Берлин-2018

Женщины на грани нервного срыва: «Наследницы», «Недвижимость» и «Дочь моя»

Три конкурсных фильма Берлина ставят в центр необычных героинь и практически игнорируют персонажей-мужчин.
Женщины на грани нервного срыва: «Наследницы», «Недвижимость» и «Дочь моя»
«Недвижимость»

«Дочь моя»

Итальянская картина Лауры Биспури исследует необычный треугольник — десятилетней Виттории (Сара Касу), ее приемной матери Тины (Валерия Голино), которую девочка считает родной, и биологической матери, Анжелики (Альба Рорвахер), женщины распутной и ненадежной. Между Тиной и Анжеликой существует давний уговор: Анжелика не общается с дочерью, а Тина за это помогает ей чем может. Однако Виттория уже достаточно взрослая, чтобы заметить сходство и выяснить, кто ее мама. К неудовольствию Тины, Анжелика и Виттория проводят все больше времени вместе. Солнечная Сардиния, где Тина и ее муж трудятся на рыбзаводе, служит выразительным фоном, а разбитная итальянская попса — саундтреком.

Отношения между тремя женщинами похожи на пружины, которые находятся в постоянном взаимодействии. Развязная Анжелика пугает и одновременно притягивает Витторию, которую не принимают одноклассницы. Тина отчаянно пытается удержать любимую дочь, а Анжелика видит в ребенке шанс начать новую жизнь. Все это напоминало бы беспросветную драму о непростой жизни трудящихся (над героинями перманентно нависают финансовые проблемы), однако Биспури удается зафиксировать камерой и энергию женщин, и их безусловную любовь друг к другу, и надежду на счастливый финал, и игру света в волосах рыжеволосой Виттории.

«Наследницы»

В полнометражном дебюте парагвайского режиссера Марчелло Мартинесси тоже есть своеобразный треугольник. Две женщины, Чела и Чикита, живут семьей вместе уже больше 30 лет, однако денег, оставшихся когда-то обеим от обеспеченных родителей, меньше с каждым днем. Вот они уже вынуждены распродавать хрусталь, картины и даже мебель. Неумелые операции с кредитами и вовсе приводят к тому, что Чикиту отправляют на пару месяцев за решетку, и привыкшей к комфорту и заботе Челе приходится заняться частным извозом, благо богатым пожилым соседкам как раз нужен шофер-женщина. Чела водит с трудом, но выхода нет. Это приносит деньги, а заодно и знакомство с привлекательной девушкой.

«Наследницы»

«Наследницы»

Мартинесси показывает представительниц привилегированной части парагвайского общества: у них есть пусть скудное, но наследство, хороший дом, помощница по хозяйству. Перспектива потерять этот комфорт или видимость комфорта невероятно страшит. Отъезд Чикиты в тюрьму переворачивает мир Челы, обнажая необходимость изменений. В мире «Наследниц» мужчины вообще отсутствуют как класс, и дело не только в том, что героини — лесбиянки. Мартинесси говорит, что с детства ему в голову вбивали единственно возможный шаблон мужского поведения, сформированный военными и католической церковью, в котором нет места индивидуальности, сомнениям и слабости. Культура мачизма не оставляет выхода: у мужчины должен быть ответ на любые вопросы. Поэтому ситуация, в которой оказывается Чела, смотрится правдоподобно именно благодаря отсутствию мужского взгляда и подхода к проблемам.

«Недвижимость»

Наследницей можно назвать и героиню шведской трагикомедии Акселя Петерсена и Манса Манссона «Недвижимость» — 68-летнюю Нойет (взрывная брюнетка Леоноре Экстранд). После смерти отца она возвращается в Швецию из Испании, чтобы разобраться с его делами, и выясняет, что принадлежавшее ему здание находится в ужасном состоянии. Брат и племянник совсем запустили его, и теперь там живут нелегальные мигранты, у которых даже нет договора аренды. Дом становится для Нойет чемоданом без ручки — продать сложно (жильцы могут основать кооператив и выступить против продажи), а поддерживать себе дороже.

«Недвижимость»

«Недвижимость»

Жильцы после знакомства с новой хозяйкой уже что-то подозревают и устраивают сомнительные собрания, брат с племянником быстро становятся врагами, а вот сама Нойет вооружается винтовкой и изучает «Поваренную книгу анархиста», чтобы буквально выкурить всю эту шатию-братию из здания. В этом ей помогает эксцентричный семейный юрист Лекс (реальный брокер Кристер Левин, консультировавший сценаристов, — непрофессиональный актер, как и все исполнители ролей второго плана), который в свободное от юридической практики и стрельбы из винтовки время занимается тем, что ставит мюзиклы с участием бездомных.

Петерсен и Манссон писали сценарий специально под Экстранд, и ее героиня заполняет собой весь экран. Режиссеры не боятся ни сверхкрупных планов (настолько близких к лицам героев, что порой сложно понять, где происходит действие), ни подробной постельной сцены с участием главной героини, ни вызывающих тошноту деталей вроде грязных пальцев, ковыряющихся в стакане томатного сока, или бурной растительности на лобке Нойет (мы вас предупредили!). Это не та Швеция, которую мы видим в каталогах «Икеа»: никаких уютных интерьеров в светлых тонах — только черный рынок недвижимости, только хардкор.

Читайте также
Новости Новый фильм Ким Ки Дука: Кореец бросает вызов Даррену Аронофски Ким Ки Дук вновь вступает на территорию притчи, на этот раз о сотворении мира и наказании за грехи. С изнасилованиями, каннибализмом и инцестом.
Новости Хоакин Феникс в инвалидном кресле: Реальная история одного карикатуриста Два фильма, посвященных зависимостям (один — от Гаса Ван Сента), представили сильных кандидатов на приз за лучшую мужскую роль. С Фениксом сразится 24-летний дебютант.
Новости «Ева»: В постели с Изабель Юппер (на самом деле нет) В эротическом триллере «Ева» нет ни намека на эротику, а единственный напряженный момент связан с ожиданием того, хватит ли у героя денег на кредитке, чтобы заплатить за отель.
Статьи Алексей Герман-младший: «Магазин, дворник, пивная — вот что такое Родина» Как в создании «Довлатова» участвовала семья писателя, почему фильм не понять западному зрителю и зачем на главную роль было брать сербского актера — в интервью режиссера.
Комментарии (3)

Новый комментарий...

  • 1

    Alternativasinitsy 21 февраля 2018, 22:29 пожаловаться

    #

    Наследницей можно назвать и героиню шведской трагикомедии Акселя Петерсена и Манса Манссона «Недвижимость», 68-летнюю Нойет (взрывная брюнетка Леоноре Экстранд).

    Если возраст героини не опечатка, то все описанное в статье, включая пикантные подробности, действительно, иначе как хардкором не назовешь.

    ответить

  • 1

    Миша-35 26 февраля 2018, 16:48 пожаловаться

    #

    «Наследниц» и «Дочь мою» смотрю однозначно: зацепили. Насчет «Недвижимости» подумаю, но тоже скорее да, чем нет.

    ответить

 
Добавить комментарий...