Новости

В Омске стартовал фестиваль дебютов «Движение»

В первый день показали новую работу режиссера «Хорошего мальчика» — перемонтированный сериал «Отличница» с Никитой Ефремовым и Александром Яценко.

Пять лет назад, когда фестиваль «Движение» только начинался, идея показывать дебютное кино казалась малоинтересной с учетом производственных мощностей отечественного кинематографа и по большому счету отсутствия постоянного притока свежей крови. Все, что было достойно внимания, в основном попадало на «Кинотавр». Тем не менее спустя пять лет работы «Движения» можно сказать, что смотр все-таки смог занять свою нишу и сыграть важную роль в становлении молодых режиссеров, но главным открытием омского фестиваля стали сериалы, которые отлично вписались в контекст «Движения». Именно в Омске впервые показывали такие проекты, как «Измены», «Пьяная фирма», «Ольга». Логичным продолжением стало включение в конкурс проекта Оксаны Карас «Отличница».

Показу фильма предшествовала церемония открытия, посвященная Михаилу Врубелю. Знаменитый художник родом именно из Омска. Здесь же, через дорогу от театра драмы, где традиционно проходит фестиваль «Движение», расположен музей его имени. Виртуозно поставленная Алексеем Аграновичем церемония, основанная на работах авангардиста — «смесь иммерсивного театра и „Поп-механики“», — рассказывала о конфликте продюсера в исполнении Александра Стриженова и режиссера, которого сыграл Никита Ефремов. Новаторские идеи режиссера не находили отклика у консервативно настроенного продюсера, над которым довлеют чиновники и бюджетные деньги. История актуальная в России во все времена и для любых видов искусств — живописи или кино, непринципиально.

Связь с художником Врубелем обнаружилась и у председателя жюри нынешнего основного конкурса, режиссера Алексея Попогребского. Психолог по образованию, в середине 1990-х он проходил практику в московской психиатрической клинике на улице 8 марта, в бывшей больнице доктора Усольцева, где почти за век до этого лечился Михаил Врубель. Художник спроектировал ограду вокруг лечебницы, которую позже действительно построил архитектор Шехтель.

«Я хочу пожелать, чтобы то, чем мы занимаемся на вверенном нам участке с нашими мелкими безумствами по сравнению с этим великим человеком, не было строительством очень красивой ограды вокруг нашего маленького дурдома. Я хочу, чтобы мы строили те вещи, которые бы не ограничивали наше движение», — сказал Попогребский.

Предполагалось, что фильм «Отличница» может отличиться как раз таким выходом за пределы красивой ограды. Режиссер Оксана Карас в прошлом году достойно показала себя на «Кинотавре» с фильмом «Хороший мальчик», поэтому «Отличница» была одним из потенциально сильных участников конкурсной программы сконцентрированного на дебютах фестиваля «Движение». Но ожидания не оправдались. Восьмисерийный телепроект был смонтирован в киноверсию продолжительностью 2 часа 20 минут. Такие примеры, конечно, в отечественном кино не редкость. Вспомнить хотя бы «Битву за Севастополь» Сергея Мокрицкого или «Солнечный удар» Никиты Михалкова, у которых была многосерийная телеверсия. Однако оба этих фильма, несмотря на их недостатки, были полноценными произведениями своих авторов, а не нарезкой сцен, которой в итоге стала «Отличница».

Действие фильма Карас происходит в 1958 году. Окончившая с отличием юридический факультет Ленинградского института Маша Крапивина (Яна Гладких) приходит работать криминалистом в одно из отделений милиции. В мужском коллективе, возглавляемом женщиной (Юлия Ауг), к девушке относятся пренебрежительно, однако Маша Крапивина хорошо проявляет себя при допросе криминального авторитета Буфета (Владимир Мишуков), выходит на след давно разыскиваемой банды Короля, а заодно и находит любовь в лице коллеги-следователя (Никита Ефремов).

От других лирических линий и психологических образов героев, которые, вероятно, есть в восьмисерийной телеверсии, зрителей «Движения» решили освободить. В два с половиной часа экранной версии уместилась лишь детективная составляющая картины, не самая запутанная и интригующая.

Представляя «Отличницу», актер Владимир Мишуков процитировал обращение режиссера Оксаны Карас, которая не смогла приехать на фестиваль: «Эта картина не прикидывается полным метром, но я безумно благодарна Стасу Тыркину (программный директор фестиваля — Прим. ред.) за предложение сделать сокращенную версию специально для фестиваля „Движение“. Это увлекательная площадка для поисков и экспериментов».

Но такой эксперимент не получился. Логичнее выглядели бы две полноценные серии, которые могли принять участие в конкурсе «Движения», как два года назад было с сериалом Наталии Мещаниновой «Красные браслеты», которые даже в таком формате выглядели полноценным фильмом — с прописанными персонажами, диалогами и необрезанными сценами. В «Отличнице», например, те из немногих оставшихся сцен, не имеющие отношения к детективному сюжету, были не завершены, будто их грубо порезали на монтажном столе, не думая о зрителях и героях фильма. Впрочем, и следить за какими-то отношениями героев, от которых остались лишь функции (следователь, подозреваемый, глава банды, начальник отдела милиции), абсолютно неинтересно. Сочувствие вызывают разве что актеры. Помимо Никиты Ефремова и Яны Гладких, здесь есть еще, например, Александр Яценко, который тоже играет милиционера, и вся их работа осталась, по сути, за кадром.

Таких звездных участников в конкурсной программе «Движения» больше нет. Тем интереснее будет оценивать конкурентов «Отличницы», среди которых пока особое внимание на себя обращают две экранизации пьес — «Гупешка» Влада Фурмана и «Язычники» театрального режиссера Леры Сурковой.

Читайте также
Новости Франшиза «Елки» завершится после седьмого фильма Картина 2018 года станет для комедийного киносериала последней.
Статьи Молчаливый Бобр и смертник Боб: Лучшие российские мультсериалы Все достижения новой российской анимации — от пластилиновой азбуки для самых маленьких до сериала о тысяче и одном способе умереть с пользой для науки.
Новости Киносообщество выступило против закона о фестивалях В Общественной палате прошли публичные слушания. Приводим мнение представителей киноиндустрии.
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии