Новости

ММКФ-2008: Провинциальные радости, открытия севера и прошлого

Конкурсный вторник продолжил профилактику социальных язв. Вторая картина Екатерины Шагаловой «Однажды в провинции» сделана на достаточном для средних фестивалей уровне, но сказать, что в сценарии раскрывается какая-то интрига, к сожалению, нельзя.

Конкурсный вторник продолжил профилактику социальных язв. Вторая картина Екатерины Шагаловой «Однажды в провинции» сделана на достаточном для средних фестивалей уровне, но сказать, что в сценарии раскрывается какая-то интрига, к сожалению, нельзя. Это снова тысячное по счету — ну, в нашей стране, может, пока сотое — пережевывание повседневности, якобы имеющей отношение к российской глубинке. Вышло что-то вроде сериала, сжатого до кинотеатрального формата, в меру сентиментального, в меру поверхностного, в меру недорогого и немудрящего. Красавчик Леонид Бичевин в роли ветерана «горячей точки» выглядит странно, хотя как актер, безусловно, все умеет. В общем, есть еще над чем работать — это про будущее, если что.

Отчасти забавно, отчасти жутко было прикоснуться к маргинальным слоям исландской провинции в картине «На семи ветрах». Сняла ее девушка с труднопроизносимым отчеством Халльдоурсдоттир (в Исландии, как известно, фамилий не бывает). Прямо скажем, до своего именитого земляка Фридрика Тора Фридрикссона ей далековато, но направление взято правильное, традиционное для северного кинематографа. Тесное соседство светлых чувств и депрессивного мрака — это не эпатаж, а реальное мироощущение обитателя северных широт. Мы сами такие же, только боимся признаться, вот и мечтаем о каких-то пальмах с кокосами.

В фильме речь идет об экспериментальной детской колонии на ферме у старого маяка. Основное действие происходит в начале 70-х годов. Колонией заправляют хиппи, исповедующие идеалы братства и непротивления злу. Но появление среди трудных подростков одной прекрасной девочки, одновременно — исчадия ада, приводит к неминуемой трагедии. Повествование строится на обрамлении — история из прошлого рассказывается в настоящем, где, наконец, торжествует справедливость и даже возникает намек на хэппи-энд. Несколько надуманный финал — пожалуй, то немногое, что портит фильм, в остальном исполненный извращенного обаяния.

Мотивно и тематически с исландским фильмом оказался неожиданно связан новый шедевр загадочного канадца Гая МаддинаДракула: Страницы из дневника девственницы», «Самая грустная музыка в мире»). Здесь тоже есть уединенное жилище у маяка, превращенное в сиротский приют, также действуют странные герои, порой не догадывающиеся о мраке, что наполняет их сердца. Юноша по имени Гай, его сестра Сис и барышня по имени Венди расследуют тайну зловещих экспериментов, которые проводит в подвале дома отец Гая и Сис. Ранние Жене с Каро, Терри Гиллиам, немое кино и собственный неповторимый почерк Мэддена — достаточные ингредиенты, чтобы завести кого угодно или по крайней мере тех, кто любит страшные сказки. Фильм — безусловное событие, которому место хотя бы в ограниченном прокате.

Неизгладимое впечатление оставил и один из главных фильмов программы «Социалистический авангардизм» - «Простой случай» Всеволода Пудовкина. Эта немая картина 1930 года, снятая на пороге пришествия звука в кино, сделана как чистая визуальная феерия, как своего рода манифест абсолютного безмолвия, которому не нужны звуки — настолько совершенна его зримая партитура. А если добавить, что на уровне сюжета фильм рассказывает об адюльтере в семье кадрового военного, старого большевика и вообще человека на тот момент неприкосновенного, получается «полный забой». Пудовкин возил эту картину на Берлинскую выставку 1930 года, после чего фильм практически не показывали на родине. Наряду с «Кружевами» Сергея Юткевича и более известной «Землей» Александра Довженко — это непревзойденный шедевр визуальной речи.

Ян Левченко, специально для Кинопоиска

Читайте также
Новости Объявлены номинанты новой премии «Восток — Запад. Золотая арка» Зарубежные кинокритики наградят кино Восточной Европы и Азии. Лидерами среди номинантов стали ленты «Нелюбовь» и «Теснота».
Новости Картины российских кинематографистов покажут на фестивале «Сандэнс» Документальные ленты о фальшивых новостях и клонировании вымерших мамонтов оказались на киносмотре, основанном Робертом Редфордом.
Новости Госдума рассматривает закон, который может убить фестивали и ретроспективы На первый взгляд, поправки в закон облегчают жизнь участникам смотров, на деле же зрители могут лишиться фестивальных показов и ретроспектив.
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии