• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?

добавить в:

Конкурсы

/

Криминальное чтиво

Pulp Fiction, 1994
КиноПоиск и Высшая Школа Художественных Практик и Музейных Технологий предлагает вам окунуться в прошлое кинематографа.

Представьте, что ваш любимый старый фильм вышел только что. Представьте, что это не классика киноискусства, разобранная по косточкам киноведами, а фильм из летнего проката, о котором вы узнали из анонсов и трейлеров. Оцените его и напишите суровую, но справедливую рецензию. Отбросьте расхожие мнения и общепринятые трактовки. Если после успеха фильма его удачные приёмы стали избитыми штампами — забудьте об этом! Постарайтесь почувствовать, почему этот фильм удивил и потряс его первых зрителей.

Напишите свою рецензию на фильм, вышедший до 1994 года - тогда на экран вышло «Криминальное чтиво», и мир кино чуточку изменился.

Объем работы – не более 5 000 знаков.

Авторы трёх лучших рецензий получают возможность бесплатного участия в мастерской «Создание и организация кинофестивалей и других культурных проектов: мастерская» Максима Кузьмина - продюсера фестиваля Future Shorts Russia с 2004 года, куратора и продюсера программ фестивалей в России и за рубежом.

В ходе мастерской с 19 июля по 6 августа участники создадут собственный фестивальный проект.

Остальные участники конкурса, чьи работы соответствуют всем объявленным требованиям, получают право на 25% скидку при записи на следующие курсы:

— блок «Практическая кинокритика» (состоит из курсов «Ремесло кинокритика-журналиста: инструменты и цели», «PR и маркетинг в киноиндустрии: взаимопроникновение с журналистикой» и «Редактура интернет-издания») (19 июля - 25 августа)

— курс «История документального кино» (11-29 августа)

— курс «Музыка в кадре и за кадром: на что способен саундтрек» (29 июля - 17 августа)

— курс «Режиссура монтажа» (18 июля - 6 августа)

— курс «Основы композиции и операторские приёмы» (9-20 августа)


Итоги конкурса подведены.

Главный приз получают:

GANT1949 за прекрасную рецензию на фильм «М» (1931) Ф. Ланга. Несмотря на прорывающиеся в тексте «воспоминания о будущем», будем считать, что рецензент обосновался в конце тридцатых, и смотрит на фильм с пяти-семилетней дистанции. Кроме того, заметим: термин noir возник только в послевоенный период. Но это уже мелочь, подчеркивающая мастерство конкурсанта. В конце концов, тонкий намёк на «Dial M for Murder» (1954) Хичкока — это именно та игра, в которую мы предложили поиграть участникам.

Rukus за рецензию на картину «На последнем дыхании» (1960) Ж.-Л. Годара. Он очень точно попадает в лапидарный стиль критика — современника фильма. «Первый раз вижу, чтоб такой тип становился главным героем фильма»: такие пассажи как будто вышли из-под пера французского газетного обозревателя, столкнувшегося с «новой волной». Благодаря этому недостатки рецензии вдруг оборачиваются достоинствами. Rukus уверенно занимает призовое место.

Fiorda (Василиса Кислякова) создала сжатую и искреннюю рецензию на «Выпускник» (1967) М. Николса. Приз достаётся ей за точное попадание в предлагаемые обстоятельства (обзор текущего проката), умение поместить фильм в контекст, демократичность рецензии. (всего: 37 участников)



Лучшие ответы:
1) Особенности национальной охоты

Где-то посередине между экспрессионизмом и нуаром, между двух мировых войн родился один из самых значительных и увлекательных фильмов мирового кино.

Гипнотическое действие «М», в результате чего от фильма просто невозможно оторваться, сродни страшному воздействию серийных убийств на жителей Берлина. Четырехмиллионный город объят страхом и ненавистью. Паника, охватившая население, парализует общественную жизнь.

Однако свято любящая «орднунг» немецкая душа не терпит нарушений порядка. В стране, униженной внешним противником, измученной голодом и разрухой, жаждущие сильной руки люди особенно восприимчивы до борьбы с врагом внутренним — и великий фильм Ланга во многом пророческий — но пока темной берлинской ночью в густых клубах сигаретного дыма лучшие умы полицейского и преступного мира разрабатывают детальный план дальнейших действий. Потрясающий параллельный монтаж усиливает напряженность событий, но противопоставлены друг другу вовсе не полиция с воровской малиной, — это целый Город, главное действующее лицо фильма, начинает настоящую охоту за убийцей.

Германским миром правит Система, поэтому так удивительно важен протокол и порядок, и даже в профсоюзе нищих «все ходы записаны». С достойной восхищения методичностью полиция и мафия прочесывают улицы и кварталы огромного города, казалось бы, не оставляя преступнику ни единого шанса, а жители, и это одна из наиболее характерных национальных немецких черт, готовы стучать на каждого, кто вызывает малейшее подозрение. Система сильнее индивидуума — поэтому все более крепнет уверенность, что убийца будет неизбежно пойман.

Как известно, в случае убийства следует использовать букву «М», и воровской мир справляется с этой задачей чуть быстрее. Но имеют ли право преступники судить преступника? Ведь второе название фильма — «Убийцы среди нас» можно трактовать как минимум двояко — в неуверенном в своем будущем обществе всегда готова появиться сила, готовая примерить на себя роль Высшего суда. Оставалось всего два года до прихода к власти нацистов в Германии…

Кто этот мятущийся, эгоцентричный господин с пухлыми ручками и душой испорченного ребенка, респектабельный бюргер, вежливо обращающийся к своим жертвам, а затем совершающий акт убийства? Он главный негодяй или может, главная жертва? Великолепно сыгранный Петером Лорре, маньяк не в силах справиться с неведомой силой, заставляющей его вновь и вновь убивать, но оказывается способен на потрясающей эмоциональной силы монолог в финальной сцене. И вызывает он одновременно с отвращением сочувствие, только на первый взгляд кажущееся парадоксальным.

Первый звуковой фильм Ланга обладает лучшими чертами, присущими немому и звуковому кино: в нем используются лучшие визуальные приемы немого экспрессионизма, игра актеров необычайно выразительна, а кадры кинематографически идеальны, и в то же время — мастерски используется звук, который в фильме включается периодами, словно концентрированными дозами. Интересно, что даже сюжетно режиссер подчеркивает важность звука как изобразительного средства — когда визуальные средства бессильны, звук примет участие в обнаружении убийцы. Насвистываемый героем Лорре мотив «Пер Гюнт» часто опережает изображение. И этот свист, еще до появления убийцы, эти символы преступления — заплутавшие в проводах шарики и одинокая пустая тарелка, потрясают… Действительно, весь дьявол — в мелочах, отточенных Лангом до предела.

Экранизовав одну из самых страшных историй в немецкой криминалистике, Фриц Ланг снял замечательный многослойный шедевр, который является гораздо большим, чем просто одним из первых триллеров о маньяках.
Автор: GANT1949
2) На последнем дыхании (1960)

Могу сказать, что этот фильм — одно из самых странных зрелищ, которые мне доводилось видеть в кино. Подобного стиля съемки и подачи материала я раньше не встречал. При просмотре создается впечатление, что ты и сам непосредственный участник событий, происходящих на экране. А когда главный герой поворачивает голову, и глядя прямо в объектив, начинает что-то рассказывать, возникает ощущение, что говорит он именно с тобой.

Актер, исполняющий главную роль — великолепен. Его зовут Жан-Поль Бельмондо, и я уверен — у него большое будущее. Персонаж, сыгранный им, по идее должен вызывать негативную реакцию. Мишель (так его зовут) без видимых причин убивает полицейского. Он ворует, обманывает свою девушку, вообще наплевательски относится к людям. Первый раз вижу, чтоб такой тип становился главным героем фильма. Но при всем при этом к нему невозможно не проникнуться симпатией. Ведь из него ключом бьет жизнь. А еще он очень остроумен и по-детски наивен.

Патрисия: Зачем ты пришел?
Мишель: Я просто хотел опять увидеть тебя, чтобы понять приятно ли будет опять увидеть тебя.

Как я уже обмолвился в начале, манера подачи материала сперва вызывает недоумение. Быстрая смена кадров, какой-то отрывистый стиль съемки (камера фокусируется то на затылке героя, то на проезжающих машинах, то на ветринах магазинов) — все это с непривычки кажется странным. Но, по мере просмотра, понимаешь, что такова и есть наша жизнь. Вот, ты идешь по улице, увлеченно беседуешь о чем-то с подругой, и вдруг мимо проносится картеж из 10 машин и лимузина. Всё внимание сразу переключается на него. Так снят и этот фильм. Да-да, «На последнем дыхании» — это попытка максимально приблизить кино к настоящей жизни. Годар покинул душные павильоны и вышел с камерой на улицы, чтобы представить миру совершенно новый взгляд на кинематограф. Раньше так никто не снимал, но теперь, я уверен — начнут. За этим взглядом будущее.

Что касается содержания фильма, то оно еще более необычно, чем съемка. Главный герой — явно не от мира сего. Мотивы его поступков остаются загадкой. Мишель зачем-то убивает полицейского, который остановил его за нарушение правил. Он угоняет одну машину за другой, но даже не продает их, а оставляет где попало, когда надоест кататься. У него постоянно проблемы с законом. Он все время разбрасывает мусор и швыряет окурки мимо урны. Он самый настоящий вредитель, но при этом делает все с таким изяществом и блеском, что это не может не понравиться. А его отношения с девушкой, Патрисией — это вообще отдельная песня.

Мишель: Я хочу переспать с тобой, потому что ты красивая.
Патрисия: Нет, это не правда…
Мишель: Тогда потому что ты некрасивая.

Вообще же в каждом кадре этого фильма, в каждом диалоге, в каждом слове сквозит насмешка. Годар (он режиссер и сценарист) устами главного героя, буквально издевается над здравым смыслом. «На последнем дыхании» — это бунт. Бунт против всего закостенелого в жизни, в мышлении, в искусстве. Быть серьезным, солидным, размеренным человеком — это не для Мишеля Пуакара. Он презирает все это, а самым большим недостатком считает трусость быть тем, кем ты хочешь. Мишель все время куда-то бежит, его жизнь — постоянное движение. Он как натянутая струна, готов вот-вот лопнуть, но не прекратит играть свою песню. И еще он до самого конца остается весел и беззаботен, хотя всё происходящее ведет к его неименуемой гибели.

Патрисия: Чтобы ты выбрал, печаль или небытие?
Мишель: Печаль — это глупо. Я выбираю небытие…

«На последнем дыхании» — фильм, который разительно отличается от всего, что было снято раньше. Эта картина открывает завесу для целого направления в кино. Думаю в скором времени подобные фильмы станут не редкостью, но сейчас это самое что ни на есть новаторство. А Годар должен стать флагманом нового движения. Кому как ни ему знать, что стоит за этим бунтом, и какие еще формы он должен принять.
Автор: Rukus
3) Benjamin, I am not trying to seduce you. ("Выпускник»)

Бен Брэдок, застенчивый молодой человек, только что закончил колледж. Родители, возлагающие большие надежды на своего сына, устраивают вечеринку в его честь. Весь вечер Бен ищет, куда бы спрятаться от назойливого внимания бесконечных родственников и друзей родителей. Наконец-то он добирается до своей комнаты, но долго побыть в одиночестве ему не удается. К Бену в буквальном смысле врывается миссис Робинсон. Она просит довести ее до дома, затем посидеть с ней, пока не вернется муж, потом выпить по стаканчику бурбона… и каждое из этих предложений — то, «от которого он не сможет отказаться». Завязывается странный, во всех отношениях неправильный, но от того не менее страстный роман. Через некоторое время из колледжа возвращается дочь миссис Робинсон — Элейн. И вот тут начинается самое интересное — Бен влюбляется. Но как же ему быть? Как перестать встречаться с миссис Робинсон? Как будет вести себя эта властная женщина, привыкшая получать все, чего бы ни захотела? Как признаться Элейн в своих чувствах? Сможет ли она полюбить его, если узнает всю правду?
Фильм снят по одноименному роману Чарльза Уэбба. Сам роман не был бестселлером, однако, к счастью для нас, он все же привлек внимание продюсера Лоуренса Турмана, которому даже пришлось отложить часть собственных денег, чтобы проект все-таки увидел свет.
Фильм вполне достоин просмотра, хотя главному герою, который, по сути, нюня и тряпка, довольно сложно было сочувствовать. Что интересно, в книге этот персонаж гораздо менее привлекательный (не в смысле внешности). Дастину Хоффману удалось все-таки заставить зрителей сопереживать Брэдоку. Да и к концу фильма Бен начинает проявлять хоть какой-то характер, и можно надеяться, что он все-таки изменит свое отношение к себе и окружающим. Поведение Элейн тоже может показаться несколько странным. После того, как Бен довольно серьезно обидел ее на первом свидании, да и после того, что рассказала ей миссис Робинсон, очень сложно было поверить в непоколебимость ее чувств к этому молодому человеку. Но c’est la vie, а в жизни чего только не бывает.
Что касается актеров, то они справились со своими ролями на отлично. Здесь и доказательство не нужно, достаточно посмотреть и сравнить возраст исполнителей и возраст персонажей. Дастину Хоффману, которому на момент съемок было уже под тридцать, прекрасно удалось передать противоречивость чувств молодого человека, только вступающего во взрослую жизнь, его эмоции и переживания. У Энн Бэнкрофт, напротив, была задача изобразить взрослую, уверенную в себе женщину, которая вдвое старше главного героя. На самом же деле, Бэнкрофт старше Хоффмана всего лишь на шесть лет… Миссис Робинсон прекрасна. Когда смотришь на нее, вот тогда и начинаешь задумываться: а может, Бен не так уж и плох? Ну кто бы смог отказаться от такой женщины?
Несмотря ни на что, «Выпускник» оставляет довольно приятное послевкусие, во многом благодаря своему саундтреку. Чудесные композиции Simon & Garfunkel (в частности, Sound of Silence) периодически повторяются на протяжении фильма, и ты, как говорит Лоуренс Турман, встречаешь их, как своего старого друга. Саундтрек создает ощущение покоя и гармонии, которые, в конце концов, обретают главные герои. Тем самым, они противопоставляют себя окружающему их нервному, метущемуся, а, в сущности, пустому обществу.
В общем, если у вас есть свободный вечер, вы можете совершенно спокойно посвятить его просмотру «Выпускника». Вы не пожалеете — это точно.

Автор: Fiorda


Конкурс завершен.



* в данном розыгрыше принимают участие только жители Москвы и Московской области