всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

Лабиринт 8/10
Labirintus, 1976

Драма

Название фильма 51-летнего венгерского режиссёра Андраша Ковача указывает метафорически на блуждание людей во всевозможных лабиринтах жизни. «Лабиринт», довольно неожиданно снятый Яношем Кенде, постоянным оператором Миклоша Янчо, внешне напоминает такие ленты, как «Восемь с половиной» Федерико Феллини, «Всё на продажу» Анджея Вайды и «Американская ночь» Франсуа Трюффо. Но важную особенность картины Ковача составляет то, что его герой-кинорежиссёр попадает в этот «лабиринт» не случайно, не по воле судьбы, а можно сказать — по собственной инициативе. Он не хочет идти на компромисс со своей совестью, остаётся принципиальным даже в мелочах, а потому испытывает трудности. Все вокруг думают, что главный персонаж оказался в лабиринте, из которого наверняка не выйдет. Сам же он придерживается иной точки зрения. Напряжённые, порой мучительные поиски истины, «выхода из лабиринта» становятся необходимым условием человеческого существования. В финале герой не примиряется и готов вновь попасть в лабиринт.
Лабиринт 7.5/10
Labyrinth, 1986

Фантазия

Этот фильм популярного мастера кукол Джима Хенсона, создателя рисованных и кукольных лент о похождениях группы забавных персонажей Маппет, а также фантазийной картины «Тёмный кристалл» (1984, совместно с Фрэнком Озом), рассказывает о юной девушке Сэре, которая отправилась на поиски своего маленького брата. Он был украден таинственными созданиями — гоблинами, а затем помещён в крепость их короля Джарета. Путь к этой крепости лежит через загадочный лабиринт.
Лабиринт страстей 8/10
Laberinto de pasiones, 1982

Ироническая комедия-мелодрама

Испанский «кинохулиган» Педро Альмодовар стал всемирно популярен после невероятного успеха своей иронической мелодрамы «Женщины на грани нервного срыва» (1988). Ныне он вообще превратился в культовую фигуру, чья каждая новая работа, даже ещё не завершённая, сразу признаётся безусловным шедевром. «Поздний Альмодовар» творит подчас виртуозно и щедро, но как бы выверенно и просчитанно до мелочей. А вот свойственный ранним лентам режиссёра стихийный и непредсказуемый талант всё-таки способен привлечь в большей степени. Художник действительно был раскован и сочинял ради собственного удовольствия, а также для «Пепи, Люси, Бум и прочих девчонок из компашки» (если воспользоваться названием одного из тогдашних фильмов), не стремясь непременно подтвердить высокую репутацию и не стараясь удивить мир во что бы то ни стало.
Лавина 2/10
2001

Мелодрама

Прельстившись именем известной писательницы Виктории Токаревой, умеющей с иронией, однако душевно и тактично изобразить метания российских интеллигентов, можно испытать не только разочарование, но даже и раздражение, познакомившись на экране с историей всемирно признанного пианиста Игоря Месяцева. На пятом десятке лет он вдруг захотел бурных страстей с «женщиной для всех», бросил семью, а потом вообще потерял интерес к музыке, начав спиваться после смерти сына-наркомана, прежде им практически не замечаемого. В жизни, конечно, всякое может быть, но, прежде всего, трудно поверить в то, что музыкант, добившийся недосягаемых высот в своём искусстве, тихо ненавидит собственную профессию.
Лакомб Люсьен 10/10
Lacombe Lucien, 1973

Экзистенциальная драма военных времён

Нередко балансируя на грани скандала, французский режиссёр Луи Маль, благодаря человеческой деликатности и тонкости, подлинной чуткости художника, пристального внимания к людям, непохожим на других, к «огонькам, блуждающим в поисках счастья» (если перефразировать названия двух его лент), всё-таки преодолевал в своём творчестве опасность спекулятивного или тенденциозного подхода. А недовольство зрителей и прессы свидетельствовало отнюдь не в пользу тех, кто не желал терпеливо прислушаться и вглядеться. Подлинная травля, которой подвергся Маль за картину «Лакомб Люсьен» (вслед за французами «ударили из всех орудий» наши историки и кинокритики), к счастью, осталась давно в прошлом. И на родине его успели простить, осыпав премиями «Сезар» за ленту «До свидания, дети», которая спустя почти 15 лет отчасти вернула опять к тревожной поре начала 1944 года, когда происходило действие «Лакомба Люсьена».
Лангольеры 6/10
The Langoliers, 1995

Мистический фильм

Фильмы ужасов лучше всего смотреть после полуночи — как бы в соответствии с названием сборника новелл «Четыре после полуночи» знаменитого Стивена Кинга. Число экранизаций Кинга уже составило целую сотню на конец 2007 года. Плодовитый и популярный автор является настоящим кладезем для кинематографистов, которым, безусловно, не хватает оригинально и остроумно придуманных историй. А в «Лангольерах» Стивен Кинг мастерски создаёт тревожную атмосферу буквально из воздуха — десять пассажиров, проснувшись в летящем самолёте, вдруг обнаруживают, что попали в своеобразную дыру во времени. Но ещё им угрожают загадочные лангольеры, которые поначалу кажутся лишь оставшимися с детства причудами одного из пассажиров, запуганного отцом, а потом эти одушевлённые монстры появляются на самом деле.
Лапочка 4/10
Honey, 2003

Музыкально-танцевальная городская драма

Если бы не виртуозные танцы под заводную музыку хип-хопа, которых всё-таки немало в этой ленте, она превратилась бы в весьма заунывную драму социального плана, рассказывающую о том, как неравнодушная и инициативная девушка по имени Хани Дэниелс, заботясь о подрастающем поколении и желая спасти детей от дурного влияния улицы, организовала танцевальный коллектив. К тому же она сама относится, по всей видимости, к латиноамериканкам по происхождению, а воспитанниками стали преимущественно афроамериканцы. Попутно Хани (кстати, её имя действительно может быть переведено как «Лапочка» — под этим названием фильм вышел в наш прокат) пытается сделать собственную карьеру танцовщицы и хореографа в мире шоу-бизнеса. Но лживый и наглый режиссёр видеоклипов Майкл Эллис, естественно, принадлежащий к числу белых, склоняет её к сожительству, на что гордая молодая женщина отвечает решительным отказом, поскольку начала встречаться с чернокожим владельцем парикмахерской Чэзом, который в юности смог избежать кривой дорожки, ведущей к преступлениям.
Лара Крофт: Расхитительница гробниц 7/10
Lara Croft: Tomb Raider, 2001

Приключенческая фантазия

Посмотрев первую часть приключений молодой леди Крофт уже после знакомства с продолжением, не без изумления обнаруживаешь, что в «колыбельном состоянии» этот вроде бы намечавшийся киносериал (пока неясно, будет ли следующий фильм?) об отважной и неукротимой авантюристке, которая рыщет по миру в поисках уникальных артефактов, отличался не только чувством юмора и лёгкостью фантазийной интонации, но и стильностью кинематографического изложения. И всё, что стало натужным, вымученным и безликим в ленте «Лара Крофт — расхитительница гробниц: Колыбель жизни», поначалу было представлено действительно занимательно, живо и с выдумкой.
Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 – Колыбель жизни 4/10
Lara Croft Tomb Raider: The Cradle of Life, 2003

Приключенческо-фантастический боевик

Если познакомиться сразу со второй частью приключений Лары Крофт, популярной благодаря одноимённой видеоигре, то поневоле можно впасть в немилость у её фанатиков. Хотя оценки обеих картин, приводимые в imdb, едва превышают пять баллов из десяти, что свидетельствует о весьма сдержанном приёме зрителями экранных версий лихих похождений «расхитительницы гробниц». Первая серия всё-таки пользовалась успехом в прокате (правда, лучше прошла в США, нежели в остальном мире), а вот вторая не вызвала особого энтузиазма у американской публики и даже не приблизилась по кассовым сборам к той внушительной сумме, которая была потрачена на производство ($95 млн.). Но и совершенно не зная начала «Лары Крофт», относишься к продолжению без каких-либо дополнительных ожиданий, что придаёт восприятию лишнюю долю объективности. Если не с чем сравнивать, то вроде бы и грешно разочаровываться.
Левиафан 5/10
Leviathan, 1989

Фантастический фильм ужасов

В глубинах океана, на затонувшем корабле «Левиафан» (кстати, он — почему-то советский, хотя кому бы в СССР тогда вообще могло придти в голову дать судну столь мифологическое название?!) обнаруживается какая-то внеземная, точнее — внеморская материя неизвестного происхождения, которая, как выясняется, представляет настоящую угрозу для всего человечества.
Легенда 7.5/10
Legend, 1985

Философская мистическая сказка

А вот иначе жанр этой довольно дорогостоящей ($30 млн.) по тогдашним временам ленты британского режиссёра Ридли Скотта, которая повествовала об извечной борьбе Света и Тьмы, Добра и Зла, можно было бы определить как эстетизированную романтическую фантазию. Однако в США она, на удивление, вызвала плохо скрытое раздражение у ряда зрителей и критиков. И, между прочим, вышла в американский прокат почти на год позже, чем в Европе, к тому же в чуть подрезанном виде, и почему-то была переозвучена другой музыкой, которую, в основном, сочинила популярная электронная группа «Тэнджерин Дрим». В то время как в оригинальной версии звучала замечательная музыка известного американского композитора Джерри Голдсмита, не раз получавшего премии «Оскар» за свои работы для кино.
Легенда о Брюсе Ли 5/10
Li Xiao Long zhuan qi, 1976

Биографический фильм-боевик с восточными единоборствами

Было бы крайне странно, если бы кто-нибудь из режиссёров не обратился к такому благодатному для кино материалу — к загадочной смерти 20 июля 1973 года в неполные тридцать три (так называемый «возраст Христа»!) подлинного «короля кунфу» Брюса Ли. Китаец, который родился в США, получил первое признание в Гонконге, но так и не успел познать всемирный триумф своего лучшего фильма «В бой вступает Дракон» (кстати, он сам — именно Дракон по восточному гороскопу). И Брюс Ли стал после своей внезапной кончины подлинно мифической фигурой, самым знаменитым азиатом — естественно, после Будды, Конфуция, Ганди и Мао.
Легенда о святом пропойце 9/10
La leggenda del santo bevitore, 1988

Экзистенциальная драма

Замечательный итальянский режиссёр Эрманно Ольми на протяжении многих лет сохраняет верность принципу «поэтического реализма», словно восходя от документализма и неореализма ранних работ к большей философичности, притчевости, сказовости повествований, особенно в 80-е годы. Взяв за основу фильма вроде бы далёкий от итальянской реальности роман австрийского писателя Йозефа Рота (действие к тому же происходит в Париже, а главным героем является Андреас Картак, бывший шахтёр из Силезии), Ольми обнаруживает в подобном космополитичном материале весьма близкую себе идею. Уже в названии содержится намёк на многозначность образа Картака, который (в нетрадиционном исполнении голландского актёра Рутгера Хауэра, чаще используемого по чисто внешним данным в различных американских боевиках) слишком аристократичен для обычного клошара и пьяницы, спящего под мостами через Сену.
Легенда о Таре 9/10
Tcherike-ye Tara, 1979

Символическая притча

Помнится, что свыше четверти века назад, когда довелось увидеть в Интерфесте иранский фильм «Легенда о Таре», присланный на Московский кинофестиваль (кажется, его потом показали лишь на паре сеансов в «Иллюзионе»), я испытал своего рода эстетический шок от открытия не просто новой кинематографии, а совершенно особого киноязыка. Теперь-то немало любителей кино знают иранские фильмы, модные на самых разных фестивалях, где их обязательно награждают. Есть два несомненных классика, признанных во всём мире — Аббас Кияростами и Мохсен Махмальбаф. И в их работах тоже можно обнаружить отдалённое влияние живописно-иносказательного кинематографа Бахрама Бейзаи, который продолжает изредка снимать, а также возглавляет факультет драматического искусства в Тегеранском университете, где является профессором. Но всё-таки иранское кино развивает, скорее, неореалистические традиции на новом этапе, иногда позволяя себе эксперименты в области стиля и формы, тоже вполне в духе европейских кинодеятелей. А вот национальная символически-мистическая традиция, не возникающая откуда-то извне, напротив — словно прорастающая сквозь реалистическое повествование, остаётся практически игнорируемой.
Легенды осени 7/10
Legends of the Fall, 1994

Историко-эпическая драма

Относительно этой картины разделились мнения критиков, Американской киноакадемии и прокатчиков, с одной стороны, и зрителей — с другой стороны. В первые недели проката всего в шести-семи кинотеатрах США лента давала хоть и незначительные, но сумасшедшие по среднему показателю на копию кассовые сборы. Только в пятую неделю фильм вышел уже более чем в 2000 залах — и моментально занял первое место по итогам уик-энда, а потом продолжил своё победоносное шествие по экранам, получив в итоге $66,6 млн. Но ведущие американские критики поставили низкие оценки — некоторые даже советовали сторониться «Легенд осени». Киноакадемия включила картину Эдварда Звика лишь в три неосновные номинации «Оскара» — за работу оператора, художников и звукооператоров. В конечном счёте, было воздано по заслугам Джону Толлу, замечательно снявшему пейзажи Монтаны в разные времена года и мощные батальные сцены — причём он выиграл в споре с таким соперником, как Дон Бёрджесс («Форрест Гамп»).
Леденец 2.5/10
Hard Candy, 2005

Триллер

Леденец можно не только сосать — им довольно легко подавиться. Если рассуждать подобным образом, то дебютный фильм Дэвида Слейда, бывшего создателя видеоклипов, следовало бы назвать как-нибудь позаковыристее: «Крутая нимфетка» или хотя бы дословно — «Твёрдая конфета без начинки». Потому что главная героиня, 14-летняя девчонка по имени Хейли, которая познакомилась в Интернете с 32-летним фотографом Джефом, потом сама, не стесняясь, называет себя не иначе, как «той ещё сукой». В принципе, можно даже заранее выдать маленький секрет насчёт развития сюжета, поскольку весьма скоро становится ясно, что эта современная нимфетка даст сто очков вперёд разным там Лолитам и никогда не будет жертвой маньяков и педофилов. Скорее, она окажется для них кошмарным сном наяву, от которого долго ещё придётся очухиваться, если, конечно, повезёт вообще остаться в живых…
Леди исчезает 8/10
The Lady Vanishes, 1938

Шпионско-приключенческий комедийный триллер

Желая проверить свои давние впечатления и пересмотрев этот признанный классическим британский фильм Альфреда Хичкока, снятый им незадолго до отъезда в США, всё-таки пришлось вновь убедиться в том, что вступление действительно затянуто, многословно, перенасыщено лишними событиями, чересчур обытовлено по своему характеру. Фирменный хичкоковский эффект напряжённости наступает только после трети повествования, когда в поезде исчезает упомянутая в названии леди — чудаковатая пожилая англичанка, мисс Фрой, которая была гувернанткой в некоей выдуманной центрально-европейской стране Вандреке и, как могут догадаться зрители (но отнюдь не другие персонажи ленты), являлась шпионкой «на секретной службе Её Величества». Парадоксальность и даже комизм ситуации заключается в том, что режиссёру не столь уж важно, какие это ценные сведения будто бы можно передать с помощью запомнившегося музыкального мотива из фольклорной серенады (в сущности, он иронически обыгрывает свой же приём из «Человека, который слишком много знал»). И как, собственно говоря, удаётся довольно полноватую старушку «обменять» во время железнодорожного путешествия на женщину обычной комплекции…
Леди исчезает 4.5/10
The Lady Vanishes, 1979

Триллер

Британский режиссёр Энтони Пейдж вызвал огонь на себя, решившись снять этот римейк спустя сорок один год после появления классического фильма «Леди исчезает» Альфреда Хичкока да ещё при жизни маэстро кино. Правда, действие данной версии было перенесено во времена второй мировой войны, а трансъевропейский экспресс, в котором всё и происходит, поменял направление движения и помчался из фашистской Германии в Англию. Молодая героиня по имени Аманда (здесь она — американка), обнаружив исчезновение пожилой леди, с которой познакомилась в поезде, оказывается замешанной вместе с репортёром Гордоном в шпионские козни нацистов.
Ледниковый период 7.5/10
Ice Age, 2002

Анимационная фантазия

Эта анимационная лента американской кинокомпании «20-й век Фокс» оказалась намного успешнее, чем её предыдущий проект «Титан после гибели Земли». Наверно, дело в том, что был приглашён новаторски мыслящий режиссёр Крис Уэдж, уже имевший премию «Оскар» за короткометражку «Банни». И «Ледниковый период» как раз представляет собой сочетание традиционной анимации (например, вполне «диснеевский» сюжетный мотив возникновения дружбы между абсолютно разными зверями — мамонтом Манфредом, ленивцем Сидом и саблезубым тигром Диего) с необычными приёмами технического плана, а главное — с «остраняющими» деталями и персонажами, которые придают рассказываемой истории оттенок абсурдной комедии.
Ледовые пираты 3.5/10
The Ice Pirates, 1984

Фантастико-приключенческая комедия

Группа пиратов во главе с капитаном Джейсоном (ну, чем он не мифологический Ясон?!) рыщет в отдалённом будущем по просторам Вселенной в поисках воды для своей цивилизации. Двое из них были захвачены в плен и отданы в рабство космической принцессе, которая привлекает обоих для поиска собственного отца, пропавшего в тот самый момент, когда он узнал некую опасную тайну.
Ледяная грудь 4/10
Les seins de glace, 1974

Детективная мелодрама

Франсуа Роллен, автор телесериалов, однажды встречает на пустынном пляже таинственную блондинку Пегги, которая вызывает у него странное влечение и даже страх своим загадочным поведением. А его адвокат Марк Рилсон, пытаясь поподробнее разузнать о ней, влюбляется в Пегги ещё сильнее, чем Франсуа.
Ледяное безмолвие 3.5/10
Arctic Blue, 1993

Приключенческий триллер

Голландец Рутгер Хауэр — «падший ангел» по своему экранному имиджу — так часто снимается в плохих лентах, что поневоле воспринимается как падший, то есть уже без кавычек. Дьявольский блеск его голубых глаз с течением времени сменился холодным и равнодушным свечением, как при полярном сиянии. И то, что его герой в данном фильме (браконьер и злодей Бен Корбет) попадает в дикий мир снегов Аляски, ещё раз подтверждает метаморфозу, происшедшую с актёром, который внезапно погрузнел в возрасте после пятидесяти лет, выглядит усталым и равнодушным ко всему.
Ледяное сердце 8.5/10
Un coeur en hiver, 1992

Эстетская мелодрама

Французский режиссёр Клод Соте всегда имел репутацию тонкого знатока человеческих душ, психолога-бытописателя, который, впрочем, не погрязал в «мелочах жизни», а предпочитал чуть воспарять над действительностью. Сюжетно его «простые истории» (одна из картин так и называлась — «Простая история», но в нашем прокате получила заголовок «У каждого свой шанс») оказывались освещёнными светом подлинной поэзии жизни и доверительных взаимоотношений между людьми.
Ледяной урожай 5/10
The Ice Harvest, 2005

Криминальная драма

Может показаться довольно странным, что эту ленту, где комедийные моменты нужно днём с огнём выискивать (хотя большая часть действия, напротив, происходит вечером и ночью), поставил известный американский комедиограф Хэролд Рэмис, соавтор сценариев двух серий «Охотников за привидениями» и режиссёр «Дня сурка». В своей десятой по счёту режиссёрской работе он, скорее всего, вторгся на «заповедную криминальную территорию» братьев Коэн («Просто как кровь» и «Фарго») или же братьев Рейми (если иметь в виду «Простой план» — тем более что Билли Боб Торнтон играл в той картине, а оператор Алар Кивило её снимал).
Лемони Сникет: 33 несчастья 7/10
A Series of Unfortunate Events, 2004

Мистическая комедийная фантазия

Разумеется, и без присутствия в титрах в качестве исполнительных продюсеров Скотта Рудина и Бэрри Зонненфелда (вообще-то именно они собирались поначалу экранизировать сочинения молодого писателя и сценариста Дэниела Хэндлера, выступающего под псевдонимом Лемони Сникета) можно было бы сравнить этот фильм с «Семейкой Эддамс» вкупе с «Ценностями семейки Эддамс». Хотя для кого-то оказалось более значимым, что оператор Эммануэль Любецки и художник-постановщик Рик Хайнрикс ранее сотрудничали над «Сонной Лощиной» Тима Бёртона.