Новости

Госдума рассматривает закон, который может убить фестивали и ретроспективы

На первый взгляд, поправки в закон облегчают жизнь участникам смотров, на деле же зрители могут лишиться фестивальных показов и ретроспектив.

Согласно законопроекту, внесенному Министерством культуры 7 августа и принятому в первом чтении Госдумой 21 декабря, прокатное удостоверение теперь не потребуется не только зарубежным фильмам, ввозимым для показа на международных фестивалях, но и российским картинам. Ранее из-за необходимости получать прокатное удостоверение на российские фильмы для показа на фестивалях страдали мероприятия вроде «Артдокфеста». Чтобы не получать прокатное удостоверение (а это длительный и затратный бюрократический процесс), авторы фильмов порой передавали права на картины дружественным зарубежным студиям, чтобы по документам лента значилась как иностранная. Теперь необходимости в этом нет, однако есть новые условия: фестиваль должен включать конкурс и жюри, длиться не более 10 дней, а сами фильмы должны быть показаны в течение года, следующего за годом производства.

В соответствии с новым текстом закона прокатное удостоверение не потребуется только в случае «показа фильма на проводимом на территории Российской Федерации кинофестивале, включающем конкурсную программу, состоящую из оцениваемых жюри фильмов, общая продолжительность которого составляет не более десяти дней, при условии, что показ такого фильма на кинофестивале осуществляется не позднее одного календарного года, следующего за годом создания фильма».

На все фильмы, которые не будут удовлетворять этим условиям, будь то российские или зарубежные картины, необходимо будет получать прокатное удостоверение. Это означает, что организаторам всех фестивалей без конкурсной программы (а это множество фестивалей национального кино вроде AmFest и «Нового британского кино», которые проводит, например, компания CoolConnections) и ретроспектив (которые могли называться фестивалями, чтобы обойти закон, однако показывают ленты старше двух лет) теперь придется получать прокатные удостоверения на каждый фильм либо отказаться от проведения мероприятий, чтобы избежать штрафов.

«Прокатное удостоверение — это по сути своей документ, подтверждающий права владельца на фильм. Получить прокатное удостоверение в случае, если вы договорились с западным правообладателем о фестивальных показах, невозможно. Просто потому, что вы не являетесь владельцем этого фильма. Фестивальные права — это отдельный вид прав во всех международных контрактах. Лично я не знаю ни одной страны, где для проведения фестиваля российского кино было бы нужно прокатное удостоверение», — пояснила в комментарии КиноПоиску генеральный директор арт-объединения CoolConnections Надежда Котова.

Проект «Иноекино» так комментирует ситуацию на своей странице в сети Facebook: «Сделать [прокатное удостоверение] будет невозможно, потому что Минкульту невдомек, что права могут покупаться не на год или пять лет, а на конкретные несколько сеансов на определенные дни, даже разными компаниями одновременно, а для таких случаев прокатных удостоверений просто не существует в Минкульте. Но даже если придумают, то проходить бюрократический четырехмесячный процесс для каждого фильма (притом что планировка делается на год вперед с ритмом показов по два-восемь фильмов в месяц) и платить приличную мзду всего лишь за один-три сеанса, а не за тысячу и несколько тысяч, которые имеет прокатное кино, это абсурд, и это просто убивает возможность проведения мобильных синематечных/ретроспективных показов, какими и являются, например, наши „Синематека: Искусство кино“».

Надежда Котова подтверждает эти опасения: «Для нас принятие такой редакции закона будет означать буквально следующее: во-первых, большинство фильмов мы показывать в рамках фестивалей национального кино не сможем в принципе. Дело в том, что у многих киноинститутов, с которыми мы активно сотрудничаем, фестивальный пакет фильмов формируется как раз из картин, не проданных в Россию. В большинстве своем это будут как раз фильмы старше одного календарного года. Например, в программе Фестиваля японского кино, который в этом году прошел в Москве уже в 51-й раз, собраны фильмы, снятые за последние три года. Для небольших, но самобытных кинематографий, например исландского кино, шансов на отдельный фестиваль при такой формулировке закона нет вообще. Во-вторых, ретроспективы — их не станет. В этом году при поддержке прокатной компании Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing мы делали ретроспективу Дэнни Бойла, в позапрошлом году с шведским посольством — ретроспективу Роя Андерссона, на 2018 год тоже есть планы. В-третьих, архивные показы просто исчезнут. В этом году в рамках фестиваля „Новое британское кино“, который мы делаем с Британским советом, у нас была программа sci-fi, в рамках которой мы показывали фильмы старше одного года, отобранные для показа редакцией журнала „Искусство кино“. Отреставрированную копию „Бегущий по лезвию: The Final Cut“ Ридли Скотта мы показали в рамках фестиваля в 23 городах». По словам Котовой, сложностью станет и формулировка о десятидневной длительности фестиваля. Например, фестиваль американского кино Amfest в этом году прошел в 22 городах с 27 сентября по 30 октября.

ТАСС

Читайте также
Статьи Повесть о новом законе: Какое кино можно снимать в Китае В марте 2017-го в Китае вступит в силу новый закон о кино. КиноПоиск разбирается, почему он был принят и как изменится китайская киноиндустрия.
Новости В Китае приняли новый закон о кино Китайским кинематографистам предписано снимать кино, которое будет «служить народу и социализму».
Комментарии (71)

Новый комментарий...

  • 44

    Mr NS 22 декабря 2017, 18:08 пожаловаться

    #

    Хотели как лучше, а получилось как всегда.

    ответить

  • 58

    gordy 22 декабря 2017, 20:55 пожаловаться

    #

    Сделали так, как хотели: будет зрителям только кино для задницы, и не увидят они фильмы для ума.

    ответить

  • 70

    Koltorty 22 декабря 2017, 21:18 пожаловаться

    #

    не хотели они как лучше, так и было задумано. В этой стране каждый день принимают законы убивающие здравый смысл и права граждан.

    ответить

  • 39

    SpellHeart 22 декабря 2017, 21:49 пожаловаться

    #

    А потом кто-то что-то про пиратство вякает, ага. А куда деваться: на зарубежные сервисы подписываться или пиратить. И то, и то неминуемо деньги мимо их самих и уводит. Как следствие минкульт пытается повышать цену прокатных удостоверений, потому что, мол, денег мало. А кто виноват, спрашивается? Сами же себе источник заработка прирезали.

    ответить

  • 5

    Alex Croft 22 декабря 2017, 18:15 пожаловаться

    #

    Ну как всегда. ..

    ответить

  • 31

    Мизулина 22 декабря 2017, 18:18 пожаловаться

    #

    Госдура царствует и повелевает.

    ответить

  • 36

    ЛарисаЙошта 22 декабря 2017, 18:20 пожаловаться

    #

    Обычно Минкульт свои гениальные идеи объясняет заботой о российском кино. Но вот здесь совсем непонятно, как зажимание ретроспектив и фестивалей национального кино может повлиять на развитие отечественного кинобизнеса.

    ответить

  • 7

    renod 22 декабря 2017, 18:22 пожаловаться

    #

    - А давайте… давайте, возьмём и увеличим длительность фестивалей и прокатное удостоверение… и цену…
    - С ценой, уже дважды не прокатило.
    - Да? Значит, принимаем весь остальной маразм!
    - Министр, тут с органов звонили, у них там целый вагон тяжёлых. Спрашивают, вас интересует?
    - Что за глупые вопросы, ты за кого меня держишь? Конечно, берём! Надо же новые законы, поправки, и прочий дегенеративный бред придумывать!

    Смешно или нет, не имеет значение, гораздо хуже то, что не так уж это далеко от действительности…

    ответить

  • 3

    KsAndR705 22 декабря 2017, 18:25 пожаловаться

    #

    Кто-то из «великих» недавно сказал: «Россия будет идти только вперед.» Не думал, что придется столь рано пожинать плоды:).

    ответить

  • Cossack82 23 декабря 2017, 21:20 пожаловаться

    #

    Так это ещё не плоды — плоды будут позже. :)

    ответить

  • 23

    Candy-Kubik 22 декабря 2017, 19:09 пожаловаться

    #

    Обидно за фестивали. Мне очень нравится на них ходить, но нет! Этот законопроект — как плевок в индустрию.

    ответить

  • 18

    Mr NS 22 декабря 2017, 19:29 пожаловаться

    #

    А мне ещё и за ретроспективы. Если ещё и их не станет, то это вообще полный дурдом и маразм. В этом году хотел на Терренса Малика сходить, но не получилось, надеялся, что ещё повторят, схожу позже. А тут такой подарочек от Госдумы на Новый год.

    ответить

  • 5

    Candy-Kubik 23 декабря 2017, 14:01 пожаловаться

    #

    Соглашусь. Тоже мне «подарочек» от нашей странной(в плохом смысле) страны.

    ответить

  • 15

    Vaicel 22 декабря 2017, 20:05 пожаловаться

    #

    Печально, что снова и снова Минкульт не приносит полезных и хороших идей, а только все наоборот…

    ответить

  • 3

    El_principe 22 декабря 2017, 20:07 пожаловаться

    #

    как всегда отличились умом и сообразительностью…
    но я все же надеюсь, что как и в случае с повышением цен на прокатное, которого слава Богу не состоялось, и тут все же разум возобладает.

    ответить

  • 1

    maz_d 23 декабря 2017, 22:01 пожаловаться

    #

    так один из основных аргументов против повышения стоимости прокатного удостоверения было в том что это убьет авторское и фестивальное кино. Те кто прокатывают марвел повышения бы не заметили.

    А в итоге то что приняли все равно убьет фестивали. Такое чувство, что именно в этом изначально и была идея. И на самом деле не «разум возобладал» а просто «не прокатило» в первый раз.

    ответить

  • El_principe 23 декабря 2017, 22:39 пожаловаться

    #

    естественно! а по независимым ударило бы…

    да что вы панику раньше времени подняли?) с прокатными тоже все якобы было решено, но по итогу образумились)
    так что…

    ответить

  • 2

    maz_d 23 декабря 2017, 22:48 пожаловаться

    #

    я как то пропустил, то что это только первое чтение. Но все равно не совсем понятно какие могут быть разумные причины продвижения подобного закона, кроме желания убить независимых прокатчиков и не сильно мейнстримовое кино. Особенно после попытки поднять стоимость удостоверения

    ответить

  • El_principe 23 декабря 2017, 23:15 пожаловаться

    #

    Ну я подозреваю, что катализатором была история с арт-доком…
    И, возможно, попытка регулировать фестивальную работу…
    Других вариантов предположить не могу…
    Но еще раз — после праздников думаю все разрулиться…

    ответить

  • 2

    ВНЧ 22 декабря 2017, 20:49 пожаловаться

    #

    законопроекту, внесенному Министерством культуры 7 августа и принятому в первом чтении Госдумой 21 декабря
    Ну, ещё 2 чтения будет, а потом накануне выборов Путин его не подпишет, ратуя за культуру в массы. Может, даже снимет кое-кого.

    ответить

  • 6

    artlifeconcept 25 декабря 2017, 00:12 пожаловаться

    #

    Эхх, мечты…

    ответить

  • 19

    Ripley Lee Jansen 22 декабря 2017, 22:53 пожаловаться

    #

    Честно: первый раз читаю материал про права на фильм, их продажу на несколько сеансов и прочее. Но ё-моё, те, кто принимают законы, они что тоже ничего этого не знают? Не судьба ознакомиться с правилами той сферы, где ты как бы рулишь? И это не внесённый на рассмотрение законопроект (ну, или поправки к нему)! Это уже принятое решение! Столько комитетов по культуре, и ни в одном не нашлось осведомлённого человека! Каждый раз поражаюсь…

    ответить

  • 3

    Tony 23 декабря 2017, 18:46 пожаловаться

    #

    >Не судьба ознакомиться с правилами той сферы, где ты как бы рулишь?

    Зачем им это делать, их выбирают не люди культуры или простые граждане. Туда идут за деньгами и только для этого.

    Например им выделяют уже по миллиону рублей в год на транспортные расходы https://www.rbc.ru/politics/21/12/2017/5a3a8ade2ae596a90fe838e2
    (а в моем регионе проезд подорожал на треть, плюс позакрывали частных перевозчиков и многим приходится ездить с пересадками, т. е. расходы на проезд выросли от 30 до 130%)

    ответить

  • 15

    Лекс Картер 22 декабря 2017, 22:54 пожаловаться

    #

    Интересно, когда они там распределяли места в минестерстве среди своих друзей, какой критерий отбора послужил для взятие на должность министра культуры… Типа, у него очки есть и он похож на Знайку из мультика?

    ответить

  • 2

    Alexei Yusev 23 декабря 2017, 01:31 пожаловаться

    #

    Десять дней сделали только из-за того что михалковский ММКФ столько длится

    ответить

  • 1

    аквакекс 23 декабря 2017, 01:45 пожаловаться

    #

    Я уже согласен, чтобы они на наши налоги спонсировали свои говнофильмы, но больше не принимали никаких новых законов…

    ответить

  • 6

    Verba Volant 23 декабря 2017, 01:58 пожаловаться

    #

    я ф шоке прост!!!
    не от того, что там в ГосДуме происходит, а от того, в основном, что люди, которые в теме, и заинтересованы в непринятии этого законопроекта не поднимают бучу: можно жеж привлечь внимание и общественности, написать петиции, открытые письма-протесты с обоснованием и предложениями. это всё происходит или где???

    ответить

  • 4

    Alternativasinitsy 23 декабря 2017, 20:41 пожаловаться

    #

    Мне кажется, чтобы всколыхнулась общественность, должно случиться либо какое то вопиющее безобразие, понятное всем, как например история со сбитым «пьяным ребенком», или напрямую затрагивающее огромное количество людей, как история с дальнобойщиками. А история с фестивальным кино, заинтересует к сожалению немногих. Но Вы правы, сидеть сложа руки тоже неправильно, и думаю люди которым эта тема близка, что то все же предпримут.

    ответить

  • 2

    Otesanek 23 декабря 2017, 07:46 пожаловаться

    #

    ну вообще то это только первое чтение. их ещё два. конечно, как правило, всё это гэ непременно принимают, но могут ещё поправить хотя бы

    ответить

  • 1

    Otesanek 23 декабря 2017, 07:50 пожаловаться

    #

    к тому же видите, сколько они с ним возятся. с лета.

    ответить

  • 7

    NyanTeisy 23 декабря 2017, 10:47 пожаловаться

    #

    То чувство, когда даже в Беларуси есть какие-то движения по адаптации к современному миру (это я про легализацию криптовалюты), а в России всё по-старому принципу — «лишь бы всем жизнь усложнить»
    Мединского с его шоблой нужно посадить на сутки в зале и заставить смотреть всё то дерьмо, что они спонсировали. Может поймут, что культура и кино — это не то, чем им стоит заниматься.

    ответить

  • 2

    Ден Лмн 23 декабря 2017, 14:01 пожаловаться

    #

    Сейчас либо онлайн или торрент. Давно пора перейти на схему плати и загружай.

    ответить

  • 8

    Ninnghizhidda 23 декабря 2017, 17:56 пожаловаться

    #

    Это кончится, когда кончатся деньги.

    ответить

  • 5

    sterbos 23 декабря 2017, 19:33 пожаловаться

    #

    так уже кончились. пока бабосики были никто и не пошевелился бы за те копейки которые получали за эту бамажку

    ответить

  • ToniStark1 23 декабря 2017, 21:34 пожаловаться

    #

    Они видимо сами не поняли что за закон приняли, и что из этого может выйти.

    ответить

  • 13

    sokolrock 24 декабря 2017, 04:27 пожаловаться

    #

    Я уже давно привык воспринимать Госдуму, как враждебный для страны орган власти, способный только «запрещать», «ограничивать» и «усиливать госконтроль». Любопытно другое: Чтобы любой их закон вступил в силу, нужна подпись президента, но почему-то во всех непопулярных законах наш народ винит депутатов, но как-то оставляет за скобками самого Путина, типа он вообще ни при делах, а затем толпами идёт за него голосовать, хотя именно от его решения зависит судьба каждого из законопроектов.

    ответить

  • 8

    infinium 24 декабря 2017, 23:59 пожаловаться

    #

    Только недалёкие люди по-прежнему уверены, что это «бояре плохие»

    ответить

  • 7

    kalei14 24 декабря 2017, 14:28 пожаловаться

    #

    «Че вы не смеетесь, не поняли? Это РАССИЯ!!!»

    ответить

  • 10

    infinium 24 декабря 2017, 23:57 пожаловаться

    #

    Все эти вещи — звенья одной цепи. Денежная масса в стране стремительно уменьшается, а желание «пилить» с каждым днём всё нарастает. Оттого и возникают без конца абсурдные законы и налоги, которые по сути своей являются прямыми поборами с населения. Но нам конечно же потом как всегда расскажут, что всем от этого будет только лучше. Ну а если в итоге это убьёт данный сегмент кинорынка — ничего, придумают новый налог (мы же привыкли, мы же оплатим).

    ответить

 
Добавить комментарий...