всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

Та, за которой слежу 6.5/10
Une femme à suivre, 1996

Лирическая комедия

Можно подумать по названию (дословно — «Женщина, за которой надо следить»), что эта французская лента, снятая для телевидения, несомненно относится к детективному жанру. Но, на самом-то деле, фильм 46-летнего режиссёра Патрика Девольфа, больше известного в качестве соавтора сценариев пяти картин Патриса Леконта, включая «Месье Ира» (где, кстати, психологический детектив весьма необычно сопрягался с несостоявшейся любовной историей) и «Танго», является, прежде всего, лирической комедией.
Табу 8.5/10
Gohatto, 1999

Историческая экзистенциальная притча

18-летний юноша Содзабуро Кано, поступив в 1865 году в самурайский отряд ополчения, превратился, можно сказать, в «смутный объект желания» для нескольких воинов, соблазняя их своим женственным личиком и длинными волосами, которые отказывался обрезать, так как дал некую клятву, и вообще он лично одержим запахом крови и желанием убивать.
Таинственная река 6/10
Mystic River, 2003

Криминальная драма

Поскольку этот фильм был номинирован в главной категории на соискание «Оскара», к нему и отношение совсем иное, нежели к просто добротному в профессиональном плане, крепко сделанному кинопроизведению криминального плана. Поневоле ждёшь от «Таинственной реки» чего-то необычного и даже незаурядного, а она не оправдывает подобных завышенных надежд, уступая, например, весьма схожей картине «Обещание» Шона Пенна в качестве режиссёра, которая была создана им по мотивам пьесы швейцарского драматурга Фридриха Дюрренмата. Вот и с актёрской точки зрения Пенн, удостоенный нескольких премий, включая «Оскар», отнюдь не блещет, хотя у него есть несколько сильных моментов в роли Джимми Маркума, отца жестоко убитой 19-летней девушки по имени Кэти.
Таинственный лес 7/10
The Village, 2004

Притча с элементами фильма ужасов

Те, кто будет ждать от нового (уже шестого по счёту) фильма американского режиссёра М. Найта Шьямалана ещё одной вариации в жанре мистического сверхъестественного триллера, вероятнее всего, разочаруются сильнее остальных. Вот и резкие отклики заокеанских и наших критиков, которые словно договорились на сей раз клеймить позором творца суперхитов «Шестое чувство», «Неуязвимый» и «Знаки», заработавших в мировом прокате свыше $1,3 млрд., свидетельствовали о том, что они непременно жаждали получить историю, способную пугать до самого конца. И многие совершенно не поняли, что фирменный для Шьямалана неожиданный финал отнюдь не делает всё поведанное «смехотворным» — а ведь некоторые интерпретаторы подобным образом восприняли резкий сюжетный выверт в заключительных сценах «Деревни» (таково оригинальное название ленты, а рабочее — «Леса», но оно было изменено из-за студийных неувязок).
Тайна личности Борна 5.5/10
The Bourne Identity, 1988

Мелодраматический детектив

Почти за 15 лет до появления популярного шпионско-приключенческого боевика, известного отечественным зрителям под названием «Идентификация Борна», была снята телевизионная версия романа Роберта Ладлама, которая, скорее всего, являлась по жанру мелодраматическим детективом, что больше соответствовало требованиям ТВ-формата. И она тогда же, в конце 80-х годов, попала под более завлекательным заголовком «Тайна личности Борна» на наш пиратский видеорынок.
Тайна реки Сучжоу 8.5/10
Suzhou he, 2000

Экзистенциальная мелодрама

Эта лента 34-летнего режиссёра Лоу Е из так называемого шестого поколения китайских кинематографистов не только участвовала и побеждала на международных фестивалях, но и вышла в прокат двадцати стран, включая США, где, кстати, критики весьма своеобразно оценили стилевые киноприёмы «Реки Сужчоу». Они закономерно вспомнили о тотальном методе использования «субъективной камеры» в американском фильме «Леди в озере» (1946) Роберта Монтгомери: там главный герой, участвуя в действии, всё-таки не появлялся на экране, однако события были показаны только с его точки зрения. Вот и в китайской картине основной персонаж остаётся за кадром, снимая многие сцены на видеокамеру, а также мы слышим его голос практически на всём протяжении повествования. Но несколько удивительнее иная кинематографическая ассоциация, которая пришла на ум сразу нескольким рецензентам из США. Они сопоставили «Реку Сучжоу» с «Головокружением» (1958) Альфреда Хичкока, таким образом воспринимая сюжет китайской ленты в духе новаторски решённого мелодраматического триллера.
Тайна фермы Мессе 6.5/10
La horse, 1970

Криминальная драма

Старик Огюст Маруйё, владелец фермы в местечке Мессе, где также проживают его дочери и их мужья, обнаруживает, что внук занят контрабандой наркотиков. Дед уничтожает найденный пакет с героином, который стоит несколько миллионов франков, прячет парня в подвал, а с его сообщниками, требующими возврата наркотика, расправляется вместе со своим преданным работником. Однако полиция начинает расследование. Огюст и все его родственники молчат. После прекращения дела внук решает остаться на ферме, хотя раньше эта перспектива его вообще не привлекала.
Тайное голосование 8/10
Raye makhfi, 2001

Трагикомическая притча

Эта картина 35-летнего сценариста и режиссёра Бабака Паями (он родился в Иране, детство провёл в Афганистане, потом обосновался в Канаде, где закончил киноотделение Торонтского университета, а в 1998 году приехал на родину, чтобы снять свою первую ленту «Ещё один день») основана, между прочим, на сюжетной идее признанного иранского мастера кино Мохсена Махмальбафа. Можно сказать, что «Тайное голосование» отчасти перекликается с параллельно снятой «Поездкой в Кандагар» самого Махмальбафа, хотя фильм Паями ещё более иносказателен и притчеобразен, кроме того, весьма минималистичен и кинематографически лаконичен, но в то же время проникнут почти абсурдным чувством юмора.
Тайное окно 5.5/10
Secret Window, 2004

Триллер

Тема литературного плагиата или же читательских претензий к авторам по поводу развития сюжета, а тем более — относительно финалов рассказываемых ими историй уже не раз возникала в творчестве Стивена Кинга, который, как это ни забавно, сам может быть заподозрен в использовании чужих идей и замыслов (во всяком случае, подобные претензии появляются время от времени). И поначалу кажется, что «Тайное окно» — некая вариация «Мизери», одной из самых удачных экранизаций кинговских сочинений.
Тайны и ложь 6/10
Secrets & Lies, 1996

Драматическая комедия

Английский режиссёр Майк Ли по сравнению со своими ранними работами начала 70-х годов («Безрадостные эпизоды» — главная премия в Локарно) и даже с произведениями конца 80-х («Высокие надежды» — два второстепенных «Феликса») уже в картине «Нагие» (ещё два приза — причём более весомых: за режиссуру и главную мужскую роль на фестивале в Канне) начал решительнее избавляться от действительно унылого бытописательства. И вслед за Кеном Лоучем (другой британский постановщик социальной направленности, демонстративно хранящий верность традициям «кино рассерженных», которое возникло на рубеже 50—60-х годов) всё явственнее стал добавлять иронические, саркастичные и вообще сатирические краски в собственную художественную палитру.
Тайные агенты 5/10
Agents secrets, 2004

Шпионский триллер

Вторая режиссёрская работа Фредерика Шёндёрфера, сына известного французского постановщика Пьера Шёндёрфера, поначалу привлекает своим довольно умелым следованием кинематографическим традициям вовсе не голливудских творцов, а именно европейских мастеров, допустим, Жан-Пьера Мельвиля, пусть этот автор и не снимал шпионские триллеры. Однако сразу чувствуется ориентация Шёндёрфера-младшего на лаконичное по манере, скупое на слова, но наполненное внутренней энергетикой криминально-экзистенциальное кино Мельвиля.
Такова спортивная жизнь 8.5/10
This Sporting Life, 1963

Драма

Для тех, кто знает английского режиссёра Линдсея Андерсона по своеобразной притчевой трилогии «Если» (1968)-«О, счастливчик!» (1973)-«Больница «Британия» (1982), где с годами всё заметнее усиливалось сатирическое и даже абсурдно-сюрреалистическое начало, его первая работа в игровом кино, осуществлённая, пожалуй, поздновато — уже в сорокалетнем возрасте, может показаться довольно неожиданной. Если же, напротив, знакомство с творчеством Андерсона происходило именно в хронологической последовательности (начиная с документальных короткометражек 50-х годов, которые заложили основу так называемого «свободного кино» Великобритании), то художественный путь этого постановщика представится вполне логичным.
Таксист 9.5/10
Taxi Driver, 1976

Экзистенциальная драма

После первого просмотра этот фильм может даже не понравиться, показаться слишком жёстким и жестоким (интересно, что признанный американский драматург Теннеси Уильямс, который возглавлял в 1976 году жюри Каннского кинофестиваля, наградившее «Таксист» главной премией, всё же по вынесении данного вердикта сетовал на рост насилия в обществе и в кино). Ведь по сюжету, шофёр такси Трэвис из Нью-Йорка, бывший участник войны во Вьетнаме, который тяжело приспосабливается к нормальной жизни, первоначально хочет совершить покушение во время политических выборов, а в результате устраивает настоящую «кровавую бойню» в борделе. Сценарист Пол Шредер потом признавался, что основывал свой рассказ на дневниках Артура Бремера, который чуть было не стал убийцей.
Талантливый мистер Рипли 4.5/10
The Talented Mr. Ripley, 1999

Психологический триллер

Есть незаметные режиссёры, которые вдруг становятся всеобщими любимчиками, и никто собственно не может толком объяснить причину такого заинтересованного внимания к отнюдь не блещущим особыми талантами творцам, однако умеющим ловко мимикрировать, подстраиваться под сегодняшние вкусы. Загадка довольно среднего по уровню английского постановщика Энтони Мингеллы, который вдруг был вознесён в 1997 году из-за «Английского пациента» на вершины оскаровского и всемирного успеха, становится чуть понятнее, когда видишь его менее способную ленту «Талантливый мистер Рипли», тоже отмеченную несколькими номинациями на «Оскар» и премии Британской киноакадемии.
Там внутри 5.5/10
Underneath, 1995

Криминальная драма

Те, кто не сразу догадался, что эта картина Стивена Содерберга — римейк известного «чёрного фильма» 1949 года (правда, с названием «Крест-накрест»), поначалу будут воспринимать её как своеобразное продолжение самой признанной работы молодого режиссёра американского кино. Речь идёт, конечно же, о каннском лауреате «секс, ложь и видео», интеллектуально-психологической драме, рассказавшей о сексуальных фрустрациях, а также о проблемах одиночества и человеческого общения в «постспидовской» Америке конца 80-х годов. Тем более что Питер Гэллагер, который играл сексуально неразборчивого и лживого адвоката в дебюте Содерберга, вновь, после шестилетнего перерыва, был приглашён постановщиком — впрочем, уже на роль иного плана.
Там, где течет река 7/10
A River Runs Through It, 1992

Ретро-драма

Популярный американский актёр Роберт Редфорд снял свою третью картину в качестве режиссёра на основе автобиографического рассказа Нормана Маклина, чьи детство и юность прошли в штате Монтана в первую треть ХХ века. Редфорд, будучи создателем Института Санданс, который занимается, в том числе, разработкой экологических проблем, живописует на экране поэтически и не без ностальгии атмосферу естественного существования героев на реке Биг Блэкфут. В этом постановщику помогает, прежде всего, изумительный французский оператор Филипп Русло, который столь тонко и покоряюще передал собственное восхищение миром девственной природы Северной Америки, что получил за свою работу премию «Оскар». Также не может не привлечь игра актёров — Тома Скеррита в роли священника пресвитерианской церкви, Крэйга Шеффера в качестве Нормана Маклина и особенно Брэда Питта, который, представ в роли Пола, брата Нормана, чем-то напоминает молодого Роберта Редфорда. Но всё же киноповествованию порой не хватает той краткости в изложении, которую требовал от своих сыновей священник-шотландец Маклин.
Танго 8.5/10
Tango, 1992

Мелодраматическая трагикомедия

Вопрос об отношении к музыке Иоганна Брамса был вынесен в заголовок знаменитого романа «Любите ли вы Брамса?» Франсуазы Саган. Герой ленты «Слишком красивая для тебя» Бертрана Блие неистовствовал из-за Франца Шуберта и готов был послать его ко всем чертям. Надрывно-сладостная мелодия Гато Барбьери провоцировала в шедевре «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи на эпатажные действия непосредственно в танцевальном зале. А один из персонажей французской картины «Танго» Патриса Леконта тоже не остаётся в стороне от «музыкальных баталий», с трудом терпя громкие звуки песни в ритме танго, раздающиеся из приёмника в машине, в которой трое мужчин едут на убийство жены одного из них. И уже в финале примирившиеся супруги танцуют танго посреди поля, отдаваясь стихии волнующей сердце музыки. Возможно, Леконту в «Танго» чуть не хватает язвительности, перемешанной с обострённой нежностью по отношению к героям, что свойственно, прежде всего, Блие. Чёрная комедия и мелодрама всё-таки существуют раздельно, а не слитно.
Танго и Кэш 6/10
Tango & Cash, 1989

Боевик

Двое полицейских, Рэймонд Танго и Гэбриел Кэш (фамилия последнего, кстати, означает «наличные деньги»), которые соперничают друг с другом благодаря своим смелым акциям, совершаемых против торговцев наркотиками, оказываются ловко подставленными главарём мафии Ивом Перре и посажены в тюрьму, откуда оба задумали устроить совместный побег.
Танец цапли 8/10
De dans van de reiger, 1966

Иронически-абсурдная драма

Скучающий сорокалетний буржуа Эдуард во время летнего отпуска на Адриатике решил пошантажировать молодую жену Елену, имитируя собственную смерть в петле.
Танец-вспышка 4.5/10
Flashdance, 1983

Танцевальная мелодрама

Характеристика американского критика Леонарда Молтина, как и в большинстве случаев, абсолютно точна: «Как превратить рок-видеоклип в полнометражный фильм…». Удостоившийся номинации на премию «Золотая малина» глупейший сюжет (пусть он и основан на реальной истории Морин Мардер) рассказывает об электросварщице Алекс Оуэнс, которая танцует по вечерам, надеясь когда-нибудь попасть в труппу питтсбургского балета. Но это было бы совершенно «несмотрибельным», если бы не музыка Джорджо Мородера, песни в исполнении Айрин Кэры и танцы, которые были продублированы за актрису Дженнифер Билз вовсе не указанной в титрах Марин Джахан. Наконец, свой вклад внёс и режиссёр-англичанин Эдриан Лайн, который имел немалый опыт работы над рекламой и видеоклипами, хотя во время съёмок он дважды всё бросал, видимо, отчаявшись добиться приемлемого художественного результата.
Танкер 'Дербент' 7.5/10
1940

Героическая драма

Эта картина, вышедшая на экран за две недели до начала Великой Отечественной войны, поневоле оказалась в какой-то степени пророческой. Хотя по манере она лишена идеологического символизма, более того — не очень-то похожа на типичный советский кинематограф довоенных лет, который прославлял героизм простых тружеников обязательно в противоборстве с внешними и внутренними врагами, разнообразными глубоко внедрившимися вредителями. Экранизация повести Юрия Крымова была осуществлена Александром Файнциммером, с одной стороны, в духе тщательно воссозданной хроники событий, которые случились во время спасения командой танкера «Дербент» терпящего бедствие в море другого судна, где к тому же начался пожар. Но с другой стороны, «Танкер «Дербент» — наполненная деталями быта моряков, психологически подробно и убедительно проработанная драма характеров людей, которые вскоре попадут в трудную ситуацию и поведут себя в ней не всегда так, как того от них ожидали.
Танцующая в темноте 6.5/10
Dancer in the Dark, 2000

Мелодрама с элементами мюзикла

Хотя Ларс фон Трир ещё на фестивале в Канне призывал прессу не раскрывать секрета, что же случится с главной героиней «Танцующей в темноте», мало кто заранее сомневался в трагическом исходе этой истории чешки-иммигрантки в Америке. В конце концов, сюжеты греческих трагедий или шекспировских пьес известны всем и, тем не менее, это не опровергает возможность испытать ощущение катарсиса, постигая в очередной раз то, что происходит с Медеей, Антигоной или Гамлетом. Кстати, у самого фон Трира случилась в 1988 году весьма необычная экранизация (на основе сценария его великого соотечественника Карла Теодора Дрейера) «Медеи» Еврипида. Она развёртывалась на фоне дикой и неукротимой скандинавской природы, насквозь пронизанная северными ветрами, но обжигающая роковыми страстями безмерно уязвлённой Медеи, которая с холодной решимостью мстит своему мужу Язону, расправляясь с собственными детьми при помощи виселицы, стоящей одиноко на продуваемом холме.
Танцы без правил 7/10
Strictly Ballroom, 1992

Мюзикл-мелодрама

На нашем видеорынке эта лента 29-летнего австралийского режиссёра База Лёрманна называлась «Строго по правилам». Если уж действительно придерживаться строгих правил, надо бы перевести так: «Строго по правилам бальных танцев», поскольку данный фильм — рассказ о молодом танцоре Скотте Хастингсе, который во время ответственного конкурса вдруг решился на рок-н-ролльные па, запрещённые в бальных танцах. В целом, симпатичная танцевальная мелодрама, которая решена в романтическом, чуть ностальгическом стиле, вызвала чересчур бурную реакцию сначала на фестивале в Канне (аплодисменты продолжались в течение пятнадцати минут!), где получила приз молодёжного жюри, а потом в прокате разных стран, в том числе — и в США, собрав немалую сумму для австралийской картины: $11,7 млн.
Твин Пикс: Сквозь огонь 7.5/10
Twin Peaks: Fire Walk with Me, 1992

Мистико-экзистенциальная детективная драма

Те, кто был неудовлетворён финалом телесериала «Твин Пикс», отреагировали с большим энтузиазмом на порочный дневник наркотизирующейся и проституирующей Лоры Палмер, который не без лукавства сочинила Дженнифер Чеймберс Линч, дочь провокационного режиссёра Дэвида Линча. Но публике резко не понравилась якобы благостная, всепрощающая попытка самого Линча в предыстории «Твин Пикс. Огонь, иди со мной» о семи днях накануне смерти Лоры Палмер растолковать всё до конца для особо непонятливых и предложить более трогательный исход истории «ангела греха», которому всё-таки было дозволено вознестись в небесные сферы, на райские вершины.
Твой сын, земля 6.5/10
1980

Социальный кинороман

Несмотря на немалый искус теперь совершенно иначе отнестись к этому якобы партийному, идеологически верному, по-советски тенденциозному фильму, всё же многое в нём было честным и продиктовано истинным пафосом. Хотя ряд моментов и особенно финал с выступлением героя на съезде являлись откровенными уступками режиссёра, который вовсе не с первого раза смог сдать начальству готовую ленту. Но в то же время знаменательно, что эта картина довольно долго (в течение пяти лет!) проходила стадию выдвижения на Ленинскую премию, получив её только с приходом Михаила Горбачёва и началом перестройки. Кстати, постановщик Резо Чхеидзе, будучи директором студии «Грузия-фильм», был причастен к появлению ряда грузинских лент («Несколько интервью по личным вопросам», «Пловец», «Покаяние», «День длиннее ночи»), которые на рубеже 70—80-х годов вновь заострили вопрос о социально-нравственных последствиях сталинизма. Да и в его собственной работе об этом сказано пусть глухо, но достаточно внятно.