Берлин-2018

«Не в себе» Стивена Содерберга: Сталкер наносит ответный удар

Содерберг окончательно вернулся в большое жанровое кино. Его снятый на айфон «Не в себе» способен пощекотать нервы покруче «Побочного эффекта» и «Заражения».
«Не в себе» Стивена Содерберга: Сталкер наносит ответный удар
«Не в себе»

Героиня «Не в себе» с необычным именем Сойер Валентини (Клер Фой) недавно переехала в Пенсильванию. Она уже вышла там на работу, но все же с трудом заводит новые знакомства и постоянно настороже: сменить город ее заставил настойчивый преследователь по имени Дэвид Стрейн, который никак не мог взять в толк, что она не хочет иметь с ним ничего общего. Периодически девушка чувствует, что за ней кто-то наблюдает, и даже встреча с симпатичным парнем из «Тиндера» может спровоцировать паническую атаку.

В поисках поддержки Сойер отправляется по страховке к психологу в больницу «Хайленд Крик», где ее между делом спрашивают, не хочется ли ей иногда покончить с собой. «Да, конечно, иногда бывает, разве так не у всех?» Психолог кивает головой и просит подписать ряд бумаг, а потом сообщает, что ближайшие сутки Сойер проведет в стационаре. Среди персонала Сойер, уже возмущенная тем, что ее удерживают в психушке против ее воли, замечает знакомое лицо. Правда, медбрата зовут Джордж Шоу (Джошуа Леонард), а не Дэвид Стрейн, но улыбается он как-то подозрительно. Сойер никто не верит, полиция разводит руками («Вы же сами подписали согласие на лечение»), а доктора уверяют, что она опасна для себя и для окружающих. Так кто сходит с ума — Сойер или мир вокруг? Как обычно у Содерберга, всему найдется рациональное объяснение, но героине от этого легче не станет.

Сценарий «Не в себе» родился за 10 дней из простой идеи сценаристов Джеймса Грира и Джонатана Берштейна: что будет, если девушку против ее воли поместить в психушку, да еще и вместе с человеком, который ее преследует? Немного «Ребенка Розмари», чуть-чуть «Пролетая над гнездом кукушки», взболтать, но не смешивать. Стивен Содерберг живо откликнулся, ведь его всегда интересовали сильные женские характеры, и героиня Фой, хоть и хрупкая девушка, уверена, что способна за себя постоять даже среди сумасшедших. Содерберг, кстати, приметил Фой, когда актриса произнесла трогательную речь на вручении «Золотых глобусов». Уже после этого, увидев девушку в «Короне», режиссер поразился, какой разной она может быть, и специально прилетел на переговоры в Лондон.

Для Фой «Не в себе» дает возможность развернуться: ее героине есть что скрывать, она импульсивна, агрессивна и одновременно ранима, умеет манипулировать людьми. В одной из сцен, снятой в небольшом пространстве подвального карцера для буйных пациентов, режиссер дарит ей театрального уровня монолог — настоящий слоеный пирог из лжи, отчаяния и ненависти.

«Не в себе»

«Не в себе»

Интересно, что у «Не в себе» есть много общего с «Профилем» Тимура Бекмамбетова, также представленным на Берлинале. Содерберг снял свой триллер целиком на айфон, что значительно удешевило и убыстрило производство, развязав руки и режиссеру, и актерам. Картину сняли всего за две недели. Айфон можно было моментально поместить в нужную позицию — например, над актером — без необходимости долго крепить камеру. Однако были и проблемы. В основном со стабилизацией изображения — камера айфона чутко реагировала на любую вибрацию.

Как и Бекмамбетов, Содерберг говорит, что вернуться к традиционному процессу с громоздкими камерами и освещением после опыта съемки на компактное устройство, которое можно поместить близко к лицам актеров, будет непросто. И свой следующий фильм, работа над которым начнется буквально на следующей неделе, режиссер планирует снять схожим способом.

Изначально Содерберг не собирался выпускать «Не в себе» в кинотеатральный прокат, думая исключительно о цифровом релизе, но, увидев картину на постпродакшене, поменял точку зрения.

Другой свой эксперимент Содерберг был вынужден признать неудачным. Во время релиза своего предыдущего фильма «Удача Логана» он попробовал зацепить аудиторию через социальные сети, избегая традиционных инструментов вроде телерекламы. Тогда он пришел к выводу, что отклик в соцсетях не конвертируется в купленные билеты. Лайки и перепосты не привели людей в кинотеатры. Наученный горьким опытом, с «Не в себе» Содерберг решил поступить по старинке и купить рекламное время на телевидении, рассчитывая, что тогда в представлении зрителей картина обретет вес — для них это будет «настоящее кино», хоть и снятое на айфон.

Сложно не провести параллель между сталкером из фильма и волной рассказов о сексуальном насилии и преследованиях, всколыхнувших Голливуд прошлой осенью. «Мы снимали в июне, еще до того, как в октябре возникло это движение. С другой стороны, подобные ситуации были всегда», — признается Содерберг.

«Не в себе»

«Не в себе»

Он не скрывает, что, работая над фильмом и рассказывая о его теме коллегам по киноиндустрии, услышал много историй, подобных сюжету «Не в себе». Тема сталкеров оказалась близкой и очень узнаваемой для многих артистов. Когда о проекте услышал один работавший с Содербергом актер, то предложил принять участие в фильме. Его камео в роли консультанта по безопасности, объясняющего Сойер, как избежать столкновения со сталкером, вызвало в зале вздох умиления.

«Не в себе» балансирует на грани триллера и хоррора, однако сам Содерберг предостерегает от ярлыков, чтобы у зрителя не возникло определенных ожиданий. Режиссер уверен, что в его фильмографии уже был хоррор, и это «Заражение», а вот «Не в себе» — именно что психологический триллер. Что можно сказать точно: после фильма Содерберга так и хочется оглянуться по сторонам, возвращаясь вечером домой, и зажать в руке ключи на всякий случай.

Читайте также
Новости «Профиль» Тимура Бекмамбетова: Не ходите, девушки, в Сирию гулять У Бекмамбетова странное представление о расследовательской журналистике, но его фильм — интересное высказывание о мире, в котором для знакомства с террористом достаточно завести аккаунт в соцсети.
Новости «Утёйа, 22 июля»: Пугающее напоминание о теракте Андерса Брейвика Фильм Эрика Поппе предлагает почувствовать себя в шкуре подростка под прицелом Андерса Брейвика в ужасающем аттракционе, снятом одним кадром.
Новости Новый фильм Ким Ки Дука: Кореец бросает вызов Даррену Аронофски Ким Ки Дук вновь вступает на территорию притчи, на этот раз о сотворении мира и наказании за грехи. С изнасилованиями, каннибализмом и инцестом.
Новости Netflix выпустит политический триллер Стивена Содерберга Одну из главных ролей в картине сыграет звезда «Друзей» Дэвид Швиммер.
Комментарии (32)

Новый комментарий...

  • 7

    МИРС 22 февраля 2018, 13:20 пожаловаться

    #

    «Содерберг окончательно вернулся в большое жанровое кино. Его снятый на айфон „Не в себе“ способен пощекотать нервы покруче „Побочного эффекта“».

    А «Побочный эффект» разве кому-то щекотал нервы? Ну да, сюжет интересный, но вот «щекотанием нервом» там и не пахнет.

    ответить

  • 9

    ЛарисаЙошта 22 февраля 2018, 13:44 пожаловаться

    #

    что будет, если девушку против ее воли поместить в психушку, да еще и вместе с человеком, который ее преследует?

    Что-то мне подсказывает, что сценаристы Джеймс Грир и Джонатан Берштейн, в детстве были ещё те «естествоиспытатели»: что будет, если у бабочки оторвать крылья, и бросить в муравейник? что будет, если затем этот муравейник поджечь? что будет, если сбросить кошку с 5 этажа на газон? а на асфальт? а на провода под напряжением?
    Да, и конечно же всё это снять на айфон и выложить в сеть, дабы пощекотать нервы зрителю.

    ответить

  • 13

    DikCinema 22 февраля 2018, 14:51 пожаловаться

    #

    Всегда считал, что снимать фильмы, отталкиваясь от вопроса «что будет, если…?», гораздо интереснее, чем брать за основу какую-то стандартную морализаторскую идею и пытаться ее раскрыть) Сценаристу интереснее писать, режиссеру интереснее искать в этом смысл, а зрителю — интереснее смотреть))

    ответить

  • Отталкиваясь от вопроса «что будет, если…» можно только ставить опыты в реальной жизни. В мире авторской фантазии чистота эксперимента априори нарушена авторской же волей, там нельзя посмотреть, «что будет, если…», там можно только сделать «а вот у нас история о Х, с которой/которым случилось Y».

    ответить

  • 2

    DikCinema 22 февраля 2018, 16:52 пожаловаться

    #

    Если говорить о физических, химических и прочих материальных явлениях, о которых можно выражаться языком объективности, это так. Но когда это искусство ставило своей целью поиск истины о материальной стороне мира? Разве оно не было всегда ориентировано скорее наоборот — на сторону духовную, внутреннюю, эмоционально-психологическую?

    Хотя, говоря и о материальной стороне мира, можно вспомнить Жюль Верна и то, сколько всего он предсказал в своих книгах. Пусть он и был писателем, а не кинематографистом, но и то, и то — fiction.

    ответить

  • У вас, наверное, очень богатый внутренний мир, раз вы такое писать не боитесь.
    Боюсь вас расстроить, но «стороны духовная, внутренняя, эмоционально-психологическая» точно так же подвергнуты влиянию материальной реальности. И загнуть их в рамки формулы «что будет, если…» как бы невозможно.

    ответить

  • DikCinema 23 февраля 2018, 21:56 пожаловаться

    #

    Ну а как же. Я этого и не стесняюсь как бы) И вам тоже, отталкиваясь от вашей аватарки и ника, должно верить в богатый внутренний мир человека. Вы просто с самого начала меня не совсем поняли. Кинематограф, как духовная сфера, относится к эстетико-философской, а не материальной стороне жизни человека, поэтому заведомо бесполезно писать книгу или сценарий, имея целью проведение объективного, реального эксперимента. Никто так и не делает. А делают это ради веселья и эстетического удовольствия, ну и поиска истины, в случае чего-то серьезного, но истины относительной и духовной, и не объективной и абсолютной. Другими словами, философия и физика. Я думал о философии, когда писал свой комментарий, а вы — о физике, когда читали и интерпретировали его. И произошел диссонанс, который я сейчас пытаюсь исправить. Вот так. :)

    ответить

  • Иными словами вы только что отказались от своих же слов, напечатанных ранее, а именно Всегда считал, что снимать фильмы, отталкиваясь от вопроса «что будет, если…?», гораздо интереснее, чем брать за основу какую-то стандартную морализаторскую идею и пытаться ее раскрыть.

    ответить

  • 2

    DikCinema 24 февраля 2018, 18:55 пожаловаться

    #

    Постойте, в каком это месте я отказался от своих слов?

    ответить

  • В предыдущем своем комментарии, когда поясняли, что сказали вовсе не то, что думали.

    ответить

  • 1

    DikCinema 26 февраля 2018, 22:25 пожаловаться

    #

    Извините, но ничего подобного я не писал. Я написал вот что: «Вы просто с самого начала меня не совсем поняли… произошел диссонанс, который я сейчас пытаюсь исправить. Вот так. :)» Разве это похоже на «я сказал вовсе не то, что думаю»? Это вы скорее уходите от вопроса, пытаясь мне доказать, что я якобы сменил свое мнение.

    ответить

  • Да, все, что расписано далее, похоже (в том числе и по смыслу) на то, что вы поняли, что написали чушь, а потом отказались от своих слов под благовидным предлогом «я не то имел ввиду».

    ответить

  • DikCinema 27 февраля 2018, 17:01 пожаловаться

    #

    Вы хотя бы раз в жизни сочиняли истории? Если да, то может объясните мне, в чем бредовость того, что человек отталкивается от вопроса «что будет, если…» при их сочинении? Ведь я про это писал.

    Давайте посмотрим. Это вы, а не я, в последних трех комментариях ничего не написали по существу вопроса. Это вы, а не я, пытаетесь перевести внимание с сути дела на меня. По-моему, как раз такая тактика поведения свойственна человеку, который понял, что с самого начала не правильно все воспринял, точнее не учел контекст, и начал писать не относящийся к вопросу бред, в отличие от того, кто продолжает хоть как-то поддерживать тематику разговора.

    ответить

  • Да нет, вы юлите на месте, и не хотите признать, что неверно оперируете формулировками. «Что будет, если…» применимо к экспериментам, а не к построению сюжета. Сама суть формулировки в том, что мы что-то делаем, а потом наблюдаем результат. В ходе написания истории такая формулировка не работает, так как все в ней подвластно воле автора и может принимать откровенно бредовые идеи: что будет, если динозавр появится, что будет, если рояль в кусты упадет, что будет, если придет Нео и всех спасет? В любом случае, будет у нас сюжетный поворот разной степени адекватности.
    Понимаете, сама формулировка в отношении построения сюжета недействительна, так как содержит вопрос иного толка.

    ответить

  • 1

    ЛарисаЙошта 22 февраля 2018, 15:40 пожаловаться

    #

    Интересы людей разнятся. Кому то интересно наблюдать вышеописанную смесь хоррора и триллера, или как например в этом фильме https://www.kinopoisk.ru/film/razdelitel-2011-482078/ что будет, если посадить людей, как крыс в бочку, и наслаждаться зрелищем, как они последовательно пожирают друг друга, деградируя даже ниже уровня крыс.
    Мне интересней было наблюдать например, как в этом фильме https://www.kinopoisk.ru/film/12-razgnevannykh-muzhchin-1957-346/ что будет если один упрямец пойдет против толпы, следя за раскрытием персонажей, и развитием сюжета от «1 : 11» до «12 : 0». При этом морализаторская идея, без которой тут не обошлось, ничуть не подпортила впечатление от просмотра.

    ответить

  • 3

    DikCinema 22 февраля 2018, 16:46 пожаловаться

    #

    Вы меня не поняли. Я говорил об изначальной задумке. А что там прикрутится в процессе реализации — это уже другой вопрос. И художник, ставя себе вопрос «а что, если…?», как раз таки будет обращаться скорее к внутреннему миру человека, нежели к внешнему. «Что будет, если обстоятельства заставили человека совершить убийство?» Физически ответ ясен: он сядет в тюрьму (если поймают). А сценарист заглянет внутрь этого человека, и что он там найдет — вопрос. По мне, интереснее так, чем просто поставить себе цель написать сценарий, раскрывающий идею «убивать плохо», вот что я имел в виду.

    ответить

  • Alex Croft 23 февраля 2018, 05:53 пожаловаться

    #

    Выглядит весьма интересно

    ответить

  • 1

    DermaK 23 февраля 2018, 08:11 пожаловаться

    #

    Может в статье просто написать «снятый на телефон», а то смотрится как скрытая реклама от Кинопоиска?

    ответить

  • 4

    Name XXX 23 февраля 2018, 08:51 пожаловаться

    #

    «… Стивен Содерберг живо откликнулся, ведь его всегда интересовали сильные женские характеры…»
    Попахивает отсебятиной, потому что если бы это было так, он бы больше времени уделял этим самым сильным женским характерам в своих фильмах. Ни в одном из его фильмов (кроме, видимо, этого) не фигурировал этот самый сильный женский характер на заметных ролях. И то…

    ответить

  • Вы уверены?
    А что делать с «Эрин Брокович»?
    В «Больнице „Никербокер“ они присутствовали, как и в том же „Побочном эффекте“».
    Да и «Забытые богом», где он выступил продюсером, основаны как раз на женских характерах.

    Вы, мне кажется, просто хотели подловить автора, но как-то не подготовили тылы. Возможно, его просто интересуют сильные характеры, вне привязки к полу, но ваше заявление еще более отсебятническое.

    ответить

  • 3

    Name XXX 23 февраля 2018, 21:53 пожаловаться

    #

    В самом деле, тылы подготовил я не очень хорошо (это касается моего утверждения про отсутствие подобных фильмов у режиссёра в принципе). Однако…

    В «Побочном Эффекте» трудно выделить сильный женский характер: одна женщина поочерёдно идёт на поводу у другой.
    Касательно сериала «Забытые Богом» (который я не смотрел) можно заметить, что Содерберг выступил продюсером, а не режиссёром или сценаристом, и это ничего не говорит о его любви к сильным женским характерам.

    А в «Больнице…» нет концентрации на каком-то женском персонаже настолько, чтобы заподозрить Содерберга в любви к сильным женским характерам.

    Только «Эрин Брокович» можно однозначно отнести к фильмам, где центральная роль отдана женщине с сильным характером.

    По одному фильму неадекватно называть Содерберга человеком, которого «всегда интересовали сильные женские характеры». Точно то же самое можно утверждать, даже считая, что все остальные приведённые Вами фильмы и сериалы годятся как примеры, потому что в них нет центральных ролей с сильными женскими персонажами. А вот Вуди Аллена можно назвать человеком, который всегда интересуется женщинами на центральных ролях.

    «… Возможно, его просто интересуют сильные характеры, вне привязки к полу…»
    Это звучит более разумно.

    ответить

  • Тогда так и оставим.

    ответить

  • 1

    Void777 23 февраля 2018, 14:32 пожаловаться

    #

    Мне и моему фсб-шнику понравился сюжет

    ответить

  • 1

    Миша-35 26 февраля 2018, 17:10 пожаловаться

    #

    Вот это зрелище для меня! Уверен, смесь хоррора с триллером получилась у Содерберга на славу! Единственное, надеюсь, изображение «откалибровали», и эффекта трясущейся камеры (телефона) не будет. Не нравится он мне и ощущения от него. В относительно недавнем продолжении «Ведьмы из Блэр» это был вообще полный кошмар: по ходу фильма от этой трясущейся камеры реально несколько раз возникало чувство тошноты.

    ответить

  • ProtoCry 29 марта 2018, 19:33 пожаловаться Good

    #

    Нормальное кинцо!

    ответить

 
Добавить комментарий...