Три сценария для развития российской киноиндустрии

Обсудить0

На нынешнем заседании, которое недавно прошло во ВГИКе, министр культуры Владимир Мединский озвучил сразу три сценария для развития отрасли. КиноПоиск решил разобраться в каждом из них.

Сценарий первый: «Не без цензуры». Жанр — политический триллер

Владимир Мединский: «Это цензура в той либо иной форме, когда мы закрываем наш рынок для иностранцев. Это может быть квотирование, ограничение, китайский, бразильский, индийский, французский варианты. Ну, то есть ограничиваем конкуренцию на рынке и таким образом поддерживаем наших. Вроде бы никто этого не хочет».

КиноПоиск: Конечно, любой здоровый человек не согласится на введение цензуры, хоть в той, хоть в иной форме. Ждать «Звёздные войны» или «Дэдпула» по несколько месяцев, как это происходит в Китае, где выход иностранных картин четко регламентируется местным прокатным комитетом, не хочется никому. В прошлом году уже были попытки пролоббировать историю с введением квот. Разные депутаты предлагали ввести норму на российское кино (от 25 % до 50 %), что означает обязанность кинотеатров показывать отечественные фильмы именно в этой пропорции.

К счастью, эти меры не были поддержаны индустрией. Даже производящие фильмы продюсеры понимали, что кинотеатры в таком случае просто-напросто закроются, а чтобы они не закрылись, придется поднапрячься и снимать как минимум в два раза больше российских фильмов, причем таких, на которые реально пойдут зрители. Попытки ввести квоту на российское кино закончились тем, что Минкультуры подписало соглашение с 11 кинотеатральными сетями о том, что последние обязуются отдать 20 % сеансов в год под отечественные киноленты. Эта задача в принципе выполнима. Так называемой «новогодней битвой», когда на праздники практически не выходят иностранные ленты (последние январские каникулы — яркий тому пример), и фильмами-событиями, которых в этом году будет немало, вполне можно будет отчитаться за навязанную чиновниками долю.

Сценарий второй: «Шальные деньги». Жанр — психологическая драма

Владимир Мединский: «Второй вариант — дополнительное бюджетное финансирование. Но я всегда говорю, обращаясь ко всем коллегам в области кино: ну нет денег в бюджете, вот невозможно, очень тяжело».

КиноПоиск: Понятно, что денег нет и, как говорится, не будет. Особенно сейчас, во время кризиса. У правительства есть дела поважнее кино: медицинская помощь, образование, пенсии, социальные выплаты, импортозамещение и многое-многое другое. Последние пару лет на российский кинематограф выделяется порядка 6 млрд рублей (по текущему курсу ЦБ это 79 млн долларов, что сопоставимо с производственным бюджетом первой части «Голодных игр»). Они почти в равной доле распределяются между Фондом кино, который поддерживает так называемые массовые фильмы (то есть те, которые имеют прокатный потенциал), и Министерством культуры, которое финансирует производство авторских картин, анимации, фильмов для детей и подростков, дебюты и неигровое кино.

В прошлом году Минкультуры поддержало, например, 34 игровых проекта, 182 неигровых фильма и 52 анимационные ленты, Фонд кино — 57 (23 от лидеров отечественного кинопроизводства, 27 от других компаний, 7 — на стадии девелопмента). Далеко не все эти фильмы вышли в прокат — все-таки кинопроизводство длится не один год. На экраны же в 2015-м вышло 123 российских фильма, которые заработали 17 % от общего бокс-офиса. Еще в 2012 году, когда пресловутая доля стала главным критерием эффективности бюджетной поддержки в области кино, этот показатель был на уровне 13,5—14 %, притом что на кино и по линии фонда, и по линии министерства выделялось 5,4 млрд рублей (в 2011-м доля была 16 %, а господдержка — 4,4 млрд рублей). Так что связь между бюджетным финансированием и сборами российских картин в общем бокс-офисе реально пока не доказана.

Сценарий третий: «С миру по нитке». Абсурдистская комедия

Владимир Мединский: «Третий вариант, который апробирован во многих странах мира, где есть господдержка кино, — это, конечно, различные косвенные сборы (они поступают от тех, кто на кино зарабатывает, либо от населения непосредственно), которые поступают в соответствующие специализированные государственные фонды, занимающиеся поддержкой кинематографа. Наиболее яркими представителями этого опыта являются Франция и Польша, если мы говорим о Европе. И там, и там очень сильный национальный кинематограф, очень большая доля кино, доходящая до 40 % против наших 17 %. В принципе все сводится в основном к сборам с телевидения, которое показывает фильмы (сборам от рекламы), либо с кинотеатров.

КиноПоиск: Неудивительно, что на правительственном совете, где в числе прочих присутствовали, например, глава Первого канала Константин Эрнст, руководитель ВГТРК Олег Добродеев и председатель некоммерческого партнерства кинотеатров страны «Киноальянс» Эдуард Пичугин, к разговору об этом крайне странном в нынешних экономических обстоятельствах сценарии развития индустрии даже не возвращались. Хотя в плане международного экскурса министр был прав: во Франции, например, 11 % от стоимости каждого проданного билета в кино идет на поддержку национальных фильмов, а в бюджете Польского института киноискусств немалую долю занимают взносы телевещателей и операторов цифровых платформ (первые платят 1,5 % от показа рекламы, вторые — те же 1,5 % от предоставляемых услуг).

Но если во Франции эта система действует с середины XX века и, кажется, уже не вызывает противоречий, то в Польше реформа произошла только в 2005 году, и до сих пор мнения по этому поводу разнятся. Однако не отметить расцвет польской кинематографии (правда, исключительно в фестивальном русле) нельзя. Произведенные при государственной поддержке фильмы каждый год участвуют как минимум в Берлинском кинофестивале, а в этом году в состав жюри смотра вошла даже режиссер Малгожата Шумовска, которая в прошлом году со своей трагикомедией «Тело» завоевала на Берлинале приз за лучшую режиссуру.

Другое дело, что российская система поддержки в случае введения таких дополнительных сборов вряд ли будет ориентирована на какой-то фестивальный успех. Основной целью по-прежнему является зритель, приходящий в кинотеатр в идеале на российское кино. Правда, сборы прошлогодних фильмов (за исключением, пожалуй, анимации про трех богатырей) по-прежнему оставляют желать лучшего. Возможно, нынешний год, когда выйдут на экраны «Экипаж», «Дуэлянт» и «Викинг», вернет отечественному зрителю веру в российский кинематограф и не заставит обложить всех дополнительным налогом на кино.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

24 апреля23
20 апреля2
19 апреля4
19 апреля44

Главное сегодня

24 апреля23
Вчера3
Вчера1
Вчера1
Вчера4
Вчера0
Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Всё гораздо проще. Научитесь снимать хорошее кино и тогда интерес отечественного зрителя к отечественному кино безусловно возрастет. Мало того, что денег выделяется на создание фильмов не так то много. Так и большинство этих фильмов является откровенным отстоем. Да и я считаю, что для создания хороших картин не объязательно иметь внушительный бюджет и история знает уйму примеров подтверждающих это

6