всё о любом фильме:
Новости

Венеция-2016: Безумие Гая Пирса и «Сафари» Зайдля

Романтичный «Франц» Франсуа Озона и откровенно жестокие «Сафари» Ульриха Зайдля и «Преисподняя» Мартина Кулховена — в нашем обзоре из Венеции.

Веселье, с которого начался Венецианский фестиваль, оказалось обманчивым. Песни и пляски «Ла Ла Лэнда» растворились в слезливой драме, разыгранной Алисией Викандер и Майклом Фассбендером, а затем и вовсе обернулись чередой убийств в картине Тома Форда, вроде бы романтичном «Франце» Франсуа Озона и откровенно жестоких «Сафари» Ульриха Зайдля и «Преисподней» Мартина Кулховена.

Франсуа Озон, традиционно вызывающий у критиков или восторг, или ненависть, на этот раз решил снять фильм о лжи. «В мире, где всех повально интересуют правда и честность, мне любопытно исследовать природу лжи», — объяснил режиссер. Действие его картины происходит после Первой мировой войны в Германии. Девушка Анна живет с родителями своего погибшего жениха Франца и однажды встречает возле его могилы молодого француза Адриана. Приняв Адриана за товарища Франца, она приглашает его в дом, и вместе с родителями они слушают рассказы об их крепкой дружбе, прогулках по Лувру и игре на скрипке. Несмотря на то, что Андриан является французом, семья принимает его, видя в нем отражение погибшего Франца, а Анна и вовсе в него влюбляется.

«Франц» начался с пьесы Мориса Ростана, которую уже экранизировал в 1932 году Эрнст Любич. Озону понравились и пьеса, и фильм, но играть в повторы режиссер не хотел и в итоге воспользовался завязкой, изменив развитие событий. В картине одна ложь провоцирует вторую, потом следующую, затем еще одну. В итоге главные герои существуют в полувыдуманном мире, где черно-белые кадры сменяют цветные. Жизнелюбивому Озону сложно смириться с однообразием монохрома, поэтому он раскрашивает все радостные моменты и светлые воспоминания, которые зачастую являются не более чем выдумкой.

Изменив ход событий, Озон отказался и от хеппи-энда в классическом его понимании, который присутствовал в пьесе. Сфокусировавшись на женском персонаже, он отправляет Анну из послевоенной Германии в послевоенную Францию и превращает из романтической барышни, поглощенной своей такой же романтической первой любовью, в настоящую героиню. Если сначала мы видим в ней лишь отражение Франца и их неслучившейся истории, то в итоге Анна становится совершенно самодостаточной, способной самостоятельно выбирать себе любимые картины, стихи и даже жизнь.

«Франц»

«Франц»

Несмотря на все печали, жизнь озоновской Анны кажется праздником в сравнении с судьбой героини «Преисподней» Мартина Кулховена. Синопсис обещал нам ад на земле и не обманул. Действие происходит в конце XIX века на Диком Западе. Молодую женщину (Дакота Фаннинг), живущую со своей семьей и принимающую роды у соседей, преследует безумный пастырь. Кто он такой и почему он не оставляет ее в покое, нам рассказывают в обратном порядке. Вторая глава посвящена юности героини, третья — детству, четвертая возвращает в настоящее время и вроде как должна принести облегчение, но нет, справедливости от Кулховена ждать не нужно. «Вы не увидели справедливости в моем фильме? — удивляется режиссер. — Тогда пересмотрите его». «Нет, конечно, никакого торжества справедливости в ленте нет, — противоречит ему Дакота Фаннинг. — Но его там и не должно быть. Это реальный мир».

Реальный мир Кулховена чрезмерно суров, и наблюдать за бесконечными страданиями героини действительно тяжело. «Если вы показываете убийство, это не должно выглядеть как развлечение. Это должно быть реалистично и вызывать эмоции!» — объясняет свою позицию режиссер. И это и правда выглядит реалистично, как и безумный герой Гая Пирса. Сделав его священником, Кулховен сводит свои счеты с религией и откровенно об этом говорит: «Я был религиозен раньше, но сейчас нет. Я хотел показать, какую роль религия играет в истории и как она легко может служить оправданием жестокости и даже быть ее первопричиной».

Изначально «Преисподняя» задумывалась как вестерн, и режиссер со всей любовью к жанру пытался создать что-то оригинальное, не ходить протоптанными дорожками за брутальными мужчинами, метко стреляющими на скаку. «Проблемы мизогинии и религиозного фанатизма остаются актуальными и в XXI веке», — говорит Мартин, и спорить с этим невозможно. «Преисподняя» вроде как должна была стать гимном женской силы и стойкости, эдаким феминистским вестерном, но некоторые подробности повествования заставляют заподозрить Кулховена в женоненавистничестве.

Несмотря на многочисленные смерти, отрезанные языки и кишки, обмотанные вокруг шеи одного из персонажей «Преисподней», самой жестокой лентой в программе пока остается «Сафари» Ульриха Зайдля, доходчиво и красочно объясняющее, почему сафари — это никакая не охота, а обычное санкционированное убийство.

«Преисподняя»

«Преисподняя»

Основные собирательные образы документальной картины — образы животных и охотников. Животные прекрасны и благородны — люди заурядны и уродливы. Третий образ — это местные жители, которые стали невольными участниками этой странной игры. За камерой сам автор — казалось бы, отстраненный, но при этом четко обозначающий свою позицию по отношению к происходящему на экране. Сцены убийства животных, подробные до отвращения, сменяются интервью с охотниками, которые вполне обыденно рассуждают о том, какие трофеи им интересны, какое оружие больше нравится и что они чувствуют до и после выстрела. Слова совершенно беспомощны и вторичны, картины смерти красноречивы.

Охотники зачастую даже не стреляют сами, а лишь выбирают жертву, доверяя убийство сопровождающему. Если бы сражение шло на равных, у них не было бы шанса, но при этом они ни на секунду не сомневаются в своем праве на убийство. И самая отвратительная часть процесса — фото на память. Голову мертвой антилопы или зебры помещают на камень, рога поливают водой, чтобы блестели — и счастливый охотник, заплативший немалые деньги за такое развлечение, гордо позирует рядом со своей жертвой. Кульминацией становится убийство жирафа. Животное не умирает сразу, а пытается подняться. Его товарищи не уходят, наблюдая издалека за этой агонией. Охотники ждут, чтобы засунуть жирафу в пасть пучок травы и сделать традиционное фото с трофеем.

Чтобы дойти до конца, Зайдль показывает во всех подробностях процесс освежеванная туши: с животного снимают шкуру, вытаскивают кишки, тушу разрубают на части. Для местных жителей это рутинная работа. Так же спокойно они обгладывают кости, оставшиеся от трофея. Их невозмутимость еще больше подчеркивает абсурд происходящего — охоты в стиле XXI века, сутью которой становятся фотографии с тушей, из чьего рта торчит пучок травы.

Елизавета Окулова

Читайте также
Новости Пол Верховен и Ксавье Долан стали номинантами премии «Сезар» Главная французская кинопремия объявила претендентов на свои награды.
Интервью Режиссер «Одиссеи»: «Кусто был сложным человеком» Жером Салль рассказал КиноПоиску, как он плавал с акулами, как проходили съемки в Антарктиде и почему «Одиссея» — это фильм не только о Жак-Иве Кусто.
Статьи От Озона до Дарденнов: Самые яркие французские фильмы сезона Одри Тоту станет многодетной матерью, а Марийон Котийяр найдет свою любовь — КиноПоиск выбрал новые франкоязычные фильмы, которые скоро покажут в России.
Комментарии (24)

Новый комментарий...

  • 22

    Artem Pyatyshev 3 сентября 2016, 19:58 пожаловаться

    #

    Сафари это то же браконьерство, просто ты за это заплатил и тебе разрешили. Вот бы животные устроили охоту на людей.

    ответить

  • 11

    cool2409 3 сентября 2016, 20:19 пожаловаться

    #

    добро пожаловать в ХМАО и ЯНАО весной, мишки ждут

    ответить

  • 12

    Artem Pyatyshev 4 сентября 2016, 08:43 пожаловаться

    #

    Вот туда и надо браконьеров загонять, только без оружия. На равных.

    ответить

  • 5

    zaqwerser 4 сентября 2016, 17:11 пожаловаться

    #

    Вы, возможно и имеете право на подобный комментарий, как и все подписавшиеся под вашими словами, но только если вы «веган». Ибо если вы кушаете мясо и продукты его содержащие, то обвиняя контролируемую охоту на животных, вы просто лицемерите. Нет разницы между хрюшкой, бычком или курицей взращенной в неволе и животными дикими. Им всем одинаково больно и кровь течет одинаково. И я уверен, что большинство здесь сочувствующих, именно такими лицемерами и являются. Если бы не подобные сафари, деньги с которых позволяют содержать заповедники и хоть как-то бороться с браконьерами, то слоны, носороги и многие другие были бы уже либо истреблены либо на грани истребления.

    ответить

  • Миша-35 4 сентября 2016, 18:32 пожаловаться

    #

    А Вы точно уверены, что деньги с сафари идут именно на заповедники?

    ответить

  • 3

    Artem Pyatyshev 5 сентября 2016, 17:25 пожаловаться

    #

    Отчасти вы правы. Но браконьеры и прочие любители сафари убивают не для пропитания, а для денег и удовольствия. Вот это действительно зверство. А свиней, кур и коров для этого и держат. И их популяции огромны. Кур вроде как больше чем людей на земле. Безусловно мне их жаль. Я не веган. Но стараюсь об этом не думать. Это природа. Есть хищники, есть травоядные. А убийство ради денег, трофеев и удовольствия — это ужасная вещь, которую надо искоренять.

    ответить

  • 3

    Mynery 3 сентября 2016, 20:18 пожаловаться

    #

    Ну, вот, «Преисподняя» — тоже интересно, несмотря на прогнозируемые моря крови))

    ответить

  • 4

    sottile 3 сентября 2016, 21:50 пожаловаться

    #

    Там даже не моря крови, просто девушку очень жалко. Сколько можно-то, два с половиной часа страданий.

    ответить

  • El_principe 3 сентября 2016, 23:34 пожаловаться

    #

    Mostra в этом году конечно роскошная

    ответить

  • 8

    Milshin97 4 сентября 2016, 07:32 пожаловаться

    #

    Бедные животные, отвратительные люди. В шоке от «Сафари». Должно быть тяжело смотреть

    ответить

  • 9

    DermaK 4 сентября 2016, 07:34 пожаловаться

    #

    Как же мне нравится актерская игра Пирса, по мне так один из самых недооцененных актеров вместе с Рокуэллом. Оба играют феноменально, но так и не стали перешли в высший эшелон

    ответить

  • 1

    Cob_b 4 сентября 2016, 09:54 пожаловаться

    #

    На первой фото Джон Сноу?

    ответить

  • 1

    Любава1985 4 сентября 2016, 09:59 пожаловаться

    #

    Видимо, да. Согласно списку актеров к этому фильму он там в главной роли.
    https://www.kinopoisk.ru/film/607928/

    ответить

  • sottile 6 сентября 2016, 13:02 пожаловаться

    #

    Не в главной, нет, но он есть.

    ответить

  • Любава1985 6 сентября 2016, 13:07 пожаловаться

    #

    Спасибо, я просто ориентировалась на расположение фамилии в списке.)))

    ответить

  • 2

    Monty_Python 4 сентября 2016, 14:31 пожаловаться

    #

    «И „Преисподняя“ вроде как должна была стать гимном женской силы и стойкости, эдаким феминистическим вестерном, но некоторые подробности повествования заставляют заподозрить Кулховена в женоненавистничестве»
    В последнее время, авторы КиноПоиска, просто помешались на этой теме.

    ответить

  • 1

    Миша-35 4 сентября 2016, 18:36 пожаловаться

    #

    Хорошо бы «Преисподняя» добралась когда-нибудь до нашего большого проката. Очень заинтересовал этот фильм. Хотелось бы посмотреть его на большом экране, но на худой конец гляну даже в мало-мальски приемлемой любительской озвучке в Сети. Но посмотрю обязательно.
    «Франца» занес себе в список к просмотру еще раньше. Очень сильная драма, мне кажется.

    ответить

  • sottile 6 сентября 2016, 13:01 пожаловаться

    #

    «Преисподнюю» купили уже, просто пока даты релиза нет. Так что увидите, да!

    ответить

  • Миша-35 6 сентября 2016, 14:50 пожаловаться

    #

    Отличная новость, спасибо. Фильм определенно того стоит!

    ответить

  • sottile 6 сентября 2016, 15:14 пожаловаться

    #

    В конце этого-начале следующего, посмотрите, да, он интересный.

    ответить

 
Добавить комментарий...