всё о любом фильме:
Кинотавр-2017

«Как большие»: Чем порадовал и огорчил короткометражный конкурс «Кинотавра»

Конкурс короткого метра «Кинотавра» еще раз доказал, что самый востребованный и самый сложный жанр в российском кино — комедия.

Мы уже рассказывали, что конкурс «Кинотавр. Короткий метр» завершился победой фильма Руслана Братова «Лалай-Балалай» — забавной истории про четырех пьяных мужчин, влезших на карусель и в течение всей картины пытающихся оттуда выбраться.

Другими призами жюри и критики отметили сюрреалистическую ленту Дарьи Власовой «Молоко» о том, как в обычной квартире на четырнадцатом этаже, прямо на кухне, откуда ни возьмись появилась корова. И еще не известно, кто из членов проживающей в квартире семьи для нее опаснее — те, кто вообще появлению буренки не удивляется, начинает ее доить и пить молоко, или те, кто воспринимает это как нонсенс.

Наградили и фильм Михаила Полякова «Время жить, время умирать». Картина получила диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России с формулировкой «За искусство реанимации в кино и в жизни». Это кино про кино с Гошей Куценко в одной из ролей. На съемочной площадке умерла пожилая актриса, съемки отложить невозможно, поэтому остальным актерам приходится как-то выкручиваться и делать вид, что артистка все еще жива.

«Время жить, время умирать» Михаила Полякова

«Время жить, время умирать» Михаила Полякова

Все три победивших фильма — комедии. Оттенки комичного очень разные: есть черный юмор, есть сатира и ирония, есть эксцентрика и абсурд. Это лишний раз подтверждает то, что в короткометражном конкурсе «Кинотавра» правит комедия. Стоит вспомнить, что за последние годы фаворитами конкурса становились Жора Крыжовников («Нечаянно», «Проклятие»), Михаил Местецкий («Незначительные подробности случайного эпизода», «Ноги-атавизм») или Михаил Сегал («Мир крепежа»), уже давно прослывшие апологетами комедийного жанра. А год назад с Гран-при короткометражного конкурса уехала остросоциальная черная комедия «Кредит». Ее автор — уфимский режиссер Вадим Валиуллин, в этом году вернувшийся уже в основной конкурс с комедийным слэшером «Мертвым повезло» — согласен с тем, что чувство юмора здесь в приоритете. Он считает, что если бы «Кредит» был снят не в комедийном ключе, а например, в жанре драмы — пронзительной и серьезной, с хронометражем в 35 минут, — то, наверное, даже в случае победы ленты интереса к нему как к автору было бы на порядок меньше. «Я уверен, что теми, кто участвовал в конкурсе с комедиями, но остался без призов, тоже интересовались продюсеры, потому что комедия — востребованный жанр», — поясняет Вадим.

Впрочем, это совсем не значит, что другие жанры оказываются за бортом. Два года назад в конкурсе победила работа Кирилла Плетнева «Настя» — кино актерское, вполне себе традиционное и по-советски теплое. Полнометражный дебют Плетнева «Жги», который в этом году участвовал в основном конкурсе, конечно, продолжением «Насти» не назовешь, но ясно, что короткометражка сыграла не последнюю роль в создании полного метра. Их объединяет и актриса Инга Оболдина, и образ героини — жесткой и помешанной на своей работе немолодой женщине.

«Половинки» Байбулата Батуллина

«Половинки» Байбулата Батуллина

Из остальных участников, которые в этом году остались без наград в короткометражном конкурсе, самыми заметными оказались ученики Владимира Хотиненко, Павла Финна и Владимира Фенченко. С точки зрения жанра здесь выделяются криминальная драма «Дым» Ивана Плечева, выпускника их мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Это лента о парне, который толкает наркотики: минималистичные диалоги, напряженная атмосфера, элементы боевика. Туда же метит фантастический хоррор «Пассажир», снятый по сценарию Романа Волобуева вгиковцем Егором Абраменко, набившим руку и на клипах, и на работе во втором юните «Притяжения» Бондарчука: один человек (Артур Смольянинов), травмированный космонавт, саспенс и тварь за дверью.

Визуально и структурно выделяются и более авторские работы — «Выставка» Анны Сарухановой о том, как участники галерейной инсталляции выясняют отношения между собой, и «Судороги, асфиксия, смерть», где режиссер с многообещающей фамилией Федор Ромм рассказывает о враче, который лечит и калечит себя.

«Лодыжка» Александра Крутенкова

«Лодыжка» Александра Крутенкова

Жаль, но ученики вгиковской мастерской Джаника Файзиева пока что не дотягивают до уровня студентов Хотиненко. Их короткометражки из учебного цикла «Свой голос» сквозят ситкомовскими поворотами и сюжетными штампами из телемувиков воскресного показа на канале «Россия». Что тут именно называется «своим голосом», не очень понятно.

Герои «Двойника» Екатерины Краснер пытаются выдать одного человека (мужа героини) за другого, и девушка даже какое-то время им верит. Напрашиваются параллели с «Близнецом» (с Пьером Ришаром) и «Двое — это слишком» (с Антонио Бандерасом). К сожалению, не в пользу «Двойника».

«Абонент недоступен» Сергея Арутюняна — тизер его будущего полнометражного фильма. Строитель Сергей спешит к жене, которую кто-то хочет убить, в итоге жена пропадает, полиция всех подозревает, тут же возникает друг семьи, который что-то скрывает. Возможно, полный метр окажется менее предсказуемым и не будет так полагаться на фильмы с Харрисоном Фордом вроде «Неукротимого» и «Беглеца».

«Выставка» Анны Сарухановой

«Выставка» Анны Сарухановой

Строгая и затюканная мамаша, которая расцветает, когда в ее жизни появляется любовь — «Мать моя женщина» другой ученицы Файзиева, Анастасии Сафроновой, предстает своего рода вариацией на тему известной всей телеаудитории домохозяек мелодрамы Константина Худякова «Спасибо за любовь». Разве что Екатерина Гусева у Худякова играла юную особу, а здесь выступает уже в роли той самой матери. Впрочем, ничего плохого в таком подходе нет — телевидению тоже постоянно нужны свежие кадры.

Ученики курса режиссуры Алексея Попогребского в Московской школе кино — еще одна категория незамеченных. В конкурсе их четверо, при этом двое сработали на стыке ромкома и арт-мейнстрима. Они пытаются превратить любовные отношения в комичные метафоры. Герой «Лодыжки» Александра Крутенкова, страдающий от собственных комплексов мужик, убеждает женщин в их несовершенстве, заставляя до уродства переделывать себя в клинике пластической хирургии. В центре сюжета «Половинок» Байбулата Батуллина находится любовный треугольник. Накануне свадьбы к жениху в буквальном смысле приклеивается девушка. Невеста бушует, врач недоумевает, жених пытается свыкнуться с новыми обстоятельствами жизни. Не без адюльтера обходится и работа Сергея Рамза «Цугцванг», чье действие разворачивается на шахматном турнире.

«Цугцванг» Сергея Рамза

«Цугцванг» Сергея Рамза

На фоне этих работ выделяется «Тупик» другого ученика Попогребского, Антона Сазонова. Это история семейной пары, которая собирается развестись, но тут сбегает их сын. Восьмилетнего Гришу ищут в лесу, не прекращая выяснять между собой отношения. После показа зал посмеивался: Сазонову чуть было не удалось в 13 минут уложить «Нелюбовь» Звягинцева.

Без внимания жюри осталась и работа «Акадо» Кима Белова, сценариста и бывшего главного редактора GQ, дебютировавшего в режиссуре. Говорят, на бумаге история о том, как один маньяк встречает другого маньяка, выглядела настолько смешной, что Евгений Цыганов тут же согласился приехать с утра на метро на съемочную площадку в Кузьминки, чтобы сыграть одну из ролей. Однако воплощенный сюжет на экране кажется не более чем экранизированным анекдотом.

Лишь в кулуарах фестиваля хвалили «Богов нефти» про то, как сельские мужики прикрутили кран к трубе и воруют нефть. Режиссер фильма Леонид Рыбаков уже не в первый раз отлично выступает в формате короткого метра, чего пока не скажешь о его полнометражных работах («Скажи Лео» — участник конкурса «Кинотавра» в 2008-м).

«Как большие» Оксаны Карас

«Как большие» Оксаны Карас

Тихо прошел и показ картины «Как большие» Оксаны Карас. Кино, богатое и на приметы времени (действие происходит в 90-е и в современности), и на медийных артистов (Федор Бондарчук, Рената Литвинова, Петр Федоров, в эпизоде — Михаил Ефремов), и на авторские мысли, рассказывает о том, как за одну жизнь мы можем прожить несколько, меняясь под влиянием окружающих нас людей. Однако Оксана уже получила год назад Гран-при основного конкурса за фильм «Хороший мальчик», поэтому если уж считать, что конкурс «Кинотавр. Короткий метр» приводит в профессию новых людей, то к некоторым вышеперечисленным это не относится — они в нее уже давно пришли.

Читайте также
Статьи Из России с любовью: Шесть новых интересных авторских проектов Барсуки и лисята, любовь и ревность — что известно о новых фильмах Миндадзе, Бакурадзе, Бычковой, Сайфуллаевой, Мещаниновой и Карас.
Статьи Ждать или забыть: Все фильмы «Кинотавра» Кратко обо всех фильмах фестиваля, включая секс-просвет «Про любовь. Только для взрослых», капустник «Мифы» и треш-слэшер «Мертвым повезло».
Репортажи Сделано в Сочи: Фото с закрытия «Кинотавра» Фотографии с церемонии закрытия 28-го российского кинофестиваля «Кинотавр», которое состоялось 14 июня 2017 года.
Комментарии (4)

Новый комментарий...

  • 2

    A1Favit 15 июня 2017, 09:23 пожаловаться

    #

    Пожалуй, кроме «Пассажира» больше ничего интересного нет. Все остальное не вызвало интереса так такового, как под копирку из шоу «один в один».

    ответить

  • 1

    Irakliy7 15 июня 2017, 09:41 пожаловаться

    #

    Благодарю КиноПоиск за подробный обзор конкурса короткого метра! А то в этом году показалось, что совсем мало писали о нем и критики, и зрители.

    Мне кажется, что тезис о какой-то особой востребованности комедийного жанра несколько преувеличен. Просто юмор — один из самых честных инструментов для глубокого анализа нашей действительности. Вопрос в том, как юмор подается и что дальше идет за ним.

    ответить

  • TakayaPetrushka 15 июня 2017, 12:26 пожаловаться

    #

    Всегда поражалась, как творцы умудряются столько смысла заложить в короткий метр, бездонную глубину упаковывают в несколько минут… тут и правда надо иметь талант!

    ответить

 
Добавить комментарий...