредной и алчной дамочке Дебби Джеллински, нагло претендующей на их фамильное наследство.
Церемония 8/10
La Cérémonie, 1995

Криминальная социально-психологическая драма

«Церемония», 46-я по счёту в обширной фильмографии (если не считать ещё короткометражные и телевизионные работы) Клода Шаброля, поначалу может произвести впечатление очередного опуса, как говорят американцы — familiar, то есть привычного, более того, поднадоевшего и, в соответствии со вторым значением слова, опять обращённого к семейно-бытовой жизни, разумеется, жителей французской периферии. Причём их не назовёшь провинциалами в нашем понимании, поскольку и провинция во Франции — не только среда обитания крестьян и служащих из среднего класса, но и место спокойного отдохновения от забот и проблем больших городов представителей культурной и экономической элиты.
Цикада 4/10
La cicala, 1980

Мелодрама с элементами эротики

Бывшая красотка и певичка Вильма, выйдя замуж за мелкого буржуа Аннибале Менегетти по прозвищу Улисс, стала владелицей придорожного кафе-мотеля со звучным названием «Цикада». Но именно так зовут скромную и хлопотливую молодую служанку Нинетту, являющуюся душой заведения, где останавливаются шофёры грузовиков. Всё для всех меняется, когда неожиданно появляется Саверия, сексапильная двадцатилетняя дочь Вильмы, буквально — воплощение соблазна, однако ещё девственница.
Цурухати и Цурудзиро 7.5/10
Tsuruhachi Tsurujirô, 1938

Ретро-арт-мелодрама

Ленты конца 30-х и начала 40-х годов считаются в чём-то компромиссными для выдающегося японского режиссёра Микио Нарусэ, который был вынужден приспосабливаться к ситуации, когда уже шла японско-китайская война. Однако в картине «Цурухати и Цурудзиро» о паре артистов — Цурудзиро, исполнительнице на сямисэне, и Цурухати, певце народных песен, которые жили и творили в начале ХХ века, в эпоху Мэйдзи, присутствует, помимо привлекательного желания вспомнить о древних традициях японского искусства (в частности, о «ёсэ», сопоставимого с жанром водевиля), ещё и стремление дать иронический парафраз на тему запутанных взаимоотношений двух возлюбленных.