всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

Падение Римской империи 5/10
The Fall of the Roman Empire, 1964

Исторический фильм

Голливудский постановочный исторический боевик Энтони Мэнна, снятый уже на исходе большой моды на американские версии жанра «пеплум», любопытно пересмотреть именно сейчас, после того, как «Гладиатор» Ридли Скотта вновь возродил давно утраченный интерес публики к грандиозным зрелищам из античных времён. Тем более что оба фильма перекликаются даже сюжетно — в «Падении Римской империи» военачальник по имени Ливий пытается в своей деятельности по расширению и укреплению владений империи следовать наставлениям Марка Аврелия, но после прихода к власти Коммода это становится всё более затруднительным.
Падшие ангелы 9/10
Do lok tin si, 1995

Экзистенциальная урбанистическая фантазия

Молодой гонконгский киллер решает завязать со своим преступным ремеслом и отправиться в некий бесцельный путь по большому городу, где в лихорадочном потоке ежедневного (точнее, еженощного) существования все те, кто случайно встречаются с ним, столь же одиноки, бесприютны и разочарованы, но всё равно одержимы поиском довольно призрачного счастья. В этом мире мы — только падшие ангелы.
Панцирь 7.5/10
1990

Экзистенциальная драма

С первого раза этот фильм мог даже и возмутить при просмотре — снятый на чёрно-белой плёнке, якобы «под документ» и вроде бы скрытой камерой, когда хозяева и обитатели милицейских «гадюшников» матерятся напропалую, «Панцирь» коробил из-за столь демонстративного намерения выдать всё за «неприкрытую правду жизни». То есть лента вполне соответствовала постперестроечной моде на «жуткую чернуху» и поэтому представлялась беззастенчивой спекуляцией ленинградских авторов, примерно схожей с тем, что проделывал их земляк Александр Невзоров в небезызвестной телепередаче «600 секунд», которую так и хотелось обозвать «666 секунд».
Папа 6/10
2004

Социальная ретро-драма

То, что фильм «Папа» Владимира Машкова, почти в самый последний момент включённый в конкурс Московского международного кинофестиваля (где в итоге получил приз публики по итогам голосования в зале «Пушкинский»), отсылает зрителей к прежде виденным советским картинам 50-х годов, отнюдь не характеризует его плохо. Наоборот, это позволяет работе сравнительно молодого режиссёра (популярному российскому актёру, поставившему свою вторую ленту, исполнилось сорок лет после завершения съёмок) вписаться во вполне добротную традицию отечественного кинематографа.
Папа в командировке 8.5/10
Otac na službenom putu, 1985

Фантазийная социально-политическая ретро-притча

Теперь даже может показаться странным, что в 1985 году чешского и американского режиссёра Милоша Формана, президента жюри Каннского кинофестиваля, стали упрекать в том, что он намеренно поддержал выпускника пражской киношколы ФАМУ, молодого (в то время лишь тридцатилетнего) югослава Эмира Кустурицу, вручив ему «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Отец в командировке». Хотя эта премия была присуждена всеми членами жюри единогласно, и на счету постановщика из Сараева уже был «Золотой лев Святого Марка» Венецианского фестиваля за дебют в большом кино — «Помнишь ли, Долли Белл?». А в последующие годы почти все экранные работы Кустурицы не оставались без фестивальных наград, будь то Берлин, снова Канн (и опять «Золотая пальмовая ветвь» — за «Подполье») и ещё раз Венеция. Так что Форман оказался, на самом-то деле, во сто крат прав и поистине может гордиться, что более двадцати лет назад поддержал «кинематографического гения с Балкан», как вскоре начали называть его протеже.
Папина дочь 5/10
Daddy's Girl, 1996

Мелодраматический триллер

Оказывается, ещё до «Разносчика газет» и «Мальчика-мясника», рассказывающих о малолетних жестоких убийцах, появилась американская лента, в которой отнюдь не мальчик, а… десятилетняя девочка по имени Джоди запросто устраняет налево и направо всех тех, кто (по мнению этого «кроткого создания») может помешать любви очередного приёмного отца, поскольку родной папаша несколько лет назад на глазах дочки был прихлопнут её мамашей. Как тут не обеспокоиться по поводу самочувствия юной Габриель Бони, которой приходится в кадре бить жертв молотком или даже пронзать их ножом. Эта картина, столь удивительная для американцев, чересчур трепетно относящихся к детской теме, поставлена без какой-либо иронии, как вполне «серьёзный ужастик». Хотя режиссёр Мартин Китроссер ранее подвизался не только в качестве сценариста на трёх сериях «Пятницы, 13-е», но и главного редактора на знаменитых кинопроектах Квентина Тарантино «Бешеные псы» и «Криминальное чтиво».
Парень из фирмы 'Кока-Кола' 5.5/10
The Coca-Cola Kid, 1985

Комедия

Беккер, молодой предприимчивый служащий фирмы «Кока-Кола», приезжает в Австралию, чтобы внедрить повсеместно это «чудо американской цивилизации». Но его усилия оказываются безуспешными, поскольку австралийцы предпочитают отнюдь не кока-колу, а фруктовый сок, производимый местной компанией, которую возглавляет эксцентричный промышленник по имени Т. Джордж МакДаэулл. Его тоже странная дочь Терри всюду преследует Беккера, однако по иной причине — она просто хочет соблазнить привлекательного парня.
Парень-каратист 6/10
The Karate Kid, 1984

Подростковая спортивная драма

Добившись однажды большого зрительского успеха (да и кинематографического признания, о чём свидетельствовали премии «Оскар» за фильм и режиссуру) своей мелодрамой о боксёре «Рокки» (1976), режиссёр Джон Эвилдсен спустя восемь лет вернулся к довольно похожему сюжету и жанру. Но на этот раз в центре оказался италоамериканский подросток Дэниел, который вместе с матерью переехал из северо-восточного штата Нью-Джерси на Западное побережье, в пригород Лос-Анджелеса, где сразу же столкнулся с притеснениями и обидами со стороны своих сверстников. Однако проживающий там же пожилой садовник, японец Мияги, в прошлом мастер по каратэ, стал обучать парнишку не только приёмам борьбы, но и особому стилю жизни, мироощущению настоящего мастера восточных единоборств. В итоге Дэниел смог победить на чемпионате молодых каратистов Калифорнии, а главное — самоутвердился в жизни и обрёл подлинную уверенность в себе.
Париж, Франция 2/10
Paris, France, 1993

Эротическая арт-драма

Прослышав что-то о канадском фильме «Париж, Франция», представленном на ряде фестивалей и затем номинированном на национальную кинопремию «Гений» (впрочем, только за операторскую работу и монтаж), начинаешь смотреть его с некоторым любопытством. И первые минут двадцать, отмечая нескрываемую цитатность авторов (от ленты «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара до «Последнего танго в Париже» Бернардо Бертолуччи), всё-таки относишься к их картине снисходительно — как к дерзкому опыту молодых кинематографистов, которые не стесняются ничего и словно не подозревают о существовании каких-либо запретов. Но вот ближе к финалу даже терпеливые эстеты могут действительно устать и испытать негодование от избытка рискованных сцен. А обычные зрители вряд ли поймут истинный замысел создателей фильма, показавших жизнь литературной богемы в Париже с самой отвратительной точки зрения. Или же это следует воспринимать в качестве сатиры?!
Парижские тайны 7.5/10
Les mystères de Paris, 1962

Историко-приключенческая драма

Начав работу в историко-приключенческом жанре (или в так называемом «кино плаща и шпаги») с экранизации в 1953 году знаменитого авантюрного сочинения Александра Дюма «Три мушкетёра», популярный у зрителей (в том числе — и в советском прокате) французский режиссёр Андре Юнебель завершил эту линию своего творчества десятилетие спустя ещё одной кинематографической версией известного романа — «Парижские тайны» Эжена Сю. Потом он обратился к более комедийному и даже пародийному стилю, создав, например, три серии «Фантомаса», а почти в конце карьеры снял новый, уже явно эксцентрический вариант «Трёх мушкетёров».
Парк Горького 5.5/10
Gorky Park, 1983

Шпионский триллер

Интересы английского режиссёра Майкла Эптида разносторонни — от музыкальных драм и комедий до детективов и триллеров. Но в его экранизации бестселлера американского писателя Мартина Круса Смита недостаёт, по оценке некоторых западных критиков, атмосферы напряжённости и страха, что свойственно многим «шпионским» фильмам. А мы, конечно, совершенно иначе смотрим западные картины на русскую тему. Нас смущают различные неточности, ляпсусы, одним словом — «клюква» в воспроизведении реалий российской или советской действительности. Впрочем, внешний облик Москвы в ленте «Парк Горького», воссозданный на улицах Хельсинки, кажется достаточно убедительным. Но представляются наивными и глупыми некоторые мотивировки поступков или же сами действия героев.
Парни не плачут 6.5/10
Boys Don't Cry, 1999

Драма

Малобюджетный ($2 млн.) дебютный фильм 31-летней Кимберли Пирс (сначала она сняла короткометражку об этом) рассказывает о действительно существовавшей 21-летней девушке по имени Тина Брэндон. В 1993 году она, очень коротко постригшись, туго обмотав свои груди бинтами и засунув резиновый член в джинсы, стала искусно выдавать себя за парня по имени Брэндон Тина, мечтала сделать операцию по смене пола, но в результате оказалась жертвой мужской ненависти.
Парни побоку 5/10
Boys on the Side, 1995

Мелодрама

В отличие от американских зрителей, всё-таки неплохо воспринявших эту ленту, публика за пределами США неохотно смотрела «идеологически выдержанную» историю трёх современных американок. Одна из них — чернокожая певичка-лесбиянка Джейн Делука, вторая — разочаровавшаяся в жизни Робин, девушка-яппи с вирусом СПИДа, а третья — юная Холли с неуравновешенной психикой, пытающаяся избавиться от дурного влияния ещё более одержимого дружка Алекса, наркомана и истязателя. Правда, вопреки прогнозам «Вэрайети», картина Херберта Росса даже не приблизилась по успеху в прокате США к провинциальной феминистской мелодраме «Жареные зелёные помидоры», которая в сезоне 1992 года стала самой прибыльной по соотношению сборов и бюджета. Кстати, там впервые обратила на себя внимание Мэри-Луиз Паркер, также сыгравшая и в фильме «Парни побоку».
Парниковый эффект 6/10
2005

Подростковая драма с элементами социальной мелодрамы

Прозвучавший ещё на заре перестройки и ставший даже сакраментальным вопрос «Легко ли быть молодым?» из одноимённого документального фильма Юриса Подниекса о различных настроениях в тогдашней молодёжной среде теперь приобрёл куда более драматический смысл, поскольку дело касается судеб детей и подростков, вынужденных жить и вообще выживать в условиях «раннего капитализма». Тем более что период «первичного накопления капитала» имеет в современной России чересчур уж неприятный характер презрительных взаимоотношений тех, кто находится по разные стороны огромной пропасти между богатыми и бедными.
Парный удар 4/10
Sidekicks, 1992

Боевик с восточными единоборствами для семейного просмотра

Название данной картины переводилось по-разному: «Удары сбоку», «Парный удар», «Неразлучные друзья». Но вряд ли подростка Бэрри, мечтающего наяву о совместных подвигах со своим кинокумиром Чаком Норрисом, можно было бы назвать его неразлучным другом. Скорее всего, и известный актёр-каратист собственной персоной, и старый китаец Ли, который обучает астматика и слабака Бэрри приёмам восточных единоборств, оказываются как бы спарринг-партнёрами. Это, кстати, соответствует ещё и спортивной терминологии.
Пароль `Рыба-меч` 4/10
Swordfish, 2001

Боевик

В России премьера этого американского фильма состоялась, как и планировалось, в начале октября 2001 года, а вот в Великобритании выпуск был отложен по причине наличия в картине темы терроризма. Хотя на протяжении практически всего действия, скорее, думаешь о том, насколько опереточно-комиксово выглядят герои во главе с тайным воротилой по имени Гэбриел Шир в преувеличенно характерном исполнении Джона Травольты (неудивительно, что его номинировали на позорную премию «Золотая малина»). Этот самый тип привлекает наиболее пронырливого хакера Стенли Джобсона для того, чтобы взломать секретные коды крупного американского банка и перевести на различные счета во всём мире громадные суммы. В свою очередь, это необходимо ему… для защиты Америки от посягательств террористов, которых следует уничтожать, где бы они ни находились. И в финале, собственно говоря, к этому Шир и приступает, взрывая яхту с очередным представителем джихада. Но прежде умудряется устроить в Америке совершенно дикую, а главное — абсолютно необъяснимую с логической точки зрения войну местного масштаба, круша машины, дома, вертолёты…
Партнер 8/10
Partner., 1968

Драма-притча

Есть особый смысл в том, что Бернардо Бертолуччи поставил свою третью ленту по мотивам повести «Двойник» Фёдора Достоевского именно в 1968 году, когда предсказанная им ещё за четыре года до этого революция оказалась «пирровой», принесла только боль, разочарование и отчаяние.
Партнеры 6.5/10
Partners, 1982

Полицейская комедия

Двое полицейских, один из которых является геем в личной жизни, должны изображать любовную пару, чтобы внедриться в среду гомосексуалистов и разыскать убийцу, действующего в Лос-Анджелесе.
Парфюмер: История одного убийцы 3.5/10
Perfume: The Story of a Murderer, 2006

Исторический триллер

Накануне просмотра фильма «Парфюмер» пришлось первоначально (хоть и запоздало) ознакомиться с первоисточником — романом Патрика Зюскинда, изданным ещё в 1985 году. Произведение, которое хотели экранизировать многие выдающиеся режиссёры мирового кино: от уже покойного Стенли Кубрика (он в итоге счёл материал некинематографичным) до ныне здравствующих Ридли Скотта, Мартина Скорсезе, Милоша Формана и Тима Бёртона, является странным и загадочным не столько по материалу (мы уже немало перевидали самых необычных маньяков в кино!), сколько по способу повествования.
Паскуалино 'Семь красоток' 9/10
Pasqualino Settebellezze, 1975

Военная трагикомедия

Поскольку итальянская постановщица Лина Вертмюллер любит давать своим фильмам «километровые названия», надо хотя бы раз упомянуть её полное итало-швейцарское имя — Арканджела Феличе Ассунта Вертмюллер фон Элльг (по другим сведениям, окончание величественного титула звучит иначе — Спаноль фон Брауайх). Эта интеллектуалка в очках, сухого, если не сказать — худого телосложения, но не хуже (а может, и лучше) Федерико Феллини обыгрывавшая на экране пышную женскую плоть (в частности, и в данной ленте), прославилась довольно поздно — в возрасте сорока четырёх лет. На фестивале в Канне в 1972 году она получила премию за режиссуру картины «Мими-металлист, уязвлённый в своей чести», в которой заглавную роль исполнил Джанкарло Джаннини, ставший одним из её любимых актёров в 70-е годы.
Паспорт 6.5/10
1990

Социальная трагикомедия

Мы долгие десятилетия были просто обязаны гордиться своим «серпастым-молоткастым» паспортом и быть уверенными в том, что живём в самой лучшей и счастливой стране, пусть и за «железным занавесом». Ну, и что с того, если империя с величественным названием СССР в одночасье рухнула, а все границы оказались открытыми — правда, для тех, кто имеет достаточно денег на поездки за рубеж. Большинство людей как были, так и остались по своей сути советскими, хотя и не следует их тут же презрительно обзывать «совками».
Пассажир 57 5/10
Passenger 57, 1992

Боевик

Афроамериканец Джон Каттер, бывший полицейский, уволенный из-за своих неосторожных высказываний, стал специалистом по безопасности авиаполётов, который обязан находиться в салоне самолёта под видом обычного пассажира. И в нужную минуту он готов придти на помощь всем, кто летел рейсом 167, когда воздушный корабль был захвачен террористом Чарльзом Рейном, переправляемым в лос-анджелесскую тюрьму.
Пассажир дождя 8/10
Le passager de la pluie, 1969

Триллер

Этот фильм снят по роману и сценарию известного автора детективов Себастьяна Жапризо режиссёром Рене Клеманом, удивившим в своё время картиной «На ярком солнце», французским вариантом английского детектива. На этот раз всё произошло как бы наоборот: французский детектив приобретает черты типичного американского триллера или же «саспенса», сохраняя присущую им атмосферу неясного страха и безотчётной тревоги, несмотря на то, что нам известны обстоятельства и мотивы преступления, а поэтому даже не нужно дополнительно разгадывать: «Кто убил?».
Пастораль 9/10
1976

Лирико-социальная притча

Знаменательно, что этот фильм, снятый грузинским режиссёром Отаром Иоселиани в сорокадвухлетнем возрасте и ровно через 40 лет после ассоциативно перекликающегося с ним «Строгого юноши» Абрама Роома, тоже оказался в ситуации как бы запрещённого, но показываемого в узком кругу кинематографистов. А в 1982 году даже попал вне конкурса на фестиваль в Западном Берлине, где удостоился премии ФИПРЕССИ, которой Иоселиани ещё не раз был награжден за работы, сделанные во Франции. Уже по этой причине можно бы выискивать в «Пасторали» приметы диссидентства автора, тем более что данная лента по сравнению с двумя первыми частями своеобразной трилогии — «Листопад» и «Жил певчий дрозд» — поневоле выглядит более дидактичной, а порой даже не лишённой иронически-сатирического заряда.
Паук 6.5/10
Spider, 2002

Психопатологический драматический триллер

Однажды Деннис Клегг вышел из психиатрической клиники и внезапно понял, что снова стал человеком, а не пауком. Вообще-то прозвище Паук он получил ещё в детстве от матери, поскольку был зачарован рассказами о том, как плетётся тончайшая паутина, в которую терпеливые и хитроумные пауки заманивают свою добычу — например, мух. Прихотливая человеческая память тоже похожа на сплетённую сеточку из мириад нитей, тянущихся в разные стороны и пересекающихся друг с другом. Деннис-Паук усиленно пытается вспомнить совершенно выпавшее из головы личное прошлое и восстановить его в мельчайших деталях, чтобы вернуться к собственному естеству, вновь почувствовать себя человеком. Однако пугающее открытие заключается в том, что лучше было бы вовсе не возвращаться в места, где жил ещё маленький мальчишка, который подозревал своего отца в убийстве матери ради интрижки с вульгарной проституткой. По сравнению с этим губительная метаморфоза, происшедшая с героем «Превращения» Франца Кафки, покажется лишь эффектной метафорой. Куда хуже обнаружить внутри себя наличие нечеловеческих качеств, которые даже мозг отказывается воспринимать, выталкивая куда-то на задворки сознания.