всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

Багровый прилив 7.5/10
Crimson Tide, 1995

Боевик-триллер

В 1995 году, когда вышел на экраны этот фильм, по опросам американской публики актёр Дензел Вашингтон, единственный среди чернокожих (или как принято сейчас говорить в политкорректном обществе — среди афроамериканцев), был назван в числе десяти самых сексапильных кумиров экрана. Как всё-таки быстро и многое изменилось в Голливуде! Герой Вашингтона, первый помощник капитана ядерной подводной лодки Рон Хантер, выглядит куда привлекательнее своего белого шефа-вояки Фрэнка Рэмси, готового слепо выполнить приказ и поставить весь мир перед угрозой уничтожения. А сам актёр с тёмно-шоколадным отливом кожи и приятной улыбкой на лице, кого ещё в 1990 году в журнале American Film посчитали претендентом на долго пустовавшее место Первого Чернокожего Главного Исполнителя Голливуда, представляется истинным американцем, более соответствующим понятиям Декларации прав человека, которая была создана более двух веков назад его знаменитым однофамильцем Джорджем Вашингтоном.
Багси Мэлоун 8.5/10
Bugsy Malone, 1976

Пародийная музыкальная гангстерская ретро-комедия

Весьма оригинальная музыкальная пародия на гангстерские фильмы, в которой все роли (и преступников, и певичек из кабаре)… играют подростки, а война между соперничающими бандами ведётся при помощи… «понтярных» автоматов, стреляющих кремом. Лента «Багси Мэлоун», которая напрасно считается чуть ли не детской, на самом деле изобретательно обыгрывает клише и штампы гангстерского кино — буквально до реплик и жестов героев, представляя собой своеобразную ироническую антологию данного жанра, типичного, прежде всего, для Америки. Хотя она снята (что вдвойне забавно) преимущественно британскими кинематографистами.
Байки из склепа 6.5/10
Tales from the Crypt, 1989

Мистическая комедия

Англичане уже экранизировали в 70-е годы всевозможные истории из популярного «комикса ужасов» начала 50-х под названием «Байки из склепа». Любовь к загадочным и странным сюжетам, изложенным в манере «страшных сказок» или же «баек с мистикой», объединила в первых новеллах возрождённого телецикла американских режиссёров трёх поколений. 47-летний Уолтер Хилл в сюжете «Человек, который был Смертью» продолжил тему ряда своих лент (прежде всего — «Улицы в огне» и «На перекрёстке дорог») о поединке человека со смертью, роком и предопредёленной судьбой, которые ведут с ним насмешливую игру в кошки-мышки. 37-летний Роберт Земекис удивил своих поклонников, которые привыкли к его авантюрно-фантазийным комедиям («Роман с камнем», «Назад в будущее», I, II и III), леденящей душу рождественской историей с убийствами под названием «И все пути ведут через дом». Наконец, 59-летний Ричард Доннер снял в стиле комической феерии новеллу «Выкопайте этого кота… Он на самом деле сдох».
Бал 9/10
Le bal, 1983

Музыкально-танцевальная притча

После излишне многословной исторической притчи «Новый мир» / «Ночь Варенны» о французской революции XVIII века итальянский режиссёр Этторе Скола, словно на пари, снял ещё одну политически ангажированную картину (а он был тогда членом компартии), в которой вовсе обошёлся без слов, изъясняясь только на языке танца, музыки и, конечно, кинематографа. Спектакль «Театра дю Кампаньоль», возглавляемого Жан-Клодом Пеншена, разыгран именно кинематографически. Но в отличие от трилогии сюжетных «кинобалетов» испанцев Карлоса Сауры и Антонио Гадеса («Кровавая свадьба»-«Кармен»-«Колдовская любовь»), в фильме Сколы отдельные интермедии и музыкально-танцевальные номера, в которых использованы различные социально-кинематографические мифы, свидетельствуют в более иносказательном и метафорическом плане о разных периодах в европейской (точнее — французской) истории на протяжении почти пятидесяти лет: от 1934-го до 1983 года. Народный фронт, немецкая оккупация, освобождение, война в Алжире, студенческая революция мая 68-го… Некоторый схематизм и упрощённость подхода к событиям XX века компенсируется за счёт ярких образных решений, точно найденных штрихов и деталей, максимально выражающих время.
Бал вампиров 6.5/10
Dance of the Vampires, 1967

Мистико-пародийная комедия

Профессор Абронсиус вместе со своим молодым помощником Альфредом приезжает в Трансильванию в поисках вампиров. Попав в замок графа Кролока, оба испытывают на себе воздействие козней вампирского сборища.
Бал монстров 6.5/10
Monster's Ball, 2001

Драма с элементами мелодрамы и эротики

Третья по счёту лента, поставленная в 32 года Марком Форстером, немцем по происхождению, который окончил Нью-йоркскую киношколу и остался работать в США. Она неожиданно вызвала широкий резонанс в Америке (да и в ряде других стран мира), также собрав немалую кассу — только в американском прокате весьма скромный бюджет в размере $4 млн. был превышен почти в восемь раз! Казалось бы, эта картина должна быть интересна исключительно любителям политкорректных драм из жизни «одноэтажной Америки», причём с упором на вечные для Юга проблемы сегрегации. Однако прогресс в отношениях между представителями разных рас ныне зашёл настолько далеко, что белый мужчина Хэнк Гротовски, пусть и воспитанный своим властным отцом в традициях ненависти к «ниггерам», теперь может полюбить женщину со смуглым цветом кожи — молодую вдову Летицию Масгроув, а она готова ответить ему взаимностью. И этому не в состоянии помешать даже то, что Летиция узнаёт о недавнем прошлом Хэнка: он был палачом в тюрьме и причастен к исполнению смертных приговоров, в том числе — по отношению к чернокожим (но вот основной секрет всё-таки придётся утаить).
Бал-Кан-Кан 5/10
Bal-Can-Can, 2005

Антивоенная трагикомедия

Пожалуй, самое лучшее и действительно забавное, что есть во второй полнометражной картине, поставленной 33-летним македонским сценаристом и режиссёром Дарко Митревски — это её название, искусно обыгрывающее созвучие слов «Балканы» и «канкан». Однако сам фильм, к сожалению, лишён столь необходимой лёгкой беспечности, как и иронично-капризного куража, явно склоняясь в сторону чёрного и мрачного юмора, порой балансируя на опасной грани этической неразборчивости и даже откровенного цинизма.
Балбесы 5.5/10
The Goonies, 1985

Приключенческая подростковая комедия

Данный фильм снят по сюжету Стивена Спилберга, который является ещё и продюсером (а также снял лично, как говорят, одну из сцен). Наверно, этим всё предопределено: следует ждать захватывающих приключений на экране, необыкновенных событий, действительно зрелищного кино. Ведь лента «Балбесы» рассказывает о группе юнцов, которые находят старую карту и отправляются на поиски спрятанного несколько веков назад сокровища, причём сталкиваются на своём пути с бандой отпетых мошенников. Но вот поначалу эта картина развивается как не очень-то интересная подростковая комедия. Однако затем (как только «искатели исчезнувшего корабля» покидают свои родные дома) действие становится более увлекательным и динамичным.
Баловень судьбы 6.5/10
Itinéraire d'un enfant gâté, 1988

Приключенческая драматическая комедия

Французы добродушно называют одного из своих любимых актёров Жан-Поля Бельмондо именем «Бебель» (с ударением, естественно, на втором слоге). Оно образовано от слова bébé, то есть «дитя» или «малыш», а также первого слога фамилии Бельмондо (в свою очередь, это самое «бель» вполне можно интерпретировать как «прекрасный»). Получается что-то вроде «прекрасного ребёнка», одним словом — баловня. Хотя в названии ленты «Баловень судьбы» (дословно — «Маршрутом баловня») с Жан-Полем Бельмондо в главной роли используется другой речевой оборот — itinéraire d’un enfant gâté, который косвенно напоминает об «испорченном ребёнке» и даже enfant terrible, то есть о вовсе «трудном создании». А в немецком прокате этот фильм вообще назвали «Львом», наверняка имея виду основного персонажа.
Балтиморская пуля 4/10
The Baltimore Bullet, 1980

Авантюрная комедия

Два бильярдных мошенника Ник Кейси и Билли Джо Роббинс пытаются подстроить такую ситуацию, чтобы знаменитый игрок по прозвищу Дьякон потерпел фиаско.
Банда Гриссомов 6.5/10
The Grissom Gang, 1971

Гангстерский ретро-фильм

Эта картина, чьё действие происходит в годы Великой депрессии, является римейком английской ленты 1948 года, которая называлась «Нет орхидей для мисс Блэндиш» и была экранизацией одноимённого романа известного мастера детективов Джеймса Хэдли Чейза. В свою очередь, американец Роберт Олдрич заслужил репутацию постановщика фильмов с динамичным развитием сюжета. И в «Банде Гриссом» он воссоздаёт жестокий мир отщепенцев, лишённых каких-либо нравственных норм. Тем невероятнее история, как главарь этих подонков Слим Гриссом влюбился в похищенную ими богатую наследницу Барбару Блэндиш.
Барак 7.5/10
1999

Ретро-драма

Эта работа Валерия Огородникова, сделанная им после восьмилетнего перерыва, отличается добротностью и мастеровитостью, а по сравнению с предшествующими лентами (особенно с «Опытом бреда любовного очарования» — одно название чего стоит!) членораздельностью и внятностью авторского высказывания. Главное же — она не может не растрогать в ряде сцен, и зрители охотно откликаются на ностальгический порыв режиссёра, который склонен видеть ушедшее (действие происходит на Урале «холодным летом пятьдесят третьего»), безусловно, драматичным, но всё же проникнутым удивительной теплотой человеческих отношений. И финальная песня (кстати, исполнена в кадре крёстной матерью самого постановщика) людей, объединённых и в горе, и в радости в одном бараке, за одним столом во всю длину коридора, действительно задевает за живое не только нас, кто успел хоть как-то застать ту самую жизнь, но и некоторых из молодых, для кого минувшее время поневоле кажется диковинкой.
Барокко 8.5/10
Barocco, 1976

Романтический триллер

Молодая женщина Лор не может устоять перед одержимой страстью к убийце своего прежнего возлюбленного, боксёра Самсона, с которым намеревалась, раздобыв денег, уехать за границу. Но он постепенно вытесняется из её памяти нынешним (хоть и неназванным по имени) любовником, поскольку оба мужчины вообще оказываются идентичными.
Барри Линдон 8/10
Barry Lyndon, 1975

Историческая драма

Экранизация выдающимся режиссёром Стенли Кубриком романа классика английской литературы Уильяма Теккерея восхищает, прежде всего, богатым изобразительным решением, точным и тонко стилизованным воспроизведением эпохи наполеоновских походов. Замечательный оператор Джон Олкотт (Кубрик работал с ним и на своём предыдущем фильме «Заводной апельсин») заслуженно получил премию «Оскар», как и художник-постановщик, декоратор и художник по костюмам, кроме того — композитор Леонард Розенмен, адаптировавший музыку начала XIX века. Сюжет о возвышении и блестящей карьере молодого ирландца Бэрри Линдона, который женился на богатой девушке из высшего света, типичен для классической литературы XIX столетия. Но Стенли Кубрик, как всегда, творит из обычной «моральной истории» эпическую фреску о превратностях человеческой судьбы и её взаимоотношениях с эпохой.
Барселона 6/10
Barcelona, 1994

Ретро-драма нравов

Эта картина 42-летнего американского независимого сценариста-режиссёра-продюсера Уита Стиллмена имела неплохой прокат на родине, более чем в два раза превзойдя свой скромный бюджет. Правда, не очень понятно, что же могло привлечь заокеанскую публику в экранной истории, которая вряд ли может быть отнесена к серии политических триллеров на тему «Наш человек в… ».
Бартон Финк 9.5/10
Barton Fink, 1991

Чёрная арт-комедия, триллер

Нетрадиционное для американского кино, оригинальное по манере, кинематографически изобретательное творчество братьев Коэн (36-летнего на тот момент Джоэла, сценариста и режиссёра, 32-летнего Итэна, сценариста и продюсера), помимо признания у мировой критики, было вознаграждено в 1991 году «Золотой пальмовой ветвью» на Каннском фестивале вслед за фильмами «секс, ложь и видео» Стивена Содерберга и «Шальные» Дэвида Линча. «Бартон Финк» также был отмечен за режиссуру, а актёр Джон Туртурро вдобавок получил приз за главную мужскую роль. В Европе по этому поводу возникли пересуды о чрезмерном восхвалении американцев в Канне, хотя жюри и дирекция знаменитого киноконкурса трижды подряд поддерживали явно европеизированные работы самобытных художников, диктующих современную моду на иронически-интеллектуальный кинематограф. В нём виртуозно, а порой забавно переосмыслены жанры и стили Голливуда, легенды и мифы американского киномира, высмеяны архетипы общества, его подспудные настроения на рубеже 80-х и 90-х годов.
Бархатные ручки 6.5/10
Mani di velluto, 1979

Комедия

Инженер Гуидо Квиллер разбогател благодаря продаже непробиваемых оконных стёкол для ювелирных магазинов, но сразу же нажил себе врагов в лице страховых компаний, которые потеряли многих клиентов, а также здорово разозлил всевозможных грабителей. Именно последние «позаботились» о нём, когда Квиллер временно потерял память и голос в результате несчастного случая. Они смогли уверить Гуидо, что он является ловким карманником. Вот и пришлось на самом деле этому соответствовать!
Барышни из Вилько 9.5/10
Panny z Wilka, 1979

Экзистенциальная ретро-драма

Выдающийся польский режиссёр Анджей Вайда во второй раз обратился к произведениям Ярослава Ивашкевича, классика польской литературы ХХ века. В 1970 году он экранизировал рассказ «Березняк». А в картине «Барышни из Вилько», поставленной к 85-летию писателя, переведена на язык кино одна из самых известных новелл Ивашкевича, написанная в 1932 году в Италии. Литературные критики отмечали её «прустовский стиль», поскольку в основе сюжета — воспоминание об «утраченном времени». Вайда же, пожалуй, раскрыл в своём фильме другую культурную генеалогию — чеховскую традицию. Ведь именно в пьесах Чехова можно найти удивительное сочетание обыденности сюжета и метафоричности подтекста. Но в экранизациях это сопряжение нередко теряется, когда наибольший упор делается на сюжет или же сознательно акцентируется внимание на подтексте, который выводится на первый план — и тогда мы имеем дело с открыто метафорической и даже символической трактовкой. А Анджей Вайда поставил собственную ленту в неожиданной манере, если учесть, что он всегда тяготел к явной метафоричности, достигнув предела в «Свадьбе». Напротив, картина «Барышни из Вилько» кажется безыскусной, незамысловатой. Всё рисуется в мягких, пастельных тонах. Но за внешней безмятежностью скрыта внутренняя драма.
Барышня-крестьянка 7/10
1995

Лирическая комедия-экранизация

Эта маленькая повесть Александра Пушкина, может быть, ещё труднее поддаётся экранизации, потому что кажется самой бесхитростной и простенькой из всех, приписанных некоему сочинителю Ивану Белкину. Пушкин, словно задолго до Борхеса и Эко предвосхищая постмодернистские операции автора с текстом, выстраивает сложную систему зеркал, в которых подлинный творец произведения дробится на несколько персон-отражений — но ни одна из них, разумеется, не является настоящей. Создатели фильма «Барышня-крестьянка» вроде бы попадают поначалу в эту ловко расставленную ловушку — и в первой половине их лента кажется чуть ли не олеографической, преисполненной русского духа, заведомо славянофильской, умиляющейся всему, что «Русью пахнет». Слишком красивые картинки сельской природы, виды помещичьей усадьбы, которая как-то сохранилась посреди всеобщего упадка и развала, а также «девушки-красавицы», русские пейзанки, в сарафанах и лаптях водящие хороводы под сладостные мелодии…
Баскетбольные мечты 7/10
Hoop Dreams, 1994

Документальная драма о спорте

В течение четырёх с половиной лет американские документалисты снимали на плёнке 16 мм и видео двух чернокожих парней из Чикаго, которые мечтали стать популярными баскетболистами, чтобы вырваться за пределы нищего и опасного существования в трущобах и гетто, достичь благополучия и славы. Но среди полумиллиона мальчишек, попадающих из обычных дворовых команд в более престижные школы, всего лишь 25 человек затем продолжают играть в профессиональном баскетболе, и только один из них за несколько десятилетий позже становится игроком высшей лиги НБА, супероплачиваемой знаменитостью.
Бассейн 7.5/10
La piscine, 1969

Криминальная психологическая драма

«На ярком солнце люди играют в кошки-мышки» — замечательная характеристика фильма, данная во французском видеосправочнике «Акай». Сразу можно догадаться, что речь идёт о детективе с запутанной интригой, где до конца не ясно поведение каждого из героев, пусть их количество немногочисленно. Это супружеская пара Жан-Поль и Марианн, которая проводит отпуск на Лазурном побережье, в Сен-Тропе, и принимает у себя на вилле одного из давних друзей по имени Хэрри (кстати, он прежде являлся любовником хозяйки дома), приехавшего в сопровождении юной дочери Пенелоп, девушки без комплексов, которая сразу же привлекла внимание Жан-Поля. И всё казалось бы заманчиво привлекательным и соблазнительно рискованным, однако в рамках закона, если бы однажды прекрасным летним днём труп Хэрри не был найден в бассейне…
Бассейн 7/10
Swimming Pool, 2002

Психологическая драма

Хотя во время своего визита в Москву в 2000 году французский режиссёр Франсуа Озон решительно отверг предположение, что он является подспудным моралистом даже в самых экстравагантных лентах (как, например, в «Ситкоме»), творческий путь постановщика, особенно с момента создания картины «Под песком», подтверждает более очевидную апелляцию Озона к моральным основам человеческого бытия. Легче всего было бы назвать этого автора в средний период его работы в кино уже в какой-то степени «обуржуазившимся», во всяком случае — отказавшимся от внешней скандальности, эпатажности и дерзости своих первых фильмов. Даже можно принять «Под песком» и «Бассейн» за вполне реалистические житейские истории, пусть и с лёгким криминально-таинственным смещением. А все странности поведения главных героинь, которых сыграла в обоих случаях англичанка Шарлотт Рэмплинг, списать на пережитый одной из женщин стресс в связи с исчезновением мужа на берегу моря или же на фантазии сочинительницы детективных романов, оказавшейся во Франции на загородной вилле с бассейном.
Бастер 6.5/10
Buster, 1988

Криминальная мелодраматическая комедия

Эта нетрадиционная по интонации лента о грабителе почтового поезда основана на реальной истории. В 1963 году Бастер Эдвардс вместе с приятелями совершил нападение на поезд из Глазго, сбежал от преследования полиции в Мексику, откуда добровольно, вслед за своей женой Джун, вернулся в Англию, где и был арестован в 1966 году и приговорён к пятнадцатилетнему тюремному заключению.
Батарейки не прилагаются 6.5/10
*batteries not included, 1987

Фантастическая социальная комедия

В подлежащем сносу доме в квартале Лоуэр Ист-Сайд в Нью-Йорке однажды появляются непрошеные гости — крохотные НЛО, которые подзаряжаются электричеством прямо из розеток и могут творить подлинные чудеса, помогая обитателям трущоб: престарелой семейной паре Райли, бывшему боксёру Хэрри, молодой пуэрториканке Марисе и художнику Мейсону.
Баязет 6.5/10
2003

Военно-исторический роман

Если честно признаться, то всевозможные телесериалы не хочется смотреть не столько из-за сожалений о напрасно потраченном времени, сколько по причине затруднённости их нормального восприятия: раздражает очень многое своей торопливостью, приблизительностью и малым профессионализмом. Элементарно не хватает терпения на то, чтобы доглядеть до конца даже превозносимые многими зрителями и критиками телевизионные работы, которые (стоит только поставить их в верный контекст) явно сникнут при сравнении с нашими же отечественными образцами двадцатилетней или тридцатилетней давности. Допустим, «Идиот» Владимира Бортко проигрывает в сопоставлении с «Подростком» Евгения Ташкова. Ну, и так далее.