всё о любом фильме:
Канны-2017

Клер Дени и Ванесса Редгрейв открыли для себя новые территории в Каннах

Две картины, снятые заслуженными женщинами, были представлены на 70-м Каннском фестивале. Это «Пусть светит солнце» Клер Дени и «Морская печаль» Ванессы Редгрейв.

«Пусть светит солнце»

Имя Клер Дени обычно ассоциируется с холодным и жестоким кинематографом, в котором находится место каннибалам («Что ни день, то неприятности») и маньякам («Не могу уснуть»). Вместе с тем она, как мало кто другой в современном кино, умеет говорить о любви.

Предыдущие две картины Дени были бескомпромиссными: в драме «Белый материал» героиня Изабель Юппер вынуждена бросить свою кофейную плантацию из-за развернувшейся в Африке гражданской войны (упомянутый континент занимает особое место в фильмографии режиссера), а триллер «Славные ублюдки» рассказывает историю о мести.

На этом фоне открывавшая «Двухнедельник режиссеров» лента «Пусть светит солнце» выглядит практически фильмом Ноа Баумбака, хотя и начинается с неприукрашенной сцены секса.

Клер Дени

Клер Дени

Изабель (Жюльет Бинош) — 50-летняя художница, чей брак развалился. Она практически не видится с дочерью, а бывший муж (Лоран Гревиль) постоянно и тщетно пытается возобновить их отношения. Героиню буквально осаждают мужчины. Чаще всего женатые. Один из них — высокомерный банкир (Ксавье Бовуа), живущий с тягой к книгам и искусству, но не собирающийся бросать супругу ради несчастной любовницы. Другой — театральный актер (Николя Дювошель), страдающий алкоголизмом. «Мы с женой расстаемся, правда, я ей еще об этом не сказал», — его неуверенность рушит всю ту огромную симпатию, которую Изабель испытывает к нему. Однако женщина все равно не оставляет попыток найти настоящую любовь, пусть даже для этого и придется обратиться к экстрасенсу (Жерар Депардье).

Вопреки ранее прошедшей информации, «Пусть светит солнце» не имеет ничего общего с книгой Ролана Барта «Фрагменты речи влюбленного». Сценарий Дени сочинила вместе с писательницей Кристин Анго, причем, по словам режиссера, поначалу не подразумевалось, что будущий фильм обязательно будет комедией. Так что это ненамеренное отступление художника от привычного плана.

Смех вызывают здесь в основном диалоги, тогда как нерасторопная и изящная повествовательная манера, свойственная Дени, никуда не делась (операторским составом руководит давняя соратница Дени Аньес Годар). Главное отличие «Пусть светит солнце» от других работ режиссера состоит в том, что это самое обаятельное и неагрессивное ее кино. Здесь нет никаких страшных тайн или беспримесных злодеев. Просто для Изабель не находится такой человек, который бы вобрал в себя все лучшее от тех, кто когда-то был с ней рядом.

Ванесса Редгрейв на митинге в поддержку беженцев

Ванесса Редгрейв на митинге в поддержку беженцев

«Морская печаль»

80-летняя актриса Ванесса Редгрейв дебютировала в режиссуре документальным фильмом о беженцах. Примечательно, что премьера состоялась именно к Каннах, в месте возле Средиземного моря, в котором партия «Национальный фронт» Марин Ле Пен набрала самый большой процент голосов по стране.

Ее «Морская печаль» (название отсылает как к шекспировской «Буре», так и к гибели трехлетнего Алана Курди) начинается с кадров безмятежного итальянского леса. Дальше их сменяет грубая цифровая съемка. Куда-то под Геную съезжаются чернокожие беженцы из разных стран. Каждый из них перед камерой рассказывает свою историю. Монологи обязательно прерываются крупными планами мигрантских глаз. Потом слово беженцам будет даваться редко. Это фильм не только об их судьбах, а также о том, как на встречу с нежданными гостями реагирует Великобритания.

В кадре постоянно возникает Редгрейв и говорит, например, о том, что подтолкнуло ее взяться за фильм. В частности, она до сих пор помнит, какое ужасающее впечатление на женщину произвела бомбардировка Ковентри, совершенная немецкими самолетами. После этого зрелища, которое будущая лауреатка премии «Оскар» наблюдала из загородного дома кузины, ей несколько лет снились ночные кошмары.

В картине переплетаются архивные хроники (выступление Элеоноры Рузвельт в ООН во время ратификации Всеобщей декларации прав человека и кадры с людьми, бежавшими от последствий Венгерского восстания), телевизионные репортажи и беседы со знакомыми режиссера, пережившими подобный опыт. Один из них — лорд Альфред Дабс. С ним Редгрейв ездила осматривать палаточный лагерь беженцев «Джунгли», расположенный в портовом городке Кале, откуда они могли бы перебраться в Великобританию (осенью 2016-го импровизированное поселение было снесено). Дабс родился в конце 1930-х в Чехословакии. Он вынужден был покинуть страну вместе с родителями в страхе перед нацистами, так что понимает, каково тем, кто пытается удержаться в перегруженной резиновой лодке, теряет в воде все вещи и в итоге вынужден теперь сидеть возле небольшой палатки, укрывшись термоодеялом и уставившись опустевшими глазами куда-то в даль.

Кино производит двойственное впечатление: с одной стороны, оно искреннее и пропитано неподдельным гуманистическим пафосом, с другой — довольно грубо сделано. Никаких экспертных точек зрения здесь не будет, никакого осмысления происходящих геополитических сдвигов тоже. Лишь эмоциональное впечатление Редгрейв от того, что делает с Великобританией европейский миграционный кризис, который она действительно принимает близко к сердцу. Не менее важны для фильма появления Эммы Томпсон и Рэйфа Файнса. Последний зачитывает монолог Просперо из «Бури» с цитатой, давшей название «Морской печали»: «Ты же, дочь моя, сиди и слушай о конце скитаний» («Sit still, and hear the last of our sea-sorrow»).

Читайте также
Репортажи Закрытие 70-го Каннского кинофестиваля: Гости, жюри и победители Сверкающая Ума Турман, сияющий Андрей Звягинцев, улыбчивый Дэвид Линч и другие звезды на церемонии закрытия юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля.
Новости Пальма в «Квадрате»: Педро Альмодовар наградил шведскую сатиру Жюри Каннского фестиваля присудило «Золотую пальмовую ветвь» картине Рубена Эстлунда «Квадрат». Андрей Звягинцев тоже не остался без награды.
Статьи Иди и смотри: Жестокая виртуальная реальность Алехандро Гонсалеса Иньярриту Лучший фильм Каннского кинофестиваля длится всего 6,5 минуты.
Комментарии (2)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...