всё о любом фильме:

Берлин-2016: Майкл Мур в Европе, вирус Stuxnet в сети 18.02.2016

Сразу две злободневные документальные картины стали главными героями очередной заметки КиноПоиска из Берлина. Это исследование истоков вируса Stuxnet «Уязвимость нулевых дней» режиссера «Наваждения» Алекса Гибни и хулиганская лента политического активиста Майкла Мура «Куда бы еще вторгнуться». Увы, сам Мур на Берлинале не приехал из-за болезни.

Лирическое отступление.

17 февраля корреспонденты КиноПоиска проснулись в 6 утра и уже в 07:15 стояли в очереди за билетами на восьмичасовой конкурсный фильм «Колыбельная скорбной тайне». Администрация фестиваля устроила совместный (и единственный) показ для прессы и зрителей, поэтому на него по обычной аккредитации не попасть. Необходим билет. Нам досталось место в партере справа (ряды с первого по девятый), так что придется попрощаться с шеей. Но мы не унываем и готовимся к встрече с прекрасным. А пока вот вам еще одна порция отсмотренного на Берлинале.

«Уязвимость нулевых дней», режиссер Алекс Гибни (основной конкурс)

Новая документальная лента от Гибни, снявшего историю о церкви сайентологии «Наваждение», смотрится как настоящий шпионский фильм. По окончании мы вышли из зала с четким ощущением паранойи. Захотелось проверить все свои электронные устройства на наличие (или скорее на отсутствие) вируса Stuxnet, которому посвящена картина Гибни.

«Никто ничего не будет комментировать, — говорит один из высокопоставленных собеседников Гибни. — А если бы даже я что-то и знал, то ничего не сказал бы». Вирус Stuxnet обнаружил Сергей Уласень, антивирусный эксперт из белорусской компании. Гибни разговаривает с Сергеем по скайпу, общается с Евгением КасперскимКо мне пришли и сказали: помнишь, как ты ждал, что случится что-то ужасное? Оно случилось!»), задает неудобные вопросы военным и политикам. Оказалось, что Stuxnet — один из тех вирусов, что показывают в фантастике. Он способен не просто навредить программному обеспечению, но и физически разрушить инфраструктуру.

Режиссер расследует истоки вируса, находя некую программу под названием «Олимпийские игры» и изучая то, как она была разработана, написана и едва не спровоцировала международный кризис. Считается, что за Stuxnet стоят правительства США и Израиля, разработавшие его для атак на иранские учреждения, где разрабатывали атомное оружие. Конечно, никто официально не признается, но особенность Stuxnet в том, что его атака могла бы сравниться по мощи с Хиросимой. Сейчас Stuxnet чем-то похож на Skynet. Он сам копируется, сам появляется в ваших компьютерах (не нужно что-то скачивать или нажимать на завлекательную ссылку) и абсолютно неподконтролен.

Алекс Гибни говорит: «История Stuxnet как сказка „Новое платье короля“. Вирус появился, все о нем знают, знают, что его создали США и Израиль, но никому не позволено о нем говорить». Свой фильм Гибни монтирует довольно бойко, перемежая говорящие головы компьютерной графикой а-ля «Матрица». Один из продюсеров фильма, Сара Дауленд работала в департаменте визуальных эффектов трилогии «Матрица» и франшизы «Гарри Поттер» и приложила немало усилий, чтобы зрителю стала понятна природа вируса. Мы надеемся, что этот фильм дойдет до России, потому что тема кибервойн в последнее время становится все актуальнее.

«Смерть в Сараево», режиссер Данис Танович (основной конкурс)

Три года назад картина Тановича «Эпизод из жизни сборщика железа» стала триумфатором Берлинале, получив Гран-при жюри, а также премию за лучшую мужскую роль. «Смерть в Сараево» — седьмая картина боснийского постановщика, лауреата премии «Оскар» за свой дебют «Ничья земля». Кроме того, «Смерть» стала первой лентой Тановича, снятой полностью в его родном городе в Сараево.

«Европа», роскошный отель в Сараево, готовится к посвященному Евросоюзу вечеру в честь столетия покушения на эрцгерцога Франца Фердинанда. На крыше снимается программа, где разные эксперты рассуждают, кем был Гаврило Принцип, террористом или героем. В президентском номере селится важный спикер (его играет француз Жак Вебер), но в самом отеле неспокойно. Вечером готовится забастовка персонала, уже два месяца не получающего зарплату. Управляющий «Европой» сбивается с ног. Во время престижного вечера отель могут закрыть из-за долгов банку. Параллельно начинают пропадать ключевые сотрудники, а на крышу приходит потомок Принципа, тоже Гаврило Принцип. Его разговор с ведущей приведет к разногласиям, которые положат начало цепи неприятных событий.

Танович считает, что его фильм — очень боснийская, балканская история о переходе. «Я все никак не могу понять, как долго будет длиться переход. Он затянулся на 30 лет, — говорит режиссер. — Многие считают, что мои фильмы метафоричны, но я не придумываю их такими специально. Если зрителям нравится видеть подтекст, почему бы и нет. Оставляю интерпретацию своих фильмов для них».

«Смерть в Сараево» — любопытная картина, но особенно интересна она будет тем, кто знаком со всеми перипетиями сербско-боснийского конфликта. Если нет, то тоже не беда. В фильме немало черного юмора, который отвлечет вас от политического подтекста. Хотя, конечно, без него не обойтись.

«Одни в Берлине», режиссер Венсан Перес (основной конкурс)

Один из самых печальных типов кино — сильные актеры в слабом фильме. Так получается с картиной Переса, который решил отдать должное своим немецким корням (мать французского актера родом из Германии) и экранизировал роман Ганса Фаллады 1947 года. В 2009 году у книги вышел новый перевод на английский язык, и Перес приобрел права на роман.

Действие фильма развивается в Берлине, как это понятно из названия. Время — 1940-е. Брендан Глисон и Эмма Томпсон играют супружескую чету Квангель, чей сын погибает на войне. Убитые горем родители начинают тихую подрывную деятельность. Например, оставляют открытки с надписями вроде «Мать! Фюрер убил моего сына» или «Война Гитлера — смерть рабочим» в разных местах города. Открытки накапливаются у инспектора полиции (Даниэль Брюль), который обязан найти таинственных авторов посланий.

Зачем Перес заставил отличных актеров Глисона и Томпсон говорить с немецким акцентом, нам неведомо. Равно как и то, почему картина получилась настолько неумелая, будто любительская. Но за исполнителей главных ролей многие рецензенты накидывают лишнюю звездочку (возможно, некоторые добавляют баллы за роскошные накладные усы Брюля). Мы оценок не ставим, а лишь отметим, что «Одни в Берлине» — вторая лента студии Warner в конкурсе (первой была Midnight Special), и задумаемся, что бы это значило.

«Куда бы еще вторгнуться», режиссер Майкл Мур (секция Berlinale Special Gala)

Одиозный документалист Майкл Мур в своем новом фильме два часа занимается тем, что в России очень любят, — ругает США. В то же время он занимается тем, что ругает собственную страну и хвалит прогрессивную (с точки зрения равноправия, уровня социального обеспечения, отношения к собственной проблемной истории) Европу и даже заглядывает в Тунис, где тоже, как выясняется, дела обстоят лучше, чем в Америке. Европейцы на показе в Берлине хохотали без перерыва. По эту сторону океана лента Мура кажется действительно очень смешной.

Начинает Мур с того, что припоминает все неудачные войны и вторжения, предпринятые Соединенными Штатами за последние полвека, результатом чего стали лишь огромные расходы. «Пентагон вызвал меня и попросил совета», — радостно заявляет документалист. «Ну, я и предложил: дайте солдатам отдохнуть, отправьте меня завоевывать новые территории!» — говорит Мур и отправляется в путешествие за полезными для Америки идеями, предварительно нарисовав страшную картину того, что происходит в родной стране: туалетной бумаги в школах не хватает, невинных людей сажают в тюрьму на десятки лет, уровень подростковых абортов достиг небывалых высот.

Первая остановка — Италия (хохот в зале там, где сидят итальянские журналисты). Мур вторгается в квартиру самой обычной пары (он — полицейский, она — байер в магазине одежды) и выясняет, что итальянцам по закону положено несколько недель оплачиваемого отпуска, оплачиваемый медовый месяц и отпуск по уходу за ребенком, а также тринадцатая зарплата. Эти халявщики уходят на обед на два часа, чтобы спокойно в кругу семьи съесть пасту и выпить вина. «Как так?!» — удивляется режиссер и спрашивает владельцев компании по производству одежды о том, почему те не дерут со своих работников три шкуры. «А зачем? Чтобы быть богаче? Зачем нам быть богаче?» — недоумевают итальянцы. Мур недоумевает в ответ: «У нас ничего этого нет, а по продуктивности труда мы с вами на одном уровне, хотя итальянцы работают меньше! В чем дело?» «Просто вы мало занимаетесь любовью», — улыбаются в ответ загорелые лица.

В знак завоевания территории Мур оставляет на фабрике одежды и в квартире американский флаг. Этот же флаг появится:

  • в начальной школе маленькой французской деревни, где дети на обед едят нормальную домашнюю еду и пьют воду, вместо того чтобы питаться бургерами, пиццей, шоколадками и газировкой;
  • в финской школе, где нет домашних заданий и ученикам прививают любовь к жизни и уважение к себе и другим;
  • в норвежской тюрьме, где у охраны нет оружия, а заключенные живут в собственных домиках, которые никто не запирает на ключ;
  • в португальском отделении полиции, где не арестовывают за употребление наркотиков.

Мур активно троллит своих собеседников, но они тоже за словом в карман не лезут:

— Как это вы не сажаете наркоманов? Наркотики разрушают семьи!

— Ну, знаете, «Фейсбук» тоже разрушает семьи!

Мур собирает полезные идеи — от бесплатного высшего образования до бесплатных абортов и сексуального просвещения подростков — и искренне удивляется, обнаруживая, что когда-то в США можно было встретить если не их воплощение, то хотя бы намерение оного. «Я оптимист», — заключает в конце режиссер, стоя около Берлинской стены и вспоминая, как ребенком не мог даже представить себе, что стена падет, а холодная война закончится. Для изменений нужно не так много, всего несколько десятков лет. Кажется, теперь мы знаем, как зовут главного романтика современного кино.

если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите CTRL+Enter

Навигация по новостям
Фильмы
«Midnight Special», «Гарри Поттер и философский камень», «Колыбельная скорбной тайне», «Куда бы еще вторгнуться?», «Матрица», «Наваждение», «Ничья земля», «Одни в Берлине», «Смерть в Сараево», «Эпизод из жизни сборщика железа»
Имена
Алекс Гибни, Брендан Глисон, Венсан Перес, Гаврило Принцип, Ганс Фаллада, Данис Танович, Даниэль Брюль, Жак Вебер, Майкл Мур, Эмма Томпсон

Новости «в тему»:


20.02.2016   Берлин-2016: Мэрил Стрип все правильно сделала
04.09.2012   Венеция-2012: Батальная живопись с французскими звездами



Комментарии (67)

Новый комментарий...

  • Milshin97 18 февраля 2016, 02:44 пожаловаться

    #

    Буду ждать «Одних в Берлине». Отличный актерский состав меня подкупил

    ответить

  • 18

    Sisley1991 18 февраля 2016, 06:08 пожаловаться

    #

    А я бы с удовольствием посмотрела «Куда бы ещё вторгнуться»;)

    ответить

  • 6

    monfils93 18 февраля 2016, 07:16 пожаловаться

    #

    «Куда бы ещё вторгнуться» — мне кажется, девиз всей карьеры Мура.

    ответить

  • 1

    El_principe 18 февраля 2016, 10:57 пожаловаться

    #

    Не знал, что Мур новый фильм снял.
    И фильм Переса с удовольствием бы посмотрел.

    ответить

  • 2

    Alex Croft 18 февраля 2016, 14:13 пожаловаться

    #

    Ух ты. Вот очередной фильм Мура точно стоит посмотреть

    ответить

  • 1

    Daniyar Dark Knight 18 февраля 2016, 15:44 пожаловаться

    #

    Новый фильм Мура я бы посмотрел и про вирус тоже.

    ответить

  • 1

    Martin Stlouis26 18 февраля 2016, 19:46 пожаловаться

    #

    «байер в магазине одежды». Боже, какой сейчас год, где я??? http://makeameme.org…ar_is_it_jumanji.jpg
    Что этот англицизм забыл у нас?

    ответить

 
Добавить комментарий...