Новости

Огни большого «Кинотавра»: Чем расстроил фестиваль в Сочи

Показы конкурсной программы «Кинотавра» завершила комедия Ильи Учителя «Огни большой деревни» о провинциальном киномеханике и его друге-дембеле, ради спасения местного кинотеатра снимающих треш-боевик с Дмитрием Дюжевым. Со связанным по рукам и ногам похмельным Дмитрием Дюжевым. КиноПоиск рассказывает о фильме и подводит итоги фестиваля.

«Огни большой деревни»

Романтичный юноша Федор (Кирилл Фролов) работает киномехаником в старом кинотеатре «Родина» где-то в маленьком провинциальном городке. Рядом с кинотеатром расположен рынок, и ушлые торговцы используют Федину «Родину» как склад овощей и фруктов. Да, «Родина» фактически Федина. Он остался единственным сотрудником кинотеатра, который еще его дед защищал в 1990-е от бандитов. Федя скрывается от военкома (Кирилл Полухин) и пишет в блокноте сценарии в духе «Сумерек», беспомощно вздыхая по красавице Жене (Анастасия Мытражик), девушке с внешностью комсомолки и спортсменки из всех советских фильмов сразу. Правда, несмотря на нежный голос, Женя себя в обиду не даст. Она в совершенстве владеет приемами рукопашного боя.

Беда приходит, как это обычно бывает, в лице пожарной инспекции: разваливающийся кинотеатр грозят закрыть за множество нарушений, а новоиспеченный мэр (Юрий Быков наслаждается ролью коррумпированного чиновника, пока на экране телевизора идет его же «Дурак») уже готовится открыть на его месте магазин шуб. Друг Феди, дембель Степа (Максим Емельянов), прочитавший в армии книгу «15 шагов к успеху в бизнесе», моментально находит решение: нужно снять кино, заработать денег и отремонтировать кинотеатр. Вот только нужны актеры, а где их взять? По счастью, на железнодорожной станции высаживают из поезда разбушевавшуюся пьяную звезду Дмитрия Дюжева (Дмитрий Дюжев). Недолго думая, друзья Дюжева похищают. «Связанный Дюжев — тоже звезда», а потому столичный актер, прикованный кинематографистами-любителями к инвалидной коляске, против воли исполняет роль бандита в треш-боевике а-ля ранние малобюджетные эксперименты Тарантино и Родригеса.

В «Огнях большой деревни» есть искренняя любовь к кино (но еще больше местами веселого треша), много пародий на классику (даже на «Час волка») и действительно неплохие шутки. Но больше всего подкупает самоирония Дмитрия Дюжева, играющего спившегося актера-скандалиста с невероятным упоением и с таким же упоением произносящего раз в 10 минут отчаянное «Дебилы!». Первоначально идея «Огней большой деревни» была придумана Жорой Крыжовниковым и Алексеем Казаковым, и дух авторов очевиден в фильме, снятом Ильей Учителем. Безусловно, это жанровая картина, не претендующая на лавры фестивального хита (впрочем, к подобным участникам «Кинотавра» уже давно стоит привыкнуть), но способная привлечь в кинотеатры и к телеэкранам любителей отечественных комедий в духе «Каникул строгого режима».

Подводя итоги: Безвременье и промежуточные пространства

Фестиваль «Кинотавр» позиционирует себя как отражение ситуации в российском кино, так чем же запомнится смотр 2016 года? Есть ощущение ухода авторов (даже на уровне декораций и локаций) в условные пространства, которые сложно привязать к конкретному времени. В каждом втором фильме в углу стоит телевизор образца конца 1980-х, облупившиеся стены подъездов не оставляют шансов определить, девяностые в кадре, нулевые или все-таки десятые. Героиню «Я умею вязать» помещают в психиатрическую клинику со старомодными железными кроватями и такими же порядками. Семья Коли Смирнова из «Хорошего мальчика» живет в интерьерах советской квартиры 1970-х годов. Герои «Ивана», «Огней большой деревни», «Зоологии» помещены в пейзажи провинциальных городов и квартир, в которых ничего не меняется десятилетиями.

Актуальностью не балуют и сюжеты. Пожалуй, кроме «Ученика» Кирилла Серебренникова, ни один из фильмов не берется говорить на проблемные темы и острые вопросы, возникающие здесь и сейчас. В случае с «Учеником» это попытка рассказать об опасных последствиях слепого фанатизма, конкретно религиозного, который не пресекается, а поощряется окружающими. Любой радикализм — это способ решить внутренние, личные проблемы, который в итоге ставит под угрозу право другого на свободу и даже жизнь. Этот простой, но полезный вывод остается зрителю после просмотра «Ученика». Еще один фильм, говорящий с аудиторией о сегодняшнем дне, — это «Чужая работа» Дениса Шабаева, что, впрочем, закономерно в силу документальной природы картины.

Режиссеры порой пытаются выдать жанровую картину за авторскую («Разбуди меня» Гийома Проценко), увлекаются клише («Врач» Гоши Куценко) или просто не очень хорошо чувствуют жанр («Человек из будущего» мог бы быть «Парнем с нашего кладбища», поскольку это тоже малобюджетная комедия, однако, в отличие от фильма с Александром Палем, «Человек из будущего» начисто лишен обаяния и хороших диалогов). В результате страдает зритель, не получая обещанных эмоций или получая то, что уже много раз видел.

Сценарные провалы и неумение выстроить драматургию развития персонажей — отличительная черта нынешнего смотра. Большинство режиссеров выбирают для своих историй героя-одиночку, который неестественно взаимодействует с окружающим его обществом и практически не меняется на протяжении истории. Единственным исключением стала, пожалуй, простая сказка «Рыба-мечта» Антона Бильжо, в которой в кадре хотя бы развиваются отношения между питерским интеллигентом Романом и загадочной красавицей Хеленой. Именно эти отношения приводят к трансформации главного героя — простой, предсказуемой, но довольно четко прописанной. Герои других фильмов в большинстве своем иные, непохожие на других. Это гении, как танцовщик Темников в исполнении Сергея Безрукова, религиозные фанатики, как ученик Петра Скворцова, или просто хвостатые женщины, как в «Зоологии» Твердовского. Свой образ, крест, причем иногда в буквальном смысле, они несут до конца фильма. Режиссеры нынешнего «Кинотавра» в этом смысле похожи на своих героев: они убийственно серьезны и чаще всего лишены самоиронии.

Зрители выбрали «Хорошего мальчика»

В этом году КиноПоиск после каждого сеанса просил зрителей оценить увиденное с помощью специальных бюллетеней. Получился вот такой абсолютно честный и анонимный рейтинг симпатий аудитории:

1. «Хороший мальчик» — 4,7.

2. «Коллектор» — 4,5.

3. «После тебя» — 4,3.

4. «Чужая работа» — 4,2.

5. «Ученик» — 4,2.

6. «Огни большой деревни» — 4.

7. «Иван» — 4.

8. «Разбуди меня» — 3,9.

9. «Врач» — 3,8.

10. «Зоология» — 3,6.

11. «Рыба-мечта» — 3,5.

12. «Человек из будущего» — 3,4.

13. «Год литературы» — 3,2.

14. «Я умею вязать» — 2,8.

Лауреаты 27-го «Кинотавра» станут известны сегодня вечером. Жюри возглавляет режиссер Николай Лебедев.

Читайте также
Статьи Александр Петров: «В кино я буду профессиональным футболистом» Как звезда фильма «Лед» выходит на футбольное поле — исполняет главную роль в байопике про советского футболиста Эдуарда Стрельцова.
Новости Премьера на КиноПоиске: «Близкие» — драма о семейных ценностях В течение всех праздничных дней КиноПоиск и проект «Пилигрим» предлагают бесплатно посмотреть дебютную работу Ксении Зуевой и Катерины Михайловой .
Статьи Ждать или забыть: Все фильмы «Кинотавра» Кратко обо всех фильмах фестиваля, включая секс-просвет «Про любовь. Только для взрослых», капустник «Мифы» и треш-слэшер «Мертвым повезло».
Новости «Как большие»: Чем порадовал и огорчил короткометражный конкурс «Кинотавра» Конкурс короткого метра «Кинотавра» еще раз доказал, что самый востребованный и самый сложный жанр в российском кино — комедия.
Комментарии (18)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...