Берлин-2018

«Быть Астрид Линдрен»: Пустяки, дело житейское

Сентиментальный байопик показывает, какими непростыми были молодые годы для великой писательницы и как та упорно не унывала.
«Быть Астрид Линдрен»: Пустяки, дело житейское
«Быть Астрид Линдгрен»

Астрид Линдгрен уже при жизни стала легендой, едва ли не самой известной гражданкой Швеции. Именно в этом статусе — знаменитой писательницы, которой шлют мешки писем благодарные читатели от мала до велика — зритель и встречает главную героиню. В своей скромной, светлой, уставленной книгами квартире в Стокгольме она распаковывает конверты с детскими рисунками, которыми ее поздравляют с днем рождения. В одном из писем оказывается аудиокассета: целый класс записал свои вопросы и обращения к Линдгрен на магнитофон. Сладкие детские голоса вопрошают за кадром: «Госпожа Линдгрен, как вам удается оставаться ребенком? Почему в ваших книгах так часто встречается смерть?» Правда, не стоит ждать, что фильм Перниллы Фишер Кристенсен ответит на эти вопросы.

16-летняя Астрид Эрикссон (Альба Аугуст, одно из главных открытий фестиваля, сочетает очарование Бри Ларсон и силу Кэри Маллиган в одном лице и скоро появится в скандинавском сериале Netflix «Дождь») гримасничает в церкви. Ей, выдумщице и непоседе, скучно слушать проповеди, но строгая мать (Мария Бонневи) мягко ее одергивает. Небольшая деревня в Швеции, где школьные эссе Астрид уже стали известными, предлагает мало возможностей талантливой девушке, однако юную Эрикссон берет в секретари отец ее одноклассницы, издатель местной газеты Блумберг (Хенрик Рафаелсен).

«Быть Астрид Линдгрен»

«Быть Астрид Линдгрен»

Блумберг доверяет девушке ее первый репортаж, восхищается слогом (это едва ли не единственная сцена в фильме, в которой обсуждается литературное дарование будущей писательницы), а дальше просит его утешить — он тяжело переживает развод. Астрид, которую в сельском клубе никогда не зовут танцевать, польщена его вниманием. Их связь приводит к беременности, и девушке приходится уехать из деревни в Стокгольм, чтобы избежать кривотолков и неприятного для Блумберга исхода бракоразводного процесса.

Фильм Перниллы Фишер Кристенсен последовательно документирует злоключения молодой Астрид. По законам 1920-х она вынуждена уехать в Данию, чтобы родить ребенка без указания фамилии отца, а потом и вовсе оставить маленького Ларса с приемной матерью (Трине Дюрхольм), так как у секретарши нет денег на содержание сына. Своенравная Астрид отказывается мириться с обстоятельствами: отвергает предложение Блумберга о женитьбе, осознав, что между ними нет любви, конфликтует с родителями, стесняющимися дочери-грешницы и не признающими ее сына. В чем она находит источник уверенности в себе и оптимизма? На этот вопрос фильм ответа тоже не дает, зато позволяет лучше проникнуть в характер стойкой к любым лишениям (дело житейское!) молодой женщины, который будет просвечивать во многих героях ее книг и подарит такую же веру в лучшее ее читателям. Другое дело, что история, рассказанная в фильме, могла случиться почти с любой девушкой того времени и совершенно необязательно привела бы к писательской карьере.

«Быть Астрид Линдгрен»

«Быть Астрид Линдгрен»

«Быть Астрид Линдгрен» снят с бесконечной любовью к главной героине да и к остальным персонажам, даже к жалкому и принесшему Астрид немало проблем Блумбергу, даже к суровым родителям. Самой напряженной и драматичной линией в итоге оказываются отношения Астрид с сыном, когда кажется, что она вот-вот сломается и сдастся.

«Быть Астрид Линдгрен»

«Быть Астрид Линдгрен»

Обаяние Астрид в исполнении Альбы Аугуст, детально воссозданная эпоха, элегантная операторская работа и сентиментальная музыка (дети с аудиокассеты на финальных титрах и вовсе затянут песенку с текстом вроде «Жить — вот что самое главное!») позволяют с интересом наблюдать за путешествием молодой писательницы по кочкам судьбы, однако ее литературная жизнь так и остается где-то на периферии — двумя детскими косичками (их Астрид отстрижет к неудовольствию мамы, которая скажет, что короткие волосы — прямая дорога в ад), фамилиями начальников на работе («Да, мистер Нильсен, я сейчас соединю вас с мистером Карлсоном»), «крокодиловой пастой» на бутерброде и другими крохотными деталями.

Читайте также
Новости «Остров собак» Уэса Андерсона: Японский пес тебе товарищ Режиссер «Отеля „Гранд Будапешт“» и «Королевства полной луны» снял свой первый политический фильм, хотя утверждает, что ничего такого не хотел.
Новости «Довлатов» Алексея Германа-мл.: Большой писатель пытается не потерять себя Помимо прочего, у картины есть исполнитель главной роли, который, кажется, мог бы понравиться самому Довлатову. И весьма небанальная стратегия проката.
Новости Мертвецы не рассказывают сказок: Сериал о корабле по имени «Террор» Канал AMC превратил 800-страничный роман Дэна Симмонса в сериал из десяти эпизодов, и первые два, показанные в Берлине, внушают исключительно оптимизм.
Статьи Алексей Герман-младший: «Магазин, дворник, пивная — вот что такое Родина» Как в создании «Довлатова» участвовала семья писателя, почему фильм не понять западному зрителю и зачем на главную роль было брать сербского актера — в интервью режиссера.
Комментарии (10)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...