всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

На Англию прощальный взгляд 8/10
The Last of England, 1988

Фантазия-киноколлаж

Существует и другой вариант названия фильма — «На Англию прощальный взгляд». Это — апокалиптическая кинопоэма бывшего художника, который стал одним из самых оригинально мыслящих и визуально талантливых режиссёров мирового кино. К Дереку Джармену неприменим обычный термин «кинематографический дар», поскольку постановщик часто использовал, помимо киноплёнки 35 и 16 мм, ещё и «Супер 8», а также видеоизображение, по сути, сближая без зазора любительское и профессиональное кино.
На берегу 7.5/10
On the Beach, 1959

Фантастическая драма-антиутопия

Как ни странно, спустя десятилетия в этом знаменитом фильме кажутся наиболее устаревшими и даже архаичными все так называемые лирические сцены, выяснения отношений, последние прощания, людская суета перед неотвратимой катастрофой, когда Австралия осталась единственной частью суши на Земле, куда ещё не добралось радиоактивное облако после случившейся ядерной войны на других континентах. Зато гораздо сильнее действуют иные эпизоды из антиутопии Стенли Крамера, который одним из первых среди кинематографистов решил предостеречь об опасности третьей — и наверняка последней! — мировой войны. Пустынные улицы Сан-Франциско, которые разглядывает в перископ командир подводной лодки; трепещущий на ветру транспарант с надписью «Ещё не поздно, братья!» (хотя здесь режиссёр прибегает к недозволенному приёму, как бы обращаясь с прямым призывом к зрителям)…
На берегу реки 7/10
River's Edge, 1986

Молодёжная драма

Подросток, задушив девушку из своей же компании и оставив труп на берегу реки, затем приводит туда остальных друзей, чтобы поставить их в известность о содеянном.
На вилле 5/10
Up at the Villa, 2000

Ретро-драма

Флоренция 1938 года после заключения позорного «аншлюса», когда агрессивная Германия якобы добровольно присоединила к себе Австрию. В фашистской Италии тоже зреют милитаристские и человеконенавистнические планы, а беспечные итальянцы и иностранцы разных национальностей, наслаждающиеся средиземноморскими видами и приметами культуры десятков веков, не ведают, что буквально за стенами их вилл и домов начинает твориться совсем другая история, в которой немало людей скоро окажутся жертвами.
На границе 6.5/10
On the Line, 1984

Криминально-эротическая драма

Довольно странно, что режиссёр Хосе Луис Борау, отличающийся трагикомическим видением испанской действительности, отправился в Америку, в пограничную зону между США и Мексикой, чтобы поведать драму о людях, которые сами усложняют себе жизнь в достаточно напряжённой ситуации своего ежедневного существования на границе. В этом смысле название картины «На границе» на английском языке, на котором она и снималась, гораздо точнее, чем испанское — «Вниз по реке».
На гребне волны 6.5/10
Point Break, 1991

Приключенческий боевик

Американская постановщица Кэтрин Бигилоу, которая в середине 80-х годов была женой Джеймса Кэмерона, создателя тогдашних «крутых» лент «Терминатор» и «Чужие», тоже снимает преимущественно мужское кино — как по действию, так и по манере. Вот и фильм «На гребне волны», одним из продюсеров которого, кстати, являлся Кэмерон, привлекает не только (точнее — не столько) хитросплетениями сюжета. Он рассказывает о Джонни Юте, специальном агенте ФБР (в его роли — Киану Ривз, который тогда ещё не успел стать кинозвездой, однако заслужил премию канала MTV как «самый желанный мужчина»). И этот самый Юта должен внедриться в группу калифорнийских сёрфингистов и во что бы то ни стало выяснить: причастны ли они к дерзким и остроумным ограблениям банков средь бела дня, когда неуловимые бандиты во время проведения столь ловких операций надевали на свои лица специально изготовленные маски различных президентов США — Линдона Джонсона, Ричарда Никсона, Джимми Картера и Рональда Рейгана. Но наибольший интерес в картине вызывают лихо снятые сцены катания на морских волнах рискованных парней во главе с неким Бодхи. Вот и про ленту в целом, как и про её постановщицу, можно сказать, что и та, и другая вполне удачно балансируют на самом гребне волны.
На Золотом пруду 7.5/10
On Golden Pond, 1981

Семейная мелодрама

Норман и Этель Тэйер уже сорок восемь лет живут вместе, скрашивая в последнее время одинокую старость друг друга. Но вот на восьмидесятилетие профессора Нормана Тэйера-младшего (он никак не желает называть себя стариком, а тем более — признать, что вся жизнь осталась давно позади) приезжает его разведённая дочь Челси со своим тринадцатилетним сыном и новым приятелем Биллом. Она несколько отдалилась от отца и потеряла с ним душевный контакт. Взаимоотношения всех этих персонажей, добрые и грустные, сентиментальные и резкие, трогательно забавные и драматические, как раз и создают особое обаяние данной ленты.
На исходе дня 7.5/10
The Remains of the Day, 1993

Эстетская ретро-драма

Чопорный дворецкий Стивенс в поместье лорда Дарлингтона словно отгораживается от самой действительности, посвятив себя без остатка беспрекословному и бездумному служению своему господину, пусть и называемому им по-современному, по-канцелярски — «наниматель». Но ничего не остаётся «на конец дня» — для частной жизни: ни романа с мисс Кентон, экономкой; ни сочувствия к престарелому отцу, помощнику дворецкого, со смертью которого будто издаёт последний вздох пришедшая в упадок эра просвещённого монархизма цивилизованной имперской политики, а также сохранявшихся веками аристократических ритуалов и респектабельных нравов знати.
На край света... 7.5/10
1975

Молодёжная драма

Родион Нахапетов исключил историю Виктора Розова из важного социального контекста (вспомним, что сценарий «А, Б, В, Г, Д», а затем пьеса «В дороге» были написаны в начале 60-х годов о юноше из поколения, родившегося в войну, который бунтует против лицемерия и приспособленчества взрослых). Вероятно, это справедливо. Наивно почти через 15 лет воплощать на экране актуальную ситуацию ушедшего времени. Режиссёр оставил главное — нравственный максимализм, неуспокоенность героя, напряжённый поиск самого себя, своего места в жизни, поскольку посчитал, что эти проблемы не могут не волновать молодых людей в любые времена. И если внимательно вглядеться в замысел фильма, то можно увидеть тему человеческой обособленности, отъединённости главного персонажа, ищущего ответы на мучающие вопросы прежде всего в себе, а не в окружающем мире. Социальный инфантилизм определённой части современной молодёжи — вот тот контекст, который нашёл Нахапетов для более глубокого раскрытия метаний и стремлений молодого героя 70-х годов.
На линии огня 7.5/10
In the Line of Fire, 1993

Криминально-политический триллер

Почти два часа неотрывно следишь за судьбой агента спецслужб Фрэнка Хорригана, который, вернувшись после длительного перерыва в группу личной охраны президента США, пытается поймать дерзкого и умного террориста Мича Лири, знающего многие секреты политического и психологического плана, включая своеобразный комплекс вины Хорригана из-за убийства Джона Кеннеди. А вот финал картины несколько разочаровывает, даже вопреки тому, что всё равно желаешь победы явно немолодому телохранителю, который должен обыграть своего соперника в этой хитроумной партии, где главная ставка — жизнь американского президента.
На несколько долларов больше 8.5/10
Per qualche dollaro in più, 1965

Вестерн

Только приноравливавшийся к жанру вестерна в предшествующей картине «За пригоршню долларов», итальянский режиссёр Серджо Леоне во второй части трилогии (далее последует «Хороший, Плохой, Злой») демонстрирует все грани своего дарования и профессионализма. Теперь он уже не скован ни позаимствованным в «Телохранителе» Акиры Куросавы сюжетом, ни риском потерпеть неудачу, ни обязанностью соблюдать каноны жанра. Сама фабула (Человек без имени и бывший полковник Мортимер преследуют, каждый со своей целью, мексиканского бандита по прозвищу Индеец) как бы отходит на второй план. Для Леоне становится куда важнее обыграть расстановку сил в этом «треугольнике жизни и смерти», с ювелирной точностью выписать партии всех участников трио — своеобразного «концерта для кольтов и кинокамеры».
На обочине 6/10
Sideways, 2004

Драматическая комедия

Эта лента, номинированная пятикратно на «Оскар», была отмечена только премией за адаптированный сценарий, основанный на одноимённом романе Рекса Пиккета, который, кстати, имеет непосредственное отношение к кино, поскольку поставил пару независимых малобюджетных фильмов. Вот и картина «На обочине» тоже возникла в стороне от Голливуда, хотя её действие происходит поблизости — на виноградниках и в придорожных заведениях Южной Калифорнии, где странствуют окольными путями (между прочим, название Sideways может быть переведено и таким образом) двое мужчин среднего возраста.
На пляже 6.5/10
Beaches, 1988

Мелодрама

Эта картина известна у нас под не очень точными названиями «Берега» и «Пляжи», хотя имеется в виду взморье у Атлантик-сити, где некогда подружились две девчонки из разных социальных слоев. Первая — взбалмошная еврейка, вся в непутёвую мамашу, нахально грезит о сногсшибательной карьере в мире шоу-бизнеса. Вторая — чопорная англосаксонка, аристократически воспитанная, с детства усвоившая представления о своей избранности и исключительности, зная, что составит выгодную партию такому же богатому наследнику. Проходят годы, но неожиданная дружба между Си-Си Блум (вполне подходящее по своей необычности имя для известной певицы) и Хилари Уитни Эссекс (звучит торжественно, как это и должно быть у настоящей представительницы «высших семей Америки») продолжается. Они то ссорятся, расставаясь, кажется, навсегда, то опять в трудную минуту собственной жизни испытывают настоящую потребность друг в друге, в душевном человеческом общении.
На последнем дыхании 10/10
À bout de souffle, 1960

Экзистенциальная криминальная драма

Первая лента всего лишь 29-летнего Жан-Люка Годара стала программной не только для этого режиссёра, бывшего кинокритика, а также подлинным этапом для французской «новой волны» (не случайно, что в создании сценария принимал Франсуа Трюффо и художественным руководителем считался Клод Шаброль) и всего мирового кино, вобрав в себя кинематографические поиски и открытия на рубеже 50—60-х годов, причём сам Годар оказался родоначальником понятия «рваного монтажа». Фильм «На последнем дыхании» можно смело назвать вехой в общественном сознании той эпохи. Обычный криминальный сюжет (молодой вор, Мишель Пуакар, который занимается кражей автомобилей, случайно убивает полицейского, пытается скрыться, но его собственная возлюбленная, недавно встреченная юная журналистка-американка Патриция, выдаёт Мишеля полиции) явился для Годаpa поводом для создания произведения, выражающего квинтэссенцию времени.
На последнем дыхании 5.5/10
Breathless, 1983

Драма с элементами эротической мелодрамы

Устав делать римейки, то есть повторные постановки собственных лент, американцы также снимают бесчисленные продолжения историй или же занимаются импортом европейских сюжетов. Фильм «На последнем дыхании» Джима МакБрайда был одним из первых в целой серии американских кинопроизведений, переносящих действие французских картин на территорию Нового Света. Не очень-то известный 41-летний режиссёр (к тому же он не снимал почти десять лет и был вынужден работать сначала таксистом, потом преподавать в Нью-Йоркском университете), обратившись к ленте Жан-Люка Годара, которая стала классикой мирового кино, закономерно привлёк к себе повышенное внимание, пожалуй, сопровождающее его и поныне. Надо было обладать особой смелостью или типично американским отсутствием какого-либо пиетета перед знаменитостью, чтобы решиться на творческое соревнование с Годаром.
На север через северо-запад 8.5/10
North by Northwest, 1959

Приключенческий шпионский фильм с элементами иронии

Роджер Торнхилл, служащий рекламной компании, ошибочно принимается шпионской организацией за некоего двойного агента Каплана. В то же время, будучи преследуемым полицией по подозрению в убийстве, которое он, конечно, не совершал, Торнхилл влюбляется в девушку по имени Ева, оказывающуюся вовсе не той, за кого она себя выдает.
На секретной службе ее Величества 6/10
On Her Majesty's Secret Service, 1969

Приключенческий шпионский фильм

Как и в предшествующей пятой серии «бондианы» — ленте «Живёшь только дважды», агент 007 вновь сражается с преступной организацией СПЕКТР, возглавляемой негодяем Блофелдом. Но действие уже происходит в швейцарских Альпах, роль Блофелда исполнил другой актёр, а главное — сам Джеймс Бонд впервые предстал в ином облике. Любопытно, что в это же время «экс-Бонд» Шон Коннери штурмовал Северный полюс в качестве Амундсена в советско-итальянской картине «Красная палатка».
На следующий день 5.5/10
The Day After, 1983

Фантастическая драма

Этот телефильм вызвал в своё время большой резонанс и в США (аудитория составила свыше 100 миллионов зрителей), и в других странах (был показан даже по советскому телевидению!), назван американскими критиками «одним из самых противоречивых и спорных». Хотя рисуемые авторами постапокалиптические кошмары после случившегося взрыва ядерной бомбы в Канзасе, то есть в самом центре Соединённых Штатов, всё-таки являются щадящими и даже дают надежду на возможность выживания обычных американцев в этом кромешном аду, что, в принципе, можно принять уже за утопию, а вовсе не за тревожное предостережение.
На холостом ходу 6.5/10
V leru, 1999

Молодёжная драма

30-летний Диззи, которому впору считаться «вечным студентом», предпочитает вовсе не учиться, а проводить время в безделье, пьянках или развлечениях с девушками. Он живёт как будто на холостом ходу, вообще не задумываясь ни над чем. Конфликт с первокурсником Марко, подселённым в ту же комнату в общежитии, внешне связан с тем, что Диззи не желает иметь соседа, к тому же столь «правильного» — в отличие от него самого. Но когда в общежитии появляется подруга Марко, беременная Ана, кажется, только впервые Диззи начинает понимать, что прежде вёл совершенно праздный и бессмысленный образ существования.
На ярком солнце 8.5/10
Plein soleil, 1960

Криминальная драма

Некоторые французские критики называют фильм «На ярком солнце» лучшим в творчестве Рене Клемана. С чем можно, в принципе, согласиться, если добавить: «лучшим среди его детективов», поскольку режиссёр снимал совершенно разные по жанру и стилистике киноработы, в том числе — экзистенциальные по своей сути драмы на военном и современном материале. И определённый налёт «экзистенциальности» всё-таки чувствуется и в данной ленте, отнесённой к классике «психологического поляра», французского эквивалента триллера или же криминальных картин.
Набережная Орфевр 9.5/10
Quai des Orfèvres, 1947

Экзистенциальная криминальная драма

После спровоцированного политического скандала в связи с фильмом «Ворон», который был обвинён не только в антифранцузских настроениях, но и прямо связывался, например, историком кино Жоржем Садулем с пособничеством Анри-Жоржа Клузо будто бы во благо нацистской пропаганды, этот режиссёр не снимал четыре года. И «Набережная Орфевр» (всё-таки подобный вариант названия точнее, нежели калька с французского — «Набережная ювелиров») должна была в какой-то степени реабилитировать Клузо в глазах современников. Внешне даже может показаться, что он смягчил свой обличительный пафос, создав как будто «криминальную сказочку под Новый год», хотя и эту картину следовало бы, как и безжалостного «Ворона», причислить к редкому разряду «киногений (с ударением на последнем слоге) повседневного и повсеместного зла».
Набережная Орфевр, 36 7/10
36 Quai des Orfèvres, 2004

Криминальная драма

Режиссёр Оливье Маршаль, проработавший немало лет в полиции, сам признавался, что хотел в своей второй киноленте (а первой была тоже детективная драма «Гангстеры») соединить манеру американского полицейского боевика и типично французский криминальный рассказ о людях, находящихся по обе стороны закона. В качестве образцов, на которые он ориентировался, упомянул, в частности, «Схватку» Майкла Манна и «Красный круг» Жан-Пьера Мельвиля. Хотя уже в названии картины содержится безусловная отсылка к одному из классических произведений кинематографа Франции — «Набережная Орфевр» Анри-Жоржа Клузо, где тоже речь идёт об Управлении полиции, которое располагается в Париже на улице со столь громким именем (дословно — «Набережная ювелиров»). Маршалю действительно удалось в большей части собственного фильма сохранить двухслойность повествования, где напряжённость и увлекательность детективной интриги, связанной с поимкой банды обнаглевших грабителей банков, сочетается с раскрытием сложных человеческих характеров, прежде всего — соперничающих друг с другом претендентов на освобождающийся пост шефа полиции.
Навигатор. Средневековая одиссея 7.5/10
The Navigator: A Medieval Odyssey, 1988

Историко-фантастическая притча

Вторая работа новозеландского режиссёра Винсента Уорда, реализованная им в 31-летнем возрасте, вызвала интерес у европейских и американских критиков. Они отметили несомненный дар Уорда в создании странной, мрачной атмосферы, в мастерском погружении вглубь веков, воплощении на экране архаичного, грубого и в то же время проникнутого первозданной верой в единение с Богом деревенского мира средневековой Шотландии. Но самым неожиданным оказалось сопряжение этой одновременно вульгарной и легендарной реальности XIV века, в которой свирепствует чума, с как бы фантастической современной сумасшедшей действительностью большого новозеландского города, куда сквозь своеобразную дыру во времени попадают спасающиеся от смерти шотландские крестьяне.
Навострите ваши уши 7.5/10
Prick Up Your Ears, 1987

Эстетская ретро-драма

Этот фильм заслуживает хорошей оценки, прежде всего, из-за великолепно играющих английских актёров — Гэри Олдмена и Альфреда Молины. Они без какого-либо стеснения, раскованно, но и без стремления к дешёвому эпатажу, с редкой доверительностью воплощают на экране бурные и рано оборвавшиеся жизни Джо Ортона и Кеннета Хэллиуэлла, двух британских интеллектуалов-гомосексуалистов. Название картины Стивена Фрирза, основанной на документальной книге американца Джона Лара, может показаться язвительно провокационным (однако распространённый перевод «Держи ухо востро» всё-таки меньше оправдан). Но экранный рассказ намеренно дистанцирован от всевозможных любителей скандальных сплетен, разбит на произвольно монтирующиеся сцены из прошлого и настоящего, поскольку американский писатель собирает сведения о многообещающем молодом драматурге из Лондона, убитом в 1967 году своим же любовником.
Надежда и слава 8/10
Hope and Glory, 1987

Эстетская фантазия военных времён

Один из крупнейших мастеров философско-приключенческого кино Джон Бурмен («Избавление», «Зардоз», «Экскалибур», «Изумрудный лес») может удивить этой картиной лишь невнимательных зрителей. Обманчива лиричность и сентиментальность рассказа о первых годах второй мировой войны, увиденной глазами девятилетнего мальчика, для которого всё вокруг занимательно и интересно. Тщательно и искусно воспроизводя минувшую эпоху, Бурмен следует истинно английской традиции в раскрытии внутренних драм, утаенных за стенами респектабельных домов, но не менее губительных для юного человека, нежели вражеские налёты и бомбардировки.