Новости

Жизнеутверждающий труп: Первые показы ММКФ

КиноПоиск рассказывает о первых конкурсных фильмах Московского кинофестиваля и об одном из главных событий параллельной программы — премьере трагикомедии «Человек — швейцарский нож» с Дэниэлом Рэдклиффом в роли многофункционального трупа.

Любовь неудачников

Конкурсная программа нынешнего ММКФ началась с симпатичной французской трагикомедии «Мари и неудачники», которая удачно рифмуется с победителем прошлогоднего фестиваля — лентой «Лузеры» болгарского режиссера Ивайло Христова, председателя жюри нынешнего смотра. Но если в фильме Христова неудачниками себя считали еще совсем юные школьники, то у француза Себастьена Бетбедера лузерами становятся уже взрослые люди, в основном, правда, творческих профессий.

В центре сюжета трое: безработный журналист Симеон, переживающий творческий кризис писатель Антуан и странная девушка Мари, завоевать которую и пытаются герои. Банальный любовный треугольник у Бетбедера превращается в историю создания художественного произведения — романа или фильма. С допустимой в данном случае фантазией, необходимой долей юмора и множеством второстепенных персонажей — таких же, как и главные герои, неудачников в хорошем смысле этого слова.

Довольно трогательным оказался и другой конкурсный фильм. Австрийско-немецкая лента «Центр моего мира» — достаточно смелое решение отборщиков Московского кинофестиваля. Режиссер картины Якоб М. Эрва на премьере даже признался, как «боялся, что зрителей в зале не будет, потому что тема фильма связана с гомосексуализмом».

Главный герой ленты — старшеклассник Фил, который, вернувшись из летнего языкового лагеря, видит, что между его матерью и сестрой-близнецом произошел серьезный конфликт. Скрываясь от напряжения, царящего в семье, Фил проводит время со своей подругой Кэт, однако и их отношения оказываются под угрозой, когда к ним в класс приходит симпатичный новенький парень Николас, в которого сразу же и влюбляется Фил. «Центр моего мира» — наивная история первой любви росшего без отца подростка с комплексами и проблемами в семье, неровная, хотя и не лишенная обаяния. Молодой Эрва явно тяготеет к творчеству Ксавье Долана, но пока не приблизился к канадскому кинематографисту по уровню таланта.

«Мари и неудачники» и «Центр моего мира» — это на данный момент, пожалуй, лучшие картины конкурса ММКФ, который в последние годы редко делает действительно значительные кинематографические открытия (единственное исключение случилось в прошлом году с фильмом Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», который, правда, остался без призов). В остальном конкурс ММКФ представляет собой смесь тягостных мелодрам, похожих на теленовеллы (как, например, иранская «Дочь» и корейская «Худшая из женщин»), и тяготеющих к артхаусу историй, основанных на реальных событиях, таких как дебют датчанки Пук Грастен «37». Эта сделанная с талантом, но с совершенно невнятным монтажом картина рассказывает о молчаливых свидетелях убийства Китти Дженовезе 13 марта 1964 в Бруклине. В итальянских «Кознях», повествующих о последних днях жизни Пьера Паоло Пазолини, режиссер Давид Гришко перескакивает с черно-белого изображения на цветное, пытаясь добавить картине документальности повествования, и снабжает ленту сильной коммунистической линией. Она должна придать фильму еще большего политического резонанса и заставить власти вновь взяться за расследование убийства легендарного режиссера, которое уже много лет не дает покоя современным итальянским кинематографистам.

Дружба с покойником

Премьера фильма «Человек — швейцарский нож» прошла на ММКФ с аншлагом, несмотря на то что фильм уже 30 июня выходит в российский прокат. Дебютная картина двух Дэниэлов, Квана и Шайнерта, предпочитающих именно так (Дэниэлы) себя и называть, наделала шуму в январе на фестивале «Сандэнс». Далеко не все оценили юмор и символизм этой трагикомедии о пердящем покойнике Мэнни (еще один Дэниэл, на этот раз Рэдклифф) и потерянном бородаче Хэнке (Пол Дано). КиноПоиск объясняет, почему «Человек — швейцарский нож» стоит пристального зрительского внимания.

Мы встречаем Хэнка на пустынном берегу. Он совсем один на необитаемом острове и отчаялся ждать спасения. Но ровно в тот момент, когда Хэнк собирается покончить с собой, волны выбрасывают на берег тело. Это тело, увы, не подает признаков жизни, если не считать... неконтролируемых газов. Хэнк понимает, что газы работают как своеобразный мотор, и недолго думая седлает труп, добираясь на нем до более обитаемого, судя по свалке мусора, берега. Начинается необычное путешествие, в ходе которого мертвое тело обнаруживает все новые способности, обретает возможность говорить и даже вспоминает свое имя (Мэнни).

Мэнни может что угодно: им можно высекать искры, стрелять из него как из лука, он работает как водопроводный кран и даже поддерживает сносную беседу. Только совсем не помнит, что такое человеческое общество и как в нем жить. А жить в нем непросто, рассказывает Хэнк. Например, твой папа запрещает тебе мастурбировать, а потом забывает поздравить с днем рождения. Красивая девушка в автобусе даже не смотрит в твою сторону, и тебе уж точно — абсолютно точно — нельзя пердеть на публике. Или просто говорить то, что у тебя в мыслях. Мэнни удивлен, насколько может быть удивлен оживший покойник.

«Человек — швейцарский нож», несмотря на все шутки про газы, онанизм и прочие табуированные в приличном обществе темы, — это кино о том, что острая потребность в любви способна оживить мертвеца, и иногда покойник оказывается другом более чутким, чем вполне себе живые и даже близкие тебе люди. Мэнни помогает Хэнку обрести свободу и веру в себя, будучи всего лишь испускающей газы человеческой оболочкой. На этом противопоставлении низменного и материального с возвышенным строится весь юмор и смысл фильма.

Сами режиссеры рассказывали во время премьеры в январе, что главным вызовом было найти нечто красивое и трансцендентное там, где это менее всего возможно, в том, что кажется самый отвратительным на вид сюжетом, и сделать так, чтобы зрители обнаружили надежду в совершенно для этого не предназначенном месте. Как Хэнк находит дружбу и любовь на свалке, там, куда люди выкидывают ненужные вещи, так и Дэниэлы взяли и из истории, обреченной валяться где-то на помойке самых неприглядных идей, создали трогательное и жизнеутверждающее кино.

Читайте также
Статьи Авада Кедавра: Как Дэниэл Рэдклифф убивает в себе Гарри Поттера Бывший маленький волшебник вот уже 10 лет борется с амплуа хорошего мальчика и пытается преодолеть проклятье первых, детских ролей.
Новости Лига выдающихся джентльменов: Кино от независимых прокатчиков Дэниэл Рэдклифф в джунглях, Шон Ганн в офисе, Колин Фёрт на яхте, Джеймс Франко в хранилище, Венсан Кассель в Полинезии — независимые прокатчики рассказали на кинорынке в Сочи о своих планах.
Новости Новый проект авторов фильма про говорящий труп поддержат братья Руссо Постановщики блокбастера «Первый мститель: Противостояние» спродюсируют новую картину режиссеров фильма «Человек — швейцарский нож».
Статьи От миллионеров до уголовников: Судьбы детей из Хогвартса ООН, тюрьма, режиссерское кресло и выдающиеся губы — до чего дошли актеры, сыгравшие юных волшебников в фильмах о Гарри Поттере.
Комментарии (48)

Новый комментарий...

  • 8

    Richie Tozier 27 июня 2016, 21:53 пожаловаться

    #

    Рэдклифф очень радует в последнее время. Все проекты разные, и во всех старается. Самый талантливый выходец из «гарри поттеровского» поколения — впрочем, кто, если не он?

    ответить

  • El_principe 27 июня 2016, 23:09 пожаловаться

    #

    программа и правда хорошая, обидно, что не на все попаду

    ответить

  • 1

    Quzi 27 июня 2016, 23:12 пожаловаться

    #

    Одна из немногих лент которую я жду в этом году — «Человек — швейцарский нож».

    ответить

  • 11

    LeonCoreZo3 28 июня 2016, 02:50 пожаловаться

    #

    Как много свелось потенциальных актеров, известных по одному-двум фильмам?! Десятки, может быть сотни, а то и больше. Рэдклифф — отличный пример растущего, вместе с аудиторией, актера, способного всесторонне развиваться и участвовать в таких вот интересных проектах, при очевидном спаде популярности. Искать себя в тех или иных жанрах, когда твое амплуа подкреплено несколькими удачными фильмами — качество виртуоза. Такие люди заслуживают уважения.

    ответить

  • feorant 28 июня 2016, 09:36 пожаловаться

    #

    правда талант совсем не виртуозен. а желания себя показать много, согласен.

    ответить

  • 2

    Hall 4 августа 2016, 15:48 пожаловаться

    #

    Да неужели?!!! А вот специалисты совсем другого мнения. И компетентные зрители тоже.

    ответить

  • 8

    kentalis 28 июня 2016, 10:56 пожаловаться

    #

    Первый фильм с участием Рэдклиффа, который хочется посмотреть. Не знал, что такое произойдёт.

    ответить

  • 1

    Миша-35 28 июня 2016, 19:20 пожаловаться

    #

    «Центр моего мира» буду смотреть. История драматичная и интересная.
    А вот фильм с Рэдклиффом…. Из статьи вроде бы понятно, какие мысли и посылы поставили себе целью донести до зрителя создатели. И посылы эти благородны и искренни. Но вот форма…. Слишком уж эпатажно, вплоть до отвратности. Может и решусь, тем не менее, глянуть эту картину, но мне надо очень серьезно настроиться на нее с соответствующим настроением, иначе, боюсь, я и трети фильма не выдержу.
    За «многофункциональный труп» — респект авторам статьи. Это действительно круто, правда.

    ответить

 
Добавить комментарий...