• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Кинотавр-2017

Российское кино на приеме у психоаналитика: В Сочи открылся «Кинотавр»

7 июня стартовал 28-й фестиваль «Кинотавр», на церемонии открытия которого выяснили, что отечественное кино нуждается в лечении, и показали новый, но старомодный фильм Павла Чухрая.
Российское кино на приеме у психоаналитика: В Сочи открылся «Кинотавр»
Петр Федоров / Пресс-служба фестиваля «Кинотавр»

Свет отечественного кино, толпы встречающих его поклонников, приветственные телеграммы от первых лиц государства, зачитанные со сцены, — 28-й российский фестиваль «Кинотавр» открылся в сочинском Зимнем театре, как всегда, узнаваемо и традиционно. Впрочем, каждый раз церемония открытия — это уникальный мини-спектакль, авторы и участники которого шутят и дурачатся, но именно здесь между строк всегда и обнаруживается главное.

Риналь Мухаметов / Пресс-служба фестиваля «Кинотавр»

Риналь Мухаметов / Пресс-служба фестиваля «Кинотавр»

В этот раз за конферанс отвечали популярные актеры Петр Федоров и Риналь Мухаметов. Первый вышел в образе российского кинематографа, второй — в роли психотерапевта, к которому тот пришел на прием. Лежа с ногами на диване, кинематограф жаловался, что, несмотря на поддержку государства, интерес зрителя и заработанные в прокате за Год российского кино рекордные 8 млрд рублей, он глубоко несчастлив. Потому что постоянно должен оправдывать чужие ожидания, зарабатывать деньги на собственное выживание и пытаться определиться, кто он — искусство или бизнес. Психотерапевт пытался по возможности бороться с неуверенностью пациента в себе и его биполярным расстройством.

Петр Федоров / Пресс-служба фестиваля «Кинотавр»

Петр Федоров / Пресс-служба фестиваля «Кинотавр»

Со сцены представили конкурсные фильмы. Председатель жюри основного конкурса, народный артист России и худрук Театра наций Евгений Миронов вышел на сцену со словами, что в этом году в программе много дебютантов, да и сам он таковым в какой-то мере является, поскольку никогда ранее не был в составах жюри. Зато был участником конкурсных программ, получал награды, переживал поражения, но все равно до сих пор дружит со всеми членами тех жюри и помнит тех, кто не отметил его работы. Всех помнит. До одного. Пока зал хохотал, Миронов добавил: «Очень хочется, чтобы через неделю восторжествовала справедливость, чтобы здесь стояли лучшие наши режиссеры, артисты, были отмечены лучшие фильмы».

Президент фестиваля Александр Роднянский напомнил, что фестиваль всегда старается учитывать самые заметные изменения киноиндустрии. Тем программа нынешнего года и уникальна, что отражает главные тенденции. В их числе тотальное омоложение кинематографа (из 14 фильмов конкурса семь — это дебюты, из 14 режиссеров-участников пятеро младше 30 лет, четыре младше 40, еще пятеро — немногим старше 40); активное развитие независимого кинематографа (9 фильмов конкурса снято без участия госфинансирования); продолжение процесса интеграции отечественной индустрии в международный контекст (два фильма конкурса — международные копродукции); выход кино далеко за пределы Москвы и Санкт-Петербурга (из 77 фильмов, представленных для отбора, 12 лент снято в регионах).

Творческая группа фильма «Холодное танго» / Пресс-служба фестиваля «Кинотавр»

Творческая группа фильма «Холодное танго» / Пресс-служба фестиваля «Кинотавр»

Также на церемонии было объявлено о том, что теперь на фестивале будет вручаться приз критики, которому присвоено имя скончавшегося в мае Даниила Дондурея, киноведа и социолога, сумевшего сохранить на плаву старейшее киноиздание «Искусство кино». Известие, правда, внесло некое замешательство в ряды кинопрессы, поскольку было неясно: это новая награда в регламенте «Кинотавра» или переименованная старая премия «Слон» от Гильдии киноведов и кинокритиков. Видимо, это выяснится позже, на церемонии закрытия, например.

Церемония была не очень богата на концертные номера: показывали нарезки с российских кинопремьер, пела Нина Карлссон, в завершение торжественной части актеры Риналь Мухаметов и Юлия Пересильд продемонстрировали страстный танец, таким образом представив фильм открытия «Холодное танго» Павла Чухрая.

Риналь Мухаметов и Юлия Пересильд / пресс-служба фестиваля «Кинотавр»

Риналь Мухаметов и Юлия Пересильд / пресс-служба фестиваля «Кинотавр»

Ему, кстати, вручили и первый приз 28-го «Кинотавра» — награду «За честь, достоинство и преданность кинематографу». Когда Павел Григорьевич вышел на сцену, все замерли — обычно такие награждения оборачиваются довольно напряженными моментами. Лауреаты приза за вклад в кино вдруг спешат сказать со сцены что-то важное, то, о чем все думают, но боятся сказать. Чухрай был сдержан, но тоже правдив. Например, вспомнил, как много лет назад на одной из встреч со зрителями его спросили, чего бы он больше хотел — зарабатывать деньги или делать то, что нравится. Он тогда ответил, что предпочел бы и то, и другое, но у него это не очень получается. «Главное, чтобы не было ситуации, когда и денег нет, и не дают делать то, что ты хочешь», — заключил он. Возможно, именно эта позиция отечественный кинематограф и осчастливила бы.

Павел Чухрай / Пресс-служба фестиваля «Кинотавр»

Павел Чухрай / Пресс-служба фестиваля «Кинотавр»

Любопытно, что свой предыдущий фильм «Русская игра» (экранизация гоголевского «Игрока») Чухрай выпустил аж 10 лет назад. Правда, с тех пор не отдыхал, а писал сценарии и пытался запустить целый ряд проектов. Задуманные телефильм «Враг СССР» про операцию советской разведки, связанную с убийством Троцкого, и сериал «Нефть» до производства довести не удалось. Полнометражный фильм «Москва 400» об испытании ядерной бомбы в Семипалатинске сняли на треть и заморозили. Телепроект про Меньшикова остановили после подготовительного периода. Не получалось то по идеологическим, то по финансовым причинам. Однако с «Холодным танго» внезапно выгорело: Чухрай сначала нашел деньги частных инвесторов, а потом совсем неожиданно обрел незначительную, но приятную поддержку Минкульта.

«Холодное танго»

«Холодное танго»

В основе сюжета картины лежит повесть Эфраима Севелы «Продай твою мать», точнее, даже не вся повесть, а лишь одна сюжетная линия, здорово режиссером переработанная. Павел Чухрай знал Севелу лично, поскольку тот работал с его отцом Григорием Чухраем (в свое время их совместный сценарий о русском и финском летчиках, вступивших в поединок в конце Второй мировой войны, тоже забраковали, обвинив авторов в пацифизме). Чухрай дополнил сценарий «Холодного танго» тем, что помнит из рассказов Севелы, для которого эта история была автобиографичной.

«Холодное танго»

«Холодное танго»

Действие «Холодного танго» разворачивается в 1940-е, сюжет рассказывает историю отношений еврейского юноши и красавицы литовки, родители которых были врагами, а теперь и детям нелегко придется сохранить чувства друг к другу. Историк в кино, Чухрай остается верен себе не только в заданной в «Воре» и «Водителе для Веры» теме — как остаться человеком в бесчеловечное время, — но и стилистике. Кино снято старомодно, никакого тут вам модного клипового монтажа, никакой ручной камеры и компьютерной графики. Чухрай снимает, как будто работает в 80-е, зато делает так, как хочет, и от себя не бежит. Верный признак чести, достоинства и преданности кино, за которые его, собственно, и наградили.

Читайте также
Новости Роднянский и Эрнст вошли в список самых влиятельных людей в шоу-бизнесе Также вместе с ними в список Variety попал Алексей Миллер.
Статьи «Это прецедент самоцензуры»: Индустрия о решении не показывать «Матильду» Роднянский, Сельянов, Лунгин, Волобуев и другие — о том, чем отказ «Синема парка» и «Формулы кино» от показа фильма Алексея Учителя грозит российской киноиндустрии и обществу.
Статьи «У нас ВИЧ-комедия»: Как снимается интерактивный сериал «Все сложно» Ирина Старшенбаум, Риналь Мухаметов и Чулпан Хаматова — о новом сериале, главная героиня которого — ВИЧ-положительная девушка.
Комментарии (10)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...