всё о любом фильме:
Канны-2017

В Иране сняли ответ «Левиафану», Матьё Амальрик показал свою «Барбару»

Секцию «Особый взгляд» открыла «Барбара» Матьё Амальрика. Кроме того, были показаны «Любовник на день» Филиппа Гарреля и иранская версия «Левиафана».

«Барбара»

Для Франции Барбара — одна из крупнейших эстрадных звезд 1960-х, работавшая с Жаком Брелем и Джонни Холлидеем. Актер и уже состоявшийся постановщик Матьё Амальрик снял о ней нетривиальную кинобиографию, где реальность с вымыслом переплетены в равной мере. Это история о том, как режиссер Ив (Амальрик вновь играет представителя этой профессии, как и в открывавших смотр «Призраках Исмаэля») решил сделать фильм о певице Барбаре, которую он боготворил с 16 лет.

Постепенно грань между архивными съемками, жизнью актрисы и производством картины размывается. Отличить одно от другого становится все сложнее. Вот в начале фильма актриса Брижит (Жанна Балибар), играющая в картине главную роль, арендует квартиру с роялем. В другой комнате садится за тот же инструмент ее героиня. Как только заканчивается сцена, из каждого угла выползают киношники, отчего и в дальнейшем, когда мы вроде видим реальную Барбару, так и ждешь подвоха, что кинематографисты появятся там, где их не ожидаешь. Несмотря на отдельные эпизоды (когда Брижит разучивает песню, пока на ее фоне множится изображение играемой ею певицы, или когда мы видим ее проникновенное исполнение композиции «Je ne sais pas dire»), повествование так и не срастается во что-то цельное, оставаясь набором разрозненных эпизодов.

«Барбара» хорошо встраивается в один ряд с фильмами «Высоцкий: Спасибо, что живой» Петра Буслова и «Джими Хендрикс» Джона Ридли. Здесь тоже за основу берется национальный музыкальный символ, но, вместо того чтобы снять о нем прямолинейную биографию, автор соединяет какие-то мало знакомые большинству частные эпизоды из жизни звезды с вымыслом. И точно так же, как и «Высоцкий», «Барбара» Амальрика будет мало понятна нефранцузскому зрителю. Это сугубо местное достояние, плохо знакомое за пределами страны. Судя по тому, как громко и долго хлопали Амальрику после сеанса, многим такой подход пришелся по душе.

Режиссер (второй справа) и актеры «Неподкупного»

Режиссер (второй справа) и актеры «Неподкупного»

«Неподкупный»

Вторым фильмом в секции «Особый взгляд» стала работа опального постановщика Мохамада Расулофа. Когда-то он, как и Джафар Панахи, был приговорен к тюремному заключению за критику иранских властей (формально за съемки без разрешения).

Сначала он получил шесть лет, позднее срок сократили до года. За решетку Расулоф так и не отправился, выйдя под залог. Ни один из его фильмов так и не вышел в национальный прокат, и «Неподкупный» тут не стал исключением. Однако для режиссера так была важна эта история, что он не мог ее не снять, несмотря на все запреты и тяжелый производственный процесс. Это его первая работа со времен картины «Рукописи не горят» 2013 года. В Каннах постановщик представил ее лично.

35-летний Реза, давно приехавший в провинцию из Тегерана, занимается разведением золотых рыбок. Его размеренной семейной жизни мешает некая Компания, представленная в регионе местным мэром-взяточником. Организации необходима земля, где стоит дом главного героя. Реза упорно сопротивляется и не соглашается на хитроумные схемы, благодаря которым мог бы расплатиться с долгами, но потерял бы жилище. От противостояния страдают жена, работающая старшим преподавателем в школе для девочек, и сын протагониста. Постепенно конфликт обостряется. Мужчина вынужден бороться с соседом Аббасом, работающим на Компанию и постоянно выдумывающим новые уловки, чтобы испортить жизнь упрямому фермеру. Угрозы и мелкие пакости сменяют агрессивные методы воздействия: рыба гибнет, семья в опасности, Реза в отчаянии. Но сдаваться не намерен.

В сравнение с «Неподкупным» так и напрашивается «Левиафан». Похожий сюжет здесь решен в совершенно иной манере. В отличие от Николая из «Левиафана», оказавшегося пассивным участником перед лицом жуткого системного молоха, или, например, шахтера из фильма Цзя Чжанкэ «Прикосновение греха», в котором герой отправлялся решать похожие проблемы с ружьем в руках, Реза действует иначе — выжидательно, терпя до последнего, часто оказываясь на грани провала, но все же идя наперекор обидчикам, скупившим почти весь город.

Режиссер так объяснил, почему его герой занимается разведением рыбок: «Во время праздничных мероприятий, приуроченных к Новому году, золотая рыбка воспринимается иранцами как символ жизненной энергии и преуспевания. Выбрав такую профессию для главного героя, я хотел прояснить кое-что в его характере. Хоть Реза и выглядит угрюмым и замкнутым, а в его взоре видны жесткость и холод, но на самом деле он нежный. Он как улитка, которая прячется в своей крепкой раковине».

«Любовник на день»

«Любовник на день»

«Любовник на день»

Новая работа классика французского кино Филиппа Гарреля была показана в рамках «Двухнедельника режиссеров», открытого трагикомедией Клер Дени. Вновь Гаррель снимает легкую (и короткую, меньше 80 минут) любовную историю в черно-белом колорите.

Лента начинается с того, что девушка и мужчина заходят в комнату, чтобы заняться сексом. На двери висит табличка, ясно указывающая, что дело происходит в университете. Студентка Ариана (Луиз Шевийот) — любовница профессора философии Жиля (Эрик Каравака), ставшая инициатором этих отношений. Никто не знает об их романе, поэтому формально они представляют интерес и для других людей, пусть и не предпочитают говорить об этом открыто. Однажды в квартире Жиля появляется его дочь Жанна (Эстер Гаррель), разругавшаяся с парнем и теперь не знающая, куда себя деть. Вроде все складывается хорошо, но Ариана постоянно засматривается на мужчин помоложе.

«Обычно я снимаю три черно-белых фильма и один цветной. Как-то я сказал Анри Лангуа о своей любви к черно-белому, и он меня поддержал, сказав, что мы должны держаться за черно-белое кино, оно никогда не исчезнет. Ведь появление цифровой съемки не отменило 35-миллиметрового кино. История кино начиналась с черно-белого, оно никогда не выйдет из моды. Это тот путь, которого я временами предпочитаю придерживаться. Но так как я снял уже черно-белую трилогию, то скоро вернусь к цветному фильму», — заявил Гаррель-старший после показа.

Это кино о том, как постепенно рушатся отношения, когда один из партнеров поддается эгоизму и не думает о последствиях. Приятное дополнение к уже вышедшим картинам режиссера «Ревность» и «В тени женщин», образующим вместе своеобразную трилогию. Среди авторов фильма, как и в случае с «В тени женщин», есть Жан-Клод Карьер, один из величайших французских сценаристов, прославившийся совместной работой с Луисом Бунюэлем.

Читайте также
Новости Пальма в «Квадрате»: Педро Альмодовар наградил шведскую сатиру Жюри Каннского фестиваля присудило «Золотую пальмовую ветвь» картине Рубена Эстлунда «Квадрат». Андрей Звягинцев тоже не остался без награды.
Статьи Иди и смотри: Жестокая виртуальная реальность Алехандро Гонсалеса Иньярриту Лучший фильм Каннского кинофестиваля длится всего 6,5 минут.
Интервью Вернер Херцог о Фассбиндере, «Джеке Ричере» и своем голосе Выдающийся немецкий режиссер дал мастер-класс в Каннах.
Комментарии (12)

Новый комментарий...

  • 2

    Танцор-34 19 мая 2017, 21:19 пожаловаться

    #

    Вот только только в соседних комментариях про Звягинцева поминал Иран…

    «В сравнение с „Неподкупным“ так и напрашивается „Левиафан“». Похожий сюжет здесь решен в совершенно иной манере. В отличие от Андрея из «Левиафана», оказавшегося пассивным перед лицом жуткого системного молоха, или, например, шахтера из фильма Цзя Чжанкэ «Прикосновение греха», в котором герой отправлялся решать похожие проблемы с ружьем в руках, Реза действует иначе — выжидательно, терпя до последнего, часто оказываясь на грани провала, но все же идет наперекор обидчикам, скупившим почти весь город.»

    … прям даже не знаю расценить это ка подтверждение моих слов или нет.

    ответить

  • 1

    Гвалиор 20 мая 2017, 00:01 пожаловаться

    #

    Ага, тож заметил)
    Причём иранский режиссёр, действительно «обиженный системой», предлагает борьбу. Наш — выращенный — бездействие.

    ответить

  • 1

    Танцор-34 20 мая 2017, 00:16 пожаловаться

    #

    А я к примеру тогда даже на явные антиправительственные мотивы не хейтил, как раз хотел историю бунта, Химайера. Ожидания были позитивные. А результат.

    В общем одно из самых таких разочарований которое не каждый год бывает.

    ответить

  • RavenDante 20 мая 2017, 15:16 пожаловаться

    #

    Мохамад Расулоф — и правда Иранский Звягинцев, только менее популярный в мире.))

    ответить

  • Странно, что-то в этом году на фестивале много «проблемных» фильмов. Раньше в Канне старались соблюсти пропорции. К чему бы это?

    ответить

  • 1

    Танцор-34 23 мая 2017, 17:33 пожаловаться

    #

    Оно как то не случайно соседствует с проблемами в пропаганде общечеловеческих ценностей.

    ответить

  • Судя по тому что пишут критики, с общечеловеческими ценностями сейчас как раз напряжёнка.

    ответить

 
Добавить комментарий...