Новости

ММКФ-2008: Восточные мелочи и тоталитарный нуар

В насыщенной программе последнего конкурсного дня демонстрировались три картины – иранская «Проще простого», болгарская «Дзифт» и итальянская «Дни и облака». А в рамках документальной программы представили «Стандартную процедуру», ленту о бесчинствах американских контрактников.

В насыщенной программе последнего конкурсного дня демонстрировались три картины – иранская «Проще простого», болгарская «Дзифт» и итальянская «Дни и облака». Первая – это срез повседневной жизни иранской женщины из среднего класса, немудреный, честный, по-своему увлекательный.

Этому есть объяснение. Державшаяся одно время мода на иранский кинематограф задала рамку его восприятия как талантливой экзотики, густой этнографии с привкусом гротеска. А показанная в прошлом году на 29-м ММКФ картина «Фейерверки по средам» представила новое лицо иранской кинематографии, переносящей акцент с нарочито глубоких внутренних проблем на поверхностный, бытовой уровень. «Проще простого» соответствует своему названию, здесь в буквальном смысле идет речь о мелочах жизни, о том, из чего незаметно ткется полотно, которое многих из нас удерживает над пропастью прозрения. Главная героиня фильма занята решением семейных проблем, заботится о детях, общается с подругами – ловишь себя на мысли, что карточка, которую она вставляет в банкомат, и обстановка в комнате ее сына более интересны, нежели мотивы поведения и сокровенные мысли. Значит, режиссер своего добился.

Болгарский «Дзифт» – один из самых интересных в конкурсной программе. Название его переводится с турецкого и как «гудрон», и как «однородная масса», и как «дерьмо». Все эти значения равно важны для понимания сюжета и провоцируемых им ассоциаций. В двух словах, это черно-белая стилизация под нуар сороковых годов, но, в отличие от какого-нибудь «Доброй ночи и удачи» Джорджа Клуни, болгарин Явор Гырдев пошел по пути сюрреалистических соблазнов уже поминавшихся в наших обзорах Жан-Пьера Жене и Марк Каро.

По сюжету, бывший зэк по кличке Моль, севший за убийство во время войны, выходит на свободу в стране победившей «народной демократии». Выходит, чтобы тут же попасть в лапы бывшему подельнику, ныне занимающему пост в военной номенклатуре новой власти. В фильме много провокационной эротики и чистой визуальной эквилибристики, слабое место – сценарий, производящий впечатление сборника экранизируемых анекдотов. Но даже в этом что-то есть. Таким лентам не дают гран при на светских фестивалях, типа московского, но на фоне всего прочего это чуть ли не фаворит…

Тематически неординарным оказался итальянский арт-хаус «Дни и облака», исследующий одно из буржуазных табу – потерю успешным представителем среднего класса привычного дохода. И в своем несчастье он и его жена далеко не всегда оказываются на высоте. Европейское кино, как все уже привыкли, исследует человека не в лучших его проявлениях, стараясь посмотреть на него как на ошибку Провидения, уже не стремящуюся реабилитироваться.

В драме «Под крышами Парижа», засветившейся в этот день на Гала-показах, Мишель Пикколи играет одинокого старика, умирающего от жары летом 2003 года. Если бы его окружали такие же сплоченные и открытые люди, каких вывел в своем одноименном фильме 1930 года Рене Клэр, его старость не была бы такой одинокой. Но отчуждение – главная болезнь современного общества, которому даже мысль о смерти кажется неприличной. Кстати, картина получила гран при фестиваля «Зеркало» имени Андрея Тарковский. И есть за что.

Еще одного заслуженного призера представили в рамках документальной программы. «Стандартная процедура» Эррола Морриса о бесчинствах американских контрактников в тюрьме Абу-Грейб задает такую планку мастерства неигрового кинематографа, что никакие признания и оценки уже не нужны.

Ян Левченко Специально для Кинопоиска

Читайте также
Статьи Лучшее на «Амфесте»: Перевоспитание Хлои Морец и покорение Pac-Man Как выжить в Лос-Анджелесе, в лесу, за круглосуточной игрой в Pac-Man, в пансионе по «перевоспитанию» геев, а также другие вопросы главного фестиваля нового американского кино.
Новости Новый мультик Бардина и «Гурвинек»: «Окно в Европу» объявило программу Фестиваль в Выборге в этом году выбрал своим символом сценариста Геннадия Шпаликова.
Новости Минкульт сравнил новый закон о фестивалях с безвизовым режимом Глава департамента кинематографии Ольга Любимова утверждает, что с установлением нового порядка показа фильмов на международных кинофестивалях в России кинопоказ станет менее бюрократизированным.
Новости В Венеции покажут первый фильм в формате 96 кадров в секунду Для показа с ультравысокой четкостью фильма Виктора Косаковского «Акварель» был специально сконструирован уникальный проектор.
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии