Новости

Венеция-2016: Эмир Кустурица и его зоопарк

Кустурица ездит на осле, кормит медведя апельсинами и целуется с Моникой Беллуччи, а Лав Диас ищет короткий путь к зрителю.

Эмир Кустурица представил в Венеции новый фильм «По Млечному Пути». Его предыдущий полный метр «Завет» прошел в 2007 году практически незамеченным, и всем было интересно, что выдаст безумный балканский режиссер после такого перерыва. Кустурица же показал историю любви с собой и Моникой Беллуччи в главной роли.

«По Млечному Пути» был встречен венецианской публикой неоднозначно. Кто-то из журналистов заявлял, что это лучший фильм постановщика, кто-то счел его достойным возвращением, а кто-то не смог досмотреть до конца. Кустурицу ругают за лубочность, за обилие примитивных символов и некрасивую Беллуччи, ну а он пожимает плечами и продолжает кормить медведя апельсинами прямо изо рта на глазах замершей от ужаса съемочной группы. «Каждый раз, снимая кино, я рискую не только тем, что имею в жизни, но и самой жизнью, потому что я работаю и всех заставляю работать на пределе возможностей, чтобы получить максимум необходимой энергии», — объясняет режиссер.

«По Млечному Пути»

«По Млечному Пути»

Пересказывать сюжеты Кустурицы — это совершенно бессмысленное занятие, тем более что он сам говорит: сценарий — это бла-бла-бла, а фильм рождается на площадке. Действие «Млечного Пути» происходит во время войны. Главный герой — Коста, которого автор решил сыграть сам — возит в окопы молоко. Он раздавлен и сломлен. Солдаты шепчутся, что у него была тяжелая жизнь, и дразнят его фараоном, а он каждый день везет на осле две канистры молока, по дороге подкармливая этим молоком змею. В него влюблена сестра местного героя, безумная Милена, и все, о чем она мечтает, так это то, чтобы ее брат вернулся с войны и тогда они устроят двойную свадьбу. Милена даже находит суженую своему брату, да вот незадача: Невеста (так ее и называют весь фильм) и Коста влюбляются друг в друга.

Несмотря на то, что главную роль Кустурица оставил себе, самой магнетической фигурой стал, кончено, персонаж Беллуччи: «Это фильм о женщинах, потому что женщины показывают силу, которая у них есть, а мы время от времени помогаем им достигать их целей. Я снял множество фильмов, и вот пришло время восславить женщин!»

Мы знаем о героине Беллуччи немного: она наполовину итальянка, а наполовину сербка; жила с генералом, который ради нее убил свою жену, но после этого происшествия она оставила его, и теперь генерал преследует ее, пытаясь найти живой или мертвой. Сама Невеста говорит, что красота — ее проклятие, заставляющее людей делать странные вещи. По версии Беллуччи, красота как лошадь: надо просто знать, как ей управлять.

«По Млечному Пути»

«По Млечному Пути»

«Может быть, дело в том, что я уже не молодая девушка, но мне в этом фильме больше всего нравится то, что он рассказывает о любви двух взрослых, зрелых людей. Они видели и пережили так много, что им совершенно нечего терять, но при этом любовь все равно преображает их, все равно рождает волшебство», — рассказывает актриса.

Волшебная любовь иногда выражается в волшебных полетах, которые передают привет телевидению 1990-х и могут подпортить впечатление придирчивому зрителю. Но Кустурице всё прощают за его энергетику, самоотдачу на площадке, страсть, граничащую с безумием. Все работавшие с ним актеры отзываются о Кустурице как о гении. «Во время съемок мне никогда не было скучно. Я могла быть вымотана, истощена, воодушевлена, напугана, но не скучала ни одну секунду, — рассказывает Беллуччи. — То мы ныряли, то прыгали, то делали еще какие-то безумные вещи, и Эмир всегда был первым, работал больше всех. А в конце съемочного дня, когда я сидела полностью опустошенная, будучи не в силах пошевелиться, он махал мне рукой и говорил: «Ну, пока, у меня сегодня еще концерт!»

Эмир Кустурица и Моника Беллуччи в Венеции

Эмир Кустурица и Моника Беллуччи в Венеции

Энергия режиссера не позволяет ему идти на компромиссы. Поэтому съемки картины растянулись на три года. Например, плохая погода — повод отложить съемки на пару месяцев, потому что автору не нравится идея снимать без солнца. Кустурица может запросто поменять что-то в процессе съемок, и всей группе приходится переезжать на новое место, а Беллуччи учить кусок текста на неизвестном ей сербском языке. Или три недели съемок проходят впустую, потому что Кустурица придумал главному герою друга-сокола, и теперь надо переснимать все, но уже с соколом.

Животные вообще занимают отдельное место в фильме Кустурицы. Порой кажется, более важное, чем люди. Главный герой ездит на осле, подкармливает змею молоком, а сокол у него танцует под музыку. «Всю мою кинокарьеру я чувствовал себя режиссером зоопарка, — смеется Кустурица. — Животные и природа — это мои главные страсти. Я одержим любовью к природе и животным, а ученые нас, людей, называют социальными животными. Так что правильное взаимодействие с природой очень важно. Например, человек, который собирается стать монахом, лишен страха перед природой. Так что для меня это естественно, когда медведь ест апельсин у меня изо рта. А помните маленькую змею? Это одна из самых опасных змей в Европе, а я держал ее в руках. Это не храбрость, это понимание законов природы. Если вы кормите животных, то они ваши. Это же правило работает с большинством людей».

Библейские мотивы, змеи, гуси в крови, свадьба, перестрелки, погони, настоящая любовь — Кустурица остается верен себе. И тут мы согласимся с Беллуччи: все это может оставлять какое угодно впечатление, но скучно уж точно не будет никогда.

Лав Диас

Лав Диас

Также в конкурсе Венецианского кинофестиваля один из главных артхаусных режиссеров современности, Лав Диас, показал не только свой самый короткий, но и свой самый зрительский фильм.

Продолжительность «Женщины, которая ушла» — 3 часа 46 минут, и все это время Диас наполняет действием и сюжетом, напоминающим психологические драмы. Естественно, не обходится и без филиппинской истории, без которой сложно представить фильмы режиссера.

Идея ленты основана на рассказе Льва Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет», где речь идет о купце Аксенове. Он провел на каторге 26 лет по обвинению в убийстве, которого не совершал. Лав Диас использует этот сюжет лишь для завязки своей истории. Действие происходит в 1997 году на Филиппинах, погрязших в коррупции и являющихся чуть ли не лидером по числу похищений людей. Главная героиня, Хораша, провела в женской колонии 30 лет. Хораша так же смиренно относилась к своей доле, как и толстовский Аксенов. Она учила детей и заключенных азам чтения, английскому языку и естественным наукам. Но после выхода из тюрьмы Хораша, уже движимая чувством мести, пытается восстановить свою прежнюю и совсем далекую жизнь.

В «Женщине, которая ушла» Лав Диас использует все те же приемы, что и в предыдущих работах, однако рассказывает цельную историю исключительно одной героини, которую, естественно, дополняет яркими второстепенными персонажами — несчастным торговцем балютами, местной сумасшедшей, видящей во всех дьявола, и трансвеститом, сбежавшим из родного дома умирать на чужбине. У каждого из них своя роль в этой тонкой и на самом деле захватывающей психологической драме о возможности всепрощения в стране, где постоянно ведется борьба за свободу.

Елизавета Окулова, Мария Токмашева

Читайте также
Статьи Проститутки на экране: «Гулящая», «Красотка», «Интердевочка» Эволюция кинообраза — от падших ангелов до индивидуальных предпринимательниц.
Новости Эмир Кустурица экранизирует роман «Герой нашего времени» Сербский режиссер начнет съемки, как только закончит работу над китайским фильмом по мотивам произведений Достоевского.
Новости Азиатские трейлеры недели: Летающий клоун, злая панда и эпик о Чингисхане А также Майкл Дуглас, пропавшее из морга тело, жестокие старшеклассники и сиквел «Охоты на монстра» — в новой подборке.
Комментарии (12)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...