Берлин-2018

«Профиль» Тимура Бекмамбетова: Не ходите, девушки, в Сирию гулять

У Бекмамбетова странное представление о расследовательской журналистике, но его фильм — интересное высказывание о мире, в котором для знакомства с террористом достаточно завести аккаунт в соцсети.
«Профиль» Тимура Бекмамбетова: Не ходите, девушки, в Сирию гулять
Шазад Латиф, Тимур Бекмамбетов и Валин Кэйн / Фото: Getty Images

Новая лента Тимура Бекмамбетова снята за девять дней, большую часть которых актеры сидели перед экранами ноутбуков или снимали себя на телефон. Все дело в том, что действие картины, как и в случае с «Убрать из друзей», происходит целиком на рабочем столе компьютера — в данном случае британской журналистки Эми Уиттакер. Эми (Валин Кэйн) около 30 лет, она не очень дружит с дедлайнами и своевременной оплатой аренды. Когда главный редактор безымянного телеканала в очередной раз требует от нее сдать материал, Эми как раз регистрирует в Facebook фейковый аккаунт Мелоди Нельсон, недавно принявшей ислам. На расследование Эми вдохновляет история британской школьницы Тэйлор. Та уехала в Сирию, а при попытке сбежать (вместо обещанных золотых гор и любящего мужа девушке предложили роль секс-рабыни) ее жестоко убили.

Эми-Мелоди добавляет в друзья британских девушек, которые приняли ислам, лайкает посты с публичными казнями неверных. Пара кликов — и ей уже пишет опытный вербовщик Абу Билель (очаровательный и по-настоящему убедительный, в отличие от Кэйн, Шазад Латиф). Придумав за пять минут вымышленную биографию, быстренько погуглив, как носить хиджаб, и сделав с помощью YouTube-туториала молодящий макияж, отважная журналистка созванивается в скайпе с Билелем, утверждая, что ей 19, она недавно приняла ислам и хочет узнать, как же ей уехать в Сирию. Главный редактор в восторге и уже обещает взять Эми в штат. Правда, историю нужно сдать поскорее. Горячая же тема, поэтому вот тебе, Эми, три недели на общение с террористом.

Погрузившись с головой в общение с Билелем (у того, что удивительно, приличный интернет даже во время военных операций где-то посреди пустыни), Эми теряет связь с реальностью: на жениха, с которым собиралась съехаться, теперь нет времени; любимую собаку надо куда-то пристроить (собаки — харам, то есть запрещены исламом, а Билель все видит и слышит), а Билель тем временем уже зовет замуж, рассказывает трогательную историю об умершей маме, с которой не успел попрощаться, и вообще кажется таким чутким и понимающим. Он и сам британец пакистанского происхождения, которого замучили ксенофобия и лицемерие Запада. А еще он присылает гифки с котятами. В общем, во всех отношениях положительный человек.

«Профиль»

«Профиль»

Оказывается, сыграть свадьбу можно тоже по скайпу, и спустя пару недель Эми уже мчит в Амстердам, чтобы оттуда двинуться в Турцию и к виртуальному мужу в Сирию — жить в огромном доме (Билель его показывал по скайпу), рожать детей (окошко браузера с рекламой центра заморозки яйцеклеток как бы намекает, что часики тикают, а британский жених, видимо, к потомству пока не готов) и жить счастливой жизнью жены террориста.

«Профиль» — это прежде всего убедительное доказательство того, что формат screen life, уже опробованный Бекмамбетовым в нескольких проектах (одним из последних стал с успехом показанный на фестивале «Сандэнс» триллер «Поиск»), при правильно выбранной истории удачно работает. Такие фильмы не только дешевле в производстве, ведь для них не нужны павильоны, массовка, освещение, большая съемочная группа и еще тонна мелочей, которые необходимы традиционному кино. Они еще и действительно обеспечивают зрителю максимальное погружение в мир героя. Экран монитора со всеми его приложениями, которыми мы пользуемся каждый день, легко присвоить, принять за свой.

Актерам тоже хорошо: они не теряют лишнего времени на площадке, ожидая съемки очередной сцены, и могут сосредоточиться на персонаже. Запись же разговора по скайпу в режиме реального времени («Профиль» так и снимали — Кэйн находилась в Лондоне, Латиф звонил ей с локации на Кипре) позволяет играть непрерывно, как в театре, при этом реагируя, как в реальной жизни, на помехи звука и изображения, например. Тимур Бекмамбетов рассказал на пресс-конференции в Берлине, что одну из финальных сцен фильма планировали снять традиционным способом, с помощью обычных камер и киносвета. «Я просто не смог так снимать. Это же так скучно!» — говорит режиссер. Сцену в итоге из финальной версии фильма вырезали.

Смотреть «Профиль» нескучно, местами забавно, хотя создатели, кажется, это не вкладывали (чего стоит только спонтанное желание Эми-Мелоди получить в качестве свадебного подарка «Калашников» или мелодраматические сцены, в которых вдруг появляются отзвуки то ли «Мам», то ли «Елок»), однако чаще всего испытываешь неловкость. Авторы явно решили, что, если показать работу журналистов близко к реальности, зрители уснут.

«Профиль»

«Профиль»

Все дело в том, что «Профиль» основан на реальных событиях и книге французской журналистки Анны Эрель (это вымышленное имя, свое настоящее имя девушка вынуждена скрывать из-за угроз), на которую Бекмамбетов и сопродюсер фильма Ольга Харина приобрели права. Эрель в течение нескольких месяцев расследовала истории женщин, уехавших к исламским террористам. В ее книге — она, кстати, выходила в России под названием «Я была джихадисткой. Расследование в центре вербовочной сети ИГИЛ» (ИГИЛ — террористическая организация, запрещена в России) — была описана тщательная подготовка к расследованию, общение с женщинами, уехавшими к вербовщикам, и причины их отъезда. Однако сама журналистка, конечно, никогда не попадала под влияние обаятельного Билеля, осознавая, что он хладнокровный убийца, а не потенциальный муж. Авторы же решили объединить образ журналистки с героинями ее репортажа.

Из фильма «Профиль» можно сделать вывод, что опасная игра, которую вела журналистка, была мотивирована амбициями, необходимостью платить за квартиру, а еще желанием иметь мужа и детей, что едва не привело к печальному концу. Зрители могут подумать, что тщательные расследования, которые ставят под угрозу жизни сотрудников СМИ, пишутся за три дня и при помощи пары поисковых запросов. Что, поставив цель узнать, как и почему европейские женщины уезжают в самое опасное место на земле и попадают в руки террористов, корреспонденты с легкостью забывают про любые меры предосторожности и открывают свою душу, легко попадая под влияние источников информации. В то же время (и это делает «Профиль» чуточку полезным) картина предупреждает о двух вещах: человека в сети очень легко отследить (пример Мелоди другим наука), и да, не ходите, девушки, в Сирию гулять.

Читайте также
Новости «Ева»: В постели с Изабель Юппер (на самом деле нет) В эротическом триллере «Ева» нет ни намека на эротику, а единственный напряженный момент связан с ожиданием того, хватит ли у героя денег на кредитке, чтобы заплатить за отель.
Новости КиноПоиск и Medialab «Яндекс.Такси» подвели итоги сценарного конкурса Среди победителей — звезда фильма «Ученик» Петр Скворцов и шеф-редактор Arzamas Олег Коронный.
Новости Бекмамбетов и создатели «Проекта 1917» запустили сериал для смартфонов Экспериментальный документальный проект расскажет, как 1968 год изменил мир. Все события будут показаны через экран смартфона, который мог бы быть у главных героев.
Комментарии (28)

Новый комментарий...

  • 7

    Alex Croft 18 февраля 2018, 21:19 пожаловаться

    #

    Очень щекотливая, но актуальная в наше время тема. Надо бы посмотреть

    ответить

  • 12

    ЗначитЧто 18 февраля 2018, 21:39 пожаловаться

    #

    «Профиль» — прежде всего, убедительное доказательство того, что формат Screen Life, уже опробованный Бекмамбетовым в нескольких проектах (одним из последних стал с успехом показанный на фестивале «Сандэнс» триллер «Поиск»), при правильно выбранной истории удачно работает. ©

    В кинотеатр идти, чтобы увидеть фильм, снятый в формате Screen Life? Спасибо, но я пас.

    ответить

  • 15

    p2 18 февраля 2018, 22:03 пожаловаться

    #

    Все дело в том, что действие картины происходит целиком на «рабочем столе»

    Снял новые «Взломать блогеров»

    ответить

  • 5

    LoloLogin 18 февраля 2018, 23:12 пожаловаться

    #

    Всё равно в этом жанре круче чем шедевр «Взломать блогеров» уже никто не снимет

    ответить

  • 2

    Миша-35 18 февраля 2018, 23:15 пожаловаться

    #

    Кого как, а меня фильмы «в Сети» не зацепили с самого начала. Вот и «Профиль» почему-то смотреть совершенно не тянет. Причем не тянуло бы, даже если бы его снял другой режиссер.

    ответить

  • 29

    _ukrop_ 19 февраля 2018, 00:29 пожаловаться

    #

    Часами напролёт, на работе и дома, я наблюдаю экран монитора… И так каждый день, месяц, год… Что же я хочу увидеть в кино? Конечно же экран монитора!!!

    ответить

  • 1

    Hephaestvs 19 февраля 2018, 00:48 пожаловаться

    #

    прочел мысли)

    ответить

  • 1

    Ilyas Asilgaly 19 февраля 2018, 01:04 пожаловаться

    #

    Такое чувство будто Бекмамбетов все равно сделал это ради бабла.

    ответить

  • 9

    уэф 19 февраля 2018, 07:02 пожаловаться было время

    #

    Я помню потрясающие впечатления, полученные от просмотра «Влюблённый Тома», но и тогда же весь интерес к подобным затеям в кино исчерпался. На такую тему документалтное кино снимать надо.

    ответить

  • 6

    SashaRush 19 февраля 2018, 09:00 пожаловаться

    #

    А вроде бы интересный проект, но снятый в формате декстоп, серьёзно?

    ответить

  • 3

    Niel_Monjol 20 февраля 2018, 08:33 пожаловаться

    #

    Декстоп отстойный жанр. Можно и не использовать.

    ответить

  • 2

    Ванек 2012 19 февраля 2018, 13:35 пожаловаться

    #

    а ещё я придумал новый жанр, сниму фильм на видеорегистратор, буду кататься полтора -два часа, хотя мне кажется что это будет намного интереснее смотреться в кино (тем более по нашим убитым дорогам) чем новый фильм этого гражданина!

    ответить

  • 1

    Гвалиор 19 февраля 2018, 17:25 пожаловаться

    #

    Зрители могут подумать, что тщательные расследования, которые ставят под угрозу жизни сотрудников СМИ, пишутся за три дня и при помощи пары поисковых запросов.
    Где-то оно так и есть)))
    А так, ёлы-палы, мало какие профессии в кино достоверно отображены.

    ответить

  • Дёшево и сердито.. Современное кинозрители и так большую часть дня проводят за экранами мониторов и телефонов. Может быть, хватит? Хотя бы в кино хотелось бы отвлечься от гаджетов, мониторов, айфонов и т. д.

    ответить

  • 9

    Alexander Kuznetsov 22 февраля 2018, 15:51 пожаловаться

    #

    Просто некоторым девушкам поумнее быть надо!)

    ответить

  • KIW_SOHATY 31 мая 2018, 14:09 пожаловаться

    #

    Откиньте негативные отзывы. Я считаю, что это один из лучших фильмов Тимура в качестве режиссёра.

    ответить

 
Добавить комментарий...