ММКФ-2008: Наш «Сад», их проблемы

25 июня 2008Обсудить0

Вокруг новой картины Сергея Овчарова «Сад» как-то не было никакого подготовительного ажиотажа. Что, в общем, понятно: восхищаться фильмом, ставящим на место практически всех толкователей Чехова, безжалостно обнажающим уже не пошлость, а водевильность персонажей «Вишневого сада» – для этого нужна определенная гражданская честность. С этим у нас туго.

Мы боимся проблемных историй, ругаем «чернуху», ищем красоты и услады для души. Вот Овчаров и показал нам наше тщеславие в восприятии классики – нелепую декорацию в ядовито раскрашенном павильоне с невменяемыми персонажами. И вот только не надо тут про «великую русскую культуру». Она хоть раз должна получить то, что заслуживает. Серьезность намерений автора подтверждается его предшествующими работами: достаточно вспомнить «Оно» и «Барабаниада», эти близкие к гениальности провокации, записи в истории национальной болезни. «Сад» показали в воскресенье, когда людей на фестивале по определению много. И правильно сделали.

На этом фоне совершенно потерялся второй конкурсный фильм – «Пробуждение от сна»: испанско-польская совместная работа предъявила миру проходной архаичный арт-хаус. Какие-то разборки, связанные с переоценкой своего внутреннего мира, меланхоличная картинка, деталей не разобрать. Словом, безнадежно. Или, скорее, обыкновенно для валовой фестивальной продукции.

В программе «Перспективы» обратила на себя внимание датская история конфликта поколений с лобовым названием «Один кадр» — картина-то снята без монтажных склеек. Еще одна скандинавская картина запомнилась в программе «Отражения», предлагающей срез мировой фестивальной конъюнктуры. Фильм с анекдотичным названием «Об этом не знает никто» интересен с антропологической точки зрения: как в кроткой, тихой Северной Европе решается тема разведки, спецслужб, теории заговора и так далее. Оказалось – крайне серьезно и оттого смешно.

Поздним вечером в рамках «Восьми с половиной фильмов» показали эстонскую картину «Осенний бал». Если учесть, что эстонской кинематографии до недавнего времени как бы и не было (а советская была давно), это неплохой результат. Драма человеческих отношений среди спальных коробок – серой изнанки туристического Таллинна – выстроена добротно и, поди ж ты, волнующе.

Еще одно малозаметное, но значимое событие – «Такси на темную сторону», лауреат документального «Оскара». Это рассказ из той же серии, что «Стандартная процедура» и «Операция «Возвращение», то есть размышления об американском присутствии на Ближнем Востоке и его разрушительных последствиях. Основной мотив, высказанный не кем-нибудь, а американскими академиками, очень прост: мы незаметно вернулись в эпоху самых жестоких колониальных притеснений, и цинизм нашего времени тем ужаснее, что все объясняется благом даже не белого человека, но всего человечества.

Ян Левченко,
специально для Кинопоиска

Смотрите также

Лучшее на «Амфесте»: Перевоспитание Хлои Морец и покорение Pac-Man

26 сентября 2018

Новый мультик Бардина и «Гурвинек»: «Окно в Европу» объявило программу

31 июля 2018

Минкульт сравнил новый закон о фестивалях с безвизовым режимом

30 июля 2018

В Венеции покажут первый фильм в формате 96 кадров в секунду

25 июля 2018

Главное сегодня

Голливуд утомил: Каким был 2018 год для российского проката

Сегодня

Энди Серкис спел «Bohemian Rhapsody» в образе премьер-министра Терезы Мэй

Сегодня

Фильм об авторе «Властелина колец» выйдет 10 мая

Сегодня

«Черное зеркало: Брандашмыг»: Какие хлопья зрители выбирали чаще всего?

Сегодня

Марго Робби и Сирша Ронан — о себе и королевах

Вчера

Кевин Харт снимется в экранизации «Монополии»

Сегодня

«Власть» и новый фильм Чжан Имоу вошли в программу «Берлинале-2019»

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт