всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

Факультет 6.5/10
The Faculty, 1998

Фантастический фильм ужасов

Любопытно, что по результатам проката в США среди лент 1998 года эта картина заняла 50-е место — между фантастической комедией «Плезантвиль» о перемещении во времени двух школьников-подростков и тоже молодёжным фильмом ужасов «Я всё ещё знаю, что вы сделали прошлым летом», к созданию которого (как и к первой серии «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и к трём «Крикам») причастен сценарист Кевин Уильямсон. Он неожиданно стал в середине 90-х годов творцом, вдохнувшим новую жизнь в давно сформировавшийся жанр «ужастиков», не только подчеркнув иллюзорность границы между реальным и воображаемым, действительностью и кинематографом, но и догадавшись поместить различные проявления «киношного зла» в узнаваемую среду современных тинэйджеров. Вот и «Факультет» может быть описан по американским рецептам как «встреча «Вторжения похитителей тел» с сериалом типа «Беверли-Хиллз 90210».
Фальшивка 7/10
Die Fälschung, 1981

Политическая драма

После большого успеха, безусловно, лучшей своей картины «Жестяной барабан» немецкий режиссёр Фолькер Шлёндорф удивил неожиданным обращением не просто к политическому кинематографу (ведь на его счету уже был весьма актуальный фильм «Потерянная честь Катарины Блум»), но к далёким, казалось бы, от проблем ФРГ и вообще Европы трагическим событиям гражданской войны в Ливане.
Фанатка 6/10
Swimfan, 2002

Молодёжный мелодраматический триллер

Эта дешёвая по затратам ($8,5 млн.), но более чем вчетверо оправдавшая себя в американском прокате работа 36-летнего австралийского режиссёра Джона Полсона, дебютанта в Голливуде, предназначена в большей степени для любителей картин о случайном сексе, который оказывается небезопасным, но совсем в ином смысле, нежели можно было бы подумать. Данная лента вносит некоторое разнообразие в типичные молодёжные триллеры, добавляя мелодраматическую линию в рассказ об одержимом преследовании парня-пловца, выпускника школы Бена Кронина, со стороны лишь недавно появившейся в их городке юной и страстной Мэдисон Белл, которая выдаёт себя в качестве спортивной фанатки.
Фанни и Александр 9/10
Fanny och Alexander, 1982

Ретро-драма

Этот фильм великого шведского режиссёра Ингмара Бергмана почему-то считается последним в его творчестве, хотя он снял ещё две документальные и четыре игровые телевизионные ленты, а также шесть телеспектаклей. Да и «Фанни и Александр», выйдя в кинопрокат, является, на самом-то деле, сокращённым вариантом минисериала. И вот эта полная версия (пять с лишним часов) намного сильнее воздействует благодаря своему неспешному, завораживающему ритму повествования о детстве, которое кануло без возврата, а главное — полнее и понятнее представляет подчас запутанные взаимоотношения между многочисленными персонажами, жившими в начале XX века.
Фантазм 6/10
Phantasm, 1978

Фильм ужасов

Американский режиссёр Дон Коскарелли оказался своеобразным рекордсменом, сняв первую ленту ещё в 21-летнем возрасте и являясь продюсером, сценаристом, оператором и монтажёром своих фильмов. После двух картин о проблемах взросления юных он решил в «Фантазме» поразить страшными фантазиями 15-летнего подростка по имени Майк, которому вполне могли привидеться кошмары о жуткой тайне местного кладбища и крематория. Там всем заправляет некто Высокий, посланник дьявольского мира или своего рода Харон бездны, переправляющий куда-то умерших, предварительно выкопав гробы из могил. А вдруг этот фантазм — настоящая явь?
Фантазм 2 5.5/10
Phantasm II, 1988

Фильм ужасов

Появившаяся через целых десять лет вторая часть успевшего стать культовым «Фантазма», несмотря на лучшие спецэффекты (бюджет вырос ровно в 10 раз и составил $3 млн.) и более грамотный и расчётливый режиссёрский почерк, доказывает, что почти ничего нового Дон Коскарелли придумать не смог. Выживший в поединке с неким Высоким юноша Майк (играет уже другой актёр) при поддержке Регги, приятеля его всё-таки погибшего старшего брата Джоди, начинает настоящую битву за собственную жизнь и за девушку Лиз, которая тоже стала обладательницей тайны, заставляющей кровь стыть в жилах.
Фантастическая четверка 3/10
Fantastic Four, 2005

Фантастический кинокомикс

Эта лента собрала в первый же уик-энд проката в США значительную сумму — $56 млн., составившую более половины её внушительного бюджета в размере $100 млн., хотя накануне была справедливо разругана американскими критиками. Например, в рецензии во влиятельной газете «Нью-Йорк Таймс» было сказано, что данный фильм «фантастичен только из-за своей приверженности к посредственности». И действительно — «Фантастическая четвёрка», созданная, кажется, шестым по счёту претендентом в постановщики, 35-летним афроамериканцем Тимом Стори, который ранее подвизался в комедийном жанре («Парикмахерская», «Такси» — римейк популярной французской картины), представляется обычным скучноватым телесериалом, пусть и на фантастическую тему. И всё разыграно без особой фантазии и вдохновения малоинтересными актёрами (даже Джессику Альбу, которая блеснула в стильном криминальном комиксе «Город грехов» и стала аж седьмой кандидаткой на главную женскую роль, тут вовсе не хочется узнавать!).
Фантом 3.5/10
The Phantom, 1996

Фантастический комикс

Эта лента по-своему отражает стремление кинодеятелей США «впасть в детство», перенестись в пору их увлечения дешёвыми комиксами и малобюджетными фильмами ужасов ещё в 50—60-е годы. Вовсе не случайно, что среди продюсеров «Фантома» — не только именитый Роберт Эванс из компании «Парамаунт», но и режиссёр Джо Данте, уже отдавший дань своим детским киновпечатлениям в собственной работе «Дневной сеанс». Однако картина австралийца Саймона Уинсера, который с середины 80-х обосновался в Голливуде, лишена и размаха кинокомиксов типа «Бэтмен» / «Человек-Летучая мышь», и иронии ряда дантовских опусов — от двух серий «Гремлинов» до упомянутого Matinee.
Фантомас 8/10
Fantômas, 1964

Фантазийная шпионско-приключенческая пародийная комедия

Это первая часть весьма популярной в советском кинопрокате (45,5 млн. зрителей в 1967 году) французской авантюрно-комедийной кинотрилогии (причём у нас получили широкое распространение упорные слухи о том, что серий было гораздо больше!). Отечественные зрители, а особенно подростки, почему-то восприняли тогда «Фантомаса» чересчур всерьёз, даже по-страшному (а отнюдь не пародийно) и вообще предпочли выбрать в качестве плохого образца для подражания, совершая откровенно хулиганские поступки. Образ неуловимого и всех пугающего своими дерзкими выходками Фантомаса вошёл в своеобразный криминальный фольклор, будучи низведённым до уровня обычной «детской страшилки», которая, конечно, не исключает присутствия чёрного, а порой и кровожадного юмора, но рассчитана, тем не менее, на вызывающий и терроризирующий эффект.
Фанфан – аромат любви 7/10
Fanfan, 1993

Романтическая комедия

Эта лирическая лента 28-летнего французского писателя и сценариста Александра Жардена, впервые выступившего в качестве режиссёра, пользовалась на родине зрительским успехом. Но вопреки предположениям тех, кто, конечно же, помнит и любит старую замечательную авантюрную комедию «Фанфан-Тюльпан» с участием Жерара Филипа, вынесенное в оригинальный заголовок картины Жардена славное имя Фанфан (в нашем кинопрокате фильму дали более завлекательное название «Аромат любви. Фанфан») — это вовсе не отважный и весёлый герой со шпагой в руке, а… милая и симпатичная девушка.
Фанфан-Тюльпан 8.5/10
Fanfan la Tulipe, 1952

Историко-приключенческая романтическая комедия

Уже не одно поколение зрителей с нескрываемым удовольствием наблюдает за искромётными приключениями отважного и благородного Фанфана по прозвищу Тюльпан, типичного романтического героя авантюрных произведений «плаща и шпаги», вдобавок обладающего природным лукавством и народным жизнелюбием. Кто-то уже из современных пользователей Интернета довольно точно отметил, что трудно не поддаться хитрому очарованию этого старого доброго фильма. При внешнем простодушии и наивности, довольно легкомысленном отношении к историческим событиям и отсутствии особых художественных претензий он хранит в себе удивительный заряд бодрости и оптимизма, неиссякаемой любви к жизни, безграничной веры в достижение самых невероятных целей, беспечной снисходительности ко всем невзгодам и напастям. Но в отличие от тоже французской традиции «авантюризации истории», чем отличаются многие произведения литературы, начиная с сочинений Александра Дюма, «Фанфан-Тюльпан» Кристиан-Жака, скорее всего, наследует давней смеховой культуре, отдавая предпочтение именно юмору и иронии перед приключениями и романтикой.
Фанфан-тюльпан 6.5/10
Fanfan la Tulipe, 2003

Историко-приключенческая романтическая комедия

Эта картина является не только римейком популярного фильма Кристиан-Жака с Жераром Филипом в заглавной роли, но уже четвёртым по счёту обращением французских кинематографистов к образу неунывающего «безродного Фанфана», который во времена Людовика XV предпочёл записаться в солдаты аквитанского полка, нежели жениться на очередной девушке, соблазнённой им. Не то чтобы этот любвеобильный повеса предпочитал с лёгкостью обманывать всех представительниц женского пола, которых встречал на собственном пути, уклоняясь от брачных уз хитроумными отговорками о том, что может обидеть каждую из своих возлюбленных, если женится лишь на одной из них. Фанфан вообще-то — мечтатель и фантазёр, который сразу же верит выдуманным предсказаниям ложной цыганки, в чьём образе непременно хочет предстать Аделина, дочь «армейского зазывалы» Ла Франшиза, усердно выполняющего королевский план по вербовке добровольцев.
Фарго 6/10
Fargo, 1995

То ли криминальная драма, то ли чёрная комедия

Появление самого кассового на тот момент фильма в кинокарьере братьев Коэн (хотя он собрал в США всего лишь $24,6 млн., почти в пять раз меньше, чем «Криминальное чтиво») свидетельствует о следующем. На разрушенной Квентином Тарантино территории бывшего арт-кино и сменившего его кинематографа интеллектуальных забав на стыке иллюзии и реальности (а ведь коэновский «Бартон Финк» — одно из лучших сочинений этого направления), на поле ёрнического пофигизма вырос совершенно странный гибрид — образчик тотального объективизма в описании нравов «одноэтажной Америки». Причём поклонники «Фарго» считают, что и в данной работе авторы ироничны по отношению к изображаемому, может быть, лишь в большей степени скрывая свою издёвку над обитателями североамериканских штатов.
Фаренгейт 9/11 5/10
Fahrenheit 9/11, 2004

Документальный политический памфлет

После язвительного документального трагифарса «Боулинг для школы Коламбайн» о своеобразной одержимости американцев по отношению к оружию следовало ожидать от режиссёра Майкла Мура не менее едкого сатирического разоблачения политики президента Джорджа У. Буша. И первая половина ленты «Фаренгейт 9/11» (кстати, название многозначно — использовано заглавие фантастического романа Рея Брэдбери «451 по Фаренгейту», дата терактов 11 сентября и телефон службы спасения 911) вроде бы даёт основания для восприятия именно в качестве политического памфлета этого фильма-расследования о том, как нечестно пришёл к власти и воспользовался ею в своих корыстных целях недалёкий по уму бывший нефтяной бизнесмен из Техаса.
Фаринелли-кастрат 7.5/10
Farinelli, 1994

Музыкальная историко-биографическая драма

Может быть, именно по политкорректным соображениям эта европейская лента демонстрировалась в США без своего подзаголовка. Но подлинная драма жизни итальянского певца Карло Броски, любимца публики в середине XVIII века, состояла как раз в том, что его амбициозный брат, композитор Риккардо Броски, не только всю жизнь использовал его редкостный талант ради собственного удовольствия и тщеславия, но и самолично, вопреки желанию Карло, совершил его кастрацию ещё в подростковом возрасте. И слово «кастрат» надолго стало позорным клеймом для юноши, который не утратил желания любить и иметь нормальную семью, хотя губительнее была творческая изоляция Карло Броски, лишённого возможности для  сотрудничества с одним из гениев музыки — Георгом Фридрихом Генделем.
Фарфоровая луна 5/10
China Moon, 1991

Мелодраматический триллер

Кайл Бодин, полицейский из небольшого городка во Флориде, жаждет во что бы то ни стало добиться интимных отношений с неудачно вышедшей замуж Рейчел Манро — и даже соглашается пойти на преступление. Но женское расположение так обманчиво…
Фейерверк 9/10
Hana-bi, 1997

Экзистенциальная криминальная мелодрама

Этот фильм завоевал на кинофестивале в Венеции в 1997 году премию «Золотой лев святого Марка», чего не случалось с японцами почти 40 лет, начиная с 1958 года, хотя именно на Венецианской Мостре в 1951 году всему Западу был открыт японский кинематограф, когда «Расёмон» Акиры Куросавы с Тосиро Мифунэ в главной роли получил международное признание. Так что за три с половиной месяца до кончины Мифунэ и ровно за год до смерти Куросавы (потом на фестивале 1998 года в Венеции провели уже поминальную ретроспективу великого японского мастера) явление Такэси Китано широкому миру — пусть он и был замечен как постановщик ещё в начале 90-х — оказалось пророчески знаменательным. Этот 50-летний творец с имиджем «нового отрешённого» (уже не самурая, а члена клана якудзы) смог придти на смену великим учителям. Может быть, действительно верно замечание Кэндзи Мидзогути, что истинный режиссёр начинается лишь в возрасте после пятидесяти.
Феномен 7/10
Phenomenon, 1996

Фантазийная мелодраматическая комедия

Всё-таки удивительные, поистине феноменальные перемены происходят в этой весьма популярной у американских зрителей (бюджет в размере $32 млн. был превзойдён более чем в три раза) картине, которую снял режиссёр Джон Тёртелтауб как бы в развитие своего предшествующего успеха в схожем жанре фантазийной мелодрамы («Пока ты спал»). Сначала главный герой «Феномена», провинциальный автомеханик Джордж Мэлли, считаемый в лучшем случае недотёпой, стал уверять всех в день собственного 37-летия, что получил световой удар от некоего инопланетного объекта и из-за этого резко поумнел. А потом действительно смог продемонстрировать вдруг приобретённые им экстрасенсорные способности.
Фигляр, шумящий на помосте 8.5/10
Larmar och gör sig till, 1997

Философская трагикомическая ретро-притча

Почему-то считалось, что великий шведский мастер кино Ингмар Бергман целую четверть века не снимал фильмы, хотя называемая его самой последней киноработой картина «Фанни и Александр» изначально была телесериалом, и режиссёр поставил в 80-е годы ещё две документальных и две игровых ленты («После репетиции» и «Двое блаженных») для телевидения. А после значительного перерыва, связанного, в первую очередь, с литературной деятельностью, он опять вернулся на съёмочную площадку. И в возрасте 79 лет снял «В присутствии клоуна» (таково международное название этого телефильма), который смело можно было воспринимать отнюдь не в качестве «лебединой песни» и своеобразного завещания классика мирового кинематографа (к тому же Бергман потом создал «Сарабанду»), а как по-молодому дерзкое и язвительное произведение автора, в открытую посмеивающегося над собственным творчеством.
Филадельфийская история 9.5/10
The Philadelphia Story, 1940

Романтическая комедия

Одна из самых лучших комедий американского и вообще мирового кино (в современном рейтинге на сайте imdb.com она имеет всё же невысокий балл — 8,1 из 10), которая была создана в так называемую «золотую пору Голливуда». Тогда кинематографисты США действительно умели искусно и виртуозно выдерживать популярный у зрителей жанр (а «Филадельфийская история» пользовалась в 1940 году большим успехом — приблизительно её посмотрели 25 млн. зрителей), ничуть не поступаясь весьма интересными человеческими характерами и ни в коей мере не снижая художественную планку. Хотя сами американцы определяют эту ленту Джорджа Кьюкора как романтическую комедию, её с полным правом следовало бы назвать sophisticated comedy. Потому что можно получить настоящее удовольствие от искромётного и умного диалога беспрестанно пикирующихся на словах друг с другом представителей своеобразного «любовного треугольника», который образовался по воле случая и буквально у нас на глазах.
Филадельфийский эксперимент 5.5/10
The Philadelphia Experiment, 1984

Фантастико-приключенческий фильм

Эта американская лента, созданная в 1984 году, уже через год вышла в советский кинопрокат под названием «Секретный эксперимент», поскольку нашим-то зрителям оригинальный заголовок «Филадельфийский эксперимент» практически ни о чём не говорил. Картина Стюарта Рэффила (между прочим, в качестве исполнительного продюсера выступил Джон Карпентер, признанный мастер мистического и фантастического кино) хоть и не стала заметным произведением в своём жанре, но, по крайней мере, выглядела увлекательно и занимательно.
Филадельфийский эксперимент 2 4.5/10
Philadelphia Experiment II, 1993

Фантастико-приключенческий фильм

Отдельные сцены этого американского фильма о перемещении во времени и изменении событий истории способны даже вызвать некоторый интерес. Хотя картина мало кому ведомого режиссёра Стивена Корнуэлла неизбежно кажется вторичной — и не только по отношению к первой серии «Филадельфийского эксперимента», снятой за девять лет до этого. Авторы продолжения долго не могут с пользой приспособить фактически ту же идею «прорыва во времени» — порой их лента кажется разговорной драмой о том, к каким последствиям приводит бесконтрольное экспериментаторство военных и учёных: в результате неудачно проведённой ими акции современный сверхсекретный самолёт оказался… в фашистской Германии.
Филер 7/10
1987

Историко-психологическая драма

Действие этой картины происходит в 1916 году в некоем провинциальном южно-российском городке. Но другие редкие в советском кино авторские и полукрамольные историко-революционные ленты («Рождество в Вигала», «Путешествие молодого композитора», «Две строчки мелким шрифтом») были чаще всего посвящены годам глухой реакции, наступившей после событий 1905—1907 годов. А фильм Романа Балаяна интересен ещё и тем, что в ситуации перестройки в советском обществе, как оказалось, намекал на перекличку двух исторических эпох. Неясно ощущаемое предгрозье шестнадцатого года вполне сопоставимо с начавшимся брожением в общественных настроениях в первые годы правления Горбачёва, который уже как бы не был прежним партийным монархом, принявшим власть по наследству из рук одряхлевших кремлёвских старцев.
Фильм любви и анархии, или Сегодня в десять утра на Виа деи Фьори в известном доме терпимости 8.5/10
Film d'amore e d'anarchia, ovvero 'stamattina alle 10 in via dei Fiori nella nota casa di tolleranza...', 1973

Социально-политическая трагикомическая ретро-мелодрама

Одна из первых лент, в которой раскрылся яркий талант итальянской постановщицы Лины Вертмюллер. В богатом спектре «комедий по-итальянски» её манера и режиссёрский стиль отличаются индивидуальностью и своеобразием, оригинальным взглядом на мир. Безусловно, Вертмюллер наследует традиции трагикомедии или «горькой комедии». Но в её интерпретации этот жанр обретает дополнительные краски, неожиданные нюансы, необычные обертона. «Фильм любви и анархии» относится к числу лучших в творчестве постановщицы, где проявилось её особое пристрастие к исследованию судеб сицилийцев, попадающих в большой мир. Именно тогда подвергаются немалым испытаниям их закоснелые представления о морали, личные сексуальные комплексы, тщательно скрываемые и подавляемые желания.
Фирма 5.5/10
The Firm, 1993

Криминальная драма

Известный американский режиссёр Сидни Поллак ещё в середине 70-х годов поставил политический триллер «Три дня Кондора», в котором главный герой пытался выяснить суть деятельности некой фирмы на службе у ЦРУ. А в картине «Фирма», созданной по бестселлеру Джона Гришэма, постановщик старается включить в 154 минуты экранного действия чуть ли не все сюжетные линии романа, почему-то изменив его финал. Наиболее привлекательной и захватывающей представляется детективная часть истории, которая затрагивает тему махинаций и убийств в одной из внешне благопристойных фирм, не брезгующей ничем, вплоть до убийства неугодных сотрудников или же тех, кто начинает (подобно молодому адвокату Мичу МакДиру) что-то подозревать. А рассказ о семейных взаимоотношениях Мича с его женой Эбби почему-то раздражает из-за надуманной нервозности или, напротив, приторной благостности с ежесекундными признаниями обоих в любви.