всё о любом фильме:
Новости

Женщина с хвостом и русалка-нимфоманка — героини «Кинотавра»

«Кинотавр» подходит к концу, и КиноПоиск рассказывает о наиболее любопытных премьерах. Иван И. Твердовский испытывает зрителя на прочность в «Зоологии». Антон Бильжо фантазирует об идеальной женщине-русалке. Незаслуженно незаметно проходит премьера одного из лучших фильмов фестиваля — документальной ленты «Чужая работа».

«Чужая работа» и «Год литературы»

Картина Дениса Шабаева настолько напоминает сюжетом крепкую игровую драму, что даже не хочется спойлерить. Своего героя, Фарруха, Денис нашел в Душанбе, откуда тот, актер по профессии, решил на время перебраться в Москву. Подвижная камера Шабаева фиксирует обычную жизнь Фарруха в большом и незнакомом городе, где всегда есть шанс воплотить свою мечту. В российской столице он совмещает с кастингами сбор металлолома и работу вахтером на автостоянке и даже пробивается в сериал на роль дворника-гастарбайтера. Фарруха надо видеть. Это мускулистый восточный красавец. Очевидно, не без актерского таланта. Вот, кажется, его карьера идет в гору: сериал показывают по ТВ; Фаррух репетирует с младшим братом сцену из нового проекта, где ему могут дать эпизодическую роль бандита-кавказца. В одно мгновение все рушится. На пустынной зимней дороге таджик попадает в аварию. Свидетелей нет — есть человеческие жертвы. И иммигрант оказывается на скамье подсудимых.

В «Чужой работе» Шабаева есть все, чего ждешь от хорошего фильма: сюжетные повороты, которые диктует сама жизнь; трогательные сцены, которые никогда не придумает не один сценарист и которые врезаются в память; чистые эмоции людей, оказавшихся в непростой ситуации вдали от дома. Удивительно, что режиссер снимал, не зная таджикского языка (иногда герои говорят между собой по-русски, но в особо важные моменты переходят на родной язык), но точно чувствовал, что нельзя выключать камеру.

«Год литературы»

«Год литературы»

Документалист Денис Шабаев всего за 70 минут экранного времени успевает рассказать настоящую, искреннюю историю, которую не удается здесь, на «Кинотавре», донести до зрителей большинству из режиссеров игрового кино. Четкая драматургия, интересный герой и лаконичность повествования — безусловные достоинства этой картины.

Чего, правда, не скажешь о другом документальном участнике конкурса «Кинотавра» — фильме «Год литературы» Ольги Столповской. В нем показаны сама режиссер и ее супруг, теперь уже лауреат «Русского Букера» Александр Снегирев. История семейной пары, собирающейся усыновить ребенка, приводит не к желаемому результату, а к появлению нового литературного произведения. Этот драматургический ход Столповская утяжеляет социальной историей со строительством дороги на месте их загородного дома. Впрочем, эта история постепенно сходит на нет, как и тема с усыновлением ребенка. «Год литературы» заявляет довольно интересные темы для неигрового кино, однако постановочная часть этой картины берет верх над документальной составляющей.

КиноПоиск продолжает подсчитывать оценки зрителей. Так распределились их голоса: «Год литературы» — 3,2; «Чужая работа» — 4,2; «Зоология» — 3,6; «Рыба-мечта» — 3,5; «Разбуди меня» — 3,9. Лидером по-прежнему остается «Хороший мальчик» с оценкой 4,7 балла.

«Зоология»

После феноменального успеха «Класса коррекции» (дебютный полный метр молодого режиссера собрал множество наград на зарубежных фестивалях, приз «Кинотавра» за лучший дебют и приз жюри кинопрокатчиков, заодно заслужив похвалы критиков) отечественный киномир с любопытством ждал вторую работу Ивана И. Твердовского. Вдохновленная мультфильмом «Почему банан огрызается» лента «Зоология» — история о печальной пожилой сотруднице зоопарка Наташе (Наталья Павленкова). Наташа одинока, живет с мамой, безропотно терпит насмешки коллег — дородных женщин с прическами образца начала 1990-х. В качестве развлечения неумело курит сигареты на лестничной площадке. Лучше всего ей дается общение с животными. Она с нежностью кормит лам, зебр, лебедей и даже хищников. А мама Наташи кормит дочь котлетами и историями про бесноватых европейцев, которые сношаются в зоопарках с обезьянами.

Все меняется, когда у Наташи появляется хвост. Вернее, наличие хвоста приводит ее в поликлинику к обаятельному рентгенологу Пете (Дмитрий Грошев). В тихом приморском городе тем временем начинают циркулировать слухи о хвостатой ведьме, из-за которой заболевают и пропадают люди. Наташа прячет хвост в трусы, расцветает от общения с Петей и навлекает на себя гнев коллег, такое нестандартное поведение не приветствующих. Многообещающее начало приводит в тупик: как Наташа не знает, что ей делать со своим хвостом (хотя порой он может пригодиться в хозяйстве), так и Твердовский не знает, куда лучше повернуть эту историю. Но он точно понимает, как вызвать отвращение у зрителей, и делает это всеми доступными средствами, начиная с майонеза в тарелке и заканчивая гладкой поверхностью хвоста и песнями Алены Свиридовой.

«Зоология»

«Зоология»

Наташа со своим хвостом просто живет, а Твердовский просто следует за Наташей — куда-нибудь история да выведет. В результате в «Зоологии» можно увидеть что угодно в зависимости от оптики зрителя — от притчи об извращениях и драмы о женщине, загнанной в тупик одиночеством и непониманием окружающих, до сатиры на современное общество, в котором зебры и ламы оказываются человечнее людей. Сам Твердовский отметил на пресс-конференции, что «это кино про любовь между людьми, про то, что нужно любить всех, любых». Стоит отметить безусловную актерскую смелость Натальи Павленковой, на точных импровизациях которой строится весь образ героини. Это третья совместная работа Павленковой и Твердовского, и режиссер отмечает, что писал историю практически под актрису. Сейчас Твердовский работает над сценарием третьего фильма. Это будет молодежная драма.

«Рыба-мечта»

Совсем другая девушка стала героиней дебютного фильма Антона Бильжо «Рыба-мечта». Ее зовут Хелена (Северия Янушаускайте). Она молода, красива и купается в море без одежды. Однажды она спасает тонущего Романа (Владимир Мишуков) в мелких балтийских водах. Роман приехал в тихий санаторий, чтобы сделать корректуру энциклопедии «Рыбы Балтийского моря». Он шарахается от развязного соседа по санаторию Марка (Максим Виторган), который предлагает на пару соблазнить простоватых курортниц, но безнадежно влюбляется в Хелену. К его удивлению, девушка моментально соглашается на свидание, готова на все, в том числе заниматься любовью во всех уголках пляжа, и вообще клянется в вечной любви. Это ли не мечта? Но кто она, эта Хелена? Скоро Роман устанет от такой безусловной преданности.

Картина Антона Бильжо подкупает своей ирреальной, полусказочной атмосферой, которая заставляет вспомнить Мишеля Гондри и Жан-Пьера Жене. Чудные герои, красный торшер на пляже, хор музейных работниц, чтящих память выдающегося ученого и хранящих его надувной матрас и восковую фигуру, загадочные песни Хелены и ее сестер, чистые, но неяркие цвета — все это успешно работает на подобное сравнение. «Рыба-мечта» — это, безусловно, стильное (в рамках скромного бюджета) кино, от которого не стоит ждать традиционного сюжета и логичной развязки.

Вчера в Сочи показали «Ученика» Кирилла Серебренникова, о реакции на которого КиноПоиск подробно рассказывал во время Каннского кинофестиваля. Сегодня в основном конкурсе состоятся премьеры трех последних картин конкурса. Это «Человек из будущего», «Иван» и «Огни большой деревни».

Читайте также
Статьи Ждать или забыть: Все фильмы «Кинотавра» Кратко обо всех фильмах фестиваля, включая секс-просвет «Про любовь. Только для взрослых», капустник «Мифы» и треш-слэшер «Мертвым повезло».
Репортажи Сделано в Сочи: Фото с закрытия «Кинотавра» Фотографии с церемонии закрытия 28-го российского кинофестиваля «Кинотавр», которое состоялось 14 июня 2017 года.
Новости «Как большие»: Чем порадовал и огорчил короткометражный конкурс «Кинотавра» Конкурс короткого метра «Кинотавра» еще раз доказал, что самый востребованный и самый сложный жанр в российском кино — комедия.
Комментарии (25)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...