Новости

Семь фильмов «Темных ночей», на которые стоит обратить внимание

Поэтичный взгляд на миф о Павлике Морозове, картина, предсказавшая теракты в Париже, признание в любви Хичкоку, поиски следов Исаака Бабеля, невероятная история украинского священника и еще две картины, которые КиноПоиск увидел на фестивале «Темные ночи» и рекомендует к просмотру.

Фестиваль «Темные ночи» проходил в Таллине с 13 по 29 ноября и завершился победой южнокорейской картины «Престол» — костюмной исторической драмы, действие которой развивается при дворе короля в 1762 году. Южная Корея отправила картину на «Оскар». Режиссер Ли Чон Ик так вдохновился атмосферой фестиваля, что денежный приз в 10 000 евро вернул организаторам для развития смотра в следующем году. Такое случилось в истории фестиваля впервые.

КиноПоиск провел в Таллине четыре дня и выбрал из программы семь любопытных картин.

«В лучах солнца», режиссер Виталий Манский

За свою документальную картину о Северной Корее Манский получил в Таллине сразу две награды — премию за режиссуру и специальный приз жюри. «В лучах солнца» отлично приняли на главных документальных смотрах Европы в Лейпциге, Амстердаме и в Йиглаве. Сейчас фильм продолжает шествие по зарубежным кинофестивалям и рано или поздно будет показан в России. Документалисту Манскому удалось практически невозможное — запечатлеть самую закрытую страну в мире, умудрившись обойти навязанные северокорейской стороной правила игры. Вместо фильма по заранее утвержденному сценарию российская съемочная группа фиксирует весь бэкстейдж по созданию идеальной картины из жизни северокорейской школьницы. Самые впечатляющие кадры — крупный план измученной своей миссией девочки, вынужденной изображать образцовую пионерку.

«Внутри ячейки», режиссер Николя Бухриф

Триллер о небольшой террористической ячейке в Париже раньше назывался «Сделано во Франции». Картине Николя Бухрифа ужасно не повезло стать фактически пророком грядущих терактов, из-за которых фильм никак не может выйти в прокат у себя на родине. Релиз должен был состояться в начале года, но из-за расстрела редакции сатирического журнала «Шарли Эбдо» прокатчик SND побоялся заниматься картиной на больную тему. Затем компания Pretty Pictures взялась выпустить фильм на экраны 4 ноября, но перенесла релиз на 18 ноября из-за высокой конкуренции. Париж уже заполнили постеры с автоматом Калашникова на фоне Эйфелевой башни, но грянуло 13 ноября. В этот день во французской столице произошла серия терактов, и выход фильма вновь пришлось отложить, а постеры — срочно убрать с улиц и из подземки. В итоге пока ленту показали зрителям лишь на фестивалях в Пусане и Таллине вне конкурса.

Главный герой «Внутри ячейки» — журналист Сэм арабско-французского происхождения, знаток мусульманской культуры, мечтающий написать статью о джихаде. Ради материала он посещает подпольную мечеть на окраине Парижа и становится частью группы террористов, готовящих взрыв в центре города. Картина Бухрифа не избегает определенных клише и является средним, но крепким представителем своего жанра. Ценно другое. Лента вскрывает очень болезненную тему доморощенного, внутреннего терроризма. Ее герои — потомки мигрантов, родившиеся уже в Европе, а один и вовсе француз по национальности, ищущий в радикальной деятельности какой-то собственный смысл существования. Их увлекают не религиозные идеи, а возможность придать очень скромной жизни продавца обуви глобальное предназначение. И, как отмечает Сэм, они не только не знают арабского, но и Коран едва ли читали.

«В поисках Бабеля», режиссер Дэвид Новак

Исаак Бабель, автор «Конармии» и «Одесских рассказов», был расстрелян в 1940 году. Его обвинили в шпионаже, под пытками выбив из писателя признательные показания. Весь его архив, а это десятки неоконченных произведений, был конфискован и утерян. Спустя 75 лет после смерти деда Андрей Малаев-Бабель, театральный режиссер и педагог, отправляется в путешествие по Украине, Франции и России, чтобы своими глазами увидеть знаковые для Исаака Бабеля места и поговорить с людьми, которые его знали или изучали его творчество.

Синагога, упомянутая в «Конармии», все так же разрушена и почти не видна из-за буйной растительности. В одесской квартире Бабеля ныне проживает богатый чиновник, а и интерьеры поражают безвкусицей. На дачный участок в подмосковном Переделкино, где Бабеля арестовали в мае 1939-го, внука писателя не пускают суровые охранники, угрожая разбить камеру. Впрочем, куда чаще Андрей встречает людей, влюбленных в литературу и оберегающих наследие его деда. Трогательное и иногда пробирающее до слез путешествие сопровождается отрывками из Бабеля на английском. Их читает Лив Шрайбер.

«Заря», режиссер Лайла Пакалныня

«Заря» — это название колхоза в Латвии, где живет Янис, латышский аналог Павлика Морозова. Черно-белая лента получила в Таллине награду за операторскую работу. Камера Войцеха Старона то взлетает ввысь, то приближается вплотную к лицам героев и увлеченно играет светом и тенью, напоминая вдруг кадры из фильмов Сергея Эйзенштейна. Намек не был случаен: режиссер училась во ВГИКе и именно там узнала о печальной судьбе картины «Бежин луг» Эйзенштейна, которая как раз рассказывала о коллективизации и пионере-доносчике. Несмотря на то, что фильм был практически готов, его подвергли резкой критике (по легенде, несмонтированный материал с несколькими дублями показали Сталину и тот возмутился: как можно снимать одну и ту же сцену восемь раз!), а производство свернули.

Пакалныня сняла своеобразный трибьют Эйзенштейну, в котором даже есть сцена разгрома церкви. Хотя абсурдистской картине латышского режиссера не хватает стройности, терпеливые зрители смогут получить удовольствие от этого ироничного взгляда на историю и мифы советского времени. В качестве некоторого аналога можно привести «Ангелов революции» Алексея Федорченко, тоже авторски перерабатывающего исторический материал.

«Крокодил Геннадий», режиссер Стив Хувер

Документальный фильм-портрет Геннадия Мохненко — пастора из Мариуполя, вставшего на нелегкий путь борьбы с наркоманией и детской беспризорностью в городе. Геннадий организовал реабилитационный центр для беспризорников «Республика Пилигрим», куда детей с улиц увозил практически насильно. Иногда ему удавалось помочь подросткам избавиться от зависимости и изменить свою жизнь, иногда (кажется, едва ли не чаще) дети убегали обратно, к верной смерти. Пастор действует без разрешений и ордеров («Мне не нужна бумага, чтобы делать доброе дело»), поднимает жителей на борьбу с продажей доступных наркотиков в аптеках без рецепта, активно выступает на телевидении и вообще, кажется, ощущает себя немного Джеймсом Бондом. Вернее, крокодилом Геной из мультфильма, который помогал всем ребятам.

«Крокодил Геннадий» — тяжелое зрелище с опухшими лицами, гниющими телами, сценами похорон подростков. Далекий, но все же заметный фон — Майдан, борьба за власть, разбитые стекла и военные в городе. Несмотря на отсутствие четкого сюжета, бесконечная борьба пастора Геннадия все 96 минут держит зрителя приклеенным к экрану. Режиссер Стив Хувер ловко монтирует сцены из жизни Мохненко с кадрами из «Чебурашки» — получается удивительно логичный диалог. «Тебе что, делать нечего?» — спрашивает крокодил Гена мальчика, залезающего в яму вверх тормашками. «Совсем нечего!» В современном Мариуполе это «совсем нечего» приводит к более страшным последствиям. Картину Стива Хувера можно будет увидеть в Москве на «Артдокфесте», где лента участвует в основном конкурсе.

«Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией», режиссер Александр Сокуров

«Франкофонию» в Таллине показывали в рамках программы «Панорама», а премьера нового фильма Александра Сокурова состоялась в сентябре на фестивале в Венеции, где ее тепло приняли критики. После «Русского ковчега» Сокуров вновь ставит в центр повествования музей — сокровищницу культуры, но на этот раз Лувр в годы Второй мировой войны. Размышления режиссера в кадре продолжаются документальной хроникой военного времени, чтобы смениться игровыми эпизодами с его версией исторических событий.

Это причудливый микс киноэссе, игрового фильма и документалистики, рассказывающий о встрече в Париже двух людей — немецкого генерала графа Вольф-Меттерниха и директора музеев Франции Жака Жожара. Немцу и французу удается не допустить вывоза достояния Французской Республики — и цивилизации в Германию, сохранив главное, искусство. Кстати, Эрмитаж в годы блокады Ленинграда — с пустыми рамами на стенах и лагерем для раненых — тоже появляется в «Франкофонии», трагически контрастируя с Лувром. В феврале лента Сокурова выйдет в российский прокат.

«Хичкок/Трюффо», режиссер Кент Джонс

Премьера документального фильма Кента Джонса состоялась в этом году на Каннском кинофестивале. Более подходящего места для этой киноманской картины и не придумаешь. Дэвид Финчер, Уэс Андерсон, Питер Богданович, Мартин Скорсезе, Ричард Линклейтер и другие рассказывают о своем отношении к гению Хичкока, а параллельно разговор с режиссером ведет молодой француз Трюффо. Этот разговор состоялся в 1962 году на студии Universal и шел целую неделю, после чего в 1966 году Трюффо выпустил книгу на его основе, надеясь развенчать стереотипное восприятие работ Хичкока как жанровых, чисто развлекательных картин.

Услышать голоса двух незаурядных режиссеров, заглянуть в их переписку («Ваши слова растрогали меня до слез», — пишет Хичкок французскому коллеге), увидеть что-то новое в засмотренных до дыр картинах, узнать, как Хичкок повлиял на кино, каким оно стало сегодня — это ли не рай для настоящего ценителя? Наконец, «Хичкок/Трюффо» дает зрителю возможность понять, как фильмы гения саспенса воспринимались публикой его времени. «На показе „Психо“ зрители кричали. И это было не просто „А! А!“. Это было „АААААААА!“», — невозмутимо говорит Богданович. «Впервые поход в кино стал чем-то опасным», — соглашается Скорсезе. Одна беда: кадры из фильмов Хичкока со всеми невероятно ценными комментариями пролетают так быстро, что хочется перемотать назад и посмотреть еще, чтобы на этот раз точно ничего не упустить.

Все эти семь картин вызвали на фестивале «Темные ночи» повышенный интерес публики, часто несмотря на отсутствие звезд и непростые темы, но именно ради таких открытий и стоит посещать фестивали. Чтобы не пропустить выход лент в прокат или показ на отечественных смотрах, можно подписаться на обновления на странице каждой из картин.

Читайте также
Новости Она вам не «Орел»: Как прошла церемония вручения «Ники» Призы не стали сенсацией и почти повторили расклад «Золотого орла». Зато речи призеров не обошлись без упоминаний Сенцова и Навального.
Новости Лунгин, Манский и Хлебников вступились за «Матильду» Фильм Алексея Учителя «Матильда» давно критикуют РПЦ и депутат Наталья Поклонская.
Статьи Бабушкин секрет и вирус «Стакснет»: 12 лучших докфильмов года Аутисты, победившие недуг с помощью шахмат и лент Диснея, туристы из Освенцима и другие герои самых интересных документальных фильмов 2016-го.
Комментарии (8)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...