всё о любом фильме:

Книга кинорецензий «3500»Сергей Кудрявцев

А вот и Полли 5.5/10
Along Came Polly, 2004

Романтическо-эксцентрическая комедия

Коротко звучащее название американского фильма «А вот и Полли», пожалуй, точнее передаёт ощущение внезапности, пережитое Рубеном Феффером, аналитиком по рискам, который работает в престижной страховой компании. Этому всё заранее просчитывающему молодому мужчине, однако, умудрилась изменить жена уже на второй день медового месяца. А потом он случайно встретил на художественной выставке свою давнюю соученицу, совершенно безалаберную и непредсказуемую Полли Принс. Вероятно, дословный вариант перевода «И явилась Полли» был бы куда солиднее и торжественнее. Но для романтической комедии, которая к тому же не лишена, по современной американской кинотрадиции, эксцентричных номеров в духе грубого туалетного юмора (причём в буквальном смысле слова), больше годится как раз первая версия. Она — анекдотически беспечная и лукаво игривая, словно возглас фокусника: «Вуаля!» (кстати, по-французски это означает: «Ну вот!»).
А как же Боб? 7/10
What About Bob?, 1991

Комедия

Психически неуравновешенный Боб Уайли, от которого стремятся поскорее избавиться все психиатры, попадает к известному специалисту Лео Марвину: он только что издал книгу и привлёк внимание популярной телепередачи «Доброе утро, Америка». Марвин накануне своего отпуска легко, как ему кажется, отвязывается от надоедливого клиента. Не тут-то было! Боб Уайли, который вообще-то может преодолеть свою закомплексованность и безосновательные страхи, доверившись этому врачу и почувствовав человеческое расположение его семьи — жены Фей, дочери Энн и сына Зигги (на самом деле — Зигмунд, в честь Фрейда!), оказывается куда приятнее и общительнее, чем рациональный, бездушный, эгоцентричный и одержимый манией величия Лео Марвин. Пациент преподносит урок психологии, раскрепощённого поведения и осознания всех радостей жизни своему вроде бы преуспевающему наставнику, который превратился почти в обесчеловеченный механизм или же парализованного субъекта задолго до того, как это случилось с ним в результате истерики.
А нежность?.. Бордель! 7/10
Et la tendresse?... Bordel!, 1979

Сатирическая комедия

Малобюджетный, без участия кинозвёзд, дебютный фильм 29-летнего режиссёра Патрика Шульмана вызвал большой успех во Франции. Конечно, это можно объяснить популярностью тематики — любовные взаимоотношения трёх пар. В одной из них всё построено на изменах и разврате. Двое других возлюбленных выглядят робкими и неопытными (но лишь до поры до времени). В третьей же состоящие несколько лет в браке мужчина и женщина не отказываются от любовных игр, постоянно завоёвывая друг друга и не забывая о нежности, которая только и помогает не умереть любви. Несмотря на пикантные ситуации и рискованный юмор, кажется, вот-вот рискующий превратиться в пошлый и скабрёзный, Шульман создает сатирический портрет общества, которое далеко не всегда оказывается на высоте сексуальной культуры. Оно пренебрежительно относится и к чистой любви, и ко всяким нежностям и сантиментам, а в результате вынуждено подчас довольствоваться суррогатом любви, неким «запретным плодом с червоточинкой».
А ну-ка, девочка, разденься! 1/10
Geh, zieh dein Dirndl aus, 1973

Эротическая комедия

Неточный перевод названия («А ну-ка, девочка, разденься») этой очень популярной западногерманской ленты во времена расцвета пиратского видео в СССР, отражает, пожалуй, не только запросы наших зрителей, желающих развлечься и весело провести время на эротических комедиях подобного типа. Чрезвычайно вульгарный, пошлый и натуралистичный фильм Зиги Ротемунда (через три года он сделает тоже под псевдонимом Зигги Гёц более приемлемую по уровню ленту «Греческая смоковница») вполне соответствует по грубости животного юмора показанной деревенской обстановке, где совокупления людей ничем не отличаются от случки скота.
А теперь не смотри 9/10
Don't Look Now, 1973

Мистический триллер

Фильм, снятый по рассказу Дафны Дю Морье, мастера психологических историй с мистикой, является одним из лучших в жанре «оккультного саспенса». Английский режиссёр Николас Роуг, в прошлом — известный оператор, блестяще воспроизводит причудливую и загадочную атмосферу действия, пронизывая сюжет о британской семейной паре Бакстер массой тонких намёков и предупреждающих деталей, которые свидетельствуют о неотвратимом приближении смерти. Ведь реставратору Джону Бакстеру дан своеобразный дар предвидения, но он или не успевает этим воспользоваться, или просто не обращает внимания на посылаемые сигналы о трагическом исходе, а также не верит предсказаниям слепой женщины-медиума, видящей угрозу в пребывании супругов в Венеции.
А теперь, дамы и господа... 6.5/10
And Now... Ladies and Gentlemen..., 2002

Авантюрная ироническая мелодрама

К очередному фильму весьма плодовитого французского режиссёра Клода Лелуша заранее относишься с предубеждением, подозревая, что этот творец вновь будет мешать всё в кучу, шествуя вместе со своими героями по странам и континентам, временам и эпохам, развивая сразу несколько сюжетных линий, насыщая действие массой необязательных вставок, в общем — создавая нечто невнятное, многословное, почти графоманское. Собственно говоря, раз уж Лелуш начал в ранней юности как обычный кинолюбитель, сам снимая ленты простенькой камерой, он и в дальнейшем остался подобным киноманом, страдающим своеобразным «недержанием кадров».
Абель 5/10
Abel, 1986

Абсурдная трагикомедия

Поначалу этот фильм кажется типичной голландской трагикомедией — абсурдным, крайне странным произведением о чудаке по имени Абель, чокнутом, парне не от мира сего, который ведёт себя как капризный ребёнок, издевающийся над своими родителями. И порой не понять: то ли он просто придуривается и нормальнее всех вместе взятых, то ли действительно болезнь поразила мозг Абеля. Режиссёр Алекс Ван Вармердам, играющий заглавную роль, сохраняет театральную манеру, разыгрывая всё действие почти в одном интерьере, решая картину на эксцентричных монологах и диалогах. Но по мере развития событий (если так можно назвать череду ничего не меняющих ситуаций) она начинает надоедать и раздражать своей монотонностью, одномерностью и поверхностностью. Антибуржуазный пафос сводится к примитивному эпатажу, когда разрезание ножницами летящей по комнате мухи выглядит как высший трюк не только слабоумного героя, но и постановщика ленты. Интересно, что позже ван Вармердам проявил себя более изобретательным автором, в частности, создав замечательный по стилю и настроению фильм «Северяне».
Авалон 7/10
Avalon, 1990

Ретро-драма

4 июля 1914 года еврей Самуил Кричинский прибыл из Польши в Америку, а именно — в Балтимор, по наивности иммигранта приняв салют и праздничную атмосферу в городе по случаю Дня независимости США за добрый знак удачи и обещание почти райского благополучия. Фильм прослеживает дальнейшую судьбу самого Сэма, сократившего собственное имя, но мало приспособившегося к американской жизни, а также его предприимчивых сына и племянника Майкла и Джулса Кей, которые были близки к осуществлению «великой американской мечты», но из-за коварства фортуны познали крах. Также действуют многочисленные родственники, которые занудно-забавно выясняют отношения во время традиционного ужина в День благодарения с непременной индейкой на столе, а беззаботные юные отпрыски терпеливо выслушивают в очередной раз воспоминания деда о своём явлении в Новый Свет…
Авалон 6/10
Avalon, 2001

Фантастическая драма

По всей видимости, в недалёком будущем одержимые участники популярной виртуальной игры под названием «Авалон» оказываются в некой стране, где развёртываются ожесточённые компьютерные баталии, так похожие на реальные. И есть ли вообще выход из этой игры, которая заменяет тем, кто «подсел» на неё, подлинную действительность?! Несмотря на угрозу умереть уже на самом деле, затерявшись на одном из уровней выстроенного виртуального мира, такие стойкие игроки, как Эш (между прочим, по-английски её имя означает «пепел» или же «прах»), изо всех сил пытаются дойти до конца.
Августовские киты 7/10
The Whales of August, 1987

Драма

Престарелые сёстры Сэра и Либби приезжают спустя 60 лет на остров в штате Мэн, где они провели ещё в отрочестве прекрасные летние каникулы. Сэра, несмотря на свой преклонный возраст, сохранила живость характера и мягкость, терпимость натуры — в отличие от острой на язык, деспотичной Либби, к тому же слепой и требующей за собой постоянного ухода. Их взаимоотношения, а также встречи со старыми и новыми друзьями, включая пожилого русского аристократа Маранова, составляют небогатое на события действие фильма, где намного важнее деликатная и умиротворяющая интонация рассказа о старости. Герои на закате жизни переживают в воспоминаниях свою молодость при встрече с вечной и неизменной в собственной красоте и величии природой Новой Англии.
Авиатор 6.5/10
The Aviator, 2004

Биографическая ретро-драма

Фильм Мартина Скорсезе вышел ровно за год до столетия Хауарда Хьюза — миллиардера, авиатора, кинопродюсера, «одного из величайших любовников» Америки, умершего довольно странно, хотя и вся жизнь этого человека считалась экстравагантной. Но в «Авиаторе», созданном не без личной инициативы актёра Леонардо Ди Каприо, который впервые прочитал книгу о Хьюзе и весьма заинтересовался им ещё в двадцатилетнем возрасте, схвачено как раз главное. Хауард Хьюз, непонятый многими и осмеиваемый в качестве эксцентричного безумца, всё же был ярким и неординарным представителем «американы» (как сами американцы определяют сущностные черты своего многонационального менталитета).
Автор песен 6/10
Songwriter, 1984

Музыкальная драма

Американскому режиссёру Алану Рудолфу, что называется, сам Бог велел однажды поставить фильм о двух певцах в стиле «кантри», Доке Дженкинсе и Блэки Баке, а тем более — с участием Уилли Нелсона и Криса Кристофферсона, звёзд этого музыкального направления. Ещё в 1975 году на съёмках картины «Нэшвилл» Роберта Олтмена, притче об Америке и индустрии шоу-бизнеса, Рудолф был ассистентом режиссёра, а позже неоднократно в собственных лентах обращался к песням, в том числе — в духе «кантри». Но, может быть, по той причине, что фильм «Автор песен» снят в кратком промежутке между двумя более сложными произведениями «Выбери меня» и «Сумятица в мыслях», он кажется немудрёным киноконцертом. А сюжет о повседневных проблемах в жизни музыкантов всё-таки имеет служебное значение и порой представляется надуманным, притянутым за уши. Пожалуй, и нужен вообще лишь для того, чтобы продемонстрировать песни в исполнении Нелсона, Кристофферсона (был номинирован на «Оскар» за музыку) и, между прочим, неплохо проявившей себя в новом качестве актрисы Лесли Энн Уоррен, которая как бы невзначай перешла из предыдущей рудолфовской картины «Выбери меня». Искренность и естественность певцов даёт возможность хоть на время забыть о натужности житейских сцен, разыгрываемых ими уже как актёрами, увы, не без фальши.
Автора! Автора! 6.5/10
Author! Author!, 1982

Мелодраматическая комедия

Драматург Айвен Травалян уже предвкушает успех своей пьесы на Бродвее, но в этот самый момент от него уходит жена, оставив на попечение пятерых детей, причём четверо из них — от её прежних мужей!
Автостопом по галактике 4/10
The Hitchhiker's Guide to the Galaxy, 2005

Фантастическая комедия

Придуманный англичанином Дагласом Эдамсом сюжет о двух приятелях, которые спаслись накануне уничтожения Земли космическими пришельцами и отправились в увлекательное странствие по Вселенной, воспользовавшись новым изданием «Пособия для путешествующих автостопом по Галактике», настолько популярен в англоязычных странах, что этот фильм — уже девятое по счёту воплощение в самых разнообразных формах: от радиосериала до… полотенца на данную тему. Вообще-то полотенце имеет значение и в непосредственном развитии фантастического действия, используясь персонажами отнюдь не по прямому назначению. И описание различных способов применения полотенца, распространённое в пресс-релизе этой ленты, пожалуй, намного смешнее, чем те шутки, которыми приходится довольствоваться на экране. Но не зная правил и особенностей предложенной игры, характера и нюансов задействованного юмора, чувствуешь себя «совершенно не въехавшим», а вот на типичную пародию, которая высмеивает штампы и каноны кинофантастики, данная картина, конечно, не тянет.
Агент 3/10
The Hitman, 1991

Боевик

Преданный своим напарником полицейский Клифф Гэррет (нет ли тут сознательного намёка на Пэта Гэррета, знаменитого шерифа с Дикого Запада?!), пользуясь тем, что его самого записали в число мёртвых, внедряется под именем Дэнни Грогана в итальянскую мафию, чтобы предотвратить отправку большой партии наркотиков.
Агент Джонни Инглиш 6/10
Johnny English, 2003

Пародийная шпионская комедия

Если уж американский выскочка-придурок Остин Пауэрс заделался супершпионом, трижды появившись на экране в этом качестве, то британскому мистер Бину давно было пора направить свои стопы в «Интеллиджент Сервис», в новое подразделение британской разведки под кодовым названием «Ми-7». Правда, зовут его Инглишем, Джонни Инглишем, но играет-то комик Роуэн Эткинсон, чья неподражаемая физиономия выглядит особенно идиотски, когда актёр изображает секретного агента в смокинге, который ни хрена не умеет, однако строит из себя большого спеца, к тому же вечно поучающего более сметливого помощника Бафа.
Агирре, гнев божий 9.5/10
Aguirre, der Zorn Gottes, 1972

Историко-философская притча

Одна из лучших и ключевых картин в творчестве замечательного западногерманского режиссёра Вернера Херцога, снятая им в тридцатилетнем возрасте, принесла мировую известность самому Херцогу и  актёру Клаусу Кински, который сыграл заглавную роль. За основу поведанной на экране истории была взята трагическая судьба реально существовавшего испанского конкистадора Лопе де Агирре, который в 1560 году высадился в составе экспедиции в Перу, чтобы найти богатую страну Эльдорадо, некий «золотой рай» на Земле. Но развернувшаяся между конкистадорами ожесточенная борьба за власть, а также безуспешность поисков этого самого Эльдорадо привели экспедицию к полному краху.
Агония 7.5/10
1981

Историческая драма

Эта лента Элема Климова вышла на советские экраны только после прихода либерального генсека Михаила Горбачёва, которого можно было бы уподобить современному Керенскому, пытавшемуся перестроить прогнившую изнутри систему (а она сама развалилась шесть лет спустя, после попытки большевистского переворота в августе 1991 года). Репутация многострадального и долго запрещаемого фильма, конечно, мешает (причём до сих пор) воспринять «Агонию» без ложного пиетета. И двадцатилетняя — если считать от возникновения первоначального замысла до выхода картины в официальный прокат — история борьбы режиссёра за отстаивание своего взгляда на эпоху крушения русской империи в целом и убийство царского кумира Григория Распутина в частности, заслуживает, разумеется, особого уважения.
Агрессия 4/10
L'agression, 1975

Криминальная драма

Жена и дочь Поля Варлена после несчастного случая на дороге подверглись насилию со стороны неизвестных байкеров и погибли. Оставшийся в живых Поль решает во что бы то ни стало найти негодяев и жестоко отомстить им. А приехавшая из Шотландии сестра жены по имени Сара помогает ему в этих отчаянных поисках и одновременно замещает покойную супругу.
Адвокат дьявола 6/10
The Devil's Advocate, 1997

Мистико-сатирический триллер

Странно, что создателям и прокатчикам этого фильма (хотя бы у нас в России) не пришла в голову идея рекламировать его как «Ребёнка Розмари 2», тем более что тогда подоспела тридцатилетняя годовщина со времени появления жанрового шедевра Романа Полянского. Или же следовало бы пропагандировать картину «Адвокат дьявола» в качестве «Предзнаменования 5» — ведь зрители всё равно предпочитают (любят или не любят — это уже другой разговор) с некой одержимостью маньяков и зависимостью наркоманов вновь и вновь смотреть бесчисленные продолжения давно известных наизусть экранных историй.
Адрес неизвестен 7.5/10
...Sans laisser d'adresse, 1951

Лирико-бытовая комедия

Парижский таксист Эмиль Готье подвозит приехавшую из провинции девушку по имени Тереза и, проникнувшись сочувствием к ней, потом помогает в поисках журналиста Форестье, который исчез, не оставив адреса своей кратковременной возлюбленной.
Азирис нуна 4/10
2006

Фантастическая комедия для семейного просмотра

Даже и в прежние времена фантастические детские фильмы у нас появлялись весьма редко, а уж теперь — это вообще жуткий дефицит. Фантастика не может стоить дешёво и делаться кое-как, если зрители разных возрастов ныне имеют безграничные возможности смотреть супертехничную и мультибюджетную западную кинопродукцию. Конечно, на этом фоне вдруг может сыграть своеобразный «кинематографический патриотизм», когда любой мало-мальски удачный эффект объявляется чуть ли не новаторским прорывом, оставляющим далеко позади всех творцов из Голливуда, а сама лента преподносится как мировое достижение, хотя в Америке её восприняли бы в качестве «машины времени», которую неожиданно изобрели обитатели пещер в каменном веке.
Айрис 5.5/10
Iris, 2001

Биографическая драма

История жизни и смерти выдающейся английской писательницы Айрис Мёрдок поведана в двух временных пластах — в начале её писательской карьеры и на закате дней, когда Мёрдок уже не только не могла писать, но и практически утратила связь с реальным миром, страдая от болезни Альцгеймера. Несмотря на самоотверженное мастерство признанной британской актрисы Джуди Денч, занятой в театре в шекспировском репертуаре (кстати, там она в течение 35 лет сотрудничала с Ричардом Эйром, режиссёром «Айрис»), не покидает некоторое чувство неловкости, что известная личность представлена на экране в момент жалкого и малоприятного существования из-за своей прогрессирующей потери памяти. Разумеется, нельзя отказывать в праве искусства обращаться к теме тяжёлой болезни и медленного умирания человека, однако в кино это выглядит поневоле натуралистично, грубо и отталкивающе, тем более — в случае с женщиной, которую, кстати, мы видим в сценах ретроспекций цветущей и пышнотелой в исполнении Кейт Уинслет.
Академия смерти 7/10
Napola - Elite für den Führer, 2004

Драма военных времён

Удивительнее всего даже не то, что картину о юных воспитанниках национал-политической академии (отсюда и оригинальное название «НаПолА»), призванных стать «элитой для фюрера» (таков подзаголовок этой ленты), снял всего лишь 31-летний немецкий режиссёр Деннис Ганзель. Просто прежде он был причастен к созданию триллеров и фильмов ужаса, а добился большого зрительского успеха в 2001 году благодаря подростковой романтической комедии «Девочки, девочки», которую у нас в прокате назвали ещё заманчивее: «Девочки сверху». Кстати, и сценаристка Мэгги Перрен, являющаяся постоянным соавтором в картинах Ганзеля, параллельно с работой над лентой «НаПолА» участвовала в подготовке продолжения «Девочек, девочек». А снимавшийся в обеих сериях 20-летний Макс Римельт обратил на себя внимание жюри Карловарского кинофестиваля, заслужив премию за роль гитлерюгендовца Фридриха Ваймера.
АкаТаМуС 7.5/10
AkaTaMuS, 1988

Музыкально-танцевальная фантазия-притча

Странное название «Акатамус» расшифровывается очень просто: Академия Танца, Музыки, Слова. Все, кто переступает порог Акатамуса, должны подчиниться непреложному закону общения только на языке хореографии, музыки или поэзии. Но на десятилетнюю годовщину Акатамуса прибывает группа ответственных работников культуры, устраивающая инспекцию тому причудливому миру, которая создана фантазией руководителя Академии, молодого человека с необычным именем Эн-Эн (когда-то он носил простую фамилию Арнаудов). Народные танцы, джаз-балет, брейк, пантомима и акробатические номера, полузабытые и вовсе неведомые фольклорные образы, сложные современные ассоциации — всё это составляет своеобычную природу зрелища, творимого Эн-Эном и его воспитанниками из Акатамуса. Помимо функционеров от искусства, художнику противостоит его антипод в лице Динко Дионисиева, который проповедует потребительское отношение к творчеству, обращается к непритязательным вкусам и интересам, стремится удовлетворить даже низменные инстинкты. Столкновение Эн-Эна и Динко носит не только эстетический характер (как представителей «аполлонова» и «дионисиева» начал в искусстве), но и социальный, нравственный. Эн-Эн принадлежит к числу благородных чудаков не от мира сего, а Дионисиев — «хозяин жизни», желающий урвать от неё все блага, рассчитывающий переманить к себе учеников Акатамуса, прежде всего — Агнессу, в которую он влюблён. Но её любит и Эн-Эн, как Пигмалион мог любить созданную им Галатею.