всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

У истоков жизни 8/10
Nära livet, 1958

Драма

Где-то во второй половине 70-х годов, когда в Москве впервые устроили Неделю шведского кино, помимо новых фильмов, также показали эту давнюю ленту Ингмара Бергмана, которая выглядела несколько старомодной на фоне современных картин и какой-то сглаженной, лишённой той нервной энергетики, что ощущается в ряде других работ шведского классика. История трёх пациенток родильного отделения клиники представлялась неожиданно умиротворяющей, несмотря на то, что только у одной из женщин, героини Евы Дальбек, дела складывались вполне благополучно, и она вместе со счастливым мужем (его роль исполнил Макс фон Сюдов) с нетерпением ожидала появления на свет своего ребёнка.
Убей меня нежно 4.5/10
Killing Me Softly, 2001

Мелодраматический триллер

Эта лента, название которой лучше было бы перевести как «Убивай меня нежно», чтобы подчеркнуть длительный и довольно мучительный процесс тихого и незаметного уничтожения чувств во взаимоотношениях двух героев, вроде бы пылко любивших друг друга, должна понравиться, прежде всего, поклонникам мелодраматических триллеров на ставшую уже расхожей тему «в постели с врагом». Поначалу действительно воспринимаешь поведанное как историю страстной любви (между прочим, в картине были сделаны цензурные купюры ради получения в США возрастного рейтинга R, хотя в итоге она всё равно вышла там только на видео), которая перерастает в страх и подозрения молодой женщины Элис, веб-дизайнера из Лондона, по отношению к своему мужу-альпинисту Адаму. Но это настолько плохо разыграно актёрами и безлико поставлено известным китайским режиссёром Чэнь Кайгэ, что временами производит незапланированный комический эффект. Вот и среди продюсеров фильма неожиданно можно обнаружить имя популярного комедиографа Айвена Райтмена, который вообще-то не был прежде причастен к созданию киноработ криминально-детективного плана.
Убийственное лето 7/10
L'été meurtrier, 1983

Психологический детектив

Молодая девушка Элианн по прозвищу Эль (то есть «Она») случайно узнаёт о том, что факт её рождения связан со случаем изнасилования матери тремя парнями лет двадцать назад. Элианн пытается найти их и отомстить, даже несмотря на то, что один из тех парней — её возможный отец. На самом-то деле, сюжет всё-таки позапутаннее, как и подобает психологическому детективу, мастером которого является признанный писатель Себастьян Жапризо, лично принявший участие в адаптации своего романа для кино, за что и получил премию «Сезар».
Убийство 3/10
Assassination, 1986

Боевик

Трудно себе вообще представить, что у нас может когда-нибудь появиться фильм о подозрительных убийствах людей из ближайшего окружения жены президента, к которой на всякий случай приставлен особый охранник из службы безопасности, умудряющийся завязать с ней любовный роман, поскольку сам президент, кажется, является импотентом. Наверно, на авторов сразу подали бы в суд «за оскорбление чести и достоинства президента», даже если бы фамилия была названа совершенно иная.
Убийство в Восточном экспрессе 7.5/10
Murder on the Orient Express, 1974

Ретро-детектив

Один из наиболее классических случаев преступления в поезде, которое расследуется по ходу движения, представлен в экранизации знаменитого детектива Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», осуществлённой американским режиссёром Сидни Люметом. Он привлёк для участия в этой английской картине 1974 года поистине звёздный ансамбль исполнителей — от британца Альберта Финни в качестве частного сыщика Эркюля Пуаро до американской шведки Ингрид Бергман, которая, между прочим, удостоилась и премии БАФТА, и «Оскара» за роль одной из пассажирок — Греты Ольссон, выдающей себя за миссионерку из Африки. И наряду с элегантностью постановки, в которой Люмет старался соблюсти ретро-среду 30-х годов, следует отметить понимание им подспудных закономерностей в отношениях небольшого человеческого сообщества, оказавшегося на какое-то время в замкнутой обстановке.
Убийство в китайском ресторане 6/10
Delitto al ristorante cinese, 1981

Криминальная комедия

Чю Чичао, «европейский китаец», владелец китайского ресторана в Риме, случайно обнаруживает, что один из его клиентов мёртв. Экстравагантный полицейский Нико Джиральди, который больше похож на хиппи, а также помешан на идее незаконного строительства домика у моря для своей семьи, начинает расследование крайне запутанного дела.
Убийство китайского букмекера 8.5/10
The Killing of a Chinese Bookie, 1976

Эстетская криминальная драма

Эта криминальная драма сделана Джоном Кассаветесом со стилистическими киноизысками в духе «чёрных фильмов» Голливуда 40-х годов с их атмосферой ночной жизни больших городов, мотивом неумолимого рока, преследующего героев, которые непременно должны проиграть в своей жизни и неизбежно стать добычей смерти. Не так уж и важно, что Космо Вителли, владелец заштатного ночного бара, обязан в счёт проигранного им долга убить некоего китайского букмекера. И тот, и другой — как бы одинаковые марионетки в своеобразном «китайском театре теней», хотя Космо изо всех сил пытается маневрировать, хитрить, выкручиваться из затруднительного положения, обманывать непреклонных гангстеров, которые угрожают разрушить его заведение для стриптизёрш и расправиться с самим Вителли. Но судьба Космо изначально предопределена, а его упрямое сопротивление капризам фортуны, наоборот, лишь подтверждает закономерность смертельного исхода.
Убийство сестры Джордж 7.5/10
The Killing of Sister George, 1968

Психологическая драма с сексуальным подтекстом

Излишняя нервозность и повышенная эмоциональность частично вредит той истории, которую рассказал неожиданно для многих американский режиссёр Роберт Олдрич вскоре после кассового успеха своего «крутого мужского боевика» — «Грязная дюжина» (1967). Впрочем, он был постановщиком и напряжённых женских драм «Что случилось с Бэби Джейн?» и «Тише, тише, милая Шарлота», сделанных, наоборот, перед «Грязной дюжиной». Поэтому даже ироническую пьесу Фрэнка Маркуса о немолодой актрисе «мыльных опер» Джун Бакридж, чью благонравную героиню, сестру Джордж, продюсеры намереваются поспешно прикончить, а у неё самой одна из руководящих сотрудниц телефирмы отбивает молодую и циничную (несмотря на ребячливость поведения) возлюбленную по имени Элис, этот режиссёр превратил в фильм, который звучит порой горько и безысходно.
Убийство Троцкого 6/10
The Assassination of Trotsky, 1972

Историко-политическая драма

От фильма под названием «Убийство Троцкого», скорее всего, ждут «документального детектива», политического триллера или даже «мелодрамы об охотящихся и преследуемых» (по словам американского критика Леонарда Молтина). Но недостаток картины заключается отнюдь не в том, что она не оправдывает подобные ожидания. К сожалению, все эти жанры присутствуют в неровной, несостоявшейся по большому счёту ленте, которая была задумана Джозефом Лоузи всё же не из-за коммерческих, политических или ещё каких-либо посторонних от искусства поводов. Не надо забывать о том, что фильм «Убийство Троцкого» поставлен сразу после официального признания творчества выдающегося режиссёра на Каннском фестивале (главная премия для «Посредника») и перед принципиальным для Лоузи проектом экранизации «Жизни Галилея» Бертольда Брехта.
Убийца сёгуна 7.5/10
Shogun Assassin, 1980

Историко-приключенческая драма

Использовав две ленты из снятого в начале 70-х годов девятнадцатисерийного японского телецикла «Одинокий волк и детёныш», американцы смонтировали удачный фильм «Убийца сёгуна», где рассказчиком является шестилетний мальчишка Дайгоро, сын главного героя, благородного самурая Огами Итто, который преследуется за то, что посмел выступить против власти сёгуна. Американский критик Леонард Молтин справедливо назвал это произведение «великолепным визуальным балетом насилия и кровопускания». Поразительная красота пейзажей, необъяснимая одухотворённость боевых сцен, в которых вроде бы льётся немало крови, философская отрешённость самурая от мирской суеты и житейских неудобств, удивительное для маленького ребёнка понимание высокой миссии отца, обязанного в соответствии с кодексом чести отомстить сёгуну…
Убийцы во имя порядка 7/10
Les assassins de l'ordre, 1971

Политический детектив

На рубеже 60—70-х годов выдающийся режиссёр мирового кино, француз Марсель Карне, слава которого пришлась всё-таки на 30—40-е годы, не смог остаться в стороне (как и целый ряд иных постановщиков старшего возраста) от процессов политизации кинематографа на волне острокритических настроений в западном обществе, прежде всего — в молодёжной среде. В 1968 году он снял фильм «Молодые волки», где не без скепсиса и определённого консерватизма оценил попытки юного поколения в бунтарском и подчас эпатажном духе вырваться за пределы надоевшего буржуазного существования. А следующая картина Карне оказалась решённой в модном тогда жанре политического детектива, который наиболее активно разрабатывался в итальянском кино, хотя и во Франции стали появляться подобные социально-криминальные ленты, созданные, например, Ивом Буассе и Андре Кайатом.
Убить Билла 8.5/10
Kill Bill: Vol. 1, 2003

Эстетский гангстерский фильм с восточными единоборствами

Некоторые американские критики вообще отказались оценивать «Убить Билла. Т.1» (так следует точнее именовать эту картину Квентина Тарантино), поскольку невозможно было судить о данной работе лишь на основе первой части. Тем более что разделение готовой ленты произошло на самой последней стадии, когда выяснилось, что хронометраж превышает три с половиной часа, а Боб Уайнстин, один из владельцев «Мирамакс Филмс», остался доволен всем материалом и предложил Тарантино из одного фильма сделать два, причём выпустить их с промежутком в полгода.
Убить Билла 2 8.5/10
Kill Bill: Vol. 2, 2004

Эстетская гангстерская сага

Конечно, можно свести смысл второй серии «Убить Билла» лишь к финальной шутке Умы Тёрмен в роли Невесты-Чёрной Мамбы, которая уже после того, как пройдут весьма длинные титры, опять появится на экране, чтобы «на бис» вырвать второй глаз у своей непримиримой соперницы Элль Драйвер и заявить с подначкой, специально для Квентина Тарантино: «А мне понравилось! Может, повторить?». Не является ли искусственно образованная вторая часть этого фильма, при создании которого режиссёру, разумеется, было жаль расставаться с эффектно придуманными и не менее мастерски исполненными сценами, именно таким примером «повтора по заказу особо понравившихся моментов»?! Не проще было бы сократить общее четырёхчасовое действие, поджав его хотя бы на час и доведя до подлинного блеска. И тогда трёхчасовое кинематографическое полотно воспринималось бы почти как трёхчастная симфоническая форма с тремя основными местами, где разворачиваются события: Америка, Япония и Китай, а также с тремя временами: настоящее, прошлое и словно «позапрошлое», относящееся к «годам ученичества и странствий Беатрикс Киддо» (так на самом деле зовут Невесту).
Убить Зои 5.5/10
Killing Zoe, 1993

Криминальная драма

Роджер Эйвари, 28-летний режиссёр фильма «Убийственная Зоэ», соратник Квентина Тарантино и по «видеомании», и по сочинению рассказов (некоторые из них как раз послужили основой для знаменитой ленты «Криминальное чтиво»), конечно, обладает несравнимо меньшим талантом. И воспроизводя, казалось бы, все сюжетные ходы и стилевые приёмы в духе Тарантино, неизбежно разочаровывает из-за отсутствия в кадре хотя бы намёка на магическое дыхание подлинного искусства.
Убить президента. Покушение на Ричарда Никсона 6.5/10
The Assassination of Richard Nixon, 2004

Социально-политическая драма

Так уж получилось в нашем прокате, что фильм «Убить президента» (в оригинале — «Убийство Ричарда Никсона») был выпущен одновременно с лентой «Переводчица» — и в обоих случаях речь шла о попытках покушения на государственных деятелей высокого ранга. Не имеет особого значения, что во втором из названных кинопроизведений американским спецслужбам стало известно о подготовке убийства во время выступления в ООН диктатора из вымышленной страны где-то на юге Африки. А ещё в одной картине с участием Шона Пенна (только в ней он сыграл отнюдь не правительственного агента, но наоборот — мелкого служащего Сэмьюэла Дж. Бика, который решил восстать против всей системы обмана и лжи в государстве) политический террористический акт чуть не произошёл на самом деле, в феврале 1974 года, когда правление Никсона и без того должно было раньше срока позорно закончиться из-за «уотергейтского скандала».
Увеселительная поездка 6.5/10
Joy Ride, 2000

Молодёжная криминальная драма

Ещё одна работа с сертификатом «Догмы» может показаться уводящей куда-то в сторону. Она выглядит поначалу как швейцарский вариант почти принятой «догматиками» за свою американской картины «Кафе «Сливки Дона», поскольку тоже речь идёт о слоняющейся без дела группе подростков, которые лишь готовы бездумно проводить время за пивом, травкой и глупыми разговорами. Предварительный титр о том, что лента основана на реальной истории, случившейся в 1993 году, долго не воспринимается всерьёз, точно так же, как и рекламное определение жанра в качестве триллера. Это кажется несовместимым — триллер и «Догма»! Но фильм «Увеселительная поездка» (словно назло своему американскому тёзке, молодёжному психопатологическому триллеру Joy Ride, который был снят в 2001 году и получил в нашем прокате название «Ничего себе поездочка») в итоге выводит к беспощадному и пугающему выводу, что возможность совершения убийства в молодёжной среде не поддаётся никакому разумному объяснению.
Увидеть Неаполь и... 6.5/10
Nápolyt látni és..., 1973

Сатирическая комедия

На рубеже 60—70-х годов, когда в тогдашней ВНР случилось некоторое послабление цензуры в кино (хотя такая беспощадная сатира на «сталинское прошлое», как «Свидетель» Петера Бачо, всё-таки оказалась — и надолго! — на пресловутой полке), ряд венгерских режиссёров проявили себя в качестве создателей язвительных комедий о современном социалистическом обществе. В частности, «Увидеть Неаполь и…» Иштвана Бачкаи Лауро перекликается с довольно едкой картиной «Воробей тоже птица» Дьёрдя Хинча, снятой четырьмя годами ранее (что неудивительно, поскольку сценарии написал один и тот же автор — Иштван Каллаи). У ленты Бачкаи Лауро, возможно, чуть медленное и скучноватое начало, ей порой недостаёт остроты в нелицеприятной критике нравов тех, кто мечтает о заграничной жизни и ради этого готов практически на всё. Впрочем, этот фильм является в большей степени комедией характеров, поэтому основной акцент сделан на игре актёров. И надо сказать, что им удалось яркими сатирическими красками обрисовать своих героев, не теряя жизненной достоверности и даже раскрывая некоторые привлекательные стороны изображаемых людей.
Увидеть Париж и умереть 3/10
1992

Социальная драма

В постсоветскую эпоху тема преследования евреев в государственном или всего лишь в бытовом масштабе порой становилась поводом для всевозможных спекуляций создателей фильмов, чего не избежала, в частности, и лента «Увидеть Париж и умереть». Эта картина неприятно поражает, прежде всего, отсутствием достоинства и истеричностью, в том числе — в игре Татьяны Васильевой, почему-то отмеченной самыми разными призами: на фестивале «Кинотавр», премией «Ника» и ещё денежной наградой от мэрии Москвы. Конечно, антисемитизм как проявление всеобщего шовинизма должен вызывать праведный гнев у нормальных граждан, а типичная еврейская мать, готовая на всё ради своего талантливого сына-пианиста, обязана получать от зрителей только горячее сопереживание — и ничего более.
Угорь 8.5/10
Unagi, 1996

Экзистенциальная мелодрама с элементами комедии

Несмотря на кровавое убийство героем своей изменившей жены в самом начале фильма и ряд жестоких драк в последующем развитии действия, работа Сёхэя Имамуры, 70-летнего патриарха японского кино, производит в итоге всё же просветлённое впечатление — тем более что и роман, лёгший в основу ленты, назывался знаменательно: «Проблеск во тьме». Кэйко, новая молодая подруга Такуро, который вернулся из заключения и решил начать нормальную жизнь, должна через несколько месяцев родить ребёнка, пусть он и зачат вообще от другого, а будущий отчим вынужден из-за нарушения условий досрочного освобождения опять отправиться на год в тюрьму. Не случайно и то, что Такуро ещё во время прежнего заключения привязался к морскому угрю и пытался общаться с ним… как с человеком, даже примерить извечные природные законы размножения и миграции угрей уже по отношению к человеческому существованию.
Удивительное путешествие Корнела Эшти 5.5/10
Esti Kornél csodálatos utazása, 1995

Ретро-драма

Действие этой венгерской ленты разворачивается сразу в двух ретро-пластах, которые прихотливо чередуются между собой. Юный Корнел Эшти покидает летом 1903 года свой родной дом в Австро-Венгрии, отправившись на итальянское побережье. Он надеется стать известным писателем и добиться больших успехов в жизни. А спустя тридцать лет, только зимним днём, уставший и разочарованный, едет в Германию с циклом лекций уже немолодой Эшти, который хоть и осуществил свои мечты о карьере в искусстве, но совершенно не чувствует себя счастливым, считая, что понапрасну растратил собственную жизнь.
Уж кто бы говорил 6.5/10
Look Who's Talking, 1989

Семейная комедия

Вероятно, именно громкий успех ($167,8 млн.) американского фильма «Трое мужчин и младенец», являющегося, в свою очередь, римейком ленты французской постановщицы Колин Серро, заставил Эми Хекерлинг, которая выступила ещё и в качестве сценаристки, на создание во многом похожей семейной комедии «Послушай, кто говорит». Благодаря ей, Хекерлинг довольно долго оставалась рекордсменкой (только в США кассовые сборы превысили бюджет почти в 19 раз!) среди всех американских женщин-режиссёров. Интересно, что Эми Хекерлинг начинала со сравнительно радикального кино в его молодёжном варианте («Крутые времена в колледже Риджмонт»), но в свои 35 лет предложила устраивающий многих более «мирный» вариант решения морально-сексуальных вопросов.
Ужас Амитивилля 5/10
The Amityville Horror, 1979

Мистический фильм ужасов

Феномен этой ленты, основанной на «документальной» книге Джея Энсона, почти так же непостижим, как и продолжающийся несколько десятилетий ажиотаж по поводу якобы реальной истории, которая случилась с семьёй Луц (муж, жена и её трое детей от первого брака) в декабре 1975 года в особняке на Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк). Они переехали в тот дом, не зная, что годом ранее Роналд Де Фео будто бы под воздействием неких «голосов» расстрелял шесть человек — своих родителей, братьев и сестёр. Джордж и Кэти Луц уверяли, что смогли провести только 28 дней в особняке, населённом призраками. Но впоследствии были вынуждены дать показания под присягой, что вступили в сговор с Уильямом Уэбером, адвокатом Де Фео, ради создания рекламной шумихи вокруг данного судебного дела с целью его пересмотра, а лично Джордж Луц хотел поправить в финансовом плане свой неудачно складывавшийся бизнес. Тем не менее, эта ловко сфабрикованная «повесть о привидениях» до сих пор продолжает использоваться для оболванивания доверчивой публики — и семь явных и мнимых продолжений, как и последний римейк 2005 года, упорно настаивают на подлинности всего происшедшего.
Ужас Амитивилля 3.5/10
The Amityville Horror, 2005

Мистический фильм ужасов

Этот римейк пользовавшейся громадным успехом ленты «Ужас Амитивилля» (1979), согласно уверениям создателей, гораздо больше заимствует из книги Джея Энсона, которая была издана, так сказать, по горячим следам событий, якобы происшедших в декабре 1975 года в городке Амитивилль на Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк). Однако новая версия представляется ещё менее убедительной и фактически неправдоподобной. Начавшись почти как телехроника, в том числе запечатлев «документально», как годом ранее Роналд Де Фео убил шестерых членов своей семьи, фильм развивается дальше как мирная семейная история тридцатилетней Кэти, которая осталась с тремя детьми после смерти мужа, но встретила другого мужчину по имени Джордж и вместе с ним присмотрела за удивительно низкую цену старинный особняк, где все они и поселились. Тем разительнее оказывается перемена в поведении Джорджа Луца, когда он, будто бы под влиянием тех «голосов», что заставили совершить жестокую расправу Де Фео, прежнего обитателя этого дома, тоже приступает к осуществлению навязываемого кем-то призыва: Katch ‘em! Kill ‘em!
Ужин с придурком 7/10
Le dîner de cons, 1998

Комедия

Известный комедиограф Франсис Вебер, который сочинил немало по-настоящему смешных историй, а также сам поставил во Франции четыре успешных комедии, в конце 80-х годов совершенно напрасно решил пересказывать собственные уморительные сюжеты уже на американский лад. Он не только передал права на использование в США ряда своих сценариев, но и лично повторил в качестве режиссёра комедию «Беглецы», которая называлась в Америке «Трое беглецов». А не для американцев Вебер поневоле выглядел придурком, который в очередной раз рассказывал всем хорошо известный анекдот и никак не мог понять, почему же почти никто не смеётся. Французский юморист, получив, видимо, приличные деньги за продажу сценариев для американских римейков, в какой-то момент всё-таки сообразил, что признание и любовь соотечественников важнее «всего золота мира».
Узы крови 2/10
Bloodline, 1979

Криминальная драма

Как правильно предупреждают американские видеосправочники, действительно трудно разобраться в этой запутанной истории взаимоотношений членов одного семейного клана. Неожиданно погибает в горах его глава Сэм Роффи — крупный бизнесмен из мультинациональной фармацевтической компании, находящейся в Цюрихе. Причастен ли кто-нибудь из семейства к вовсе не случайной кончине патрона? Но, честно говоря, даже нет особого желания догадываться об этом, да и вообще тягостно следить за тем, как мучаются хорошие актёры в невразумительном, беспомощном фильме. Прав остроумный американский критик Леонард Молтин, считая, что бестселлер Сидни Шелдона, по которому снята данная лента, годится лишь как «чтиво» для «калифорнийских блондинок с пляжа, когда уже никто не хочет играть в волейбол».