Канны-2018

«Дом, который построил Джек»: Архитектура убийства по Ларсу фон Триеру

Вне конкурса в рамках Каннского кинофестиваля прошла премьера нового фильма Ларса фон Триера — возможно, последней работы режиссера. О картине датского постановщика размышляет Мария Кувшинова.
«Дом, который построил Джек»: Архитектура убийства по Ларсу фон Триеру
КиноПоиск
«Дом, который построил Джек»

Джек (Мэтт Диллон) — инженер, который хочет быть архитектором. Он строит себе дом и убивает людей. Дом получается плохо, а убийства — хорошо: никто не пытается его ловить, жертвы сами садятся в машину и открывают входную дверь. Для Джека преступления становятся формой творчества — он составляет небольшие композиции из тел, хранящихся в холодильной камере, пока не приходит наконец к более крупным формам.

Семь лет назад, пошутив про Гитлера, Ларс фон Триер уехал с Каннского фестиваля бодрым мужчиной в самом расцвете сил. Теперь на лестницу Дворца фестивалей он может взобраться только с посторонней помощью. Анфан террибль превратился в ветхого старца, и его новый фильм кажется творческим завещанием, финальной исповедью художника-манипулятора, как и маньяк Джек, творящего свое искусство из человеческого материала. Красный халат героя и его спутник по имени Вердж (то есть Вергилий) не оставляют сомнений: перед нами новый Данте, который пытается описать и структурировать ад внутри себя.

После каждого нового убийства на выходе из кинозала во время премьеры хлопала дверь, но постоянный собеседник Джека не зря цитирует песню про whisky bar, известную в исполнении группы Doors, однако написанную Куртом Вайлем на стихи Бертольда Брехта, создателя «эпического театра», в котором актер и зритель отстранены от происходящего и наблюдают за ним с некоторой дистанции. «Это фильм про меня», — должен подумать каждый, но подумать с холодной головой, в особенно тяжелые минуты не забывая повторять про себя, что перед ним всего лишь кино. Искалеченные тела оказываются жутковатым, но эстетизированным объектом, напоминающим о пластиковых инсталляциях братьев Чепмен.

Включая в ткань повествования кинохронику, фотографию и картины (кстати, тоже прием брехтовского театра), Триер вместе с Джеком задается вопросом: не являются ли художниками и тираны — люди, творящие массовый геноцид и оставляющие после себя инсталляции из сотен тысяч обезображенных тел? Вопрос не оригинальный и не новый, но никогда нелишне спросить себя, до каких границ простирается наше желание в творческом порыве манипулировать другими людьми. Известно, что в свое время «Груз 200» Алексея Балабанова не взяли ни в одну крупную фестивальную программу, а каннский консультант по Восточной Европе Жоэль Шапрон с дрожью в голосе спрашивал у режиссера, собирается ли тот дальше снимать снафф. «Гран-Гиньоль» датского режиссера, как и Балабанов, имеющего репутацию провокатора, сегодня оказывается достаточно конвенциональным для вечернего показа во Дворце фестивалей, куда публику не пускают без каблуков и смокингов.

Очевидно, что у каждого зрителя разный порог чувствительности и разная способность к отстранению от изображения и звука, без пощады бьющих по органам восприятия. Но основная эмоция после просмотра нового фильма Триера не отвращение, не возмущение и не восторг, а грусть — грусть по уходящей эпохе огромных авторов и огромных фильмов, напоминающих исполинские архитектурные конструкции. Джек, как и ожидающие неизбежной гибели герои «Меланхолии», как и Ларс фон Триер, как каждый из нас, всего лишь хотел оказаться в домике.

Читайте также
Новости Ларс фон Триер снимет 10 короткометражек Датский постановщик устал от полнометражного кино во время работы над картиной «Дом, который построил Джек».
Новости Опубликован первый трейлер фильма «Дом, который построил Джек» Скандальный режиссер Ларс фон Триер рассказывает историю необычного серийного убийцы.
Новости «Экстаз»: Грязные танцы Гаспара Ноэ Режиссер «Необратимости» и «Любви» поставил свой самый зрительский и, возможно, лучший фильм.
Комментарии (21)

Новый комментарий...

  • 25

    DeathFrez 15 мая 2018, 13:28 пожаловаться

    #

    определенно мне фильм понравится.

    ответить

  • 5

    MegaTumoxa 15 мая 2018, 23:22 пожаловаться

    #

    Скорее бы в российский прокат вышел.

    ответить

  • vitasha 15 мая 2018, 13:43 пожаловаться

    #

    В нашем прокате наверняка не стоит ждать.

    ответить

  • Осенью выйдет у нас.

    ответить

  • 5

    vitasha 15 мая 2018, 13:48 пожаловаться

    #

    Отлично, спасибо за информацию.

    ответить

  • 24

    HeyBy 15 мая 2018, 13:50 пожаловаться

    #

    Я прекрасно понимаю, что критикуют всех и вся, но по моему мнению Триер всех этих многочисленных нападок не заслуживает. Иногда реально на какую то волну негодования натыкаешься под некоторыми обсуждениями. Ну реально, когда уже от него отстанут? Кругом пруд пруди всяких посредственных режиссеров, на которых всем почему то все равно.

    ответить

  • 9

    Slonvprotivogaze 15 мая 2018, 14:08 пожаловаться

    #

    Почему же нет? Как и каждый Большой творец заслуживает в полной мере. Без подобных нападок оно порой и вовсе не творится.

    ответить

  • 5

    nekit1337 15 мая 2018, 14:29 пожаловаться

    #

    определенно жду, хотя бы в хорошем качестве, в оригинале посмотреть.

    ответить

  • 17

    Magloire 15 мая 2018, 15:20 пожаловаться

    #

    Посмотрели «Груз», посмотрели «Антихриста», посмотрим и «Джека»

    ответить

  • Ахахах, на томатах 20%. Не простили Ларса до сих пор за выходку 2011 года?

    ответить

  • 17

    Polatschek 15 мая 2018, 16:22 пожаловаться

    #

    Ну не надо, конечно это не последний фильм Триера. Поалкогольствует еще немного и опять рукава засучит.

    ответить

  • 3

    A1Favit 15 мая 2018, 17:45 пожаловаться

    #

    Приключения Ларса в Каннах продолжаются. Жаль, меня там не было, хотя, с другой стороны, больше интриги в том, что же в итоге увидишь осенью :)

    ответить

  • 7

    AlmaAmor 15 мая 2018, 18:56 пожаловаться

    #

    Опять фон Триер сходит и сводит с ума, и мне определенно фильм уже нравиться.

    ответить

  • 1

    Paradox2000 15 мая 2018, 21:20 пожаловаться

    #

    После весьма натуралистичного поедания Потрошителем трупов убитых и выпотрошенных им детей из зала ушли почти все критики. Пресс-конференцию после показа фильма было решено не проводить. Интересно, что-то ещё Триер может предложить зрителям после поедания трупов детей?

    ответить

  • 2

    Connor James 15 мая 2018, 22:00 пожаловаться

    #

    Насчет выпотрошенных детей ничего не скажу, но вот кадр из трейлера с парнишкой, отрезающим лапы уткам «торкнул» прям по-триеровски своей жестокостью.

    ответить

  • 4

    Alex Croft 15 мая 2018, 22:33 пожаловаться

    #

    Определенно стоит ждать фильма

    ответить

  • 5

    lezha.cvei 16 мая 2018, 00:51 пожаловаться

    #

    С чего бы этому фильму быть последним в карьере Триера?

    ответить

  • Миша-35 19 мая 2018, 01:12 пожаловаться

    #

    Что ж, если этой действительно такое творческое прощание, надеюсь, оно получится достойным, как и подавляющее большинство фильмов фон Триера — эпатажных вызывающих, скандальных, но одновременно и талантливых, остро чувствующих проблемы и не стесняющихся говорить о них на «грани фола», доносить важные мэсседжи в самых необычных формах. Так что и «Дом Джека» — без вопросов к просмотру!

    ответить

  • Миша-35 19 мая 2018, 01:14 пожаловаться

    #

    Кстати, я, наверное, что-то пропустил: а что у Ларса со здоровьем не так? Ведь ему еще не так много — всего 62..

    ответить

  • zenitos-rostov 16 июля 2018, 19:19 пожаловаться

    #

    пьёт многовато и депрессия ещё

    ответить

 
Добавить комментарий...