всё о любом фильме:
Новости

Берлин-2016: Актеры сами раздеваются у Томаса Винтерберга

Завершились показы фильмов основного конкурса Берлинале. КиноПоиск подобно рассказывает о драме Томаса Винтерберга «Коммуна», ставшей одной из самых ярких лент фестиваля, а также о картинах «Я — Неро», «Соединенные штаты любви» и комедии «Сент-Амур» с Жераром Депардье.

Завершились показы фильмов основного конкурса Берлинале. КиноПоиск подобно рассказывает о драме Томаса Винтерберга «Коммуна», ставшей одной из самых ярких лент фестиваля, а также о картинах «Я — Неро», «Соединенные штаты любви» и комедии «Сент-Амур» с Жераром Депардье.

Каким был 66-й Берлинский кинофестиваль? Как это часто бывает, мнения критиков разделились: одни считают, что это был один из лучших фестивалей последнего времени, другие, мягко говоря, не соглашаются. В этом нет ничего удивительного: Берлин из-за своей острой социальной и политической направленности всегда отличался разбросом мнений. КиноПоиск отметил бы, что на сей раз конкурс не мог похвастаться огромным количеством звезд, зато было много фильмов, которые нам понравились. Midnight Special, «Огонь в море», «Уязвимость нулевых дней», «Будущее», «Борис без Беатрис», «Когда тебе семнадцать», «Смерть в Сараево», «Гений», «Колыбельная скорбной тайне», «Коммуна» — больше половины конкурсных картин мы бы с удовольствием пересмотрели еще раз (даже восьмичасовой фильм).

Что интересно, самый политизированный фестиваль Европы в этом году озаботился проблемами семейных отношений. В Midnight Special отец спасает своего сына от правительственных агентов; в «Борис без Беатрис» герой пытается разобраться в себе, чтобы помочь жене выздороветь; в «24 неделях» остро стоит вопрос, стоит ли рожать больного ребенка, обрекая его на страдания; в «Когда тебе семнадцать» герои находят друг друга, несмотря на разницу в воспитании. Семья в центре внимания и фильмов «Хеди» и «Будущее». Но самое громкое высказывание о семье в Берлине прозвучало от датчанина Томаса Винтерберга.

«Коммуна», режиссер Томас Винтерберг (основной конкурс)

У датского режиссера Томаса Винтерберга было необычное детство. С 7 до 19 лет он жил в коммуне, окруженный «гениталиями, пивом, высоколобыми академическими дискуссиями, любовью и личными трагедиями». В своем новом фильме он вспоминает то время, свободные 1970-е, когда люди экспериментировали, были открыты друг другу и умели делиться всем. «Я скучаю по этому времени. Эти дни ушли безвозвратно», — признался Винтерберг на пресс-конференции в Берлине.

Главные герои «Коммуны» — преподаватель архитектурного колледжа Эрик (Ульрих Томсен), его жена-телеведущая Анна (Трине Дюрхольм, чья работа вполне достойна награды фестиваля) и их четырнадцатилетняя дочь Фрейя. Когда в наследство от отца Эрику достается большой дом в фешенебельном районе Копенгагена, Анна уговаривает мужа позвать друзей и жить вместе с ними. Так дом наполняется оригинальными персонажами, которые вместе устанавливают правила общежития, делят завтраки, ужины, вместе купаются голышом, отмечают праздники — короче, живут как одна большая семья.

Все меняется, когда Эрик заводит любовницу. Студентка Эмма юна, свежа и очень похожа внешне на Анну. Анна известие об измене мужа воспринимает спокойно и даже предлагает Эмме переехать в коммуну, надеясь сохранить хрупкое счастье своей семьи. Однако появление девушки в доме постепенно разрушает жизнь Анны. Ситуация в «Коммуне» интересным образом перекликается с обстоятельствами Натали, героини Изабель Юппер, в другом конкурсном фильме Берлинале, ленте «Будущее». Как и Натали, Анна оказывается наедине со своим возрастом, неизбежно сравнивает себя с молодой соперницей и не может найти свое место в новой жизни.

«Каждый день, смотрясь по утрам в зеркало, я вижу эту историю. Люди умирают, любовь проходит, потом появляется снова — жизнь идет вперед. С этим ничего не поделаешь. В ситуации, которая описана в фильме, есть элемент жестокости. Да, человека можно заменить. Это жестоко. Но я сам так поступал и знаю это. Мы живем в западном обществе, где существует культ молодости и красоты, хоть об этом и не принято говорить. Я только что вернулся из Лос-Анджелеса. Там люди прооперированы с головы до ног. Конечно, фильм касается и этой темы», — заметил режиссер.

Тем не менее Анна — сильный персонаж. «Она страдает, но отдает свою жизнь коммуне, хотя именно это причиняет ей боль. Мне кажется, это смелый и сильный поступок», — говорит Винтерберг о героине Дюрхольм. «В начале фильма ее не очень вдохновляют традиционные семейные отношения. Она готова экспериментировать, поэтому втягивает мужа в эту странную авантюру с новой архитектурой семьи. У нее есть некоторые идеалы, но она становится их жертвой. Мне кажется, это универсальная история, которая может произойти в любом возрасте», — вторит режиссеру актриса.

Винтерберг рассказал, что прежде всего хотел добиться правдоподобной картины жизни в коммуне, показать и светлые, и темные стороны этого феномена, но в то же время избежать клише. «Мы очень хотели избежать обнаженки, но, как видите, не удалось! Актеры очень хотели раздеться», — смеется режиссер. Журналисты Винтерберга зачем-то активно пытали на тему «Догмы 95»: куда пришло это движение спустя 20 лет, есть ли шанс увидеть «ультра-Догму»?

«Думаю, в Канне в 1998 году, когда 1400 человек устроили нам стоячую овацию, было начало конца. Движение „Догмы“ было нацелено на революцию, на обновление, на риск. За одну ночь наше движение вдруг обрело невероятный успех и стало модным. В Дании можно купить чертову мебель в стиле „Догмы“! Есть даже доставка продуктов на дом в стиле „Догмы“! Это коробка, в которой почти ничего нет. Мы точно не это имели в виду. Риск, революция сменились сексуальностью, модой, известностью. Теперь мы респектабельные датчане, пьем дорогое вино. Один из нас разбогател (и это не я). Мы, конечно, вспоминаем иногда былые дни, но предпосылок для „ультра-Догмы“ точно нет», — обстоятельно ответил Винтерберг.

«Я — Неро», режиссер Рафи Питтс (основной конкурс)

Режиссер Рафи Питтс знает не понаслышке, что такое быть иммигрантом. Его семья покинула Тегеран в 1981 году, поселившись в Британии, а в 1990-е Питтс переехал в Париж, чтобы заниматься кино и работать с Жан-Люком Годаром и Лео Караксом. Сценарий драмы «Я — Неро» он написал вместе со сценаристом румынских фестивальных хитов «4 месяца, 3 недели и 2 дня» и «Смерть господина Лазареску» Разваном Радулеску.

Главным героем Питтс решил сделать мексиканского парня Неро, родившегося и жившего в Штатах, но из-за нарушения его родителями визовых правил депортированного в Мексику. Событий в картине немного. Неро пытается пересечь границу нелегально — его возвращают назад. Неро пытается снова, на этот раз удачно. Он даже находит в Лос-Анджелесе своего брата Хесуса, но роскошная жизнь того в дорогом особняке оказывается обманчивым фасадом.

Неро понимает, что с фальшивыми документами он не сможет нормально жить и работать, поэтому решает записаться в американскую армию. Добровольцам после определенного срока службы полагается гражданство. Это первый час картины. Во втором Неро уже охраняет опасную границу и попадает в засаду. Увы, переживания Неро теряются на фоне затянутых сцен и малозначительных диалогов, а зрителю сложно сопереживать парню, единственная цель которого — получить гражданство.

«Соединенные штаты любви», режиссер Томаш Василевский (основной конкурс)

В 1990 году польскому режиссеру Томашу Василевскому было 10 лет. Он жил в военном городке, будучи окруженным женщинами-домохозяйками. Атмосфера перемен, пиратские видеокассеты с американскими фильмами и, конечно же, женские разговоры, свидетелем которых он был, вдохновили его на печальную панораму жизни польской провинции в приглушенных тонах под названием «Соединенные штаты любви». За визуальную часть отвечал прославленный румынский оператор Олег Муту, поэтому даже не очень красивые голые тела выглядят весьма завораживающе.

Несмотря на название, речь не об Америке, а скорее о разных состояниях любви, которые испытывают четыре главные героини. Мать четырнадцатилетней девочки Агата несчастлива в браке. Она исступленно занимается сексом с мужем, но думает о местном священнике, за которым тайно подглядывает. Директор школы Иза влюблена в женатого отца одной из своих учениц. Преподавательница русского языка Рената, которая вот-вот уйдет на пенсию, мучается от любви к соседке, юной красавице Маржене. Маржена преподает аэробику и мечтает о карьере супермодели. Ее муж уже три года работает в ФРГ, и, если бы не видеокассеты, которые он ей отправляет, Маржена забыла бы, как он выглядит.

«Сент-Амур», режиссеры Бенуа Делепин, Гюстав Керверн (вне конкурса)

Удрученные тяжелыми женскими судьбами героинь «Соединенных штатов любви», журналисты нашли отдушину в дурацкой французской комедии «Сент-Амур». Даже самые пошлые шутки вызывали в зале живой отклик. Бенуа Делепин и Гюстав Керверн вновь работают с любимыми актерами Жераром Депардье и Бенуа Пульвордом, которые играют фермеров Жана и Брюно, отца и сына.

Отношения у них не клеятся. Жан недоволен тем, как сын пьет и халатно относится к работе, Брюно, в свою очередь, опечален отсутствием девушки и недоволен придирками отца. Когда на сельскохозяйственной ярмарке Брюно устраивает тур по винным стендам и напивается до чертиков (вернее, до поросячьего визга, поддерживаемого настоящими поросятами). Жану ничего не остается, как запихнуть сына в такси и отправиться в настоящее путешествие по винодельням Франции. Если вам вспомнилась картина Александра Пэйна «На обочине», то не зря. Критики уже называют «Сент-Амур» «„На обочине“ без пафоса». Конечно же, путешествие и встречи с эксцентричными персонажами вроде владельца отеля (камео Мишеля Уэльбека) сделают отца и сына ближе.

В прошлом году «Золотого медведя» получила иранская лента «Такси». Фильм из Ирана «Прибытие дракона», демонстрировавшийся в рамках конкурсной программы, даже близко не стоит рядом с ироничной и злободневной картиной Джафара Панахи. «Дракон», отлично начинающийся как нуар (детектив приезжает расследовать самоубийство марксиста-лениниста и приходит к выводу, что мужчина был убит), очень быстро скатывается в документалистику, выдавая говорящие головы на экране. Интерес к фильму моментально теряется. Все же режиссеру нужно было определиться, что он снимает.

Вечером в субботу станут известны победители 66-го Берлинского кинофестиваля. Прогнозы — дело неблагодарное, но мы уверены, что отметят «Огонь в море» и «Колыбельную скорбной тайне». Что решит жюри во главе с Мэрил Стрип, узнаем 20 февраля в 9 вечера по Москве.

Читайте также
Новости Gotham Awards: «Лунный свет» стал лучшим фильмом Вечером 28 ноября прошла церемония вручения Gotham Awards, на которой лучшим независимым фильмом США была признана драма «Лунный свет».
Новости Мэрил Стрип снимется в «Мэри Поппинс возвращается» Трехкратная лауреатка премии «Оскар» Мэрил Стрип присоединится к Эмили Блант в новой экранизации «Мэри Поппинс» от студии Disney.
Статьи Проза жизни: 10 фильмов об американских писателях На российские экраны выходит биографическая драма «Гений» про дружбу писателя Томаса Вулфа (Джуд Лоу) и его издателя (Колин Фёрт). Погрузившись в историю литературы США, КиноПоиск вспомнил другие интересные фильмы про американских писателей.
Комментарии (16)

Новый комментарий...

  • 7

    Alt-J 20 февраля 2016, 01:02 пожаловаться

    #

    Винтерберг рассказал, что прежде всего хотел добиться правдоподобной картины жизни в коммуне, показать и светлые, и темные стороны этого феномена, и, в то же время, избежать клише

    Судя по всему у него это очень круто получилось, картина не только выглядит правдоподобной и живой, но видна и та грань, которая разделяет фильм на 2 части, за героями интересно следить и наблюдать за всем происходящим.

    P.s. Смотреть только в оригинале с субтитрами, если конечно же вы не знаете датский)

    ответить

  • 5

    Milshin97 20 февраля 2016, 02:48 пожаловаться

    #

    «Коммуна» Томаса Винтерберга заинтересовала

    ответить

  • Sisley1991 20 февраля 2016, 04:25 пожаловаться

    #

    Вижу слово «коммуна», сразу вспоминаю наш фильм «Место на земле» с юной Нонной Гришаевой

    ответить

  • 5

    Demba 20 февраля 2016, 05:30 пожаловаться

    #

    «Один из нас разбогател и это не я» — Томас Винтерберг

    ответить

  • 3

    dina7911 20 февраля 2016, 07:20 пожаловаться

    #

    Очень хочется посмотреть «Коммуну». Сюжет интересный, да и Винтенберг у руля делает фильм очень привлекательным для меня.

    Также заинтересовали «Соединённые штаты любви».

    ответить

  • 3

    nuta9110 20 февраля 2016, 08:39 пожаловаться

    #

    «24 недели» и «Коммуна» заинтересовали, буду смотреть.

    ответить

  • 2

    DDO 20 февраля 2016, 09:15 пожаловаться

    #

    Особенность артхауса и просто малобюджетного кино в том, что его можно сколько угодно представлять как что-то новое и интересное. Потому что, если твою картину не протолкнули на фестиваль, то её никто и не узнает. Хотя «всё уже снято до вас».
    Вот и «Коммуна». Ведь такой фильм уже есть, и называется он «Моя королева Каро».
    http://www.kinopoisk.ru/film/422400/
    Жизнь в коммуне, любовница с улицы, голые тела, судьба ребёнка.
    Будь это блокбастером, то отзывы были бы не «заинтересовало» и «жду», а «сколько можно снимать одно и тоже».

    ответить

  • 5

    feorant 20 февраля 2016, 10:52 пожаловаться

    #

    Ну вообще первый хрестоматийный пример про коммуну, приходящий в голову — фильм партнера Винтерберга по «Догме» Ларса «наше всё» Триера «Идиоты». Но он то как раз укладывается в постулаты «Догмы», и акценты там наверное немного иные. Но эта тема очень развита в кинематографе Скандинавских стран, у них почти каждый год что-то на эту тему выходит. Еще один широкоизвестный фильм о коммуне в Скандинавии — «Вместе» Лукаса Модиссона.
    Так что понятно, что «все это уже было», причем не так давно было, но это и постоянно будет в будущем, так как кинематографичная тема, которую можно интересно раскрывать. Все дело в авторских акцентах и проблематике.

    ответить

  • 1

    El_principe 20 февраля 2016, 11:03 пожаловаться

    #

    «Коммуну» я точно посмотрю.

    ответить

  • Просто Диман 20 февраля 2016, 12:29 пожаловаться

    #

    на скрине я-Неро Филип Сеймур Хоффман почудился.

    ответить

  • 1

    Миша-35 20 февраля 2016, 13:16 пожаловаться

    #

    После острейшей и мощнейшей «Охоты» Винтерберг, судя по всему, снова снял очень сильное, драматическое и пронзительное кино. Поэтому «Коммуну» смотрю обязательно.
    «Соединенные штаты любви» тоже выглядят неплохой драмой, которой стоит уделить внимание.
    Дурацкая комедия с Депардье? Тоже можно глянуть под настроение. Такие фильмы Жерару обычно удаются неплохо, причем в любой компании.

    ответить

  • 1

    Daniyar Dark Knight 20 февраля 2016, 14:16 пожаловаться

    #

    После фильма «Охота» интерес к Винтербергу как никогда высок…

    ответить

  • Aqata 21 февраля 2016, 00:37 пожаловаться

    #

    «Коммуна» однозначно в списке ожидаемых, ну и «Соединенные штаты любви» заинтересовали)

    ответить

  • Alex Croft 21 февраля 2016, 10:05 пожаловаться

    #

    Фильм Винтерберга с самого начала вызывал интерес

    ответить

  • iamromanov 20 марта 2016, 20:23 пожаловаться

    #

    Midnight Special… Так пока и не дали название фильму на русском? Хоть не транслитерацию, хотя, судя по информации, в российский прокат может не пожаловать. Вполне бы подошло название «Особенная полночь».

    ответить

 
Добавить комментарий...