Новости

ММКФ-2008: Субботние тревоги, Кассаветис, Гласс и Тарковский

Таков и был, наверное, план: усыпить бдительность зрителей сравнительно приятной пятницей, чтобы на следующее утро учинить им настоящий «Абсурдистан», а потом выпустить над его унылой территорией «Райских птиц». Оба конкурсных фильма – очевидные неудачи.

Таков и был, наверное, план: усыпить бдительность зрителей сравнительно приятной пятницей, чтобы на следующее утро учинить им настоящий «Абсурдистан», а потом выпустить над его унылой территорией «Райских птиц». Оба конкурсных фильма – очевидные неудачи.

И это при том, что Файт Хелмер – не новичок в деле, а о мастере отечественного кино Романе Балаяне и говорить нечего. Но, как известно, опыт – сын ошибок трудных. Единственное достоинство ретро-сюжета в исполнении Балаяна – это, как в случае с недавней «Исчезнувшей империей» Карена Шахназарова, минимальное количество анахронизмов: все-таки он превосходно помнит 70-е годы и совсем уж некрасиво врать про них не будет. Что же касается деревни «Абсурдистан», то она вымышленная — выдумывать о ней можно сколько угодно, что Хелмер и сделал. Борат с похмелья, балканский панк в глубокой депрессии — первые аналогии, приходящие на ум. Кстати, к роману Гари Штейнгарта «Абсурдистан» фильм не имеет никакого отношения.

Зато камерной сенсацией конкурса «Перспективы» стала лента «Обратная сторона «Сталкера». Рерберг и Тарковский». В этом документальном фильме приоткрывается дверь в «кухню», на которой создавался «Сталкер». Это не гимн гармоничному творчеству, а исследование страха и боли, регистрация всамделишных мук, а не инсценированных, какими отравлена поточная продукция в жанре «рассказы о художниках». Продукт необходим для всех, кого волнует фигура Андрея Тарковского и его место в истории кино. Ведь он не икона, а практически наш современник.

Еще один документальный портрет крупным планом – фильм о Филипе Глассе, включенный в программу «Свободная мысль». Великий композитор, популяризатор серийной музыки, икона нью-йоркского авангарда, показан в традиционных для себя контекстах. Автор взял за основу сюжета естественный годовой цикл и показал, из чего состоит жизнь современного музыкального гения. Вообще, на «Свободную мысль» стоит обратить пристальное внимание — в этом году здесь много проблемных картин, типа «Такси на темную сторону» и громыхнувшей в Берлине «Стандартной процедуры».

Событием дня стало открытие ретроспективы столпа американского независимого кино Джона Кассаветиса. Прекрасный выбор для начала – практически никем не виденная у нас картина «Мужья» с блестящим актерским трио: Бен Газзара, Питер Фальк и сам Кассаветис. Здесь все прекрасно – и завораживающая работа крупных планов, и вкусные длинноты, и свобода с привкусом горечи, и первоклассный черный юмор. Сейчас так, увы, не снимают. И по-настоящему осознать это можно только после того, как большого художника уже не вернуть.

Ян Левченко, специально для Кинопоиска

Читайте также
Новости Новый мультик Бардина и «Гурвинек»: «Окно в Европу» объявило программу Фестиваль в Выборге в этом году выбрал своим символом сценариста Геннадия Шпаликова.
Новости Минкульт сравнил новый закон о фестивалях с безвизовым режимом Глава департамента кинематографии Ольга Любимова утверждает, что с установлением нового порядка показа фильмов на международных кинофестивалях в России кинопоказ станет менее бюрократизированным.
Новости В Венеции покажут первый фильм в формате 96 кадров в секунду Для показа с ультравысокой четкостью фильма Виктора Косаковского «Акварель» был специально сконструирован уникальный проектор.
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии