«Петергофский стимпанк»: Реакция первых зрителей на «Матильду»

Обсудить0

Официальная премьера фильма Алексея Учителя «Матильда» состоялась 23 октября в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, московская премьера — 24 октября в кинотеатре «Октябрь». Релизу фильма о романе между будущим императором Николаем II и балериной Матильдой Кшесинской предшествовал год напряженной борьбы: депутат Государственной Думы Наталья Поклонская пыталась предотвратить выход ленты на экраны, называя «Матильду» оскорбительной для чувств верующих.

Крестные ходы, молитвенные стояния и митинги против фильма проходили в разных городах, однако к столичной премьере страсти поутихли. Хотя мероприятия все же состоялись при повышенных мерах безопасности, и в Москве даже задержали семерых активистов движения «Сорок сороков» «за нарушение общественного порядка». Активисты стояли у кинотеатра с иконами и портретом Николая II и пели песни.

Впрочем, рецензии критиков и зрителей после первых показов вполне однозначны: в фильме Учителя если и можно найти крамолу, то только в отношении крепкой драматургии и хорошего вкуса.

Критики: Дорогая мелодрама

Одним из первых о «Матильде» написал Антон Долин. Еще в конце сентября кинокритик в своем тексте для «Медузы» вынес вердикт: «„Матильда“ — скромная love story, будто случайно вызвавшая раскол в обществе». Фильм Учителя Долин называет сказкой, от постановочного масштаба которой кружится голова. Небывалым для отечественного кино размахом художественно-постановочной части остались впечатлены большинство критиков. Впрочем, красоты, разлитой в позолоте убранства специально выстроенной декорации Успенского собора и сверкающем шитье на десятках роскошных платьев и камзолов, так много, что она может показаться избыточной.

«Красота его десертная, парфюмерная, кондитерская. Словно бы заходишь во дворец, а там одни конфеты и все нарядные до невозможности. Конфеты „Николай II“ и „Матильда Кшесинская“, пастила „Александра Федоровна“ кисло-сладкая, шоколадные наборы „Императорский двор“ и „Мариинский балет“. И все это кружится, как 32 фуэте, сверкает отражениями в трельяжах и бокалах», — пишет Олег Зинцов в «Ведомостях».

«Матильда»«Матильда»

«В кадре есть имперский размах, полет влюбленных на воздушном шаре с двуглавым орлом, пышная коронация, эффектное крушение на железной дороге, особый петергофский стимпанк, но общий ритм и построение сюжета все равно заводят картину в сторону дурной теленовеллы. Именно этой визуальной пошлости зрителю стоит опасаться больше всего, а не какой-то надуманной порнографии», — отмечает в издании «Афиша Daily» Максим Сухагузов.

Фильм Учителя упрекают за излишний мелодраматизм (здесь в пример приводят линию влюбленного в Кшесинскую офицера Воронцова в исполнении Козловского) и бульварные диалоги («Можно прожить жизнь и так и не понять, кто ты»). Помимо операторской работы, декораций и костюмов, похвалы от критиков заслужили актеры, в первую очередь исполнитель роли наследника престола Николая Ники Романова — Ларс Айдингер. Его Ники, отмечают критики, получился меланхоличным, благородным и достоверным, и ему удается не выглядеть комично на фоне карамельной роскоши и сусального золота.

«Матильда»«Матильда»

Почти все рецензии учитывают то, какой скандальный образ сложился в умах потенциальной аудитории благодаря радикальным верующим и депутату Поклонской, и стараются предостеречь зрителя от разочарований. Максим Сухагузов сравнивает «Матильду» с ряженым медведем, который в самом фильме в сцене устроенного Николаем киносеанса прорывает экран, чтобы напугать зрителей. Медведь оказывается ростовой куклой, внутри которой обычный человек.

Другие рецензенты призывают не обращать внимания на ажиотаж вокруг фильма и насладиться тем, что есть. Лариса Малюкова в «Новой газете» сравнивает «Матильду» с классическими костюмными мелодрамами почти столетней давности вроде «Королевы Кристины», «Частной жизни Генриха VIII» и ленты «Поэт и царь». «Это не исторический трактат и не скандальная постмодернистская феерия образов, это достаточно точно выполненная в своем жанре классическая костюмная мелодрама о конфликте между долгом и чувством», — резюмирует в своей рецензии для «Комсомольской правды» Стас Тыркин.

«Матильда»«Матильда»

Антон Долин предпочитает добавить «Матильде» исторического значения, напомнив, что фильм выходит в год столетия революции: «Это фильм, не отступающий от фактов и все же выдержанный в жанре альтернативной истории. Он о том, что если бы Николай не раздавил бабочку, то бишь не отверг ради долга свою Малю, все могло быть иначе. Так, как в кино: красиво, изящно, богато, сказочно. Не было бы ни Ходынки, ни отречения, ни переворота, ни двух мировых войн. Только любовь, только гармония, только Россия, которую мы потеряли, пусть даже и сами себе ее придумали».

Зрители: Красивая сказка о любви

Реакцию зрителей можно условно разделить на два типа — восторженно-позитивная («красивое кино про любовь») и разочарованно-нейтральная («Из-за чего был весь шум?»). Почти все хвалят операторскую работу, декорации и костюмы. Большинство рецензентов сходятся в том, что ничего провокационного или оскорбительного в фильме не найти даже с лупой. Интересно, что подавляющее большинство отзывов в сети были от зрителей женского пола.

Орфография и пунктуация в приведенных ниже постах сохранена.

«Очень неплохое кино, если бы не такая шумиха, то, наверное, даже сказала бы, что хорошее, но далеко не обязательное к просмотру.(( После „Гоголь. Начало“ очень порадовала картинка: костюмы, декорации, грим, настоящие акценты актеров, мало ляпов) Про актерскую игру: Гармаш и Дапкунайте прекрасны! Про остальных ничего сказать не могу — никак/ровно( В общем, такое...», — пишет пользователь kochetova_m в Instagram.

«Матильда»«Матильда»

«У меня только один вопрос: почему вокруг него столько шумихи? — соглашается в том же Instagram natashik_b. — Фильм, безусловно, очень красивый, такая сказка вышла. Ведь все-таки нам доподлинно известно, есть очень много свидетельств, что Николай II был безумно влюблен в Александру Федоровну и никого, кроме нее, не замечал. Меня покоробил момент, когда Матильда ставит его перед выбором, мол, она или престол, проверяет его, но выбор очевиден. <...> Фильм очень и очень красивый, потрясающие платья, операторская работа, но он средненький. А чувства верующих он ну никак не оскорбляет, так что можете смело идти в кино, чтобы составить свое мнение».

«Красивая, романтическая история о чувствах мужчины к женщине... Как будто подсмотрела несколько листов любовного дневника», — пишет пользователь olgaslastena, добавляя, что «были моменты скучные и затянутые».

«От фактов там процентов 10%, и очень жаль, если кто-то воспримет этот фильм как исторически достоверный. Это очень красиво снятая художественная картина! Костюмы, декорации, постановка — умопомрачительно! Игра Ингеборге Дапкунайте просто фантастическая.👏🏼🙌🏼 Но на этом, к сожалению, все», — пишет Екатерина Сидорова в Facebook.

В день премьеры во время пресс-конференции авторы картины сообщили, что «Матильда» также выйдет на телеэкраны в виде четырехсерийного фильма. Сериальность и рваный монтаж — такие претензии тоже можно встретить в отзывах на ленту. «По мне, „Матильда“ — ну как сериал на „России“, — пишет в Facebook Dmitry Manevich. — Сценарий даже обсуждать неинтересно. Поставить вместо конкретной царской семьи любую другую или абстрактную — никто бы вообще этот фильм не заметил в прокате».

Есть и более яркие оценки. «#Матильда — это одно из лучших событий, которое случалось с российским кино за последние N лет. Это настолько красиво, атмосферно и чувственно, что я не могла оторвать взгляда от экрана ни на секунду», — делится впечатлениями в Facebook Анастасия Лоншакова, благодаря создателей фильма и призывая друзей поддержать картину, сходив на сеанс.

«Невероятно красивый фильм! Картинка доподлинно передает роскошь той эпохи, роскошь великой империи! Декорации, костюмы, антураж — всё на высшем уровне! В то же время у меня не было ощущения, что я смотрю исторический фильм, это была сказка, просто красивая сказка о любви! И тот шум, который поднялся вокруг этого фильма, явно того не стоил», — пишет пользователь Instagram anastasiakoko.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

12 сентября 2017237
13 сентября 2017125
13 октября 201755
6 апреля13

Главное сегодня

Вчера8
Вчера5
Вчера1
Вчера5
17 апреля18
17 апреля3
17 апреля11
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Что за чушь? Критики пытаются предостеречь зрителей от разочарования.) Да всем же итак ясно, до просмотра, что это простая мелодрама, снятая за немыслимый для русского кино бюджет! Вот, по какому поводу нужно было возмущаться! Неужели кто-то думает, что там Колька будет голым бегать в кадре и иконами бросаться во всех.)) Фильм не хороший и не плохой, он обычный, как все остальные исторические мелодрамы.

44

Неужели кто-то думает - история с хайпом этого фильма, говорит, что таких глупых людей предостаточно. Кто-то даже верит, что это спланированная атака сатанистов на православие и Россию.

-1