Канны-2017

Линн Рэмси превратила Хоакина Феникса в Трэвиса Бикля

Показы фильмов основного конкурса Каннского фестиваля завершились лентой «Тебя никогда здесь не было».
Линн Рэмси превратила Хоакина Феникса в Трэвиса Бикля
«Тебя здесь никогда не было»

Шотландская постановщица впервые оказалась на Каннском кинофестивале еще в 1996 году вместе с дебютной короткометражкой «Маленькие смерти». Свой первый полный метр Линн Рэмси привезла на Лазурный Берег в 1999-м. Это была лента «Крысолов», показанная в «Особом взгляде». Затем она приехала в 2002 году с «Морверн Каллар» в основной конкурс, а в 2011-м ее экранизация романа «Что-то не так с Кевином» получила прекрасный прием критиков в Каннах.

В 2012-м Рэмси оказалась в эпицентре скандала. Режиссер приняла предложение продюсера Натали Портман снять вестерн «Джейн берет ружье», а после не явилась на первый съемочный день и вообще покинула проект. За ней последовали Майкл Фассбендер и Джуд Лоу. Фильм в итоге снял Гэвин О’Коннор, но можно только догадываться, каким бы он получился у Рэмси.

«Тебя никогда здесь не было» — экранизация одноименной повести Джонатана Эймса. Всего 96 страниц в его книге, которая превратилась у Линн Рэмси в очень короткий, менее полутора часов, фильм. По сюжету книги главный герой — бывший агент ФБР Джо, человек, переживший насилие в детстве, а потому сильно травмированный психологически. Джо работает наемником и должен вернуть дочь сенатора из Нью-Йорка.

Какой-нибудь другой режиссер превратил бы эту историю в триллер а-ля «Заложница», но только не Линн Рэмси. Она выводит на первый план страдания Джо, у которого эмпатия выкручена на полную катушку. Он расследует дела, связанные с секс-трафиком девочек-подростков, и его каждый раз как будто выворачивает от увиденного.

Хоакин Феникс в фильме «Тебя здесь никогда не было»

Хоакин Феникс в фильме «Тебя здесь никогда не было»

Хоакин Феникс в роли Джо — сломленный человек, который сам сломает любого. Он крошит своих противников, но при этом сокрушается от содеянного ими. Он ищет дочь сенатора Вотто, но чем больше влезает в дело, тем больше понимает, насколько глубока кроличья нора. Он давно уже потерял желание жить и примеряет на себя разные способы самоубийства (самый эффектный — пуля в голову в ресторане). В этом мире его удерживают только работа и пожилая мать.

Никакое описание не даст вам представление о фильме Рэмси. Это восхитительный монтаж нежности, насилия, ужасов, любви и слез. Повествование нелинейно, оно не очень-то хочет дружить со зрителем, пытаясь оттолкнуть его — прямо как в «Нелюбви». Кино живет в пяти минутах от галлюцинаций, у него очень тонкая природа, которая не сразу пронимает зрителя. Можно выйти с сеанса и думать, что же это мне показали, но через пару часов фильм догонит тебя и изо всех сил обрушит всю мощь.

Герой Феникса, брутальный и заросший мужик, никак не вяжется с другими образами актера. Он немножко Трэвис Бикль из «Таксиста», постоянно на пределе и абсолютно потерян при этом. Когда в описаниях указано, что героя «преследуют демоны прошлого», скорее всего, герой будет рассказывать о пережитых кошмарах. Но Рэмси выдает информацию не сразу, не всю и не вербально. Иначе было бы слишком просто.

Некоторые сцены фильма останутся со зрителем надолго. Импровизированные похороны в реке, когда Джо с телом полностью погружается в реку и отпускает его, — чуть ли не самое мощное визуальное впечатление от этого Каннского фестиваля. Когда умирающий агент и Джо в луже крови лежат на полу, подпевая песне по радио, Рэмси кардинально меняет тональность сцены. Несколько секунд назад Джо жестоко допрашивал этого человека, а сейчас они практически братья.

Линн Рэмси и Хоакин Феникс на съемках

Линн Рэмси и Хоакин Феникс на съемках

Внушительная операторская работа — заслуга Томаса Тауненда, дебютировавшего в профессии с короткометражкой Рэмси «Убей день». За музыку к фильму отвечал Джонни Гринвуд из Radiohead, на счету которого «Нефть», «Мастер» и «Что-то не так с Кевином». Возможно, это его лучшая работа на сегодняшний день.

«Тебя здесь никогда не было» прибыл в Канны прямиком из монтажной. Рэмси только-только закончила картину. Может быть, этим объясняется некоторое ощущение сырости, незаконченности, которым она отдает. Но еще больше хочется пересмотреть фильм вне фестивальной суеты.

Читайте также
Новости Довлатов и расхитительница гробниц: Главные премьеры марта Неделя из жизни Довлатова, погружение в Атлантический океан и мир «Лары Крофт» с Алисией Викандер, пара номинантов на «Оскар» и новый Спилберг.
Статьи Перекрыли кислород: Как Каннский фестиваль меняет систему пресс-показов Администрация киносмотра хочет уберечь создателей фильмов от негативной критики перед премьерами.
Новости Netflix не испугал Брюно Дюмона Где вы будете смотреть мюзикл «Жаннетт» — в кино или на компьютере, — его режиссера не очень-то и волнует.
Комментарии (14)

Новый комментарий...

  • 18

    C-Jay Kate 27 мая 2017, 12:45 пожаловаться

    #

    Феникс великолепный актёр который очень часто выбирает странноватые фильмы, думаю этот мне будет интересно смотреть

    ответить

  • 2

    Jedi Aragorn 27 мая 2017, 12:57 пожаловаться

    #

    Приветствую, Си-Джей. А кто вам больше по душе: Коммодус (Гладиатор) или Теодор Туомбли (Хер)?

    ответить

  • 5

    C-Jay Kate 27 мая 2017, 13:10 пожаловаться

    #

    В «Гладиаторе» он бесподобен)

    ответить

  • 1

    Jedi Aragorn 27 мая 2017, 12:54 пожаловаться

    #

    До сих пор затрудняюсь выбрать: Коммодус или Теодор Туомбли. Кажется, выбор теперь усложнится благодаря Джо.

    ответить

  • 22

    Сан 27 мая 2017, 13:52 пожаловаться

    #

    В «Мастере» очень сильно сыграл.

    ответить

  • 16

    Pilighrim 27 мая 2017, 14:48 пожаловаться

    #

    Согласен. В «Мастере» самая сильная роль на данный момент.

    ответить

  • dodo- 27 мая 2017, 18:54 пожаловаться

    #

    Вынужден с Вами не согласиться. В Мастере, конечно, он был безусловно шикарным. Однако Теодор Туомбли произвел на меня большее впечатление.

    ответить

  • 5

    isaev.ilya 28 мая 2017, 00:42 пожаловаться

    #

    Кажется что этот человек совершенно из другой лиги нежели другие актёры. Причём он в этой лиге один играет.

    ответить

  • dalecooper 27 мая 2017, 13:51 пожаловаться

    #

    Надеюсь, что Рэмси в этом фильме вернулась к более живой, сырой эстетике.

    Что-то не так с Кевином отталкивал именно своей искусственностью а-ля Уэс Андерсон + Stoker.

    А вот её первые два полнометражных фильма просто восхитительны!

    ответить

  • 5

    Creditor 27 мая 2017, 14:22 пожаловаться

    #

    не знаю никакого трэвиса бикля, знаю только трэвиса бикла

    ответить

  • 2

    Alex Croft 27 мая 2017, 16:16 пожаловаться

    #

    Радует, что скандал с вестерном не потопил Рэмси

    ответить

  • 5

    67889524 27 мая 2017, 19:58 пожаловаться

    #

    Хоакин Феникс великий, рад что и кино не подкачало; может немного странный вопрос к Татьяне, но хотелось бы узнать, какой в фильме уровень насилия и экшена?

    ответить

  • Учитывая Ваш аватар, нисколько не странный, совершенно закономерный вопрос)))

    Только не подумайте чего дурного, я шучу) А по вопросу — я не смотрел ещё фильм, но ставлю на то, что по этим показателям фильм будет ощущаться, как что-то среднее, между «Таинственной рекой» и «Бронсоном» (Рэмси ведь не робкого десятка, превращать своё кино в нового «Карателя» она не будет, но и сдерживать себя в угоду зрителю тоже).

    ответить

  • Не могу никак избавиться от ухмылки по поводу очень симпатичного парафраза-каламбура в фильмографии Феникса — семь лет назад он исполнял главную роль в ленте «Я всё ещё здесь», и вот, как будто в ответ на это он играет главную роль в фильме «Тебя никогда здесь не было»))) По-моему, это прекрасно!)

    От фильма очень многого жду — главное, жду, что его будут прокатывать в России, и желательно, с хорошей росписью, — любимый, и просто Великий Актёр в главной роли, восхитительный постановщик, просто, кажется, звёзды удачно сошлись.

    ответить

 
Добавить комментарий...