Берлин-2018

«Довлатов» Алексея Германа-мл.: Большой писатель пытается не потерять себя

Помимо прочего, у картины есть исполнитель главной роли, который, кажется, мог бы понравиться самому Довлатову. И весьма небанальная стратегия проката.
«Довлатов» Алексея Германа-мл.: Большой писатель пытается не потерять себя
«Довлатов»

«Оттепель кончилась, заморозки начались. Если тебя не публикуют, тебя не существует, тебя нет», — бодрым закадровым голосом сообщает нам непубликуемый писатель Сергей Довлатов (Милан Марич и голос Александра Хошабаева). На дворе 1971 год, ноябрь. Промозглый Ленинград готовится к празднованию годовщины Октябрьской революции. Громыхают грузовики, в дымчатом воздухе коммуналки видит сны Довлатов: в них проникают Брежнев, любящий «Пина колада», сомнения по поводу романа, воспоминания о работе в лагерной охране. Реальность тоже напоминает сон. В ней, как обычно у Германа-младшего, люди говорят размеренно и как будто без интонаций, а Ленинград напоминает то заснеженный Сан-Франциско, то зимнюю Венецию.

Действие занимает неделю. За эти дни Довлатов успеет пройти путь от «меня нет» до «я существую» через мытарства в редакции, где требуют писать без иронии и двойного дна, через бесплодные попытки опубликовать рассказы («Рукописи уже отдали школьникам на макулатуру. Вы нам про нефтяников напишите, тогда опубликуем»), попытки купить дочери куклу, поэтические вечера, репортаж о поэте-метростроевце (Антон Шагин в убедительном образе трудяги с тягой к прекрасному). Кухонные разговоры плавно перетекают в прием на загородной даче и обратно на кухню, в рассольное похмельное утро, где-то на фоне звучит «Надежды маленький оркестрик / Под управлением любви», но главное сомнение остается неразрешимым: что делать и зачем писать, если тебя как будто бы нет? Уезжать? Знакомые с биографией Довлатова и Бродского в курсе (а для тех, кто не в курсе, есть подробные финальные титры), что оба будут вынуждены уехать и не очень долго проживут за границей.

Как говорит сам режиссер Алексей Герман-младший в интервью КиноПоиску, чем дальше от границ России, тем больше людей увидят в фильме политическое воззвание о притеснении в России творческой интеллигенции, тем более что о процессе над Кириллом Серебренниковым в Европе хорошо знают. Однако картина Германа не о ломающей судьбы системе (хотя система была и судьбы ломала; примеры этого, и весьма кровавые, есть в самой картине), а о том, что дает писателю силы не сойти с ума, когда тебе ежедневно твердят: «Твои рассказы никому не нужны. Ну почему ты опять иронизируешь? Ну где же светлое, без двойного дна, про нефтяников?»

«Довлатов»

«Довлатов»

Может, и правда, как предлагает безымянная актриса (Светлана Ходченкова), подстроиться, улыбнуться, выдать что-то забойное, чтобы пробуждало трудовой энтузиазм? Довлатов выбирает другой путь. В качестве единственной опоры — такие же писатели, художники, друзья, ютящиеся по задымленным кухням обшарпанных коммуналок. Иосиф Бродский, который не хочет уезжать и уверенно произносит: «Мы последнее поколение, которое может спасти русскую литературу». Еще есть любимая дочь, которой очень хочется купить куклу. Без этого окружения сказать «Все-таки мы существуем» было бы непросто.

Хочется верить, что премьера в Берлине даст старт международной карьере сыгравшего Сергея Довлатова сербского актера Милана Марича. Наверное, сам Довлатов с еврейско-армянскими корнями оценил бы, как удивительно похож на него серб Марич. Такой же огромный, не помещающийся ни в троллейбус, ни в маленький «Москвич», он высится над царством коричневых и горчичных пиджаков в своем антрацитовом пальто (работу художника-постановщика Елены Окопной, которая занималась и костюмами, просто обязаны отметить профессиональными номинациями и премиями).

В эпизодах органично появляются Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Елена Лядова и ничуть не перетягивают одеяло на себя. Отдельного упоминания заслуживает и Артур Бесчастный в роли Иосифа Бродского — с узнаваемым скрипучим голосом, сдержанной холодностью взгляда. Интересно, что на роль Бродского Бесчастного посоветовал Константин Эрнст, и для актера это не первая подобная работа. Он уже играл Бродского в сериале «Таинственная страсть».

«Довлатов»

«Довлатов»

«Довлатов» — первый фильм Алексея Германа-младшего, который будет прокатывать компания Disney, и это во всех отношениях эксперимент. От постера, который сбивает с толку своим шрифтом в стиле ар-деко, до трейлера, по ритму и легкому настроению совершенно не соответствующего картине. К тому же привлечь внимание к «Довлатову» решили оригинальным четырехдневным прокатом — в кинотеатре фильм можно будет увидеть лишь с 1 по 4 марта.

Кажется, у «Довлатова» вполне были бы шансы и на длинную жизнь в горизонтальном прокате, однако прокатчик предпочел убеждать аудиторию бросить все дела и в первые весенние выходные мчаться в ближайший кинотеатр. Фильм действительно стоит видеть на большом экране. Не в последнюю очередь благодаря работе оператора «Иды» Лукаша Зала и уже упомянутой выдающейся работе художника-постановщика Елены Окопной. Тем более что премьеры на Первом канале ждать придется долго. Константин Эрнст прямо так и сказал: «Скоро не ждите».

Читайте также
Статьи «Отель „Артемида“» и «Коллектор»: Что смотреть дома в выходные Фильмы для домашнего онлайн-просмотра — выбор редакции КиноПоиска.
Статьи Алексей Гуськов: «Я как пер, так и буду переть!» Актер, сценарист и продюсер — о своей международной карьере, зрителе в глубинке, работе с Бегбедером и новом фильме «Вечная жизнь Александра Христофорова».
Новости У Фонда кино сменится руководство Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев заявил, что уходит со своего поста. Ранее у фонда сменился устав, теперь его работу больше контролирует Минкульт.
Статьи «Олеся»: Премьера короткометражки про дуэль Паля и Ефремова Александр Паль и Никита Ефремов спорят из-за необычной девушки в фильме от автора «Пьяной фирмы».
Комментарии (40)

Новый комментарий...

  • 5

    sashalondon 17 февраля 2018, 18:08 пожаловаться

    #

    И всего 4 дня проката. Че Мединский молчит?

    ответить

  • 4

    Niel_Monjol 20 февраля 2018, 08:30 пожаловаться

    #

    Так это же «фестивальный фильм», и они должны идти на несколько дней (три или четыре). Ага, если взять пример с блокбастера, недавний «Движение вверх». То это блокбастер, на это уходят всего несколько недель или 4-5 месяцев.

    ответить

  • gb23 28 февраля 2018, 13:37 пожаловаться

    #

    Это был финансовый эксперимент. Фильм прокатывают один уикенд, но делают ему очень широкую роспись и хорошие сеансы. Иначе кинотеатры просто отказались бы его брать.

    ответить

  • 1

    Stefani Soul 17 февраля 2018, 19:43 пожаловаться

    #

    До просмотра фильма радует хотя-бы то, что Герман, в отличие от создателей пресловутого «Движения вверх», получил разрешение на съемку фильма от родственников Довлатова и хоть никакого скандала и судов не будет. Уже это внушает доверие к фильму.

    ответить

  • 6

    ВеточкаСирени 17 февраля 2018, 21:00 пожаловаться

    #

    зачем современному зрителю «интеллигентские мытарства».
    фильм хорошо подойдёт для неспешного домашнего просмотра, с чашкой чая или кофе, с перекуром…

    ответить

  • 4

    Андрей С Иванов 17 февраля 2018, 21:01 пожаловаться

    #

    Довлатов далеко не культовый конечно. Это Лурье его пиарит.

    ответить

  • 5

    apamdolo 17 февраля 2018, 21:26 пожаловаться

    #

    Каждая значимая личность достойна того, чтобы про неё сняли хороший байопик. Хотелось бы, чтобы это поняли не только в США, но и в России.

    ответить

  • 2

    ВНЧ 18 февраля 2018, 10:52 пожаловаться

    #

    Каждая значимая личность достойна
    Это кто? Предположу, что имеются в виду не родные и знакомые (для каждого они значимы по-своему), а некто «государственного масштаба». Относятся ли к ним Толстой, Пугачёва, Смоктуновский, Сталин, Ломоносов? Конечно, достойны байопиков. А как насчёт Акунина, Агузаровой, Харатьяна, Андропова, Капицы? Скорее всего, да, достойны. Вот ещё несколько значимых — Абрамов (писатель), Полева (певица), Шевкуненко (актёр), Мединский (политик), Завойский (учёный). Достаточно ли они значимы, достойны ли байопика?

    ответить

  • 2

    apamdolo 18 февраля 2018, 12:49 пожаловаться

    #

    Мединский тоже достоин. И Милонов, и Мизулина. Главное, какой в таких байопиках будет посыл. :-)
    А про учёных вообще неплохо было бы много снять байопиков.

    ответить

  • ВНЧ 18 февраля 2018, 17:45 пожаловаться

    #

    Но где-то должна проходить граница «значимости». Невозможно же снять байопики про всех членов Политбюро, учёных или деятелей культуры. Не думаю, что многих заинтересует биография Берии или Хоя (хотя про лидера «Сектора газа» я бы глянул). А ведь есть простые люди («незначимые»), пережившие войну, индустриализацию, коллективизацию и перестройку. Их жизни гораздо интереснее, чем не вылезающих из телевизора кабинетных крыс и медиа-персон.
    P.S. Мне просто интересно, где проходит граница в данном случае «значимости». Я как Мартышка, которая допытывалась у Попугая, при каком количестве орехов «не куча» становится «кучей». :)

    ответить

  • 3

    moses1161 18 февраля 2018, 18:09 пожаловаться

    #

    Границу определяют на глазок. Но она достаточно очевидна.

    ответить

  • 2

    ВНЧ 18 февраля 2018, 18:40 пожаловаться

    #

    У каждого свой глазок и очевидность. Вам нужен байопик про Милонова? :)

    ответить

  • 3

    moses1161 19 февраля 2018, 05:37 пожаловаться

    #

    Ну да. Как и про Гитлера. И про Сталина.

    ответить

  • 2

    Mynery 17 февраля 2018, 21:43 пожаловаться

    #

    Опять Ходченкова…((

    ответить

  • 9

    mgk75 17 февраля 2018, 22:03 пожаловаться

    #

    Скорее всего, очередной провал. Байопики у нас снимать не умеют.

    ответить

  • 2

    Kammerer 17 февраля 2018, 22:40 пожаловаться

    #

    Это хорошая новость. Похоже, что Алексею Алексеевичу Герману удалось выйти из тени своего отца. С нетерпению жду новых его картин.

    ответить

  • 5

    yvlia 18 февраля 2018, 00:34 пожаловаться

    #

    Шрифт — вообще мимо. «Yasashii» ассоциируется с арт деко и Японией, а после использования в фильме «Ла Ла Ленд», его вообще лучше обходить стороной.

    Если действительно будет такой короткий прокат — придется ждать выхода на Первом канале. И можно предположить, что фильм покажут ко дню рождения Довлатова 3 сентября.

    ответить

  • 3

    Alexei Yusev 18 февраля 2018, 23:20 пожаловаться

    #

    Мне кажется, что шрифт такой выбран чтобы было похоже на обложку журнала the New Yorker. Если приглядеться, то шрифты немного различаются, но, видимо, чтобы полным заимствованием не было так сделано.

    ответить

  • yvlia 19 февраля 2018, 16:03 пожаловаться

    #

    Это очень похоже на правду, не догадалась) только шрифты совсем разные. Ньюйоркер использует целую серию шрифтов, к тому же в 80-е «Irvin» отличался от используемого сегодня, был более изящным — тонкие линии тогда не были такими тонкими)) Литерная площадка тогда должна быть выше и уже, и заголовок не должен занимать всю ширину (это же не Вог) интервал бы сделали поменьше — сейчас каждая буква живет своей жизнью, а в NYer — буквы посягают на личное пространство соседей, и иногда его захватывают). Еще на обложке этого журнала (вроде бы) никогда не было фотографий, только иллюстрации и коллажи. Деталей там много, а в результате смотришь на постер — и это не NYer.
    Идея хорошая, только если бы я хотела сделать постер, похожий на обложку the New Yorker, просто заказала бы иллюстрацию у одного из художников, с которыми они сотрудничают

    ответить

  • 1

    Милория 18 февраля 2018, 00:34 пожаловаться

    #

    Козловский, блин.

    ответить

  • 3

    Миша-35 18 февраля 2018, 04:02 пожаловаться

    #

    Посмотрю обязательно. Надеюсь, Герману-младшему удалось.

    ответить

  • 1

    shimnic 18 февраля 2018, 13:54 пожаловаться

    #

    Ничего Герману-младшему не удалось! Это тот же ресторанный шансонье Вилли Токарев, поющий «Эх, дороги…» и плохо представляющий при этом, что такое пыль и что такое туман!..

    ответить

  • 1

    aza10Irina 20 февраля 2018, 21:19 пожаловаться

    #

    Есть очень хороший фильм Говорухина «Конец прекрасной эпохи», снятый по сборнику рассказов Сергея Довлатова «Компромисс» В нем журналиста Андрея Лентулова (прообраз Довлатова) великолепно играет Иван Колесников. Не уверена, что Германовский фильм сможет соперничать с фильмом Говорухина.

    ответить

  • tht 21 февраля 2018, 11:21 пожаловаться

    #

    Не очень люблю Довлатова, в жизни не бывает «все плохо раз и навсегда». Но фильм заинтересовал: это были наши времена. Какими их видят теперь?

    ответить

 
Добавить комментарий...