Минкультуры определит даты выхода фильмов в российский прокат

3 марта 2016Обсудить0

Краткая предыстория вопроса

Впервые об амбициях Минкультуры в области влияния на даты релизов стало известно в январе прошлого года, когда прошло совещание Владимира Мединского с отечественными дистрибьюторами. Там он сообщил об идее выдавать прокатные удостоверения, без которых невозможен показ фильмов в кинотеатрах или на телевидении, в том числе и кабельном, с фиксированной датой релиза. Упор делался на российские фильмы-события, которым при случае совпадения даты выхода в прокат с зарубежными блокбастерами отдавался приоритет.

Именно после этого совещания российская премьера фильма «Мстители: Эра Альтрона» была перенесена с 30 апреля на 23-е, чтобы накануне майских праздников вышла военная драма «А зори здесь тихие...» Рената Давлетьярова. «Мстители» в итоге собрали в России и СНГ 1,7 млрд рублей, фильм Давлетьярова — 272,1 млн рублей. Позже министерство еще несколько раз вмешивалось в отечественный прокат. В апреле прошлого года до экранов так и не дошел не самый выдающийся фильм «Номер 44», прокатное удостоверение которого было отозвано в последний момент. В сентябре из-за обилия сцен порнографического характера не получил прокатку фильм Гаспара Ноэ «Любовь».

Других примеров непосредственного влияния министерства на прокат не было, однако известно, что дистрибьюторы между собой договаривались о выходе в прокат некоторых релизов. В частности, из-за «Воина» Алексея Андрианова на неделю передвинули выход на российские экраны фильма Ридли Скотта «Марсианин». Опять же приведем в пример цифры: «Воин» получил в РФ и СНГ 208,5 млн рублей, «Марсианин» — 1,2 млрд и номинации на «Оскар».

Потом был объявлен Год российского кино, планировалось много действительно ярких релизов отечественных фильмов и мероприятий, рассчитанных на поддержку российского кинематографа, однако к теме фиксированных дат релизов в прокатных удостоверений никто не возвращался.

2 марта на официальном интернет-портале правовой информации, где появляются все документы, принятые российскими органами власти, было опубликовано постановление правительства с длинным названием «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Правил ведения Государственного регистра фильмов». Этот 12-страничный документ шокировал многих участников индустрии.

Что изменилось

Теперь в заявлении на выдачу прокатного удостоверения на тот или иной фильм необходимо указывать дату релиза. Причем прокатки будут выдаваться трех видов: на показ фильма в кинозале, на прокат на материальном носителе и на тот и другой виды использования картины. Подать заявление на выдачу удостоверения могут продюсер, прокатчик или демонстратор фильма. Самое главное, если Минкультуры получит заявление на прокат в одну и ту же дату фильмов сходной тематики, жанра и (или) рассчитанных на одну целевую аудиторию, то ведомство попросит претендентов на одну дату договориться между собой. Если устраивающее всех решение принято не будет, то тут министерство вмешается в процесс и предложит свои даты. Они будут выбраны специальным экспертным советом по выдаче прокатных удостоверений. Совет еще не сформирован, кто в него войдет, пока не известно. Впрочем, в документе сразу же подчеркивается, что решение совета будет носить исключительно рекомендательный характер, а главную роль в случае необходимости сыграет само министерство.

Еще одна немаловажная деталь: нынешний документ стимулирует получение прокатного удостоверения заранее. Именно тот, кто подаст заявку за шесть и более месяцев, окажется в выигрышном положении. Правда, с учетом нынешнего механизма работы такая долгосрочная задача кажется маловыполнимой. Необходимый для получения прокатного удостоверения пакет документов включает в себя, например, копию фильма на диске. Ее должен отсмотреть соответствующий чиновник как минимум на предмет возрастных ограничений, которые также необходимо указывать в заявлении на прокатку. Конечно, диск нереально предоставить до окончания работы над фильмом, причем неважно, российского он производства или зарубежного. Теоретически за полгода отечественные дистрибьюторы могут в лучшем случае достать копии фестивальных фильмов, которые, как известно, долго идут до нашего проката. В большинстве случаев практика показывает, что прокатные удостоверения у нас получаются за несколько дней до релиза. Например, фильм «Звёздные войны: Пробуждение силы», который вышел на российские экраны 17 декабря 2015 года, получил прокатное удостоверение только 11 декабря.

Новые правила начнут действовать 2 июня этого года. На данный момент, если исходить из графика премьер КиноПоиска, летом, которое традиционно считается временем выхода больших голливудских фильмов, соприкосновений по российским релизам нет. Проблемы начнутся позже. Так, например, на 20 октября забронировали места «Джек Ричер: Никогда не возвращайся», «Другой мир: Следующее поколение» и отечественный «Ледокол» Николая Хомерики. На 27 октября стоят анимационные американские «Тролли» и отечественный мультфильм «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». И если Минкультуры решит, что эти релизы совпадают по целевой аудитории, то начнется глобальная редактура графика выхода фильмов.

Мнения экспертов

Мы поинтересовались мнением о новых правилах у крупных дистрибьюторов, работающих как с большими российскими релизами, так и представляющими на территории РФ интересы голливудских мейджоров. К сожалению, большинство представителей этих компаний воздержались от комментариев. Исключение сделали лишь представители «Каро Премьер» (выпускает в России фильмы студии Warner Bros и российские релизы дочерней компании «Каропрокат») и «Двадцатый Век Фокс СНГ».

Алексей Рязанцев, генеральный директор кинокомпании «Каро-Премьер»:

— Давайте говорить открыто: государство, которое пытается вкладывать деньги в производство и прокат фильмов отечественного производства, наверное, имеет право на защиту своих инвестиций. И, когда доходит до абсурда, связанного с несколькими картинами, которые претендуют на вкусные даты, конечно, возникает конфликт интересов. Но голливудские студии имеют возможность планировать свой релизинг заранее, и если это учитывать в производстве российских фильмов, то таких столкновений не может быть. А если дело идет о российских картинах, которые претендуют на те же даты, то здесь вполне возможно некое регулирование. И лучше сделать эти правила прозрачными, чтобы все понимали правила игры, чем делать их подковерными, когда кто-то из более маститых продюсеров может обращаться в Минкультуры, и там в виде «итальянской забастовки» не выдают прокатное удостоверение другим релизам.

Китай, например, свои протекционистские меры осуществляет открыто. Он говорит, что есть возможность выпускать в год 35—36 картин иностранного производства, а остальное занимается своей продукцией. Правда, сегодня Китай по обеспеченности кинофикацией и по зрительскому потенциалу несколько выше, чем Россия. Поэтому ничего предосудительного я не вижу. И если мы будем учитывать интересы значимых фильмов, которые выходят к определенным датам, и даты релизов мирового проката Голливуда, то, мне кажется, это, напротив, наладит конструктивный диалог между продюсерами. Так что здесь лишь речь о совершенстве своего производственного графика и структурирования в целом подхода к организации рекламной кампании и продвижению фильмов.

Марина Бодягина, заместитель генерального директора по вопросам кинопроката компании «Двадцатый Век Фокс СНГ»:

— Общемировая практика такова, что даты старта выбираются заранее, за два-три года вперед, а иногда даже раньше, как только начинается работа над картиной. Уже в этот момент продюсеры должны понимать, для какой аудитории они снимут фильм, какими будут основные инструменты продвижения и стратегия выпуска в целом, причем не только в Америке, а с учетом всех ключевых рынков. Если вы обращали внимание, довольно часто в релиз-планах мейджоров значится, например, Untitled Wolverine sequel или Untitled Bryan Singer film, заявленные к выпуску, скажем, через четыре года. Это неслучайно, поскольку, выпуская большой дорогостоящий проект, студии досконально все просчитывают, взвешивают, начинают готовить этот релиз, в том числе объявляют о своих намерениях, несмотря на то что у фильма даже названия еще нет. Остальные территории, и Россия не является здесь исключением, при выборе дат отталкиваются как раз от общей разработанной стратегии, ориентируясь на дату выхода в Штатах, и уже с этого момента начинают работать с кинотеатрами, выстраивать маркетинговую кампанию, производственный график. Такая практика сложилась давно, она всем понятна и до сих пор эффективно работала. Более того, она легко может быть экстраполирована и на российские фильмы. Что мешает продюсерам заявлять о своих проектах на конкретных датах заранее, давать хотя бы минимальную информацию, которая, кстати, могла бы формировать и зрительский интерес уже на раннем этапе, как это было с «Вием» или «Сталинградом»?

Любой дистрибьютор, выбирая дату для своего фильма, руководствуется исключительно экономической целесообразностью, то есть тем, что будет лучше для данного конкретного проекта. Естественно, конкуренция будет всегда, но не все конкуренты друг другу мешают. Вот недавний пример. На 18 февраля давно был заявлен фильм «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее». Эта дата была выбрана как самая подходящая: фильм духоподъемный, с четким, понятным посылом, который хорошо соотносится с высокой торжественной атмосферой Дня защитника Отечества. Потом на эту дату встал другой российский фильм «День выборов 2». И это неплохо, потому что обе стороны понимали, что именно при этой дате старта их картины смогут максимально выработать свой потенциал. Если бы кто-то из них посчитал, что риск конкуренции превышает эту самую благоприятность даты, он бы перенес выход своего проекта на другой срок. Именно заблаговременное датирование дает возможность такого маневра.

Давайте поймем одну простую вещь: успех картины, в том числе кассовый, определяется выбором зрителя, который выбирает не дату, а интересный для него фильм. Учитывая, что кинобизнес является одним из самых рискованных с точки зрения окупаемости, видов коммерческой деятельности, именно от зрителя, его предпочтений, его настроений, его потребностей мы и должны отталкиваться. В противном случае мы рискуем потерять с таким трудом наработанную за прошедшие пару десятилетий культуру кинохождения, потерять собственно кинозрителя, а с ним и всю инфраструктуру кинопоказа, которому никакие господдержки уже не помогут.

Смотрите также

Трейлеры недели: Черная Земля, вдова и код «Красный»

18 января

Трейлер фильма «Юморист»: Шути, пока можно

17 января

Семья Маргариты Тереховой объявила о сборе средств на лечение актрисы

14 января

В Париже пройдет показ 700-часовой картины «Дау»

11 января

Главное сегодня

«Секс, ложь и видео»: Фильм, который изменил все

Вчера

«Зеленая книга» взяла главный приз Гильдии продюсеров

Сегодня

Как Вонг Кар-Вай пишет кино светом

Вчера

Любовники, детективы и подводники: Что смотреть дома в выходные

18 января

Тест: Какая вы личность в фильме «Стекло»?

18 января

Голливуд утомил: Каким был 2018 год для российского проката

18 января

Эпизод «Маши и Медведя» внесли в Книгу рекордов Гиннесса

18 января
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт