всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

О любви 8.5/10
1970

Лирическая драма

Эта картина — в лучшем смысле слова ни о чём и сразу обо всём. В ней ничего не происходит, если не считать, что изо дня в день течёт жизнь молодой женщины Галины, реставратора в Павловском дворце, которая любит не того, кто любит её, и может быть, сама не знает, чего она действительно хочет и о чём мечтает. Лучшие сцены — как раз внесюжетные, сопровождённые эмоциональной лирической музыкой Евгения Крылатова или же решённые на недоговорках, вообще при помощи жестов героев, которые почему-то оказываются разделёнными между собой стеклянной стеной, и тогда это напоминает общение глухонемых.
О, женщины! 1.5/10
Fallo!, 2003

Эротическая комедия

Казалось бы, вообще пора махнуть рукой на Тинто Брасса, напрасно надеясь узреть нечто особенное или хотя бы интересное в давно опошлившемся до неприличия, откровенно безыскусном и нелепо неестественном (от показа муляжей мужских членов до аффектированной игры исполнителей) творчестве итальянского «маэстро эротики». И «Фалло!» (в оригинальном названии можно угадывать намёки на слова «фаллос», «фаллократия» и т. п., несмотря на то, что хорошо известно одержимое пристрастие Брасса к любованию женскими задницами и промежностями) подтверждает, что он уже не может рассказать связную историю на протяжении полнометражного фильма. И, говоря грубо, теперь кончает слишком быстро, вынужденно удовлетворяясь лишь короткими фривольными скетчами, коих насчитывается в картине шесть штук.
О, счастливчик 8.5/10
O Lucky Man!, 1973

Философско-сатирическая комедия

Этот типично британский фильм даже имел определённый успех в советском прокате в середине 70-х годов, будучи представленным почему-то в качестве американской комедии о приключениях незадачливого молодого коммивояжёра из Англии. Для тех застойных времён многое в картине Линдсея Андерсона казалось невероятно смелым и в моральном, и в художественном плане. Хотя мало кто из поклонников авантюрной и немного странной притчи (благодаря новеллистической композиции, своеобразным «зонгам» Алана Прайса, как бы комментировавшим действие, и неожиданным сценам «фильма в фильме», которые отстраняли всё повествование от зрителей и превращали в некий карнавал, всеобщий бал-маскарад) догадывался, что в результате безжалостных операций блюстителей идеологической и нравственной чистоты данная лента была существенно сокращена — примерно на сорок пять минут!
Обвиняемые 5.5/10
The Accused, 1988

Криминально-судебная драма

Молодая девушка Сэра Тобиас рассказывает женщине-прокурору Кэтрин Мёрфи, что была изнасилована тремя парнями в баре. Но их осудили всего лишь на небольшой срок за хулиганство. Однако Сэра никак не может примириться с этим, как и с выводом следствия, что она сама спровоцировала парней на насилие. По её просьбе Мёрфи начинает расследовать заново все обстоятельства данного дела.
Обелиск 4/10
1976

Военно-социальная драма

Алесь Мороз, белорусский учитель, сдаётся немцам, чтобы спасти от смерти шестерых своих учеников. Убивают всех. Случайно выживает лишь один — Паша Миклашевич. Стоило ли Морозу жертвовать собой? Неужели можно доверять обещаниям немцев? С другой стороны, необходимо было использовать любой шанс, чтобы дети остались живы. Но Мороза, совершившего нравственный поступок, некто Ткачук, который хорошо знал его, объявляет предателем. И он же, искупая свой грех, добивается через много лет после войны, чтобы фамилия Мороза так же значилась на обелиске, как и фамилии его погибших учеников. Конечно, обелиск — лишь сооружение из камня без человеческой памяти о том или о тех, в честь кого поставлен памятник. О Морозе, кроме мучающегося Ткачука, помнил только выживший Паша Миклашевич. Но и он теперь умер — а вместе с ним как бы умерла память о геройском учителе. Людям свойственно забывать, тем более, если речь идёт о непринятом герое, который для многих остаётся предателем.
Обитель зла 6/10
Resident Evil, 2002

Фантастический боевик ужасов

Англичанин Пол У. С. Андерсон уже во второй раз после «Смертельной битвы» (1995) обратился к экранизации популярной компьютерной игры, перенеся в кино действие тоже фантастической по сюжету «Обители зла». И при сравнительно небольшом бюджете в размере $35 млн. добился в мировом прокате почти трёхкратного превышения затрат — поэтому неудивительно, что сразу же возник вопрос о сиквеле, который готовил сам Андерсон, однако в итоге он ограничился лишь сценарными и продюсерскими функциями.
Обитель зла 2: Апокалипсис 4/10
Resident Evil: Apocalypse, 2004

Фантастический боевик

Хотя в титрах этого фильма значится имя Пола У. С. Андерсона как сценариста и одного из продюсеров, создатель первой «Обители зла» устранился от постановки второй серии, пожалуй, вовремя и отнюдь не случайно, предпочтя более амбициозный проект «Чужой против Хищника». Иначе ему пришлось бы «наступать на горло собственной песне», пытаясь уйти от самоповторов и от неизбежного сравнения с оригиналом. А спешно приглашённый 52-летний Александр Витт, немец по происхождению, всегда выполнявший в кино второстепенные функции (он был режиссёром и оператором так называемых вторых съёмочных групп на целом ряде известных голливудских лент), сотворил довольно заурядный фантастический боевик, по пути растеряв даже ощущение ужаса.
Облава 5.5/10
Canicule, 1983

Триллер

Американский гангстер Джимми Кобб скрывается с награбленными миллионами от преследователей на уединённой ферме где-то во французской провинции. Там живёт семья грубых и вульгарных сельчан, которые отнюдь не прочь прибрать его денежки к рукам.
Облако-рай 8/10
1990

Драматическая комедия

Этот фильм заслужил одобрительные отклики и критиков, и зрителей ещё в момент своего появления, хотя и не получил нормального проката по причине начавшегося развала киносети. Но все последующие годы он время от времени показывался по телевидению и находился, так сказать, в публичном обиходе, преимущественно воспринимаясь в качестве типично российской истории про затягивающую и иссушающую душу провинциальную жизнь, из которой так трудно куда-то вырваться. Впрочем, в случае с главным героем Колькой, однажды брякнувшим своим соседям и приятелям, как говорится, с бухты-барахты, что он уезжает из вполне заурядного городка в неведомые дали, где только и может происходить нечто важное и значительное, всё получается будто наоборот. Парнишка и не очень-то хочет покидать родные места, расставаться с детства знакомым миром и рвать все связи, какие могут быть у человека, с той самой средой, где он вырос, однако приходится это делать, если уж слово вылетело по глупости из собственных уст, а оно, как известно, не воробей. К тому же окружающие начинают явно и косвенно завидовать Кольке, который, в отличие от них, мог решиться на отчаянный поступок и сорваться куда глаза глядят — то ли в поисках мифического облака-рая, где всем должно быть исключительно хорошо, то ли в наивной надежде опровергнуть народную поговорку насчёт того, что хорошо только там, где нас нет.
Обморок 5.5/10
Swoon, 1991

Эстетская криминальная ретро-драма

Несмотря на документально-объективистский подход, эта лента, созданная почти любительски, на скромные средства (всего лишь $250 тыс.) Американского киноинститута, является эстетски-авангардистской по стилю, решённой в чёрно-белой тональности, а главное — провокационной по смыслу. Кстати, уже тогда в качестве одного из продюсеров выступил сценарист Джеймс Шеймус (он ещё был причастен к созданию «Свадебного банкета» Ан Ли, тонкой драматической комедии о гомосексуалистах), получивший спустя 15 лет получит шумную известность благодаря фильму «Гора Броукбэк» / «Горбатая гора», вестерну «нетрадиционной ориентации», который тоже поставил Ан Ли.
Обнаженная женщина 7/10
Nudo di donna, 1981

Ироническая мелодрама

Сандро, книготорговец из Венеции, однажды во время ежегодного карнавала увидел на большом фотопортрете обнажённую женщину, снятую во весь рост, причём похожую, как две капли воды, на… его молодую жену Лауру. Узнав, что эта фотомодель к тому же была ранее проституткой, уязвлённый мужчина решил постоянно следить за собственной супругой, чтобы выяснить всю правду о ней. Но в итоге оказалось, что совершенно невозможно понять: существуют на самом деле две женщины или же только одна?
Обнаженная маха 5/10
Volavérunt, 1999

Историко-биографический фильм с элементами детектива

В творчестве испанского режиссёра Хосе Хуана Бигаса Луны можно уже откровенно разочароваться после столь скучно-академичного фильма. Хотя перед этим Бигас Луна создал «Горничную с «Титаника», весьма лукавую и умную ленту «об эстетическом отношении искусства к действительности» (если вспомнить тему диссертации ныне презираемого Николая Чернышевского). Наверно, и «Улёт» (пожалуй, именно так сейчас бы назвали состояние volavérunt, то есть своего рода вознесения, которое испытывают любовники в момент оргазма) задумывался постановщиком в продолжение тематики «Горничной с «Титаника» — с причудливым смешением реальности и фантазии, истории и беллетризированной выдумки.
Оборотни 5/10
Cursed, 2005

Мистический фильм ужасов

В оригинале этот фильм называется не «Оборотни», как в нашем прокате, а «Прóклятые» или же «Несущие проклятие» — вот он и сам испытал на себе своеобразное проклятие, поскольку долго снимался и переснимался с большими проблемами, и окончательная версия так и не производит впечатления логичного и цельного повествования, хотя требовать подобное от «ужастика» всё-таки странно. Данный жанр как бы подразумевает наличие недоговорённостей и сюжетных допусков, которые позволяют простить авторам излишнее нагромождение необъяснимых ситуаций.
Обращенный 4/10
Zawrócony, 1994

Социально-политический фарс

Рабочему Томашу Сивеку, довольно простодушному выходцу из деревни, в годы военного положения в Польше было поручено «партийное задание» — следить за членами «Солидарности». Но он настолько вошёл в свою роль, что даже присоединился к поющим демонстрантам — и в этот момент Томека сфотографировали милиционеры, а потом начали преследовать за пособничество участникам митинга протеста. В результате всех перипетий несчастный Сивек решил порвать контакты с коммунистическими властями и стал «новообращённым», войдя в лоно церкви.
Общество 4/10
Society, 1989

Фильм ужасов

Поначалу — вроде бы обычная картина о подростке, который не находит взаимопонимания в семье, а все его подозрения относительно странного поведения родителей и старшей сестры вполне можно приписать на счёт неуравновешенной психики юного Билла Уитни. Но по мере развития действия становится ясно, что авторы принимают фантазии и кошмары своего героя абсолютно всерьёз: добропорядочная семейка Уитни и всё благонравное общество из Беверли-Хиллз — это развратные каннибалы, «аристократы плоти», которые предаются групповому совокуплению и пожиранию того, кто принесён им в очередную жертву.
Общество мертвых поэтов 8.5/10
Dead Poets Society, 1989

Эстетизированная ретро-драма

Австралийский режиссёр Питер Уир снял добрую и умную картину о подростках из закрытого колледжа Уэлтон в штате Вермонт и их замечательном учителе Джоне Китинге. Молодой наставник не только заново открыл ученикам не такой уж важный для карьеры будущих бизнесменов предмет, как английская литература, посвятив их в тайну «общества умерших поэтов», но и ненавязчиво, деликатно, с истинным уважением к личности каждого, всем своим поведением преподал нравственные уроки, по-человечески объясняя те истины, которые почему-то считаются прописными и внушаются, как правило, насильно.
Объект любви 5.5/10
Love Object, 2003

Эротико-мелодраматический триллер

Эта малобюджетная (затраты составили всего лишь $1 млн.) и снятая за 18 дней американская лента вышла в США только в паре кинотеатров и спустя полтора года после показа на разных фестивалях. Она даже получила приз критики на смотре фантастических фильмов во французском городе Жерармер, хотя сейчас настолько широко стали понимать кинофантастику и всевозможные кинофантазии, что почти всё относят к данным жанрам. В отношении «Объекта любви» это тем более странно, ведь замысел картины возник у дебютанта Роберта Париджи на основе случайного знакомства с реально существующим сайтом в Интернете, где можно заказать уникальную девушку-куклу для удовлетворения своих сексуальных потребностей.
Объектив 4/10
La mirada del otro, 1998

Эротическая драма

На старости лет (а фильм «Взгляд другого» — таково буквальное название, изменённое в международном прокате вообще на The Naked Eye: то есть «Голое око» или «Невооружённым глазом» — его автор снимал, уже преодолев рубеж собственного семидесятилетия) испанский режиссёр Висенте Аранда всё глубже стал погружаться в стихию эротического кино. Причём он даже нарушает рамки хоть какого-либо приличия, заставляя весьма известных актрис (в данном случае — 41-летнюю итальянку Лауру Моранте) совершать на экране грубые и откровенные физиологические действия, за чем наблюдать не очень-то и приятно.
Объяснение в любви 7.5/10
1977

Ретро-драма

Использовав материал из полуавтобиографической книги писателя и сценариста Евгения Габриловича «Четыре четверти», авторы фильма «Объяснение в любви» (режиссёр Илья Авербах и сценарист Павел Финн) построили свой рассказ на частной истории журналиста и писателя. Его чуть смешное и в то же время ласковое прозвище Филиппок во многом точно характеризует кажущегося непутёвым, неудачливого в любви, трогательно искреннего и душевно открытого человека, по-своему влюблённого в жизнь. Поэтому название «Объяснение в любви» отражает не только личные признания героя в любви на протяжении долгой жизни или его творческое отношение к собственной судьбе и тому времени, в котором он жил, но и выражает истинную авторскую позицию создателей картины. Дистанция времени позволяет Авербаху дать метафорический слепок прошлого, вернуть утраченную жизнь и заново её пережить.
Обыкновенные люди 8/10
Ordinary People, 1980

Драма

Довольно редко случается, чтобы режиссёрский дебют популярного актёра (а любимец американской публики Роберт Редфорд снял свой первый фильм в знаменательном возрасте 42 года) был встречен с триумфом и зрителями (кассовые сборы в прокате США превзошли бюджет в девять раз!), и критиками, награждён рядом престижных премий, включая четыре «Оскара», причём и в основной номинации, но самое главное — чтобы оказался действительно хорошим!
Оглянись!.. 6/10
1983

Психологическая драма

Сюжет для эпохи расцвета застоя, безусловно, остр и нетипичен. Лишь несколькими годами позже экран заполнит «чернуха» — и как раз типичными героями станут молодые наркоманы, проститутки и наёмные убийцы. А вот юный подонок, который озлобился на свою беспечную мать и изощрённо, почти садомазохистски начал издеваться над ней и всеми, кто попытался помочь ему выйти из состояния нервной депрессии, был, разумеется, внове для советского кинематографа начала 80-х годов. Хотя картина «Оглянись!..» не лишена определённого морализаторства и даже доли истеричности в рассказе о душевных муках ещё достаточно молодой женщины, которая когда-то была брошена первым мужем — отцом её ребёнка, отнюдь не ценила при жизни отзывчивого и заботливого второго супруга и вот-вот может потерять вслед за ним ещё и собственного сына.
Огневая мощь 4/10
Firepower, 1979

Боевик

Данный фильм перекликается с более ранней картиной Майкла Уиннера «Хладнокровный убийца» (1973). С годами этот британский режиссёр, преимущественно снимавший в Голливуде, начал сдавать свои позиции, утрачивая не Бог весть какое мастерство. Он всё более скатывался к механически заученному повтору внешне динамичных сюжетных структур, но лишённых внутренней энергии и какого-либо проблеска вдохновения. Не случайно, что после этой постановки, которая не вызвала интереса у публики, Уиннер был вынужден обратиться к эксплуатации успеха одной из наиболее запомнившихся своих лент «Жажда смерти» (1974), сняв ещё две серии. И в фильме «Огневая мощь» вроде бы тоже присутствует весь необходимый набор для занимательного боевика.
Огненные колесницы 6.5/10
Chariots of Fire, 1981

Ретро-драма

После долгого перерыва (прошло целых 13 лет после награждения мюзикла «Оливер!» Кэрола Рида) английская картина вновь удостоилась главной премии «Оскар» — за лучший фильм года, причём обошла в творческом соревновании, словно на беговой дорожке, американскую ленту «Красные», которая довольствовалась призом за режиссуру. Дебют в кино 45-летнего постановщика Хью Хадсона, ранее работавшего в рекламе и на телевидении, явно пришёлся по душе американцам (кассовые сборы в США составили $59 млн., а в пересчёте по состоянию на 2008 год эта сумма приблизилась бы к $150 млн.). Ведь они всегда обожали сделанные с размахом исторические полотна, в которых, тем не менее, внимание авторов должно фокусироваться на частной судьбе реальных личностей. Однако предпочтение экранной истории жизни американского журналиста-революционера Джона Рида было бы слишком радикальным для Киноакадемии, а вот картина Хадсона оказалась в тот момент вполне подходящей альтернативой.
Огненные птицы 4/10
Fire Birds, 1990

Армейский приключенческий фильм

Чтобы ненароком не обиделись славные вертолётчики, летающие на суперсовременных аппаратах под названием «Апачи», голливудские кинематографисты решили воспеть также и их — вслед за асами сверхзвуковых самолётов из фильма «Супер-ас». Но сняв красиво и с подлинным восхищением перед техникой все учебные и боевые полёты «огненных птиц» (эскадрилья вертолётов должна расправиться с предводителем латиноамериканской наркомафии, который тоже имеет в своём распоряжении уникальные воздушные машины, управляемые опытными мастерами), авторы ленты «Огненные птицы» вовсе не утруждали себя разработкой характеров героев или хотя бы созданием запоминающейся любовной истории.
Огонь в небе 4/10
Fire in the Sky, 1993

Приключенческая драма

Эта картина, как сказано в титрах, основана на реальных событиях, описанных их участником Трэвисом Уолтоном. 5 ноября 1975 года лесорубы из Аризоны стали свидетелями загадочного зрелища — огня в небе, похожего на пожарище. Один из них, Трэвис Уолтон, исчез и только спустя несколько дней был найден в беспамятстве. Постепенно он начал вспоминать о своём пребывании в плену у… космических пришельцев — кстати, эта двенадцатиминутная сцена является лучшей в фильме.